Для психолога

  • docx
  • 10.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5.docx

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.6.3.

 

Тренинг-беседа для учащихся 10-х классов «Это наш 10 класс!»

 

Цель – создание условий для активизации процесса успешной адаптации учащихся 10-х классов к новому классному коллективу и условиям старшей школы.

 

Задачи:

·         обучение способам осознания и отреагирования эмоций;

·         повышение самооценки учащихся;

·         повышение общей коммуникативной культуры;

·         формирование групповых норм партнерского общения;

·         формирование навыков взаимодействия в команде (группе); развитие чувства «мы», внутреннего единства класса;

·         формирование благоприятного социально-психологического климата в кол­лективе.

 

Ход занятия.

 

Приветствие. Вступительное слово ведущего. Обозначение целей и задач тренинга и взаимодействия.

 

Принятие правил эффективной работы на тренинге.

1. Общение между всеми участниками и ведущим — на «ты».

2. Персонификация общения и высказываний.

3. Доверительный стиль и искренность в общении. Конфиденциальность.

5. «Стоп!»

6. «Здесь и теперь»

7.  Без оценок.

8. Совместный поиск. «Обратная связь»

 

Упражнение «Знакомство»

Цели: формирование и закрепление нормы общения в группе (обращение друг к другу по именам), установление равенства позиций (учащиеся привыкают называть друг друга по имени, а не по фамилии или прозвищу).

Инструкция. Первый участник называет свое имя, следующий - имя первого участника и свое, третий - имя первого и второго участников и свое и т. д.

 

Упражнение «Презентация».

Цели: развитие эмпатии и навыков самопрезентации, создание условий для более глубо­кого знакомства друг с другом и доверительного общения.

Инструкция. Ведущий разбивает участников на пары (желательно - с малознакомыми партнерами). Задача в течение 10 мин собрать как можно больше информации о парт­нере. По окончании интервью партнеры представляют друг друга остальным участникам группы. Вопросы для обсуждения:

•     Интересно ли было узнавать новое о партнере?

•    Легче было брать интервью или быть «звездой»?

 

Упражнение-разминка «Меняются те, кто ...».

Участники группы сидят на стульях в кругу. Доброволец стоит в центре круга т.к. для него нет свободного стула. Он - водящий. Водящий должен объявить, кто будет меняться местами. Например, он говорит: "Поменяйтесь местами те, кто сегодня чистил зубы (поменяйтесь местами те, кто в брюках; поменяйтесь местами те, у кого светлые волосы; поменяйтесь местами те, кто любит учиться и т.д.) ". Все участники группы, которые обладают указанным свойством, должны встать со своего места и поменяться местами с кем-то из друзей.

 

Упражнение «Двадцать Я».

Каждому члену группы даются ручка и бумага.

"Двадцать раз ответьте на вопросы "кто я, какой, я ". Используйте характеристики, черты, интересы, чувства для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения "Я"... Когда все закончат, каждый по очереди будет зачитывать то, что написал ".

Возможный вариант: "Можете не зачитывать свой список всем, а дать прочитать его только тем, кому захотите ".

Вопросы для обсуждения:

•    Какой участник более точно охарактеризовал себя?

•    Какие качества каждый участник отметил в себе?

•    Для кого было сложно написать все 20 предложений?

•    А кто написал больше 20 предложений?

 

Проективный рисунок «Я-старшеклассник»

Учащимся предлагается взять листок бумаги и представить и изобразить себя в роли старшеклассника. Можно использовать и другой вариант проективного рисунка «Моя жизнь в 9-ом классе и Я-старшеклассник».

 

Деловая игра «Права и обязанности старшеклассников и педагогов».

Все учащиеся в произвольном порядке разбиваются на две команды - старшеклассники и педагоги. В течение 10-15 минут на листе бумаги каждая команда соответственно составляет список прав и обязанностей старшеклассников и педагогов.

Затем начинается обсуждение и принятие каждого права. Ведущий делит доску на две половины для педагогов и учащихся. Затем начинает записывать называемые по очереди права той или другой команды в соответствующую колонку. ВАЖНО! Права фиксируются на доске только в том случае, когда они безоговорочно приняты другой стороной. И так далее игра продолжается до тех пор, пока не будут записаны и составлен список прав и обязанностей для педагогов и старшеклассников.

При обсуждении игры можно разграничить понимание понятий «права» и «обязанности». Составленный кодекс прав и обязанностей принимается классом и педагогом класса, фиксируется, а затем может быть повешен в уголке класса. В игре могут принимать и другие педагоги.

 

Упражнение «Незаконченные предложения».

Каждому из участников раздаются листы с незаконченными предложениями:

Я хочу, чтобы период моего обучения в 10-11 классах.......

Больше всего я хотел бы, чтобы в 10-м классе ...

Лучше всего мне с теми одноклассниками, кто ...

Будущее мне кажется ...

Думаю, что я достаточно способен, чтобы ...

Я был(а) бы очень счастливым человеком, если бы в 10-м классе ...

Я жду от своих учителей ...

Наступит тот день, когда ...

Школа - это ...

Старшеклассник - это...

 

Упражнение «Пожелание в дорогу».

Каждый участник подписывает листок бумаги, затем по команде ведущего передает этот листок соседу. На листе каждый пишет пожелание другому «Желаю тебе в 10-мклассе ...».

 

Завершение занятия

Итоговая рефлексия участников.

Вопросы для обсуждения:

•     Что нового о себе и одноклассниках узнали?

•     Чему научились?

•     Что понравилось/не понравилось?

•     Что было полезным, важным?

 

Прощание.

 

 

 

Педагог-психолог                                                                                        Соловьева Д.Ю.

                   

 

И.о. директора                                                                                               Кохтенко Л.Н.