Для психолога

  • doc
  • 10.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 6.doc

Министерство образования Российской Федерации

М.М. Безруких

А.Г. Макеева

Т.А. Филиппова

Все цвета,

кроме

чёрного

Учусь

понимать

себя

В помощь

образовательному

учреждению:

профилактика

злоупотребления

психоактивными

веществами

 

2

класс


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

Издательский центр

«Вентана-Граф»

2002


ББК 74.913я71

Б39

Материалы разработаны и подготовлены при содействии Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Министерства образования Российской Федерации в рамках фе­деральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотика­ми и их незаконному обороту на 2002-2004 годы».

Составители серии: начальник Управления социально-педагогической поддержки и реабилита­ции детей Минобразования России заслуженный учитель Российской Федерации Г.Н. Тростанецкая; главный специалист Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Минобразования России канд. мед. наук Л.А. Гериш.

Научный руководитель проекта «Все цвета, кроме чёрного» — чл.-корр. РАО, лауреат Премии Президента России ММ. Безруких.

Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А.

Б39 Все цвета, кроме чёрного. Учусь понимать себя: Рабочая тетрадь. 2 класс — М.: Вентана-Граф, 2002. — 56 с: ил. — (В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами).

ISBN 5-9252-0353-4

В тетрадь включены развивающие задания и игры, расширяющие представления второклассни­ков о своих физиологических и психологических особенностях. Выполняя эти задания, ребята нау­чатся контролировать и оценивать свои привычки, поведение, настроение, осознавать причины возникающих трудностей в учебе и общении со сверстниками и взрослыми.

Тетрадь предназначена для работы на уроках и в группе продленного дня.

ББК 74.913я71

 

 

 

 

 

 

 

© М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова. 2002
© Издательский центр «Вентана-Граф», 2002
ISBN 5-9252-0353-4                             © Министерство образования Российской Федерации, 2002

Дорогой друг!

Мы хотим помочь тебе узнать себя: твои возможности, способности, особенности характера, чтобы стать самостоя­тельным и уверенным в себе.

Выполняя задания в этой тетради, ты научишься понимать свои чувства, настроение. Ты сможешь оценивать свои привыч­ки, поступки, замечать недостатки и исправлять их. Ты узна­ешь, почему важно уметь распределять свои силы и время, быть сдержанным, как развивать способности и добиваться постав­ленной цели.

Все эти знания и умения помогут тебе понимать других, об­щаться со сверстниками и взрослыми, защищать свои интересы, находить настоящих друзей, быть чутким и отзывчивым. А зна­чит, тебе будет легче и интереснее учиться в школе и ты смо­жешь в будущем выбрать в жизни тот путь, который захочешь.

Желаем успеха!

Авторы



 

 


Занятие 1

Твои новые друзья

Познакомься с героями, которые будут помогать тебе учиться, выполнять задания в этой тетради. Аня и Дима — близ­нецы, учатся, как и ты, во втором классе, им по 8 лет.

Ребята живут вместе с родителями, бабушкой и дедушкой. Папа — программист, мама — бухгалтер. Бабушка сейчас на пенсии, а раньше работала в больнице медицинской сестрой. Дедушка — учёный, он работает в медицинской академии и чи­тает лекции студентам.

Дима и Аня всё делают вместе и никогда не расстаются. Они очень похожи внешне друг на друга — у них русые волосы, карие глаза, но совсем не похожи по характеру.

А ещё у них разные интересы: Аня занимается танцами в Доме творчества и с удовольствием учится плести из бисера. Дима собирает наклейки. Больше всего его интересуют обитате­ли морей и динозавры, населявшие нашу планету в далёком прошлом. Он занимается в спортивной секции.

В прошлом году Аня и Дима хорошо учились, с удоволь­ствием, без помощи взрослых выполняли домашние задания. Бабушка только иногда проверяла их тетради.

В начале второго класса тоже всё было хорошо, а теперь по­чему-то у Димы появились трудности — хуже стал почерк, слож­нее учить уроки, запоминать стихотворения. Аня очень огорчает­ся за брата и боится, что и у неё будут проблемы в школе.

Бабушка. Что же происходит?

Аня. Дима стал невнимательным и рассеянным.

Папа. Рассеянность просто так не появляется. Я думаю, что вы неправильно организуете свой день.

Дима. А что значит: правильно и неправильно организо­вать свой день?

Мама. Давайте попробуем понаблюдать, на что вы тратите своё время. Для этого ответьте на вопросы и выполните задания.

Дима и Аня ответили на эти вопросы. Попробуй ответить на них и ты.

 

Задание 1.

Подумай и закрась красным карандашом кружки рядом с теми проблемами и трудностями, которые бывают у тебя.

 

О      почерк стал хуже

О     буквы бывают неровными, кривыми

О     трудно учить уроки

О     много ошибок, исправлений

О     долго собираюсь делать уроки

О     быстро отвлекаюсь

О     трудно выучить стихотворение

О     трудно решить задачу

О     трудно запомнить условие задачи

О     быстро устаю

О     мне бывает трудно усидеть на одном месте

 

Если красных кружков больше трёх, попроси родителей помочь тебе изменить режим дня.

 

Задание 2.

Посчитай, сколько времени у тебя уходит на прогулку, приготовление домаш­них заданий и т.д. Отметь время начала и окончания этих дел, раскрась сектор (часть круга), соответствующий полученному ре­зультату. Например, если ты спишь с 9.30 вечера до 7 утра (всего 9—10 часов), то закрашиваешь сектор зелёным каранда­шом, как показано на образце, если с 11 вечера до 7 утра — красным, если меньше 8 часов — чёрным.

 



 

 

 



Если у тебя получились только зелёные сектора, ты — молодец!

Если у тебя есть красные сектора, подумай, что ты делаешь не совсем правильно. Может быть, ты мало спишь или гуляешь, но много смотришь телевизор или играешь на компьютере?

Если у тебя много (два или больше) чёрных секторов, зна­чит, твоему организму плохо и нужно изменить режим дня.

Задание 3.

Прочитай внимательно, каким должен быть режим дня. Составь свой режим дня и заполни пустую колонку в таблице. Всё ли ты делаешь правильно?

Режим дня для учащихся в первую смену

 

Рекомендуемый режим дня

Твой режим дня

(заполни самостоятельно)

Подъём

7.00

 

___________________

Гимнастика, водные процедуры

7.00-7.30

 

___________________

Завтрак

7.30-8.00

 

___________________

Дорога в школу

8.00- 8.30

 

___________________

Занятия в школе

8.30-12.30

 

___________________

Дорога домой

12.30-13.00

 

___________________

Обед

13.00-14.00

 

___________________

Прогулка на свежем воздухе

14.00-15.00

 

___________________

 


Продолжение

 

Рекомендуемый режим дня

Твой режим дня

(заполни самостоятельно)

Подготовка домашнего задания

15.00-16.00

 

___________________

Полдник

16.00-16.30

 

___________________

Занятия в кружках, помощь по дому, прогулка

16.30-19.00

 

___________________

Ужин

19.00- 19.30

 

___________________

Свободное время

19.30-20.30

 

___________________

Подготовка ко сну

20.30-21.00

 

___________________

Сон

21.00-7.00

 

___________________

 

Режим дня для учащихся во вторую смену

Рекомендуемый режим дня

Твой режим дня

(заполни самостоятельно)

Подъём

7.00

 

___________________

Гимнастика, утренние процедуры

7.00-7.30

 

___________________

Завтрак

7.30-8.00

 

___________________

Прогулка

8.00- 8.30

 

___________________


Продолжение

Рекомендуемый режим дня

Твой режим дня

(заполни самостоятельно)


Подготовка домашнего задания

8.30-10.00

 

___________________

Занятия в кружках и т.д.

10.00-11.00

 

___________________

Прогулка на свежем воздухе

11.00-13.00

 

___________________

Обед

13.00-13.30

 

___________________

Дорога в школу

13.30-14.00

 

___________________

Занятия в школе

14.00-17.30

 

___________________

Дорога домой, полдник

17.30-18.00

 

___________________

Свободное время, помощь по дому

18.00- 19.00

 

___________________

Ужин

19.00-19.30

 

___________________

Свободное время

19.30-20.30

 

___________________

Подготовка ко сну

20.30-21.00

 

___________________

Сон

21.00-7.00

 

___________________

Подумай, кто может помочь тебе справиться с трудностями. Закрась кружок зелёным карандашом.

     учительница

     папа

     дедушка

     мама

     бабушка

     брат, сестра

Занятие 2

Как ты растёшь

Однажды папа принёс ребятам книгу о том, как растёт и развивается человек и что нужно знать и делать, чтобы быть здоровым.

Папа. Ребята, смотрите, какую книгу я вам купил. Думаю, вы найдёте в ней много интересного.

Аня. Да мы и так всё знаем.

Дима. У нас это есть в учебнике, и нам об этом рассказыва­ли на уроках.

Папа. И всё же я уверен, что очень многого вы ещё не зна­ете. Попробуйте ответить хотя бы на такие вопросы: когда чело­век быстрее всего растёт? Почему в это время нужно особенно бережно относиться к себе и своему здоровью?

Ответить на эти вопросы действительно непросто, но мы даём тебе подсказку.

Задание 1.

Сейчас ты очень быстро растёшь, поэтому твой организм нуждается в особой заботе. Найди рисунок, соответствующий твоему возрасту, и обведи его.


Задание 2.

Когда человек растёт, изменяются не только длина тела и вес, но и внутренние органы. Ты можешь узнать, как работает твоё сердце. Спокойно посиди 5—10 минут и после этого посчи­тай количество ударов сердца (пульс) в минуту, как показано на рисунке.

Частота пульса у людей меняется с возрастом. Рассмотри внимательно рисунки и закончи предложение: Чем старше становится человек, тем   ____________________________________

 

 

Возраст

1 год

6—7 лет

10-11 лет

16-17 лет

30 лет

Частота пульса

135-140

90-95

84-86

70-78

60-70

Посчитай, насколько частота пульса у ребёнка 9—10 лет меньше, чем у дошкольника.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.

Измерив пульс, ты узнаешь, в каком состоянии твой орга­низм, и можешь ли ты успешно справляться с нагрузками. Для этого есть простой способ — посчитай свой пульс, когда ты спо­койно сидишь на стуле, и после того, как сделаешь 20 прыжков или приседаний. Сравни результаты, запиши их в таблицу на странице 18. Раскрась соответствующий кружок.

Если закрашен зелёный кружок, значит, у тебя хорошее здоровье.

Если жёлтый — тебе нужно заботиться о своём здоровье — больше двигаться и гулять на свежем воздухе.

Если красный — внимательно посмотри на свой режим дня — тебе нужно больше спать, гулять и заниматься физическими упражнениями!


 

О здоровье организма можно судить не только по частоте пульса, но и по частоте дыхания. Чем больше нагрузка, тем чаще ды­хание. Частоту дыхания ты можешь опреде­лить, посчитав количество вдохов-выдохов в минуту.

 

 

 

 

 

 

 

Сравни частоту дыхания в покое и после выполнения 20 приседаний или прыжков. Запиши результат в таблицу на странице 18. Раскрась соответствующий кружок.



Если закрашен красный кружок, обязательно делай по утрам зарядку, гуляй на свежем воздухе и занимайся спортом.

В книге, которую принёс папа, Аня прочитала о том, что ку­рящий человек с большим трудом выполняет даже самые простые физические упражнения, потому что ему тяжело дышать.

 

 

Лёгкие здорового человека                      Лёгкие курящего человека

Трудно было в это поверить, потому что многие взрослые курят. Аня и Дима попросили папу (он у них не курит) и его ку­рящего друга дядю Витю подняться по лестнице на третий этаж и измерить пульс до и после подъёма.

Дяде Вите было гораздо тяжелее, чем папе, выполнить это задание — после подъёма он долго не мог отдышаться, у него резко увеличилась частота пульса и дыхания.

Аня. Бабушка, почему ты не разрешаешь нам входить в комна­ту, когда там папа работает с дядей Витей, и долго проветриваешь после его ухода? Ведь это он курит, это вредно для его здоровья.

Бабушка. Табачный дым приносит вред не только тем, кто сам курит, но и тем, кто вдыхает дым, находясь в одном помеще­нии с курильщиками.

Дима. Вот почему существует специальный знак «Курить запрещено», запрещающий курение в общественных местах.


Задание 4.

Нарисуй знак «Курить запрещено» и напиши, где помещают знак с такой надписью.

Объясни, как ты понимаешь пословицу: «Табак с силой не дружит».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Занятие 3

Что ты знаешь о себе

Ребятам так понравилось изучать свой организм, что они решили завести специальную тетрадку — дневник и записывать в неё всё, что узнают о себе. Ты тоже можешь записывать свои данные в тетрадь, например рост и вес.

 

Задание 1.

Измерь свой рост в начале учебного года, а потом в конце — и ты узнаешь, насколько ты вырастешь. Запиши полученный ре­зультат в таблицу.

 

Задание 2.

Измерь свой вес сейчас и в конце учебного года. Запиши результат в таблицу.

 

 

 

 

Твои данные

2 класс

Начало года

Конец года

Рост

 

 

Вес

 

 

Частота пульса в покое

 

 

Частота пульса после нагрузки

 

 

Частота дыхания в покое

 

 

Частота дыхания после нагрузки

 

 

 

Папа. Вы уже знаете, что именно сейчас очень быстро растёте, поэтому любые нарушения режима дня вредят ваше­му здоровью и учёбе.

Аня. А как это вредит учёбе? Это тоже можно проверить?


Папа. Если у вас нарушен режим дня, то вы быстро устаё­те, хуже справляетесь с заданиями. Чтобы это проверить, я дам каждому из вас задание, которое нужно выполнить за 2 минуты. Не торопитесь и будьте внимательны.

Ребята выполнили это задание, но их результаты ты оце­нишь после того, как выполнишь его самостоятельно.

Задание 3.

Поставь точки, чёрточки и плюсики в фигуры по образцу.

а) В воскресенье после завтрака.
Запиши результат: ______________

6) В любой день, когда ты сильно устанешь после приготов­ления домашних заданий.

Запиши результат: ________________________________________

Посчитай количество фигур, которые ты успеешь просмот­реть, и количество ошибок (пропущенные или неправильно от­меченные фигуры). Попроси взрослых проверить тебя.

Когда человек устаёт, качество работы ухудшается. Коли­чество прочитанных букв может оставаться таким же, а число ошибок увеличивается.

Сравни результаты. Когда ты выполняешь работу с мень­шим количеством ошибок?      


Занятие 4

Твоё настроение

Дима. Вчера мы с Аней и погуляли, и вовремя спать легли, а с утра проснулись в плохом настроении и весь день хандрили. Никак не пойму, в чём же дело?

Бабушка. Настроение зависит от самочувствия.

Папа. Хорошее настроение бывает, когда работа ладится.

Мама. А у меня хорошее настроение тогда, когда дома все улыбаются.

Папа. Это значит, что наше настроение зависит и от физи­ческого самочувствия, и от того, что дома всё хорошо, и от того, всё ли у нас получается на работе, в школе.

Дима. А, теперь всё понятно.

Папа. Ну, тогда скажите, о каком человеке говорят: «Он — хозяин своего настроения».

Аня. Это, наверное, тот, у кого всегда хорошее настроение.

Дима. Так не бывает, чтобы настроение всегда было хорошим.

Мама. Вот это верно, у каждого из нас настроение может меняться. Но очень важно научиться понимать, почему оно ме­няется.

Аня. Можно ли это сделать?

Мама. Можно. Попробуйте выполнить несколько заданий.

Задание 1.

Нарисуй весёлое и грустное выражения лица.


Задание 2.

Соедини стрелками слова в левом и правом столбиках. Подчеркни, какое настроение у тебя бывает чаще всего.


Задание 3.

Прочитай отрывок из литературного произведения.

Напиши, какое настроение у героев и почему.

 

...И тут что-то начало жечь Маугли изнутри, как никогда в жизни не жгло. Дыхание у него перехватило, он зарыдал, и слёзы потекли по его щекам. «Что это такое? Что это?.. Я не хо­чу уходить из джунглей, и я не знаю, что со мной делается...» (Р. Киплинг «Маугли».)

_________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 4.

Вспомни, как и почему меняется настроение у героев сказ­ки Шарля Перро «Золушка». Запиши ответ.

 

И вот наконец долгожданный день настал. Мачеха и сест­ры уехали на бал. Золушка долго смотрела им вслед, а когда их карета исчезла за поворотом, она закрыла руками лицо и горько заплакала...

_________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

«Не беспокойтесь, я не опоздаю!» — ответила Золушка и, не помня себя от радости, отправилась во дворец.

_________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Принц не отходил от неё ни на минуту. Он был так привет­лив, говорил такие приятные вещи, что Золушка забыла обо всем на свете.

_________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

Тем временем Золушка, задыхаясь от усталости, прибе­жала домой. У неё не было больше ни кареты, ни лакеев. Её бальный наряд снова превратился в старенькое, поношенное платьице, и от всего её великолепия только и осталась, что ма­ленькая хрустальная туфелька.

_________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

Придворный кавалер усадил Золушку в кресло и, надев хрустальную туфельку на её маленькую ножку, сразу увидел... башмачок был точь-в-точь по ножке... В этот момент вошла фея... Она дотронулась своей волшебной палочкой до бедного платья Золушки, и оно стало ещё пышнее и красивее, чем было накануне на балу.

_________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Мама предложила ребятам ещё одно интересное задание — выразить цветом своё настроение:

зелёным — весёлое, бодрое, жизнерадостное;

красным — неуверенное, беспокойное;

серым или чёрным — тревожное, сердитое, унылое, плаксивое.

Ребята составили таблицу и раскрашивали каждый день цветом своего настроения.


Настроение Ани

 

Настроение Димы

 

Задание 5.

Понаблюдай за тем, как меняется твоё настроение в тече­ние недели, и заполни таблицу.

 

Твоё настроение в течение недели

 

День недели

Время дня  

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

Утро

 

 

 

 

 

 

 

День

 

 

 

 

 

 

 

Вечер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какое настроение чаще всего бывает у тебя:

а) утром?____________________________________________

б) днём?_____________________________________________

в) вечером?__________________________________________

В какие дни недели у тебя было хорошее настроение и пло­хое? Вспомни, что было причиной твоего плохого и хорошего настроения.

Аня. Теперь я поняла, почему у меня по утрам бывает пло­хое настроение. Я просто боюсь, что в школе не смогу хорошо ответить.

Дима. А можно самому избавиться от плохого настрое­ния?

Папа. Конечно. Если тебе грустно, тревожно, можно рас­сказать кому-то из близких об этом. Порой этого достаточно для того, чтобы успокоиться.

Дима. А если рассказать некому или боишься рассказать о том, что беспокоит?

Папа. Я научу вас одной игре, которая поможет вам.

Игра «Послушай меня»

Правила игры. Возьми мягкую, плюшевую игрушку и рас­скажи ей про своё плохое настроение. Начни так: «Я расскажу тебе, почему у меня плохое настроение...»


Занятие 5

Как ты познаёшь мир

Однажды Дима проснулся простуженный, в плохом на­строении.

Ребята завтракали.

Дима. Странно, вроде бы нет причин для плохого настрое­ния, разве только насморк небольшой.

Бабушка. Ничего удивительного. Настроение очень зави­сит от того, может ли человек ощущать то, что его окружает.

Аня. Как это?

Бабушка. Узнать окружающий нас мир нам помогают зре­ние, слух, обоняние, вкус, осязание, ощущение равновесия, ощущение боли.

Дима. Мне сейчас даже обычные продукты кажутся без­вкусными. Как жаль, пирожки, наверное, очень вкусные!


Бабушка. У тебя заложен нос, поэтому ты не чувствуешь не только запахи, но и вкус. Не только вкус пирожков, но и вкус горького лекарства. Неприятный вкус — сигнал опасности. По­этому любые незнакомые вещества ни в коем случае нельзя ни нюхать, ни пробовать!

Аня. Дима, помнишь, историю про Маленького Мука, который съел незнакомый фрукт, после чего у него выросли ослиные уши?


 


Дима. Ну, в жизни такое случиться не может.

Мама. Такое, конечно, нет, но вы должны знать, что есть мно­го опасных веществ, запах которых очень вреден для здоровья.

Дима. Почему? Ведь мы же чувствуем запахи и понимаем, какой запах приятный, а какой нет.

Мама. Ощущения приятного и неприятного могут быть об­манчивыми. Например, для некоторых людей запах краски или бензина не является неприятным, но вдыхание этих веществ всё равно очень вредно для организма.

Аня. Помнишь, в прошлом году после ремонта в школе сильно пахло краской, у многих ребят разболелась голова и нас отпустили домой?


Бабушка. Некоторые опасные вещества не пахнут, напри­мер газ, который горит в наших плитах. В него специально до­бавляют пахучие вещества, чтобы можно было почувствовать опасность. Нельзя также нюхать вещества с резким, сильным запахом.

Дима. Думаю, это нужно записать и запомнить как правило.

Задание 1.

Закрой глаза, зажми нос и попробуй кусочек твёрдого соч­ного яблока и кусочек лука. Определи, что ты попробовал пер­вым. Легко ли тебе было отличить яблоко от лука?

Дима. Теперь мы убедились, что вкус и запах очень важны, но в книге мы прочитали, что больше всего мы узнаём о мире с помощью зрения. Вот зрение меня точно никогда не подводило •и не может подвести.

Папа. Ты прав, но не во всём. Я дам вам одно задание, и вы убедитесь, что и хорошее зрение нас иногда обманывает.

Дима и Аня выполнили это задание. А теперь попробуй и ты.


Задание 2.

Посмотри внимательно на рисунок: а) найди линии одинаковой длины и обведи их синим карандашом; 6) найди одинаковые кружки и закрась их зелёным карандашом.

Аня. Когда я долго плету из бисера, мне кажется, что я пло­хо вижу и даже путаю цвета.

Бабушка. Ничего удивительного. Ты часто плетёшь вечером, когда уже темно. А при плохом освещении глаза устают быстрее.

Дима. В школе нам говорили, что можно делать специаль­ные упражнения для глаз, чтобы зрение не портилось.

Бабушка. У вас же эти упражнения лежат на столе под стеклом. Давайте их вспомним.

Аня. Я помню, помню, они очень простые.

 

Задание 3.

Выполняй эти упражнения каждый день. Перед тем как ты начнёшь выполнять упражнения, сядь на стул, положи руки на колени.

1. Быстро-быстро поморгай, считая про себя до 15.

2. Не двигая головой, посмотри вверх, вниз, вправо, влево. Повтори это упражнение 4 раза.

3.                Приложи кончик указательного пальца к кончику носа. Посмотри на него. А теперь медленно вытягивай руку прямо перед собой, не отводя взгляда от кончика пальца. Получилось?


Тогда так же медленно верни руку в исходное положение. Повтори это упражнение 4 раза.

4. Прикрой ладошками глаза и посиди так, считая про се­бя до 15.

 

Задание 4.

Отметь то, что помогает сохранить зрение и слух, зелёным карандашом.

 

О       хорошее освещение

О       правильное расстояние от книги

О       чтение лежа

О       чтение сидя

О       упражнения для глаз

О       работа с мелкими предметами в сумерках

О       тишина

О       очень громкая музыка

 

Папа. А ещё интересно, что все ощущения связаны между собой, поэтому так влияют на наше состояние и настроение. Если что-то не в порядке со зрением, обонянием или слухом, страдает весь организм.

 

Задание 5.

Проведи опыты.

 

Опыт 1.

Для опыта понадобятся конфета и сладкое яблоко. Съешь кусочек сладкого яблока, потом конфету и опять кусо­чек яблока.

Одинакового ли вкуса было яблоко?_______________________    


Опыт 2.

Тебе понадобится 1 стакан солёной воды (в стакане воды растворить ложку соли), 2 стакана чистой кипячёной воды.

Попробуй чистую кипячёную воду, солёную воду и опять чистую кипячёную.

Какой вкус у воды в третьем стакане?_______________

Опыт 3.

Что изображено на рисунке?

Опыт 4.

Рассмотри рисунки. Какого цвета маленькие квадраты?

________________________   ________________________


Занятие 6

Твои чувства

Аня. Сегодня у нас были соревнования «Весёлые старты». Наш класс проиграл! А всё из-за Игоря — он не смог взобраться по канату и всех подвёл.

Дима. Это мы его подвели. Когда распределяли этапы эста­феты, все выбрали то, что хотели, а Игорь согласился на канат, от которого все отказались. Мы же знали, что он не самый силь­ный в классе, но никто, кроме Игоря, не захотел рисковать и по­казаться слабым. А он согласился. Я думаю, мы зря его обидели.

Бабушка. Сначала успокойтесь. Слышали поговорку: «Не руби с плеча»? Вот и давайте вместе спокойно разберёмся в том, что произошло и что вы чувствовали.

Дима. Мне стыдно, что мы обидели Игоря.

Аня. А мне кажется, что Игорю должно быть стыдно. Рас­плакался, как девчонка.

Бабушка. Думаю, Игорь испытал чувство отчаяния — это очень сильное чувство. В такой момент можно совершить поступок, о котором потом будешь жалеть. А кто-нибудь успокоил Игоря?

Аня. Учитель физкультуры стал его успокаивать и гово­рить, что он не подвёл ребят, а, наоборот, выручил всех. Ведь без этого этапа нашу команду просто не допустили бы к сорев­нованиям. Он ещё сказал, что скорее всего завтра мы немного остынем, подумаем и извинимся. И почему-то просил Игоря не сердиться на нас и постараться простить нас.

Этот случай поможет разобраться в ваших чувствах. Пото­му что чувства — это то, как человек относится к миру (тому, что его окружает) и к самому себе. В одной и той же ситуации у людей могут возникать разные чувства. Диме стыдно за то, что обидели Игоря, он ему сочувствует. А Аня не только не сочув­ствует Игорю, но считает его поведение недостойным, думает, что он всех подвёл. Такие ситуации случаются и в жизни, и в книгах. Разобраться в них тебе помогут задания.

 

Задание 1.

Прочитай отрывки из литературных произведений.

 

Своими нежными руками рвала она злую, жгучую крапиву, и руки её покрывались волдырями, но она с радостью тер­пела — только бы спасти милых братьев! Босыми ногами она разминала крапиву и пряла из неё зелёные нити.

... Но вот зашло солнце, вернулись братья, и как же они ис­пугались, увидя, что их сестра стала немой!

...Но взглянули братья на её руки и поняли, что она задума­ла ради их спасения. Заплакал младший из них, и там, куда пада­ли его слёзы, боль утихала... (Х.К. Андерсен «Дикие лебеди»).

 

Напиши, какие чувства испытывали герои и как они прояв­лялись. (Любовь, нежность, надежда, сострадание, испуг, благо­дарность.)

__________________________________________________________________________________________________________________________


Некоторое время спустя они вышли, и Бентан, смеясь, протя­нула Малышу свёрток. Малыш молчал, он словно окаменел. «Ну а теперь развяжи свёрток», — сказал Боссе. Но Малыш швырнул свёрток в угол, и слёзы градом покатились по его щекам. «Ну что ты, Малыш, что ты? — испуганно сказала Бентан... — Прости нас! Мы хотели только пошутить...» Малыш резким дви­жением вырвался из рук Бентан... «Вы же знали, что я мечтал о живой собаке! И нечего было меня дразнить...»

Малыш побежал в свою комнату и бросился на кровать... он весь трясся от плача. (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»).

Напиши, какие чувства испытывали герои и как они прояв­лялись. (Обида, удивление, разочарование, раскаяние, испуг.)

Почему Малыш обиделся на брата и сестру?

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Аня. Вот меня многие считают обидчивой, даже Дима драз­нится: «Рёва-корова». Иногда мне не хочется, чтобы все видели, что я плачу, но не могу сдержаться, не знаю, как это сделать.

Бабушка. Справляться со своими чувствами можно и нуж­но, потому что чувства отражаются на работе всего организма. Помните, как изменилась частота пульса и дыхания после при­седаний? А когда вы волнуетесь перед контрольной или когда вас вызывают к доске, как громко и часто бьётся сердце? Поэто­му очень важно научиться бороться с отрицательными чувства­ми — тревогой, страхом, беспокойством, неуверенностью.

Аня. Как можно этому научиться?

Бабушка. Для этого есть специальные упражнения.

 

Ане и Диме пришлось потренироваться, прежде чем они добились успеха.

 

Задание 2.

Выполни упражнение «Сочный арбуз».

Сядь на стул или в кресло. Представь себе, что у тебя в ру­ках кусок красного, спелого арбуза. Ты откусываешь сочную сладкую мякоть, которая тает у тебя во рту.

Задание 3.

Прочитай. Отметь зелёным карандашом, какие чувства тебе хотелось бы испытывать чаще.

 

 

Задание 4.

Выполни упражнение «Пушистый котёнок».

Сядь на стул или в кресло. Лучше, если в комнате больше никого не будет и ничто не будет тебя отвлекать (выключи те­левизор, радиоприёмник). Закрой глаза, представь себе, что у тебя на коленях спит маленький, мягкий, пушистый котёнок (ты можешь положить на колени небольшую мягкую игрушку), ты ласково его гладишь и он тихонько мурлычет в ответ.


Занятие 7

Как изменить настроение

 

Вчера мы ходили в кукольный театр, смотрели музыкаль­ный спектакль «Царевна Несмеяна».

Аня. Мне больше всего понравились декорации и музыка.

Дима. А мне очень понравились куклы.

 

А помнишь ли ты сказку про Царевну Несмеяну?

 

Задание 1.

Ответь на вопросы.

Как меняется настроение Несмеяны?

_____________________________________________________________

 

Почему никто, кроме Иванушки, не смог развеселить Не­смеяну?

_____________________________________________________________

 

Чем Иванушка развеселил Несмеяну?

_____________________________________________________________

 

Дима. А давайте придумаем свою сказку «Как Грусть-Тоска превратилась в Радость-Веселье».

 

Задание 2.

Придумай продолжение этой сказки и нарисуй её героев.

 

Жила-была Грусть-Тоска. Грустила она с утра до вечера, наводила на всех тоску и печаль. Кто ни встретится с ней, пла­кать и рыдать начинает, сам не зная почему. Страшно ему ста­новится, неуютно, тревожно. Грусть-Тоска сама не рада, и свет ей не мил. Ждёт она, не дождётся того, кто сумеет развеселить её и превратить в Радость-Веселье...


______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Задание 3.

Подумай, как можно исправить плохое настроение. Отметь нужное зелёным карандашом.


Дима. Я. не знаю, что такое скука и тоска, потому что у ме­ня есть любимое дело — я собираю информацию о морских обитателях и динозаврах, наклейки с их изображениями. Когда занимаешься любимым делом, сразу забываются огорчения и обиды.

Бабушка. Это у тебя не дело, а увлечение.

Дима. Как это не дело? Я сам ищу интересные, новые све­дения. Особенно много нового я узнал в музее.

Аня. А у меня тоже есть любимое дело. Знаешь, как инте­ресно самостоятельно придумывать рисунок и плести из бисера. Когда у меня бывает плохое настроение, я беру в руки работу, и сразу забывается всё грустное и печальное.

Ребята нашли способ исправить грустное настроение. У каждого из них есть любимое дело, которое помогает им за­быть всё плохое.

А что интересно тебе?

 

Задание 4.

Напиши, как ты понимаешь пословицу: «Скучен день до ве­чера, если делать нечего».

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

 

Задание 5.

Рассмотри залы краеведческого музея. Раскрась тот зал музея, который больше всего тебя заинтересовал.

Если ты знаешь, напиши, что делают люди этих профессий.


Палеонтологический зал


Зал живой природы

Этнографический зал


Исторический зал


Зал техники


Зал военной истории


Зал искусства


Занятие 8

Твои поступки

 

Однажды Дима случайно разбил горшок с любимыми ма­миными фиалками. Мама очень огорчилась. Ни Дима, ни Аня сразу не сказали правду, а переложили вину на котёнка. Котён­ка наказали. Дима мучился целый день, а вечером признался маме во всём. К Диминому удивлению, мама не ругала его, а, наоборот, похвалила за то, что он сказал правду. И сказала: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь».

 

 

Аня. Я тебя не выдала, но мне было жалко котёнка, которо­го наказали ни за что. Я рада, что ты сам обо всём рассказал.

Мама. Любому человеку приходится выбирать, как посту­пить, и не всегда бывает легко сделать выбор.


Папа. Ребята, а может быть поступком отказ сделать что-то?

Аня. Наверное, нет.

Дима. А я думаю, что может. Помнишь, как ты не стала об­манывать родителей своей подружки, хотя она говорила, что пе­рестанет с тобой дружить?

Аня. Ну, тогда и ты совершал поступки. Помнишь, на даче соседские мальчишки предлагали тебе попробовать покурить вместе с ними. Ты отказался, и вы поссорились. Ты тогда пере­живал, а родители никак не могли понять, в чём дело.

Папа. Я и не знал, что ты способен совершить такой посту­пок. У тебя сильный характер. Я горжусь тобой!

Дима. Разве поступки и характер связаны между собой?

Папа. Есть такая народная мудрость, она гласит: «Посеешь поступок — пожнёшь привычку».

О том, что такое привычки, какими они бывают и можно ли их изменить, мы поговорим на следующем занятии.

 

Задание 1.

Вспомни и напиши, какой свой поступок ты считаешь очень важным (гордишься им).

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

 

Задание 2.

Какой литературный герой тебе нравится больше всего? Каким его поступкам тебе хочется подражать?

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Занятие 9

Твои привычки

Аня. Интересно, все вокруг только и говорят: «полезные привычки», «вредные привычки». А что такое привычки?

Дима. Тут и думать нечего. Привычка — это то, что чело­век привык делать не задумываясь, почему он это делает и как. Например, чистит зубы, моет руки перед едой. Наверное, это и есть хорошие привычки. А вот грызть кончик карандаша — это дурная привычка, хотя я часто делаю это, когда решаю сложные задачки. А ещё я слова лишние повторяю, бабушка называет их словами-паразитами.

Аня. А вот мама называет плохой привычкой беспорядок в комнате и то, что мы не всегда моем за собой посуду после еды. Зна­чит, плохие привычки можно изменить и они станут хорошими?

Дима. Папа, а как появляются хорошие и плохие привычки?

Папа. Почти всё, что человек делает часто, каждый день, можно считать привычками. Вредные привычки появляются легко — поленился вымыть посуду за собой один раз, другой, а третий раз, даже не задумываясь, оставишь её на столе. А при­учить себя к порядку и аккуратности сложнее. Хорошие привыч­ки можно воспитать в себе, но это потребует усилий, старания.

 

Задание 1.

Рассмотри рисунки. Обведи зелёным карандашом те, на ко­торых изображены полезные привычки, красным вредные.


Папа. Запомните, что избавиться от вредных привычек и воспитать хорошие можно. Главное — принять твёрдое реше­ние и не отступать от него.

Аня. Да, мы с Димой очень долго забывали мыть руки пе­ред едой, и бабушка нам постоянно напоминала. А сейчас мы всегда садимся за стол с чистыми руками.

Дима. Мне до сих пор трудно привыкнуть собирать порт­фель после выполнения домашних заданий, а не откладывать это на утро.

Папа. Полезные и вредные привычки бывают не только у детей, но и у взрослых, и от них всегда трудно избавиться. Ког­да вы родились, я решил бросить курить и сделал это.

Дима. И за восемь лет тебе ни разу не захотелось заку­рить?

Папа. Хотелось, но я твёрдо решил и ни разу не нарушил слова, которое себе дал.

Дима. Я понял, если есть правило, как воспитать хорошую привычку, то есть и правило, как избавиться от плохой. Сейчас я его напишу.

Папа. Молодец! Попробуйте вместе с Аней вспомнить свои полезные и вредные привычки.

У Димы и Ани оказалось не очень много и полезных, и вредных привычек. Попробуй и ты вспомнить и написать свои полезные и вредные привычки.


Задание 2.

Напиши, какие у тебя есть привычки. Выбери те, от которых ты хочешь избавиться, и подчеркни.

 

Задание 3.

Прочитай. Подчеркни зелёным карандашом полезные при­вычки, а чёрным — вредные.

 

Помогать старшим; делать зарядку; разговаривать во вре­мя еды; убирать постель; складывать на место игрушки, учебни­ки, одежду; постоянно жевать жвачку; смотреть телевизор во время еды; забывать свои обещания; не доводить дело до кон­ца; чистить зубы; самостоятельно готовить домашние задания.

 

Прочитай отрывок из сказки А. де Сент-Экзюпери «Ма­ленький принц». Что произошло с планетой, на которой жил Лентяй?

— Есть такое твёрдое правило, — сказал мне позднее Ма­ленький принц. — Встал поутру, умылся, привёл себя в поря­док — и сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно нужно каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов — молодые ростки у них почти одинаковые... Если дашь волю баобабам, беды не мино­вать. Я знал одну планету, на ней жил Лентяй. Он не выполол вовремя три кустика...

Занятие 10.

Настольная игра «Твой день»

Правила игры. В эту игру можно играть одному или с друзьями. Вам понадобятся цветные фишки и игровой кубик. Игроки по очереди бросают кубик и передвигают фишки на число клеток, выпавшее на кубике. По ходу читают инструк­ции и делают ходы, нарисованные на поле игры.

1.  Наступило утро, ребенок встаёт, умывается.

2.  Ребенок завтракает.

3.  Ребенок идёт в школу, не позавтракав.

4.  Ребенок занимается на уроках.

5.  Ребенок играет на перемене.

6.  Ребенок обедает после школы.

7.  По пути из школы ест чипсы.

8.  Ребенок гуляет после обеда.

9.  Ребенок выполняет домашние задания.

10.  Ребенок делает уроки и играет с котёнком.

11.  Ребенок смотрит телевизор.

12.  Ребенок гуляет, играет в подвижные игры.

13.  Ребенок полдничает.

14.  Ребенок танцует или лепит в кружке.

15.  Ребенок собирает портфель.

16.  Ребенок долго сидит у компьютера.

17.  Ребенок ужинает.

18.  Ребенок смотрит мультфильм.

19.  Ребенок умывается и чистит зубы перед сном.

20.  Ребенок прыгает, подтягивается на шведской стенке.

21.  Ребенок сидит перед телевизором.

22.  Ребенок спит.


 

 


 

 

 


Марьяна Михайловна Безруких

Александра Германовна Макеева

Татьяна Андреевна Филиппова

 

Учусь понимать себя

Рабочая тетрадь для учащихся 2 класса

 

Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.000241.01.02

от 21.01.2002 г. сроком до 21.01.2003 г.

 

Редактор О.П. Москвина

Внешнее оформление Ю. Сопельняк,

С. Подкорытовой

Художественный редактор Е.В. Чайко

Художник В. Цепилова

Компьютерная верстка Н.И. Беляевой

Технический редактор М.В. Плешакова

Корректор B.C. Антонова

 

 

Подписано в печать 20.11.02. Формат 84x108/16.

Гарнитура QuantAntiquaC. Печать офсетная.

Бумага офсетная № 1. Печ. л. 3,5.

Тираж 60 000 экз. Зак. № 5614 (K-Sm).

 

ИД 00096 от 27 августа 1999 г.

 ООО Издательский центр «Вентана-Графф»

127422, Москва, Тимирязевская ул., д.1, корп. 3.

Тел./факс: (095) 211-15-74, 211-21-56

 

Отпечатано с готовых диапозитивов

на Федеральном государственном унитарном

предприятии Смоленский полиграфический комбинат

Министерства Российской Федерации по делам печати,

телерадиовещания и средств массовых коммуникаций

214020, Смоленск, ул. Смольянинова, 1