3.2. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Таблица 12. Информация об использовании педагогом-психологом информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Ресурс |
Обоснование выбора ресурса |
Системность использования ресурса |
Методическая и практическая результативность применения ресурса |
Конструктор тестов |
Позволяет преобразовать любую текстовую методику в компьютерный вариант |
Периодически |
1. Позволяет создавать компьютерные тесты. 2. В тестах имеется возможность использовать музыку, звуки, изображения и видеоролики. 3. Позволяет разрабатывать и создавать свои собственные анкеты и опросники. 4. Все преимущества компьютерного тестирования (см. п. Компьютерные тесты) |
Компьютерные тесты и диагностические программы |
Облегчает проведение тестирования, обработку и анализ результатов |
Регулярно |
1. Экономия времени и сил психолога. 2. Исключаются ошибки при обработке результатов. 3. Накопление и сохранение электронной базы данных. 4. Повышает “чистоту” диагностической процедуры. 5. Обследуемый, оставаясь один на один с компьютером, может позволить себе быть более откровенным и естественным. 6. Обсуждение результатов тестирования происходит сразу после него. 7. Повышает мотивацию учащихся. |
Обработчики тестов |
Облегчает обработку и анализ результатов |
Регулярно |
1. Позволяет быстро подсчитать результаты тестирования большого количества человек. 2. Позволяет формулировать содержательные итоги выдавать рекомендации по развитию (коррекции) той или иной характеристики. 3. Позволяет представлять результаты диагностики в графической форме: в виде диаграмм, графиков. 4. Позволяет структурировать данные по различным критериям, в том числе формировать «группы риска». 5. Дает возможность формировать итоговые отчеты. 6. Позволяет формировать индивидуальные протоколы на каждого ученика. |
Медиа-презентации |
Наглядность представленного материала |
Регулярно |
1. Повышает интерес слушателей к теме выступления. 2. Дает возможность наглядно отразить важные моменты на экране. 3. Пропадает необходимость распечатки и ксерокопирования наглядного материала. |
Видеоматериалы |
Возможность использования видеороликов, проводить видео-уроки |
Периодически |
1. Повышает интерес слушателей к теме выступления. 2. Привлечение внимания к психологической службе. 3. Выполняют консультативную, обучающую, развивающую, профилактическую функции. |
Медиа-уроки психологии |
Возможность использования различных компьютерных программ и т.п. |
Периодически |
1. Повышает мотивацию и интерес учащихся. 2. Выполняют консультативную, обучающую, развивающую, профилактическую функции. 3. Пропадает необходимость распечатки и ксерокопирования наглядного материала. |
Развивающие компьютерные игры |
Интересный, простой и доступный вид коррекции и развития способностей детей |
Регулярно |
1. Повышает мотивацию и интерес учащихся. 2. Развивает познавательные способности. 3. Стимулирует индивидуальную деятельность детей, их творческий потенциал. 4. Формирует умение планировать свои действия, предвосхищать их результат. 5. Способствует развитию у ребенка мелких мышц руки и зрительно-моторной координации. 6. Способствует формированию умений самостоятельно и инициативно решать игровые задачи. |
Развивающие компьютерные тренажеры |
Отработка практических умений и навыков |
Периодически |
1. Стимулирует развитие различных способностей. 2. Развивает координацию движений руки. 3. Стимулирует стремление ребенка к размышлению и поиску. 4. Происходит становление и развитие форм самосознания и самоконтроля. 5. Исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность. |
Коррекционно-развивающие компьютерные занятия |
Имеют несколько уровней сложности |
Периодически |
1. Дает возможность ребенку научиться оценивать свои силы. 2. Дает возможность получать положительные результаты каждому по своей индивидуальной программе. 3. Повышает интерес к занятиям. |
Психологические компьютерные программы |
Используется в качестве коррекционно-профилактических методов |
Периодически |
1. Оптимизациия умственной работоспособности. 2. Релаксация. 3. Восстановление сил и психической энергии. 4. Предотвращение перенапряжения. 5. Повышение стрессоустойчивости. 6. Профилактика и коррекция психофизиологических и психоэмоциональных нарушений. |
Флэштренинг |
Используется для развития личности |
Периодически |
1. Самоактуализация личности. 2. Релаксация. 3. Решение личностных проблем. |
Веб-сайт
|
Используется в качестве дистанционной психологической службы |
Регулярно |
1. Просвещение участников образовательного процесса. 2. Оказание консультативной помощи. 3. Организация обсуждения актуальных проблем, интересных материалов. 4. Предоставление достаточного времени для размышлений и анализа. 5. Повышение психологической грамотности. |
Электронный журнал учета видов работ |
Позволяет структурировать рабочую документацию психолога |
Регулярно |
1. Автоматический подсчет данных. 2. Автоматическое распределение данных о проделанной работе по разным направлениям. 3. Позволяет организовать деятельность. 4. Повышает эффективность ведения документации и отчетности. |
Электронный психологический паспорт учащегося |
Позволяет накапливать банк диагностических данных по классам |
Периодически |
1. Возможность проследить динамику развития каждого ребенка. 2. Позволяет быстро отыскать информацию на нужного учащегося. |
Из таблицы 12 видно, что педагог-психолог Соловьева Д.Ю. регулярно использует в своей профессиональной деятельности конструктор тестов для преобразования текстовых методик в компьютерный вариант, а так же сами компьютерные тесты и психодиагностические программы. Данные ресурсы применяются для работы с учащимися, родителями и учителями. При этом их использование наиболее эффективно в индивидуальной работе с указанной категорией
участников образовательного процесса, поскольку не всегда можно организовать компьютерное тестирование большой группы людей.
Обработчик тестов используется педагогом-психологом чаще всего для обработки результатов скрининг диагностики. При этом, кроме обработки результатов по каждому тесту в отдельности, обработчик может дать обобщенную информацию по нескольким тестам сразу и определить общий итоговый результат как отдельного ребенка или класса, так и по параллели классов.
При проведении семинара, беседы, родительского собрания педагог-психолог регулярно использует мультимедийные презентации как современное средство наглядности.
В просветительской деятельности на родительских мероприятиях, семинарах для учителей и беседах с учащимися Соловьева Д.Ю. использует фрагменты фильмов и видеоролики следующих категорий: информационные, обучающие, коррекционно-развивающие, профилактические, релаксационные. Применение видеоматериалов делает деятельность педагога-психолога более интересной и продуктивной.
В коррекционно-развивающей деятельности педагог-психолог использует компьютерные игры обучающего и развивающего характера. Их использование способствует развитию познавательных процессов у учащихся; повышению эффективности обучения и учебной мотивации школьников, а также развитию их интеллектуальных и творческих возможностей.
Развивающий компьютерный тренажер педагог-психолог Соловьева Д.Ю. использует в процессе индивидуальной коррекционно-развивающей работы. Так как работает с ним непосредственно сам ребенок, а психолог лишь наблюдает за этим процессом, контролирует правильность выполнения, помогает. Тем более что эффективность занятий от этого только возрастает.
Так же, в рамках коррекционно-развивающей деятельности, Соловьевой Д.Ю. проводятся индивидуальные или групповые занятия с использованием компьютерной техники. Большинство заданий имеет несколько уровней сложности, что дает возможность ребенку научиться оценивать свои силы и получать положительные результаты каждому по своей индивидуальной программе. Конечно, занятие не сводится только к работе за компьютером. Ребенок может чередовать письменные задания с компьютерными – это только повысит его интерес к занятиям и повысит их эффективность.
Коррекционно-профилактические компьютерные программы используются педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. в качестве технического обеспечения комнаты психологической разгрузки, а также в качестве средства или метода оптимизации умственной работоспособности, обучения навыкам саморегуляции, снятия стрессового напряжения, а так же профилактики психоэмоциональных нарушений как в работе с учащимися, так и с учителями.
Так же в коррекционно-развивающей деятельности педагогом-психологом используется метод флэштренинга. Флэштренинг это направление флэштерапии (по Балинту) наиболее эффективное в работе с подростками, старшеклассниками, а так же с родителями и педагогами. Флэштренинг – это просмотр музыкального видеоряда определенной тематики в течение 5-10 минут с последующим обсуждением в группе.
В своей профессиональной деятельности педагог-психолог Соловьева Д.Ю. регулярно использует страницу школьного психолога на сайте образовательной организации http://shcool31.ucoz.ru/index/detskij_psikholog/0-10 которая является эффективным средством связи с педагогами, учащимися и их родителями. На данной странице размещены полезные ссылки, рекомендации и советы, интересные статьи, познавательное видео и т.п. для педагогов, учащихся и их родителей.
Так же педагог-психолог руководит группой «Детский (школьный) психолог» https://vk.com/club21345952. Группа насчитывает более 3000 человек из разных городов России и стран ближнего зарубежья. Группа «Детский (школьный) психолог» создана для коллег психологов, учащихся и их родителей в целях оказания психологической помощи и поддержке всем нуждающимся в ней. В данной группе описан профессиональный опыт работы Соловьевой Д.Ю., а так же осуществляется руководство дистанционной «Школой молодого психолога». Кроме того, для школьных психологов в группе созданы разделы «Обсуждения» на разные профессиональные темы. Для родителей учащихся создан раздел «Помощь родителям». В данном разделе родители могут задать психологам интересующие их вопросы или обратиться с какой-либо проблемой. Так же создан и постоянно пополняется электронными ресурсами раздел «Библиотека».
В организационно-методической деятельности педагог-психолог использует разработанные и созданные им лично электронный журнал учета видов работ и электронные психологические паспорта учащихся. Применение данных ресурсов позволяет увеличить объем выполняемой психологом работы, т.к. высвобождает время и помогает систематизировать материал по различным направлениям работы школьного психолога.
Подтверждение данной информации представлено в приложении 3.2.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.