ПРИЛОЖЕНИЕ 1.6.3.
Тренинг-беседа для учащихся 10-х классов «Это наш 10 класс!»
Цель – создание условий для активизации процесса успешной адаптации учащихся 10-х классов к новому классному коллективу и условиям старшей школы.
Задачи:
· обучение способам осознания и отреагирования эмоций;
· повышение самооценки учащихся;
· повышение общей коммуникативной культуры;
· формирование групповых норм партнерского общения;
· формирование навыков взаимодействия в команде (группе); развитие чувства «мы», внутреннего единства класса;
· формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе.
Ход занятия.
Приветствие. Вступительное слово ведущего. Обозначение целей и задач тренинга и взаимодействия.
Принятие правил эффективной работы на тренинге.
1. Общение между всеми участниками и ведущим — на «ты».
2. Персонификация общения и высказываний.
3. Доверительный стиль и искренность в общении. Конфиденциальность.
5. «Стоп!»
6. «Здесь и теперь»
7. Без оценок.
8. Совместный поиск. «Обратная связь»
Упражнение «Знакомство»
Цели: формирование и закрепление нормы общения в группе (обращение друг к другу по именам), установление равенства позиций (учащиеся привыкают называть друг друга по имени, а не по фамилии или прозвищу).
Инструкция. Первый участник называет свое имя, следующий - имя первого участника и свое, третий - имя первого и второго участников и свое и т. д.
Упражнение «Презентация».
Цели: развитие эмпатии и навыков самопрезентации, создание условий для более глубокого знакомства друг с другом и доверительного общения.
Инструкция. Ведущий разбивает участников на пары (желательно - с малознакомыми партнерами). Задача в течение 10 мин собрать как можно больше информации о партнере. По окончании интервью партнеры представляют друг друга остальным участникам группы. Вопросы для обсуждения:
• Интересно ли было узнавать новое о партнере?
• Легче было брать интервью или быть «звездой»?
Упражнение-разминка «Меняются те, кто ...».
Участники группы сидят на стульях в кругу. Доброволец стоит в центре круга т.к. для него нет свободного стула. Он - водящий. Водящий должен объявить, кто будет меняться местами. Например, он говорит: "Поменяйтесь местами те, кто сегодня чистил зубы (поменяйтесь местами те, кто в брюках; поменяйтесь местами те, у кого светлые волосы; поменяйтесь местами те, кто любит учиться и т.д.) ". Все участники группы, которые обладают указанным свойством, должны встать со своего места и поменяться местами с кем-то из друзей.
Упражнение «Двадцать Я».
Каждому члену группы даются ручка и бумага.
"Двадцать раз ответьте на вопросы "кто я, какой, я ". Используйте характеристики, черты, интересы, чувства для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения "Я"... Когда все закончат, каждый по очереди будет зачитывать то, что написал ".
Возможный вариант: "Можете не зачитывать свой список всем, а дать прочитать его только тем, кому захотите ".
Вопросы для обсуждения:
• Какой участник более точно охарактеризовал себя?
• Какие качества каждый участник отметил в себе?
• Для кого было сложно написать все 20 предложений?
• А кто написал больше 20 предложений?
Проективный рисунок «Я-старшеклассник»
Учащимся предлагается взять листок бумаги и представить и изобразить себя в роли старшеклассника. Можно использовать и другой вариант проективного рисунка «Моя жизнь в 9-ом классе и Я-старшеклассник».
Деловая игра «Права и обязанности старшеклассников и педагогов».
Все учащиеся в произвольном порядке разбиваются на две команды - старшеклассники и педагоги. В течение 10-15 минут на листе бумаги каждая команда соответственно составляет список прав и обязанностей старшеклассников и педагогов.
Затем начинается обсуждение и принятие каждого права. Ведущий делит доску на две половины для педагогов и учащихся. Затем начинает записывать называемые по очереди права той или другой команды в соответствующую колонку. ВАЖНО! Права фиксируются на доске только в том случае, когда они безоговорочно приняты другой стороной. И так далее игра продолжается до тех пор, пока не будут записаны и составлен список прав и обязанностей для педагогов и старшеклассников.
При обсуждении игры можно разграничить понимание понятий «права» и «обязанности». Составленный кодекс прав и обязанностей принимается классом и педагогом класса, фиксируется, а затем может быть повешен в уголке класса. В игре могут принимать и другие педагоги.
Упражнение «Незаконченные предложения».
Каждому из участников раздаются листы с незаконченными предложениями:
Я хочу, чтобы период моего обучения в 10-11 классах.......
Больше всего я хотел бы, чтобы в 10-м классе ...
Лучше всего мне с теми одноклассниками, кто ...
Будущее мне кажется ...
Думаю, что я достаточно способен, чтобы ...
Я был(а) бы очень счастливым человеком, если бы в 10-м классе ...
Я жду от своих учителей ...
Наступит тот день, когда ...
Школа - это ...
Старшеклассник - это...
Упражнение «Пожелание в дорогу».
Каждый участник подписывает листок бумаги, затем по команде ведущего передает этот листок соседу. На листе каждый пишет пожелание другому «Желаю тебе в 10-мклассе ...».
Завершение занятия
Итоговая рефлексия участников.
Вопросы для обсуждения:
• Что нового о себе и одноклассниках узнали?
• Чему научились?
• Что понравилось/не понравилось?
• Что было полезным, важным?
Прощание.
Педагог-психолог Соловьева Д.Ю.
И.о. директора Кохтенко Л.Н.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.