Для психолога

  • docx
  • 10.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 3.docx

2.1. Система работы по вовлечению обучающихся во внеурочную деятельность.

Задачи, стоящие перед школьной психологической службой, подразумевают сопровождение учащихся не только в урочной, но и во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность позволяет решать ряд задач: обеспечивать благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку учащихся и условия для развития ребенка; учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

При организации психолого-педагогического сопровождения по вовлечению учащихся во внеурочную деятельность педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. учитываются содержание и специфика школы, социальный запрос участников образовательных отношений.

Педагог-психолог Соловьева Д.Ю. ставит перед собой следующие задачи психолого-педагогического сопровождения внеурочной деятельности:

- содействие педагогическому коллективу в организации развивающего обучения, возможной его индивидуализации;

- поддержание психологически комфортной атмосферы;

- создание богатой развивающей среды, максимально широких возможностей выбора для учащихся.

Педагог-психолог осуществляет психолого-педагогическое сопровождение по вовлечению учащихся во внеурочную деятельность по следующим направлениям: диагностическое; коррекционно-развивающее; просветительское.

Диагностическое направление. В рамках диагностического направления Соловьевой Д.Ю. проводится:

- анализ запросов учащихся и родителей на дополнительные услуги (спортивные секции, кружки, экскурсионная деятельность, родительский лекторий и т. п.) и определение уровня удовлетворенности их качеством;

- выявление потребностей педагогов в содействии со стороны педагога-психолога по вовлечению учащихся во внеурочную деятельность (запросы от классных руководителей на проведение психологических мероприятий);

- диагностика профессиональных склонностей и предпочтений учащихся и трудностей в совершении профессионального выбора (профориентационная диагностика);

- мониторинг личностных особенностей учащихся, оказывающих влияние на ход и результаты обучения (уровень тревожности, мотивационные качества личности, особенности классных коллективов).

Основные результаты диагностической деятельности:

- психологический анализ образовательной среды (характеристика контингента учащихся, специфика взаимодействия педагогов и учащихся, отношение школьников к обучению и друг к другу, система групповых ценностей, последовательность и реалистичность дисциплинарных требований и т. п. – конкретный набор задач определяется в каждом случае педагогом-психологом в соответствии с запросом);

- выявление основных проблем в развитии учащихся, определение причин их возникновения, путей и средств разрешения.

В данном направлении специфична не столько сама диагностическая работа, сколько ее анализ с точки зрения выявления потребностей и особенностей класса, параллели, школы.

Основными показателями результативности деятельности по данному направлению выступают:

- удовлетворенность запросов участников образовательных отношений на психодиагностическую работу;

- выявление ключевых показателей психологической адаптации учащихся;

- предоставление отчетных материалов администрации, рекомендаций по итогам диагностической работы – педагогическому коллективу, родителям учащихся и самим учащимся.

Коррекционно-развивающее направление. Задачи коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога Соловьевой Д.Ю. в рамках психолого-педагогического сопровождения внеурочной деятельности: преодоление трудностей учащихся в развитии познавательных процессов, социальных установок и навыков, в самовосприятии, обеспечение условий для более эффективной реализации личностного и интеллектуального потенциала.

Данное направление педагог-психолог Соловьева Д.Ю. реализует через:

- ведение групповых занятий по развитию познавательных способностей;

- ведение уроков психологии;

- проведение недель или дней психологии;

- проведение психологических акций;

- ведение дополнительных образовательных программ в рамках дополнительного образования детей, элективных курсов.

Кроме того, в рамках коррекционно-развивающего направления Соловьева Д.Ю. осуществляет:

- психологическое сопровождение слабоуспевающих и социально неблагополучных учащихся (развитие когнитивных и социальных навыков);

- психологическое сопровождение профориентационных групп – для учащихся, испытывающих трудности выбора профессии;

- разработку и проведение психологических игр, занятий тематически соответствующих ключевой психологической проблематике каждого возрастного периода или отдельно взятого класса (группы).

Основные результаты направления:

- своевременная коррекция психологических трудностей учащихся;

- формирование более благоприятных условий для реализации интеллектуального и личностного потенциала.

Критерии эффективности реализации данного направления:

- функционирование групп развития;

- доступность развивающей работы для участников образовательных отношений;

- вариативность психологической помощи по возрасту (от начальной школы до выпускных классов) и по тематике (прямо связанные с обучением, влияющие на него, относящиеся к личностному развитию).

Просветительское направление. Деятельность педагога-психолога Соловьевой Д.Ю. в данном направлении реализуется через:

- проведение родительских собраний, тематических классных часов, педсоветов, направленных на понимание особенностей развития личности;

- консультирование участников образовательных отношений;

- формирование для педагогического коллектива и семей учащихся системы презентаций, памяток и рекомендаций по оптимизации развития и обучения;

- родительский лекторий и семинарские занятия для учителей.

Для начальной школы педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. проводятся классные часы, родительские собрания, выступления на педагогическом совете или консилиуме по проблемам психологической готовности к школе, проблемам выполнения ребенком домашней работы (организация, степень участия взрослых, мотивация выполнения), детско-родительских отношений и их связи с развитием личности ребенка, о развитии способностей.

Для средней школы в связи с вступлением учащихся в подростковый возраст актуальны мероприятия по проблемам общения и отношений в классе, самооценки и самопрезентации, конфликтов и способов поведения в них, а также посвященные трудностям переходного возраста и взаимодействию с близкими людьми.

Для старших классов особенно востребованы тематика подготовки к итоговой аттестации, профориентация, вопросы самопознания и саморазвития.

Всегда интересна учащимся, их семьям и педагогам информация об адаптации к школе на разных ее ступенях, способах эффективного обучения и общения.

Кроме того, иногда бывают востребованы особые мероприятия, например родительский лекторий, освещающий содержание образовательных программ и инновационных введений, семинар по профилактике конфликтов, психологические игры по развитию креативности, тренинг лидерских навыков и т. п.

Стратегический результат деятельности по данному направлению – повышение психологической грамотности и социально-психологической компетентности участников образовательных отношений.

Основными показателями результативности деятельности по данному направлению выступают:

- ведение тематических классных часов, родительских собраний, педагогических консилиумов по актуальным проблемам, связанным с воспитанием и развитием учащихся (всех параллелей);

- ознакомление лиц, участвующих в воспитании и обучении, с психологическими факторами, способными скорректировать поведение и учебные навыки учащихся группы риска;

- наличие индивидуальных консультаций по проблемам повышения психологической компетентности (способы саморазвития, ресурсы личности, механизмы повышения социальной адаптации, преодоление меж- и внутриличностных конфликтов и т. д.).

Таким образом, педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. представлена обоснованная система психолого-педагогического сопровождения по вовлечению учащихся во внеурочную деятельность

Анализ деятельности педагога-психолога по данному направлению представлен в приложении 2.1.