ПРИЛОЖЕНИЕ 1.3.3.
Круглый стол по теме
«Психологическая подготовка учащихся к выбору профессии»
1. Изучение материала «Профориентационная работа в школе».
Старшеклассники, находясь на пороге взрослой жизни, решают для себя, чем они будут заниматься в будущем. Многие из них нуждаются в специальном консультировании и психологической помощи. Поэтому особое значение приобретает помощь учащимся в выборе профессии.
Задача образовательного учреждения - поддержать желание учащихся, как можно больше узнать о профессии, учебных заведениях, готовящих специалистов разного уровня.
В настоящее время рынок профессий и рынок образовательных услуг в России оказываются практически не связанными: примерно 50 % выпускников вузов реально работают не по той специальности, по которой они получили образование, около 60 % выпускников средних специальных заведений и 70 % выпускников профессионально-технических училищ ежегодно оказываются не востребованными предприятиями и организациями. Правильный выбор профессионального будущего для молодого человека является основой самоутверждения в обществе, одним из главных решений в жизни.
В поиске направлений совершенствования массовой общеобразовательной школы значительная роль принадлежит идее построения такой школы, которая ориентирована на удовлетворение разнообразных потребностей и интересов учащихся, решает проблему их профессионального самоопределения.
Вопросы для обсуждения:
1. Как вы считаете, в каком возрасте нужно начинать профориентацию?
2. Правы ли педагоги и психологи, считающие, что профориентацию необходимо начинать с младшего школьного возраста?
2. Изучение материала «Этапы и содержание профориентационной работы в школе».
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Успех профориентационной работы в школе будет зависеть, прежде всего от того, как будет организована работа в этом направлении. Так как подготовка выпускника школы к жизни и профессиональной работе является приоритетным направлением деятельности общеобразовательного учреждения, она должна охватывать всех педагогических работников.
Вопросы для обсуждения:
Каким образом, на ваш взгляд должна быть организована работа по профориентации классными руководителями, учителями-предметниками, школьным психологом, заместителем директора и т.п.?
3. Изучение материала «Структура деятельности педагогического коллектива по организации профориентационной работы».
Координатор деятельности: заместитель директора по воспитательной работе
Выполняющие рекомендации координатора:
· Учителя предметники:
- способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.;
- обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
· Библиотекарь:
- регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии и профориентационной работе;
- изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях.
· Социальный педагог:
- оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
- осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
· Классный руководитель:
- составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся.
- организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
- помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию;
- организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
- организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
- проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
- организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.
Вопросы для обсуждения:
Какие еще формы и методы организации профориентационной работы вы знаете или можете предложить?
4. Результаты анкетирования.
Для того, чтобы определить, наличие профессионального плана у старшеклассников, в нашем образовательном учреждении мы провели анкетирование среди учащихся выпускных классов. В анкетировании участвовали учащиеся 9 и 11 классов. Старшеклассникам предлагалось ответить на первый вопрос анкеты
1.О планах на будущее. Мы видим что 92% одинацитиклассников решили поступать в вузы, по 4 %в колледжи и техникумы. 70% опрошенных девятиклассников идут в 10 класс, 18% в техникумы, 4% в колледжи,3% в училища, и 5% не определились. Думаю им необходима помощь психолога в выборе дальнейшего маршрута обучения, жду этих старшеклассников и готова с ними поработать.
2. Второй вопрос анкеты помог узнать мнение старшеклассников по вопросу «Научила ли школа тому, что может пригодиться в дальнейшем в работе и в учебе», мы видим, что 96% одинацитиклассников и 95% девятиклассников отвечают да, и лишь 4% одинацитиклассников и 5 % девятиклассников считают, что научила недостаточно.
3. Третий вопрос анкеты звучит так: «Школа помогла определить сферу моих интересов». 64%одинацитиклассников и 61% девятиклассников считают, что школа помогла определить сферу их интересов; 4%и3 % отвечают , что нет; и 31% и 36% помогла недостаточно. Помочь определить сферу интересов и склонностей мы классные руководители и психологи можем через анкетирование, работа с семиклассниками , проходит в системе по плану, значит, работу в этом направлении следует расширить, возможно добавить количество занятий, думаю, будет целесообразно и классным руководителям проводить классные часы на которых бы дети изучали свои интересы и склонности.
4. На четвертый вопрос анкеты «Школа помогла развить мои способности» 64% одиннацитиклассников и 76% девятиклассников отвечает, что да, 5 и 2%- нет и 31 и 22% недостаточно. Беседуя с некоторыми старшеклассниками по этому вопросу, я поняла, что многие учащиеся имели в виду не общие способности, а специальные (творческие или спортивные). В нашем лицее созданы все необходимые условия для развития как общих, так и специальных способностей, работают кружки и секции.
5. Следующий вопрос анкеты, звучал так «Какие качества необходимы Вам для успешной профессиональной карьеры?» Старшеклассники перечислили очень много личностных качеств, но чаще всего выделяют трудолюбие, ответственность, целеустремленность.
6. На вопрос анкеты к кому бы вы хотели обратиться за помощью и советом в выборе профессии? Дети отвечают к семье, учителям, знакомым, интернету.
7. Следующий вопрос анкеты позволил увидеть наличие или отсутствие профессионального плана у наших старшеклассников. Профессиональный план включает в себя:
· Название учебного заведения, где продолжит обучение, название профессии
· Выбранный профиль
· Выбранные предметы, необходимые при поступлении
· Дополнительные занятия (указывает по каким предметам)
· Запасной вариант ( в случае не поступления по основному варианту)
Учащиеся, которые продолжат обучение в других учреждениях ,также должны владеть своим профессиональным планом на начало 9 класса.
8. И обратимся к последнему вопросу анкеты, «Какие у Вас есть вопросы с выбором будущей профессии?» Ребята просят рассказать о какой- то конкретной профессии, о современных профессиях, о высокооплачиваемых профессиях, но больше всего волнует вопрос о востребованности профессий на рынке труда. Я думаю, и Вам будет интересно узнать ответ на этот вопрос.
5. Изучаем материал «Самые востребованные профессий на рынке труда».
Анализ показывает, что бухгалтеры и экономисты в 2013 году пользуются наиболее высоким спросом у работодателей относительно других специальностей экономического профиля. Большинство работодателей осуществляет спрос на специалистов с высшим профессиональным образованием.
Устойчивым спросом у работодателей пользуются работники юридического профиля с высшим профессиональным образованием и профессией «юрист».
Среди работников технического профиля спросом у работодателей пользуются специалисты разнообразных специальностей, как с высшим, так и средним профессиональным образованием. Особый спрос на инженеров и техников.
В сфере образования спросом у работодателей пользуются работники педагогического профиля с высшим профессиональным образованием, преимущественно, такие как учитель русского языка, информатики, математики, иностранного языка физики. Общий уровень требований работодателей к подготовке педагогов остается высоким.
Исследования показывают устойчивый спрос работодателей на врачей терапевтов, на работников среднего медицинского персонала. Требования работодателей к уровню образования специалистов медицинского профиля также очень высоки.
Высоким спросом у работодателей продолжают пользоваться практически все специалисты сельскохозяйственного профиля, хотя некоторое снижение потребности происходит по специальностям агроном и инженер- механик.
Так же особенным спросом у работодателей пользуются продавцы, библиотекари, слесаря-станочники, повара.
Вопросы для обсуждения:
Каким образом мы можем помочь учащимся определиться с выбором профессии?
Уважаемые коллеги, богатейший материал по профориентационной работе содержится в библиотеке школы. ( слово библиотекарю).
Слово классным руководителям (из опыта работы)
Закончить наш круглый стол мне хотелось бы словами известного ученого Сенеки «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».
В наших с Вами силах, уважаемые педагоги ,помочь старшеклассникам выбрать этот путь.
Педагог-психолог Соловьева Д.Ю.
И.О. директора Кохтенко Л.Н.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.