2.1. Система работы по вовлечению обучающихся во внеурочную деятельность.
Задачи, стоящие перед школьной психологической службой, подразумевают сопровождение учащихся не только в урочной, но и во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность позволяет решать ряд задач: обеспечивать благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку учащихся и условия для развития ребенка; учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
При организации психолого-педагогического сопровождения по вовлечению учащихся во внеурочную деятельность педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. учитываются содержание и специфика школы, социальный запрос участников образовательных отношений.
Педагог-психолог Соловьева Д.Ю. ставит перед собой следующие задачи психолого-педагогического сопровождения внеурочной деятельности:
- содействие педагогическому коллективу в организации развивающего обучения, возможной его индивидуализации;
- поддержание психологически комфортной атмосферы;
- создание богатой развивающей среды, максимально широких возможностей выбора для учащихся.
Педагог-психолог осуществляет психолого-педагогическое сопровождение по вовлечению учащихся во внеурочную деятельность по следующим направлениям: диагностическое; коррекционно-развивающее; просветительское.
Диагностическое направление. В рамках диагностического направления Соловьевой Д.Ю. проводится:
- анализ запросов учащихся и родителей на дополнительные услуги (спортивные секции, кружки, экскурсионная деятельность, родительский лекторий и т. п.) и определение уровня удовлетворенности их качеством;
- выявление потребностей педагогов в содействии со стороны педагога-психолога по вовлечению учащихся во внеурочную деятельность (запросы от классных руководителей на проведение психологических мероприятий);
- диагностика профессиональных склонностей и предпочтений учащихся и трудностей в совершении профессионального выбора (профориентационная диагностика);
- мониторинг личностных особенностей учащихся, оказывающих влияние на ход и результаты обучения (уровень тревожности, мотивационные качества личности, особенности классных коллективов).
Основные результаты диагностической деятельности:
- психологический анализ образовательной среды (характеристика контингента учащихся, специфика взаимодействия педагогов и учащихся, отношение школьников к обучению и друг к другу, система групповых ценностей, последовательность и реалистичность дисциплинарных требований и т. п. – конкретный набор задач определяется в каждом случае педагогом-психологом в соответствии с запросом);
- выявление основных проблем в развитии учащихся, определение причин их возникновения, путей и средств разрешения.
В данном направлении специфична не столько сама диагностическая работа, сколько ее анализ с точки зрения выявления потребностей и особенностей класса, параллели, школы.
Основными показателями результативности деятельности по данному направлению выступают:
- удовлетворенность запросов участников образовательных отношений на психодиагностическую работу;
- выявление ключевых показателей психологической адаптации учащихся;
- предоставление отчетных материалов администрации, рекомендаций по итогам диагностической работы – педагогическому коллективу, родителям учащихся и самим учащимся.
Коррекционно-развивающее направление. Задачи коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога Соловьевой Д.Ю. в рамках психолого-педагогического сопровождения внеурочной деятельности: преодоление трудностей учащихся в развитии познавательных процессов, социальных установок и навыков, в самовосприятии, обеспечение условий для более эффективной реализации личностного и интеллектуального потенциала.
Данное направление педагог-психолог Соловьева Д.Ю. реализует через:
- ведение групповых занятий по развитию познавательных способностей;
- ведение уроков психологии;
- проведение недель или дней психологии;
- проведение психологических акций;
- ведение дополнительных образовательных программ в рамках дополнительного образования детей, элективных курсов.
Кроме того, в рамках коррекционно-развивающего направления Соловьева Д.Ю. осуществляет:
- психологическое сопровождение слабоуспевающих и социально неблагополучных учащихся (развитие когнитивных и социальных навыков);
- психологическое сопровождение профориентационных групп – для учащихся, испытывающих трудности выбора профессии;
- разработку и проведение психологических игр, занятий тематически соответствующих ключевой психологической проблематике каждого возрастного периода или отдельно взятого класса (группы).
Основные результаты направления:
- своевременная коррекция психологических трудностей учащихся;
- формирование более благоприятных условий для реализации интеллектуального и личностного потенциала.
Критерии эффективности реализации данного направления:
- функционирование групп развития;
- доступность развивающей работы для участников образовательных отношений;
- вариативность психологической помощи по возрасту (от начальной школы до выпускных классов) и по тематике (прямо связанные с обучением, влияющие на него, относящиеся к личностному развитию).
Просветительское направление. Деятельность педагога-психолога Соловьевой Д.Ю. в данном направлении реализуется через:
- проведение родительских собраний, тематических классных часов, педсоветов, направленных на понимание особенностей развития личности;
- консультирование участников образовательных отношений;
- формирование для педагогического коллектива и семей учащихся системы презентаций, памяток и рекомендаций по оптимизации развития и обучения;
- родительский лекторий и семинарские занятия для учителей.
Для начальной школы педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. проводятся классные часы, родительские собрания, выступления на педагогическом совете или консилиуме по проблемам психологической готовности к школе, проблемам выполнения ребенком домашней работы (организация, степень участия взрослых, мотивация выполнения), детско-родительских отношений и их связи с развитием личности ребенка, о развитии способностей.
Для средней школы в связи с вступлением учащихся в подростковый возраст актуальны мероприятия по проблемам общения и отношений в классе, самооценки и самопрезентации, конфликтов и способов поведения в них, а также посвященные трудностям переходного возраста и взаимодействию с близкими людьми.
Для старших классов особенно востребованы тематика подготовки к итоговой аттестации, профориентация, вопросы самопознания и саморазвития.
Всегда интересна учащимся, их семьям и педагогам информация об адаптации к школе на разных ее ступенях, способах эффективного обучения и общения.
Кроме того, иногда бывают востребованы особые мероприятия, например родительский лекторий, освещающий содержание образовательных программ и инновационных введений, семинар по профилактике конфликтов, психологические игры по развитию креативности, тренинг лидерских навыков и т. п.
Стратегический результат деятельности по данному направлению – повышение психологической грамотности и социально-психологической компетентности участников образовательных отношений.
Основными показателями результативности деятельности по данному направлению выступают:
- ведение тематических классных часов, родительских собраний, педагогических консилиумов по актуальным проблемам, связанным с воспитанием и развитием учащихся (всех параллелей);
- ознакомление лиц, участвующих в воспитании и обучении, с психологическими факторами, способными скорректировать поведение и учебные навыки учащихся группы риска;
- наличие индивидуальных консультаций по проблемам повышения психологической компетентности (способы саморазвития, ресурсы личности, механизмы повышения социальной адаптации, преодоление меж- и внутриличностных конфликтов и т. д.).
Таким образом, педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. представлена обоснованная система психолого-педагогического сопровождения по вовлечению учащихся во внеурочную деятельность
Анализ деятельности педагога-психолога по данному направлению представлен в приложении 2.1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.