Для психолога

  • docx
  • 10.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 7.docx

3.2. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Таблица 12. Информация об использовании педагогом-психологом информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Ресурс

Обоснование выбора ресурса

Системность использования ресурса

Методическая и практическая результативность применения ресурса

Конструктор тестов

Позволяет преобразовать любую текстовую методику в компьютерный вариант

Периодически

1. Позволяет создавать компьютерные тесты.

2. В тестах имеется возможность использовать музыку, звуки, изображения и видеоролики.

3. Позволяет разрабатывать и создавать свои собственные анкеты и опросники.

4. Все преимущества компьютерного тестирования (см. п. Компьютерные тесты)

Компьютерные тесты и диагностические программы

Облегчает проведение тестирования, обработку и анализ результатов

Регулярно

1. Экономия времени и сил психолога.

2. Исключаются ошибки при обработке результатов.

3. Накопление и сохранение электронной базы данных.

4. Повышает “чистоту” диагностической процедуры.

5. Обследуемый, оставаясь один на один с компьютером, может позволить себе быть более откровенным и естественным.

6. Обсуждение результатов тестирования происходит сразу после него.

7. Повышает мотивацию учащихся.

Обработчики тестов

Облегчает

обработку и анализ результатов

Регулярно

1. Позволяет быстро подсчитать результаты тестирования большого количества человек.

2. Позволяет формулировать содержательные итоги выдавать рекомендации по развитию (коррекции) той или иной характеристики.

3. Позволяет представлять результаты диагностики в графической форме: в виде диаграмм, графиков.

4. Позволяет структурировать данные по различным критериям, в том числе формировать «группы риска».

5. Дает возможность формировать итоговые отчеты.

6. Позволяет формировать индивидуальные протоколы на каждого ученика.

Медиа-презентации

Наглядность представленного материала

Регулярно

1. Повышает интерес слушателей к теме выступления.

2. Дает возможность наглядно отразить важные моменты на экране.

3. Пропадает необходимость распечатки и ксерокопирования наглядного материала.

Видеоматериалы

Возможность использования видеороликов, проводить видео-уроки

Периодически

1. Повышает интерес слушателей к теме выступления.

2. Привлечение внимания к психологической службе.

3. Выполняют консультативную, обучающую, развивающую, профилактическую функции.

Медиа-уроки психологии

Возможность использования различных компьютерных программ и т.п.

Периодически

1. Повышает мотивацию и интерес учащихся.

2. Выполняют консультативную, обучающую, развивающую, профилактическую функции.

3. Пропадает необходимость распечатки и ксерокопирования наглядного материала.

Развивающие компьютерные игры

Интересный, простой и доступный вид коррекции и развития способностей детей

Регулярно

1. Повышает мотивацию и интерес учащихся.

2. Развивает познавательные способности.

3. Стимулирует индивидуальную деятельность детей, их творческий потенциал.

4. Формирует умение планировать свои действия, предвосхищать их результат.

5. Способствует развитию у ребенка мелких мышц руки и зрительно-моторной координации.

6. Способствует формированию умений самостоятельно и инициативно решать игровые задачи.

Развивающие компьютерные тренажеры

Отработка практических умений и навыков

Периодически

1. Стимулирует развитие различных способностей.

2. Развивает координацию движений руки.

3. Стимулирует стремление ребенка к размышлению и поиску.

4. Происходит становление и развитие форм самосознания и самоконтроля.

5. Исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность.

Коррекционно-развивающие компьютерные занятия

Имеют несколько уровней сложности

Периодически

1. Дает возможность ребенку научиться оценивать свои силы.

2. Дает возможность получать положительные результаты каждому по своей индивидуальной программе.

3. Повышает интерес к занятиям.

Психологические компьютерные программы

Используется в качестве коррекционно-профилактических методов

Периодически

1. Оптимизациия умственной работоспособности.

2. Релаксация.

3. Восстановление сил и психической энергии.

4. Предотвращение перенапряжения.

5. Повышение стрессоустойчивости.

6. Профилактика и коррекция психофизиологических и психоэмоциональных нарушений.

Флэштренинг

Используется для развития личности

Периодически

1. Самоактуализация личности.

2. Релаксация.

3. Решение личностных проблем.

Веб-сайт

 

Используется в качестве дистанционной психологической службы

Регулярно

1. Просвещение участников образовательного процесса.

2. Оказание консультативной помощи.

3. Организация обсуждения актуальных проблем, интересных материалов.

4. Предоставление достаточного времени для размышлений и анализа.

5. Повышение психологической грамотности.

Электронный журнал учета видов работ

Позволяет структурировать рабочую документацию психолога

Регулярно

1. Автоматический подсчет данных.

2. Автоматическое распределение данных о проделанной работе по разным направлениям.

3. Позволяет организовать деятельность.

4. Повышает эффективность ведения документации и отчетности.

Электронный психологический паспорт учащегося

Позволяет накапливать банк диагностических данных по классам

Периодически

1. Возможность проследить динамику развития каждого ребенка.

2. Позволяет быстро отыскать информацию на нужного учащегося.

 

Из таблицы 12 видно, что педагог-психолог Соловьева Д.Ю. регулярно использует в своей профессиональной деятельности конструктор тестов для преобразования текстовых методик в компьютерный вариант, а так же сами компьютерные тесты и психодиагностические программы. Данные ресурсы применяются для работы с учащимися, родителями и учителями. При этом их использование наиболее эффективно в индивидуальной работе с указанной категорией

участников образовательного процесса, поскольку не всегда можно организовать компьютерное тестирование большой группы людей.

Обработчик тестов используется педагогом-психологом чаще всего для обработки результатов скрининг диагностики. При этом, кроме обработки результатов по каждому тесту в отдельности, обработчик может дать обобщенную информацию по нескольким тестам сразу и определить общий итоговый результат как отдельного ребенка или класса, так и по параллели классов.


При проведении семинара, беседы, родительского собрания педагог-психолог регулярно использует мультимедийные презентации как современное средство наглядности.

В просветительской деятельности на родительских мероприятиях, семинарах для учителей и беседах с учащимися Соловьева Д.Ю. использует фрагменты фильмов и видеоролики следующих категорий: информационные, обучающие, коррекционно-развивающие, профилактические, релаксационные. Применение видеоматериалов делает деятельность педагога-психолога более интересной и продуктивной.

В коррекционно-развивающей деятельности педагог-психолог использует компьютерные игры обучающего и развивающего характера. Их использование способствует развитию познавательных процессов у учащихся; повышению эффективности обучения и учебной мотивации школьников, а также развитию их интеллектуальных и творческих возможностей.

Развивающий компьютерный тренажер педагог-психолог Соловьева Д.Ю. использует в процессе индивидуальной коррекционно-развивающей работы. Так как работает с ним непосредственно сам ребенок, а психолог лишь наблюдает за этим процессом, контролирует правильность выполнения, помогает. Тем более что эффективность занятий от этого только возрастает.

Так же, в рамках коррекционно-развивающей деятельности, Соловьевой Д.Ю. проводятся индивидуальные или групповые занятия с использованием компьютерной техники. Большинство заданий имеет несколько уровней сложности, что дает возможность ребенку научиться оценивать свои силы и получать положительные результаты каждому по своей индивидуальной программе. Конечно, занятие не сводится только к работе за компьютером. Ребенок может чередовать письменные задания с компьютерными – это только повысит его интерес к занятиям и повысит их эффективность.

Коррекционно-профилактические компьютерные программы используются педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. в качестве технического обеспечения комнаты психологической разгрузки, а также в качестве средства или метода оптимизации умственной работоспособности, обучения навыкам саморегуляции, снятия стрессового напряжения, а так же профилактики психоэмоциональных нарушений как в работе с учащимися, так и с учителями.

Так же в коррекционно-развивающей деятельности педагогом-психологом используется метод флэштренинга. Флэштренинг это направление флэштерапии (по Балинту) наиболее эффективное в работе с подростками, старшеклассниками, а так же с родителями и педагогами. Флэштренинг – это просмотр музыкального видеоряда определенной тематики в течение 5-10 минут с последующим обсуждением в группе.

В своей профессиональной деятельности педагог-психолог Соловьева Д.Ю. регулярно использует страницу школьного психолога на сайте образовательной организации http://shcool31.ucoz.ru/index/detskij_psikholog/0-10 которая является эффективным средством связи с педагогами, учащимися и их родителями. На данной странице размещены полезные ссылки, рекомендации и советы, интересные статьи, познавательное видео и т.п. для педагогов, учащихся и их родителей.

Так же педагог-психолог руководит группой «Детский (школьный) психолог» https://vk.com/club21345952. Группа насчитывает более 3000 человек из разных городов России и стран ближнего зарубежья. Группа «Детский (школьный) психолог» создана для коллег психологов, учащихся и их родителей в целях оказания психологической помощи и поддержке всем нуждающимся в ней. В данной группе описан профессиональный опыт работы Соловьевой Д.Ю., а так же осуществляется руководство дистанционной «Школой молодого психолога». Кроме того, для школьных психологов в группе созданы разделы «Обсуждения» на разные профессиональные темы. Для родителей учащихся создан раздел «Помощь родителям». В данном разделе родители могут задать психологам интересующие их вопросы или обратиться с какой-либо проблемой. Так же создан и постоянно пополняется электронными ресурсами раздел «Библиотека».

В организационно-методической деятельности педагог-психолог использует разработанные и созданные им лично электронный журнал учета видов работ и электронные психологические паспорта учащихся. Применение данных ресурсов позволяет увеличить объем выполняемой психологом работы, т.к. высвобождает время и помогает систематизировать материал по различным направлениям работы школьного психолога.

Подтверждение данной информации представлено в приложении 3.2.