Для психолога

  • docx
  • 10.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 4.docx

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.3.7.

 

Семинар-практикум для учителей среднего звена

«Школьная тревожность»

 

Переход из начальной школы в среднее звено традиционно считается одной из наиболее сложных педагогических проблем, а адаптация в пятом классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Состояние детей в этот период характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижение самооценки. В связи с этим существует вероятность того, что у ребенка в процессе адаптации может возникнуть школьная тревожность. Что это такое? Это понятие обозначает устойчивое переживание ребенком школьного неблагополучия.

Существует несколько видов школьного неблагополучия: “школьный невроз”, “школьная фобия”, “дидактогенный невроз”, “дидактогения”.

Термин “школьный невроз” употребляется в основном в тех случаях, когда боязнь школы, тревога существуют на неосознаваемом уровне, проявляясь в виде связанных с серьезным внутриличностным конфликтом соматических симптомов (рвоты, головной боли, повышения температуры и т.п.) перед посещением школы. Обращаю ваше внимание на то, что эти симптомы должны быть продолжительны во времени, т.е. в течение нескольких месяцев и непосредственно перед посещением школы.

Понятие “школьная фобия” используется для обозначения различных форм страха, вызываемого посещением школы. Однако в значительной части случаев речь идет именно о непреодолимом страхе.

Термины “дидактогенный невроз” и “дидактогения” используются для того, чтобы показать, что тревога, страх ребенка связаны непосредственно с системой обучения (более узко – отношением к ребенку педагога, поведением учителя).

Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности собственного поведения, своих решений.

Конечно, чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно, поскольку познание всегда сопровождается тревогой. Поэтому следует сразу оговориться, что оптимальная учеба в школе возможна только при условии более или менее систематического переживания тревоги по поводу событий школьной жизни. Однако интенсивность этого переживания не должна превышать индивидуальной для каждого ребенка “критической точки”, после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующее влияние.

Каковы же причины возникновения школьной тревожности? Наиболее типично возникновение школьной тревожности связанно с социально-психологическими факторами. В их число входят: учебные перегрузки, неспособность учащихся справиться со школьной программой, неадекватные ожидания со стороны родителей, неблагоприятные отношения с педагогами, регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации, смена школьного коллектива или непринятие детским коллективом.

Рассмотрим эти факторы подробнее.

Учебные перегрузки. Во-первых, они связанны со структурой учебного года. Исследования показывают, что после шести недель активных занятий у детей резко снижается уровень работоспособности и возрастает уровень тревожности. Восстановление оптимального для учебной деятельности состояния требует как минимум недельного перерыва.

Во-вторых, перегрузки могут вызываться загруженностью ребенка школьными делами в течение учебной недели. Днями с оптимальной учебной работоспособностью являются вторник и среда, затем, начиная с четверга, эффективность учебной деятельности снижается.

И, наконец, в-третьих, свой вклад в перегрузки учащихся вносит принятая сейчас длительность урока.

Неспособность учащихся справиться со школьной программой может быть вызвана самыми разными причинами:

·         повышенным уровнем сложности учебных программ, не соответствующих уровню развития детей;

·         педагогической запущенностью, недостаточной профессиональной компетентностью учителя, не владеющего навыками подачи материала или педагогического общения;

·         психологическим синдромом хронической неспешности.

Неадекватные ожидания со стороны родителей порождают у ребенка внутриличностный конфликт, который, в свою очередь, приводит к формированию и закреплению тревожности вообще. Чем больше родители ориентированны на достижение ребенком высоких учебных результатов, тем более выражена у ребенка тревожность.

Неблагоприятные отношения с педагогами. Во-первых, тревожность может порождаться стилем взаимодействия с учениками, которого придерживается учитель.

Во-вторых, формированию тревожности могут способствовать завышенные требования, предъявляемые педагогом к ученикам.

В-третьих, тревожность может быть вызвана избирательным отношением педагога к конкретному ребенку, прежде всего, связанным с систематическим нарушением этим ребенком правил поведения на уроке. Учитывая, что недисциплинированность в подавляющем большинстве случаев является именно следствием уже сформировавшейся школьной тревожности, постоянное “негативное внимание” со стороны учителя будет способствовать ее фиксации и усилению, подкрепляя тем самым и нежелательные формы поведения.

Регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации. Для некоторых учащихся стрессогенным фактором может являться любой ответ на уроке, в том числе наиболее распространенный ответ “с места”. Как правило, это связанно с повышенной застенчивостью ребенка, отсутствием необходимых коммуникативных навыков или же с гипертрофированной мотивацией “быть хорошим”, “быть умным”, “быть лучше всех”, “получить пятерку”, указывающей на конфликтность самооценки и уже сформированную школьную тревожность.

Смена школьного коллектива или непринятие детским коллективом. Смена школьного коллектива сама по себе является мощным стрессогенным фактором, поскольку предполагает необходимость установления новых взаимосвязей с незнакомыми сверстниками, причем результат субъективных усилий не определен, поскольку в основном зависит от других людей. Аналогичный эффект вызывает и непринятие детским коллективом “старичка”, которое, как правило, одноклассники связывают с его “ненормальностью”: мешает на уроках, дерзит любимым учителям, ни с кем не общается, ябедничает, считает себя лучше других и т.д.

Проявление школьной тревожности в поведении учащихся. Школьная тревожность может проявляться самыми разнообразными, порой неожиданными, способами, маскируясь под другие проблемы.

 

 

 

Таблица 1. Возрастно-специфические причины школьной тревожности.

Этап обучения

Возрастные задачи развития

Социально-педагогическая ситуация

Типичные причины школьной тревожности

5 класс

Начало процесса смены ведущего типа деятельности с учебной на интимно-личностное общение со сверстниками.

Изменяющаяся: ребенок сталкивается с принципиально новой системой организации учебного процесса.

Необходимость осваивать “новую школьную территорию”.

Увеличение количества учебных дисциплин. Увеличение числа учителей. Отсутствие преемственности требований, предъявляемых учителями начальной школы и среднего звена, а так же вариативность требований от учителя к учителю. Смена классного руководителя. Необходимость адаптироваться к новому классному коллективу. Неуспешность во взаимоотношениях с учителями или одноклассниками. Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность. Резкое изменение в уровне родительского контроля и помощи.

6 – 8 класс

Развитие  самосознания. Формирование абстрактного мышления. Формирование чувства взрослости.

Стабильная: подросток находиться в системе привычных школьных требований, взаимодействует со знакомыми людьми (учителями, одноклассниками).

Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками. Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность. Гиперопека со стороны родителей, их чрезмерное вторжение в школьную жизнь ребенка. Трудности переживания кризиса подросткового возраста.

 

В чем же заключаются эти проявления школьной тревожности? Среди признаков школьной тревожности, прежде всего, стоит отметить ухудшение соматического здоровья; нежелание ходить в школу; излишняя старательность при выполнении заданий; отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий; раздражительность и агрессивные проявления; рассеянность, снижение концентрации внимания на уроках; потеря контроля над физиологическими функциями в стрессогенных ситуациях; страх потерять или испортить школьные принадлежности; страх опоздать в школу; ночные страхи, связанные со школьной жизнью; отказ отвечать на уроке или ответы тихим, приглушенным голосом; отказ от контакта с учителями или одноклассниками; “сверхценность” школьной оценки.

Таблица 2. Типичные проявления школьной тревожности на различных этапах школьного обучения.

Формы проявления школьной тревожности

классы

5

6 – 8

1. Ухудшение соматического здоровья.

*

*

2. Нежелание ходить в школу.

*

*

3. Излишняя старательность при выполнении заданий.

*

*

4. Отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий

*

*

5. Раздражительность и агрессивные проявления (вербальная и невербальная агрессия).

*

*

6. Рассеянность, снижение концентрации внимания на уроках.

*

*

7. Потеря контроля над физиологическими функциями в стрессогенных ситуациях.

*

*

8. Ночные страхи, связанные со школьной жизнью.

*

 

9. Отказ отвечать на уроке или ответы тихим, приглушенным голосом.

*

*

10. Отказ от контакта с учителями или одноклассниками (или сведение их к минимуму).

*

*

11. “Сверхценность” школьной оценки.

*

 

12. Резкое снижение эффективности учебной деятельности в ситуации контроля знаний.

*

*

13. Проявление негативизма и демонстративных реакций (прежде всего, в адрес учителя, как попытка произвести впечатление на одноклассников).

*

*

14. Уход в аддиктивное поведение.

 

*

 

Но давайте начнем по порядку.

1. Ухудшение соматического здоровья. Тревожные дети часто болеют, иногда у них возникают “беспричинные” головные боли или боли в животе, резко повышается температура. Особенно часто такие соматические нарушения случаются непосредственно перед контрольными.

2. Нежелание ходить в школу чаще всего возникает в контексте недостаточной школьной мотивации, однако свидетельствует, в первую очередь о том, что ребенок чувствует себя в школе дискомфортно.

3. Излишняя старательность при выполнении заданий. Ребенок, добиваясь совершенства, может многократно переписывать классные и домашние работы, тратить на выполнение домашнего задания много часов в день, отказываясь ради этого от прогулок и встреч с друзьями.

4. Отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий. Если какое-то задание не получается, ребенок может просто перестать стараться его выполнить. Непосредственные ученики начальной школы, как правило, импульсивно бросают ручку с соответствующим эмоциональным комментарием. Такая форма проявления школьной тревожности особенно часто наблюдается у учеников, которым гласно или не гласно присвоен статус “самых слабых” в классе.

 5. Раздражительность и агрессивные проявления (вербальная и невербальная агрессия). Раздражительные или агрессивные реакции могут оказаться способом нивелирования эмоционального дискомфорта, вызванного теми или иными событиями школьной жизни. Тревожные дети могут маскировать эмоциональный дискомфорт тем, что огрызаются в ответ на замечания, проявляют излишнюю обидчивость в отношениях с одноклассниками, иногда доводящую до драк.

6. Рассеянность, снижение концентрации внимания на уроках. Так же как и агрессивность, рассеянность может рассматриваться как самостоятельный симптом, указывающий на определенный дефект внимания. Но во многих случаях частые отвлечения во время урока, только “физическое” присутствие на уроке характерны для детей, которые таким образом стараются избежать вызывающих беспокойство фрагментов школьной среды. В итоге они либо постоянно вытесняют тревожащие элементы из поля сознания, либо пребывают в мире собственных мыслей и идей, которые не вызывают тревоги, благодаря чему это состояние остается для них наиболее комфортным.

7. Потеря контроля над физиологическими функциями в стрессогенных ситуациях. В первую очередь, это вегетативные реакции в беспокоящих ситуациях. Например, ребенок может краснеть (бледнеть), отвечая у доски и даже с места, чувствовать дрожь в коленях. Однако в начальной школе часто наблюдаются более серьезные формы недостаточного самоконтроля физиологических функций например, непроизвольное мочеиспускание.

10. Ночные страхи, связанные со школьной жизнью. Ребенку могут сниться те ситуации из школьной жизни, которые вызывают эмоциональный дискомфорт. Либо же ребенок очень долго не может уснуть, думая о том, что же завтра будет в школе.

11. Отказ отвечать на уроке или ответы тихим, приглушенным голосом, а так же отказ от контакта с учителями или одноклассниками означает то, что ребенок минимизирует свое участие в потенциально тревожащих ситуациях. В итоге в любой школе можно увидеть первоклассника, который при ответе на вопрос учителя говорит очень тихо, что, как правило, вызывает раздражение учителя и тем самым подкрепляет школьную тревожность ребенка.

12. “Сверхценность” школьной оценки. По сути, оценка является внешним мотивом учебной деятельности, и благодаря этому, со временем теряет свой стимульный эффект, становясь самоцелью.

13. Резкое снижение эффективности учебной деятельности в ситуации контроля знаний. Любая ситуация проверки знаний, вызывает у ученика существенное беспокойство, оказывающее дезорганизующее влияние на выполнение заданий (вплоть до возникновения соматических симптомов на которые списываются неудачи, и отказа от выполнения заданий по принципу “Я ничего не знаю, ставьте “два” …”.

14. Проявление негативизма и демонстративных реакций (прежде всего, в адрес учителя, как попытка произвести впечатление на одноклассников). Учитывая, что период подросткового возраста традиционно понимается как время бурных реакций эмансипации, подобные поступки зачастую адресованы учителям, которые, однако, не являются их единственным объектом. Некоторым подросткам попытка “произвести впечатление на одноклассников” своей смелостью или принципиальностью расценивается как способ получить личностный ресурс совладания с состоянием тревоги.

15. “Уход” в аддиктивное поведение. Если преодолеть беспокойство, связанное со школьной жизнью, не удается, подросток может выбрать путь наименьшего сопротивления и найти другую сферу “самореализации”, например, увлечение компьютерными играми, музыкой, общением с друзьями, сопровождающимся сигаретой и бутылочкой пива и т.д.

Так как же распознать школьную тревожность? Для этого мы воспользуемся методами психологической диагностики школьной тревожности.

1. Наблюдение. Основная задача наблюдения – выделение детей, чье поведение или отдельные характеристики развития отличаются от поведения основной массы детей, в частности – выделение детей “групп риска” по показателю школьной тревожности.

Процедура диагностики. Наблюдение проводиться на уроке незаметно для детей. Лучше проводить наблюдение на нескольких уроках, в нескольких ситуациях, что позволяет диагностировать устойчивость проявлений школьной тревожности от одной ситуации к другой.

 

 

 

 

Карта наблюдения.

Признаки

Учащиеся

1

2

3

n

Вербальные

 

“Я боюсь” (и смысловые эквиваленты)

 

 

 

 

 

“Я не знаю” (и смысловые эквиваленты)

 

 

 

 

 

“Я не буду отвечать” (и смысловые эквиваленты)

 

 

 

 

 

Невербальные

Мимика

Непроизвольное подергивание век.

 

 

 

 

 

Расширенные глаза.

 

 

 

 

 

Потупленный взгляд.

 

 

 

 

 

Лицо без эмоций.

 

 

 

 

 

Бледность лица.

 

 

 

 

 

Покраснение лица.

 

 

 

 

 

Испарина.

 

 

 

 

 

Взгляд “мимо доски”,  “мимо учителя”.

 

 

 

 

 

Плотно сжатые губы.

 

 

 

 

 

Поза

Втягивание головы в плечи.

 

 

 

 

 

Наклон к парте.

 

 

 

 

 

Раскачивание на стуле.

 

 

 

 

 

Подсовывание руг под ноги.

 

 

 

 

 

Привставание в момент поднимания руки.

 

 

 

 

 

Небрежное поднимание руки.

 

 

 

 

 

Напряженное поднятие руки (трясущаяся рука).

 

 

 

 

 

Жесты

Закрывание лица руками.

 

 

 

 

 

Подергивание рукой, ногой.

 

 

 

 

 

Покусывание ручки, карандаша.

 

 

 

 

 

Перекладывание предметов по парте.

 

 

 

 

 

Заламывание пальцев, рук,

 

 

 

 

 

Интонация

Прерывистый голос.

 

 

 

 

 

Плаксивая интонация (вплоть до слез).

 

 

 

 

 

Тихий голос

 

 

 

 

 

Вопросительная интонация в утвердительных предложениях.

 

 

 

 

 

Итого:

вербальных признаков тревожности

невербальных признаков тревожности

 

Обработка результатов. Обработка результатов наблюдения представляет собой подсчет количества поведенческих проявлений, свидетельствующих о том, что учащийся испытывает тревожность. Вербальные и невербальные проявления подсчитываются отдельно.

Интерпретация результатов. Метод наблюдения, прежде всего, предполагает качественную интерпретацию результатов. Важно учитывать, что невербальные признаки тревожности значительно более информативны, чем вербальные, поскольку посредством анализа невербальных проявлений можно выявить тревожность, неосознаваемую самим испытуемым.

В общем виде можно сказать, что если в поведении учащегося отмечаются более  50 % признаков тревожности, перечисленных в карте наблюдения, следует обратить на это особое внимание.

2. Метод экспертных опросов педагогов и родителей учащихся. Цель – диагностика школьной тревожности путем анализа ее поведенческих проявлений.

Процедура диагностики. Опрос может проводиться индивидуально и в групповой форме (например, на родительском собрании).

Инструкция: “Отметьте, пожалуйста, варианты поведения, характерные для вашего ребенка” (для родителей).

“Отметьте, пожалуйста, варианты поведения, характерные для … (имя и фамилия ребенка)” (для учителей).

Признаки

Да

Нет

1. Высказывает нежелание ходить в школу.

 

 

2. Боится опоздать в школу.

 

 

3. Не заходит в класс, если опоздал на урок.

 

 

4. Стареется получить хорошую оценку, плохая оценка вызывает сильные эмоции, иногда слезы

 

 

5. Часто появляются головные боли, головокружения, боли в животе.

 

 

6. Относиться к заданиям с чрезмерным усердием.

 

 

7. Если задание кажется очень сложным, может бросить его недоделав.

 

 

8. Часто бывает раздражительным, легко “заводиться” при разговоре о школьных делах.

 

 

9. На уроках рассеян.

 

 

10. Боится потерять школьные принадлежности или испортить их.

 

 

11. Рассказывает, что ему снятся страшные сны, связанные со школой.

 

 

12. На уроках отвечает тихо, иногда с вопросительными интонациями.

 

 

13. Высказывает обеспокоенность перед контрольными или проверочными работами.

 

 

14. На контрольных работах, при ответе у доски теряется, не может продемонстрировать все свои знания.

 

 

15. На уроках кривляется, пытается рассмешить одноклассников или нарушить ход урока другими способами.

 

 

16. Нет друзей среди одноклассников.

 

 

17. Дополнительная информация, которая кажется вам важной.

 

 

Итого:

 

 

 

Обработка результатов. При обработке результатов подсчитывается количество “неблагоприятных оценок”, данных родителями и педагогами.

Интерпретация результатов. На наличие у ребенка школьной тревожности указывают 5 – 6 и более признаков, отмеченных в колонке “Да” при ответах на вопросы 1 – 16. Вопрос 17 также в некоторых случаях может предоставить ценную дополнительную информацию.

3. Различные тесты, опросники.

Для того, чтобы не провоцировать у ребенка школьную тревожность родители и учителя должны знать соответствующие рекомендации.

Главное, что должны сделать взрослые в этом случае, - это обеспечить ребенку ощущение успеха. Ни в коем случае не сравнивать его весьма посредственные результаты с эталоном (требованиями школьной программы, образцами взрослых, достижениями более успешных одноклассников). Ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем диктанте было пропущено три буквы, а в сегодняшнем –  только две, то это надо отметить как реальный успех, который должен быть высоко и без всякой снисходительности и иронии оценен взрослыми.

Соблюдение правил безболезненного оценивания детских успехов должно сочетаться с поиском сферы наивысшей успешности, в которой ребенок может реализовать себя. Очень важно придать этой сфере высокую ценность в его глазах. В чем бы ни был успешен ребенок – в спорте, в чисто бытовых домашних делах, в каких-либо частных умелостях, - ему ни в коем случае нельзя ставить в вину неуспехи в школьных делах. Наоборот, надо подчеркивать, что, раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научиться всему остальному.

Иногда взрослым кажется, что у ребенка нет способностей вообще ни к чему. Однако в действительности такого практически никогда не бывает. Может быть, он хорошо бегает? Тогда надо отдать его в секцию легкой атлетики (а не говорить, что на это у него нет времени, потому что он не успевает сделать уроки). Возможно, он умеет аккуратно работать с мелкими деталями? Тогда ему стоит записаться в кружок авиамоделирования. Ребенка нужно не просто побольше хвалить и поменьше ругать, но хвалить именно тогда, когда он что-то делает (а не тогда, когда пассивно сидит, не мешая окружающим).

Родителям и учителям необходимо излечиться от нетерпения: ждать успехов в учебе, возможно, придется долго, так как на школьных делах и произошло замыкание порочного круга тревожности и низкой результативности. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания, снижающего тревогу (что уже само по себе дает некоторое улучшение результатов). Следует быть готовыми к тому, что школьные дела до конца могут оставаться вне сферы детского самоутверждения, поэтому болезненность школьной ситуации должна быть снижена любыми средствами. В первую очередь необходимо снизить ценность школьных оценок (но не знаний!). В особо серьезных случаях приходится идти на обесценивание и ряда школьных требований и ценностей (например, закрывать глаза на то, что не полностью выполняются домашние задания). Благодаря этим мерам у ребенка постепенно снижается школьная тревожность, а так как на уроках он продолжает работать, то накапливаются и некоторые достижения.

Важно, чтобы родители не показывали ребенку свою озабоченность его учебными неудачами. Чтобы, искренне интересуясь школьной жизнью ребенка, они при этом смещали акценты своих интересов на отношения детей в классе, подготовку к праздникам, дежурства по классу, экскурсии и походы, но не фиксировались на локальной области неуспеха – на содержании обучения. В качестве чрезвычайно значимой, высоко ценимой и остро интересующей их должна подчеркнуто выделяться та сфера деятельности, в которой ребенок успешен и может самоутверждаться, обрести утраченную веру в себя.

Общий принцип рекомендаций таков: нельзя допустить, чтобы ребенок был замкнут на своих неудачах. Ему необходимо найти такую внеучебную деятельность, в которой он способен самоутверждаться, а это в последствии скажется и на школьных делах. Чем больше родители и учителя фиксируют ребенка на школе, тем хуже для его школьных успехов.

Итак, подводя итог, необходимо отметить следующее, мы рассмотрели с вами понятия и виды школьного неблагополучия, познакомились с определением школьной тревожности. Так же мы узнали, каковы же причины школьной тревожности и как школьная тревожность проявляется в поведении учащихся. В конце мы рассмотрели методы психологической диагностики школьной тревожности. И в заключении я хотела бы ознакомить вас с программой классных часов по психопрофилактике школьной тревожности.

 

 

Педагог-психолог                                                                               Соловьева Д.Ю.

 

 

И.О. директора                                                                                    Кохтенко Л.Н.