Для психолога

  • docx
  • 10.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 8.docx

Занятие 1

Что вы знаете друг о друге

Учительница. Ребята, вы уже знакомы несколько лет, скоро вы закончите начальную школу и перейдёте в пятый класс. К нам пришли ребята из другой школы. Познакомь­тесь: Таня, Оля, Наташа, Олег и Серёжа. Чтобы вы лучше узнали друг друга, давайте поиграем в игру «Моё любимое занятие». Думаю, это будет интересно не только новень­ким, но и каждому из вас. Ведь за лето у вас появились новые увлечения, вы чему-то научились.


 

Знаешь ли ты, чем любят заниматься твои друзья в свободное время? А знают ли одноклассники о твоих ув­лечениях?

Игра «Моё любимое занятие»

Правила игры. Играет весь класс. Сядьте в круг. Каж­дый из вас по очереди должен выйти в центр круга и без слов (мимикой и жестами) изобразить своё любимое занятие.

Каждый из сидящих может высказать свою догадку — что изображал ведущий? После того как все выскажутся, ведущий сам называет тех, кто понял его правильно.

Задание 1.

Напиши имена и увлечения твоих друзей, которые те­бе показались самыми интересными. Попроси своих друзей рассказать об этом. А чему тебе хочется научиться?

Игра «Расскажи о себе»

Правила игры. Играет весь класс. Сядьте в круг и по очереди бросайте мяч тому, от кого вы хотите услышать рассказ о себе. Тот, кто поймал мяч, рассказывает. Если кто-то не хочет говорить о себе, он может передать мяч другому.

 

Играя в эти игры, Аня и Дима узнали очень много интересного о своих одноклассниках. Оказалось, что непосе­да Серёжа любит рисовать, а тихая Света любит спорт и занимается теннисом.

Задание 2.

Заполни пустую колонку таблицы. У кого из твоих одноклассников самое необычное увлечение?

Твои увлечения

 

Увлечения твоих друзей

 

Самое

необычное

увлечение

 

 

Аня. Как изменились ребята за год! Все выросли, по­взрослели.

Дима. И мы с тобой тоже, только мы этого не заме­чаем. Давай измерим, насколько мы выросли по сравнению с прошлым годом.

Задание 3.

Измерь свой рост и вес, пульс и частоту дыхания. Запиши результаты в таблицу.

Твои данные

4 класс

Начало года

Конец года

Рост

 

 

Вес

 

 

Частота пульса в покое

 

 

Частота пульса после нагрузки

 

 

Частота дыхания в покое

 

 

Частота дыхания после нагрузки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3.

Зачеркни только буквы А, X:

а)   в воскресенье, после отдыха

КЕИСНЕСАЕИХВКЕВЕИСНАЕАИСНКВЕХИКХНКЕАИСНА САКАЕКХЕВСКХЕКХНАИСНКВЕВЕСНАИСЕКХЕКНАИСН ИСНЕИСНВИЕХКВХЕИВНАКИСХАИЕВКЕВКИЕХЕИСНАИ ВХВКСИСНАИАИЕНАКСХКИВХНИКИСНАИВЕСНАКНЕХС СНАИКВЕХКВКЕСВКСНХИАСНАКСХКХВХЕАЕСКСЕАИК ИСНАЕХКЕХКЕИХНВХАКЕИСНАИКХВСХНВИЕХКАЕСВЕ СНАИСАКВСНХАЕСХАИСНАЕНКИСХКЕХВХВЕКНЕИЕНА ЕКХЕКНАИВКВКХЕХИСНАИХКАХЕНАИЕНИКВКСИСНАИ ЕХВКРИЕХАИЕХЕКВСНЕИСНВНЕВИСНАЕАХНХКСНАХС ИСНАИЕИНЕВИСНАИВЕВХСИСВАИЕВХЕИХСКЕИЕХКИЕ КЕВХВАЕСНАСНКИСХЕАЕХКВЕХЕАИСНАСВАИСЕВЕКЕ ХВЕКХСНКИСЕХАЕКСНАИИЕХСЕХСНАИСВНЕКХСНАИС АВЕНАХИАКХВЕИВЕАИКВАВИХНАХКСВХЕХИВХАИСКА ВНСИЕАХСНАНАЕСНВКСНХАЕВИКАИКНКНАВСНЕКВХК

б)   в пятницу, после уроков

КЕИСНЕСАЕИХВКЕВЕИСНАЕАИСНКВЕХИКХНКЕАИСНА САКАЕКХЕВСКХЕКХНАИСНКВЕВЕСНАИСЕКХЕКНАИСН ИСНЕИСНВИЕХКВХЕИВНАКИСХАИЕВКЕВКИЕХЕИСНАИ ВХВКСИСНАИАИЕНАКСХКИВХНИКИСНАИВЕСНАКНЕХС СНАИКВЕХКВКЕСВКСНХИАСНАКСХКХВХЕАЕСКСЕАИК ИСНАЕХКЕХКЕИХНВХАКЕИСНАИКХВСХНВИЕХКАЕСВЕ СНАИСАКВСНХАЕСХАИСНАЕНКИСХКЕХВХВЕКНЕИЕНА ЕКХЕКНАИВКВКХЕХИСНАИХКАХЕНАИЕНИКВКСИСНАИ ЕХВКРИЕХАИЕХЕКВСНЕИСНВНЕВИСНАЕАХНХКСНАХС ИСНАИЕИНЕВИСНАИВЕВХСИСВАИЕВХЕИХСКЕИЕХКИЕ КЕВХВАЕСНАСНКИСХЕАЕХКВЕХЕАИСНАСВАИСЕВЕКЕ ХВЕКХСНКИСЕХАЕКСНАИИЕХСЕХСНАИСВНЕКХСНАИС АВЕНАХИАКХВЕИВЕАИКВАВИХНАХКСВХЕХИВХАИСКА ВНСИЕАХСНАНАЕСНВКСНХАЕВИКАИКНКНАВСНЕКВХК

Посчитай количество букв, которые ты успеешь про­смотреть за 2 минуты, и количество ошибок (пропущенные или неправильно отмеченные буквы). Попроси взрослых про­верить тебя.

 

Занятие 2

Твой класс

Дима. Олег так интересно рассказывал о своих делах, а у него так и нет настоящего друга. От чего это зави­сит? Почему с некоторыми ребятами многие хотят дружить, а с другими мало кто дружит?

Учительница. А вот и посмотрим. Я хочу, чтобы се­годня вы сами разделились на группы. Представьте, что вам предстоит участвовать в конкурсе, где важно, чтобы в каждой группе все хотели работать вместе.

Ребята разделились на группы. Получились две боль­шие группы — 9 и 11 человек и 2 маленькие — 3 и 5 человек.

Аня. Почему так получилось?

Учительница. Давайте попробуем разобраться, почему вы разделились именно так. Для этого выполните задание.

Задание 1.

/


Заполни таблицу. Для этого в столбик по вертикали впиши имена всех ребят в классе. Напротив каждого имени поставь значок «+», если ты хочешь работать с этим чело­веком в одной группе или команде. Сколько человек оказа­лось в твоей команде?

Имена одноклассников

1.

 2.

3.           

4.           

5.           

6.           

7.            

8.           

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Почему тебе захотелось взять именно этих ребят в свою команду?

Какие качества в них тебя привлекают?

 

 

Посмотри, как заполнили таблицу Аня и Дима. Кто из их одноклассников стал участником команды?

Аня

Вета

+

Дима

+

Серёжа

+

Володя

+

Полина

+

Света

 

Игорь

 

Алёша

 

Дима

Вета

+

Аня

+

Серёжа

 

Володя

+

Полина

+

Света

+

Игорь

+

Алёша

 

 

Аня. А ты заметил, что в нашей команде оказались не только те ребята, которых мы выбрали?

Дима. Конечно, ведь у ребят, с которыми мы дружим, есть ещё друзья.


 

Учительница. Кроме общих интересов и симпатий, важ­ны общие переживания.

Вы уже умеете составлять цветовую карту своего на­строения. А теперь попробуйте составить цветовую карту настроения всего нашего класса.

Задание 2.

Каждое утро и после уроков в течение недели отмечай цветными карандашами своё настроение, сделайте это после всех уроков.

           весёлое, бодрое, жизнерадостное

           неуверенное, беспокойное

           сердитое, унылое, плаксивое

       


У - утро; Д – день

 

Имена одноклассников

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

У

Д

У

Д

У

д

У

Д

У

д

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

v 7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Можно ли считать эту неделю «неделей хорошего на­строения»? Почему в один и тот же день у всех ребят бы­вает плохое настроение?

 

 

Занятие 3

Кто твой друг

Задание 1.

Рассмотри рисунки. Кого можно считать хорошим дру­гом? Обведи зелёным карандашом рисунки, на которых изображены настоящие друзья.


 

 


 

 

 

А вот какие качества ценят в друзьях Аня и Дима

 

 

                     

 

 

 отзывчивость весёлый нрав умение договариваться

 


                                                                                          надёжность весёлый                    нрав сообразительность

 

Задание 2.

Вспомни законы дружбы, о которых мы говорили в прошлом году. Запиши их и отметь, что тебе удаётся выполнять.

Задание 3.

Напиши, какие черты характера нравятся тебе в друге, подруге

Задание 4.

Вспомни и напиши, в какой ситуации тебе помогли друзья.

Задание 5.

Вспомни и напиши, в какой ситуации тебе приходи­лось помогать друзьям.

Задание 6.

Какие качества и черты характера ты ценишь больше всего в людях? Подчеркни.

Справедливость, честность, доброта, заботливость, чут­кость, вежливость; умение доводить начатое дело до конца, твёрдость, настойчивость, упорство; умение сотрудничать, умение планировать свою работу; чувствительность, уравнове­шенность, способность сочувствовать другому, приветливость; сообразительность, начитанность, образованность, любозна­тельность, остроумие.

Задание 7.

Прочитай отрывки из романа М. Твена «Приключения Тома Сойера». Ответь на вопросы.

Альфред грустно поплёлся в опустевшую школу. Он был оскорблён и разгневан. Ему было нетрудно угадать, •в чём дело: девочка разговаривала с ним только для того, чтобы подразнить Тома Сойера. Ему хотелось придумать ка-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как ты оцениваешь поведение Альфреда Темпеля, Бек- ки Тэчер, Тома Сойера? _______________________________________________________________

Что заставило Тома взять на себя вину другого чело­века? ________

Почему Бекки промолчала, видя, что наказывают неви­новного? ____

Задание 8.

Прочитай пословицы и поговорки. О каких чертах ха­рактера в них говорится? Подчеркни правильный ответ.

Глупая голова ногам покою                                             нерешительность

не дает.                                                                 необдуманность поступков

 

Умел да смел, пятерых одолел.                             трусость, смелость, ловкость

Дай бог нашему теляти да волка поймати.                 решительность, безволие, упрямство

                                                                     

 

Бережёного бог бережёт                              осторожность, предусмотрительность,

                                                                   трусость

                                                            

 

Прытко бегают, да часто падают.                        осторожность, торопливость, нерешительность.

 

Кто не бережёт копейки,                                расчётливость, скупость,

тот сам не стоит рубля.                                   бережливость

Из него хоть верёвки вей.                               рассудительность, сила

                                                     воли, бесхарактерность

Стол спасибом красят.                          трусость, нерешительность,

вежливость

Задание 9.

Прочитай отрывок из сказки С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Ответь на вопросы.

А Нильс совсем забыл, что лис, если захочет, может раздавить его одной лапой. Он бежал по пятам за ночным вором и твердил сам себе: «Только бы догнать!»...

     Сейчас же отпусти гуся! Слышишь? — закричал Нильс. — А не то я тебя так отделаю, что сам не рад будешь!

Смирре положил гуся на землю, придавил его перед­ними лапами и сказал:

     Ах, это твой гусь? Тем лучше. Можешь посмот­реть, как я с ним расправлюсь!

«Этот рыжий вор, кажется, и за человека меня не считает!» — подумал Нильс и бросился вперёд. Обеими ру­ками он вцепился в лисий хвост и дёрнул что было силы.

Смирре был немолодой, видавший виды лис. И всё-та­ки никогда Смирре не приходилось так плохо, как в это утро. Увидев Нильса, дикие гуси радостно загоготали и за­хлопали крыльями:

     Ты первый человек, от которого мы видели добро...

Какие качества проявил Нильс в этой ситуации?

 

 

Занятие 4

Как научиться жить дружно

Учительница. Ребята, когда вы разбивались на группы, то выбирали своих друзей. Но нужно научиться общаться с разными людьми, не только с теми, кто вам нравится. Вы, наверное, не раз замечали, что мнения и желания лю­дей не всегда совпадают, иногда они прямо противополож­ны друг другу. Бывают ситуации, когда люди недовольны друг другом. И тогда возникает ссора. Давайте попробуем вместе понять, почему люди ссорятся и можно ли на­учиться жить дружно?

Аня. А ведь иногда ссора возникает не из-за дела, а из-за грубых слов или обидных интонаций.

Дима. Да, действительно, чаще всего я обижаюсь, ког­да со мной грубо разговаривают. Я и сам порой знаю, что не прав, но если на меня кричат, то я словно не слышу.

Учительница. Вот и подумайте, почему обиделись ребя­та на этих картинках?

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

Задание 1.

Прочитай и подчеркни причины, из-за которых чаще всего возникают ссоры.

Непонимание друг друга; неумение выслушать другого; нежелание уступить; стремление отстоять свою точку зрения во что бы то ни стало; неумение поставить себя на место другого человека; обида на любое замечание; нежелание критически оценить свои поступки; неумение критически оце­нить свои поступки; равнодушие.

Задание 2.

Как ты поступишь, если тебе что-то не понравится во время игры? Выбери подходящий для тебя ответ и обведи его зелёным карандашом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перестану играть, обижусь и уйду.


 

 

Буду спорить и доказывать свою правоту.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Кто сильнее, тот и прав!


 

 

 

Как ты поступишь и почему? _________________

--------------------------------------------------------------------

Задание 3.

Прочитай отрывок из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» и ответь на вопросы.

Алиса попала в волшебный сад, где росли не очень вежливые цветы. Обрати внимание на поведение Алисы.

     Ах, Лилия, — сказала Алиса, глядя на Тигровую Лилию. — Как жалко, что вы не умеете говорить!

     Говорить-то мы умеем, — ответила Лилия. — Бы­ло бы с кем!

Алиса так удивилась, что в ответ не могла вымолвить ни слова...

     Неужели здесь все цветы говорят?

     Не хуже тебя, — отвечала Лилия, — только го­раздо громче.

Алисе было неприятно слышать все эти критические замечания, и она поспешила спросить:

     А вам никогда не бывает страшно? Вы здесь сов­сем одни...

      Как это «одни»? — сказала Роза. — А дуб на что? ...А ты и этого не знала?..

 

 

 

 

 

 

 


 

      А как это вы все научились так хорошо гово­рить? — спросила Алиса, надеясь немного смягчить её по­хвалой.

      По-моему, ты никогда ни о чём не думаешь, — сурово заметила Роза.

     А есть в саду ещё люди, кроме меня? — спроси­ла Алиса, решив пропустить мимо ушей замечание Розы.

     Есть тут ещё один цветок, который умеет ходить, как ты, — сказала Роза...

     Пойду-ка я ей навстречу! — сказала Алиса.

     Навстречу? — переспросила Роза. — Я бы посо­ветовала идти в обратную сторону!

«Какая чепуха», подумала Алиса. Впрочем, вслух она ничего не сказала.

/


Как ты думаешь, почему Алисе удалось избежать ссо­ры с цветами? _______________________________________________________________________

Почему Алиса была вежлива с невоспитанными цве­тами? _______________

Что произошло бы, если бы Алиса отвечала на гру­бость грубостью? _______________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 5

Как помириться после ссоры

Учительница. Вы все понимаете, как важно научиться жить дружно, не ссориться.

Аня. Но ведь в жизни так не бывает. У меня три подруги, но иногда мы ссоримся, хотя и не хотим этого.

Учительница. Наверное, вы ещё не научились уступать друг другу, прощать.

Дима. Я, наоборот, даже не могу вспомнить ни одной ссоры с друзьями. А вот со взрослыми... Даже когда ме­ня ругают за дело, всё равно я обижаюсь.

Учительница. Признать свою ошибку и не обижаться из-за каждого пустяка, наверное, самое сложное. Конечно, в жизни любого человека бывают ссоры, но нужно нау­читься мириться.

Дима. Есть ведь даже такая пословица: «Худой мир лучше доброй ссоры».

Учительница. Хорошо, что ты вспомнил эту пословицу. Давайте подумаем, как можно помириться.

Аня. Мы часто ссоримся, но и быстро миримся. Обычно кто-то из нас показывает мизинец, мы начинаем улыбаться и, держась мизинцами, миримся друг с другом: «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, а если будешь драться, то я буду кусаться». Эта поговорка помогает забыть о ссоре.

 


 

 

 

 

 

 

Учительница. Молодцы, что умеете мириться. Шутка очень часто помогает выйти из трудной ситуации, умение вовремя улыбнуться и пошутить порой очень помогает. Но важно ещё научиться признавать свои ошибки и извинять­ся. Вряд ли кто-нибудь будет продолжать обижаться, если вовремя извиниться.

Давайте попробуем поиграть в такую игру — «Ссо­римся и миримся».

Игра «Ссоримся и миримся»

Правила игры. Разбейтесь на пары. Найдите причину для «ссоры», а потом помиритесь.

Задание 1.

Как лучше всего помириться со взрослыми? Выбери вариант ответа и подчеркни.

Признать свою ошибку и извиниться.

Продолжать обижаться, даже когда забыта причина ссоры.

Задание 2.

Вспомни, почему Бекки Тэчер обиделась на Тома Сойера. Прочитай отрывок и ответь на вопросы.

Том начал уговаривать её, называя ласковыми имена­ми, но она опять оттолкнула его. Тогда в нём проснулась гордость. Он направился к двери и решительным шагом вышел на улицу. Смущённый и расстроенный, он встал не­подалёку от школы, взглядывая поминутно на дверь, в на­дежде, что Бекки одумается и выйдет вслед за ним на крыльцо. Но она не выходила. Ему стало очень грустно... Ему было трудно заставить себя сделать первый шаг к примирению, но он поборол свою гордость и вошёл в класс. Бекки всё ещё стояла в углу и плакала, повер­нувшись лицом к стене. Том вытащил самую лучшую свою драгоценность — медную шишечку от каминной решёт­ки — и, протянув её так, чтобы Бекки могла увидеть её, сказал:

— Ну, Бекки... Ну возьми же! Дарю!

Легко ли было Тому сделать первый шаг к прими­рению?

Приняла ли Бекки его извинения?

Почему она впоследствии испытывала чувство вины?

Что произошло дальше?

Задание 3.

Прочитай пословицы. Как ты их понимаешь? Вспомни примеры из школьной жизни, иллюстрирующие их.

Повинную голову и меч не сечёт. __________________________________________

С повинившегося и вина снимается.

 

 

 

Задание 4.

Прочитай отрывок из сказки А. Линдгрен «Малыш и Карлсон». Ответь на вопрос.

Однажды Малыш вернулся из школы злой, с шишкой на лбу. Мама хлопотала на кухне. Увидев шишку, она, как и следовало ожидать, огорчилась.

     Бедный Малыш, что это у тебя на лбу? — спро­сила мама и обняла его.

     Кристер швырнул в меня камнем, — хмуро отве­тил Малыш.

     Скажи, а нельзя ли вообще обойтись без драки? Мирно можно договориться о чём угодно. Знаешь, Малыш, ведь, собственно говоря, на свете нет такой вещи, о кото­рой нельзя было бы договориться, если всё как следует обсудить...

     Да? Ты так думаешь? — спросил он и неодобри­тельно взглянул на маму. — Кристер мне сказал: «Я могу тебя отлупить». Так он и сказал. А я ему ответил: «Нет, не можешь». Ну скажи, могли ли мы разрешить наш спор, как ты говоришь, словами?

Кто, по-твоему, прав: Малыш, считающий, что в неко­торых случаях без драки не обойтись, или мама, уверен­ная, что ссориться не обязательно?

 

Занятие 6

Какой у тебя характер

Учительница. Ребята, а вы знаете, что такое характер? Аня. Характер — это то, что человек говорит и как относится к другим людям.

Дима. По-моему, характер — это то, что человек де­лает.

Учительница. Ребята, вы правы. Поведение человека и отношение к себе, другим людям и делу называется ха­рактером. А вот какой у человека характер, можно узнать по его поступкам и поведению, по тому, как человек ведёт себя в разных ситуациях.

Аня. А что значат выражения «хороший характер» и «плохой характер»?

Задание 1.

Закрась зелёным карандашом кружки рядом с «хорошими» чертами характера, чёрным — рядом с «плохими».

- смелость                                                           - настойчивость

- скромность                                          - решительность

          -трудолюбие                                          - неуверенность

- честность                                                         - капризность

- трусость                                            - вежливость

- хвастливость                                     - отзывчивость

- лень                                                  - грубость

- открытость                                                     - общительность

          - ответственность                                - драчливость

- активность                                                      - обидчивость

- замкнутость                                                   - заносчивость

          - безразличие                                       - добросовестность

          -правдивость

 

Учительница. Помните, во втором классе мы разбирали пословицу: «Посеешь поступок — пожнёшь привычку»:

С привычек начинается формирование характера. Поэтому чем раньше у вас появятся полезные привычки, тем лучше. Продолжение пословицы звучит так: «Посеешь привычку — пожнёшь характер».

 

Задание 2.

Подумай и напиши, что означает выражение «Так себе человек, ни рыба ни мясо».

 

Задание 3.

Вспомни и напиши, какие черты характера выражают отношение человека

а)   к самому себе:

           1.                                                                                                                              

           2.   _______________________________________________________

3.                                                                                       

4.                                                                                                       

5.                                                                                                       

б)  к другим людям:

1.     _______________________________________________

           2.                                                                                                      

3.                                                                                                       

4       .______________________________________________________

5.                                                                                                       

в)  к делу:

           1.   _______________________________________________________

2.  _________________________________________________

3.__________________________________________

4.                

5.                

Задание 4.

Подумай и напиши, какие черты характера есть у тебя.

1. ____________________________________________

          2. _________________________________________________

3.         ________________________________________

4.                

5.         ____________________________________________________________

Какие черты характера ты хочешь воспитать в себе?

1. __________________________________________________

2.                                                                                                                                  

3.         ________________________________________

4.               __________________________________________________________

От каких черт характера ты хочешь избавиться?

1.

            2. _________________________________________________

3.

Задание 5.

Прочитай отрывки из литературных произведений. Вспомни и напиши их названия, имена героев. Какие черты характера присущи этим героям?

Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто! В корыте много ль корысти? Воротись, дурачина, ты к рыбке, Поклонись ей, выпроси уж избу.

 

И царевна к ним сошла, Честь хозяям отдала, В пояс низко поклонилась, Закрасневшись, извинилась, Что-де в гости к ним зашла, Хоть звана и не была...

 

Живёт Балда в поповом доме, Спит себе на соломе. До светла у него всё пляшет, Лошадь запряжёт, полосу вспашет, Печь затопит, всё заготовит, закупит, Яичко испечёт да сам и облупит.

Задание 6.

Подчеркни зелёным карандашом те черты характера, которые тебе нравятся в людях.

Трусливый, боязливый, осторожный, неосторожный; вялый, спокойный, беспокойный, суетливый; самоуверенный, уверенный в себе, неуверенный, робкий; навязчивый, внимательный, невнимательный, безразличный; пугливый, смелый, бесстрашный; стеснительный, стыдливый, бесстыдный.

 

Занятие 7

Как воспитать характер

Учительница. А теперь давайте прочитаем пословиц целиком: «Посеешь поступок — пожнёшь привычку, посе ешь привычку — пожнёшь характер, посеешь характер — пожнёшь судьбу». Как вы понимаете это выражение? Поче му говорят, что судьба человека находится в его руках?

Дима. Мне кажется, так говорят потому, что челове] действительно может добиться всего того, о чём мечтает.

Аня. Это очень трудно и не всем удаётся. Разве все люди могут добиться того, что захотят?

Дима. А я и не говорю обо всех людях. Добиться поставленной цели, осуществить свою мечту могут толькс люди с сильным характером.

Учительница. Это всё правильно. Но даже если у че­ловека сильный характер и он хочет осуществить свою мечту, для этого нужно приложить усилия. Порой на это уходят годы. От «хочу» до «могу» часто очень длинный и трудный путь, его можно представить в виде лестницы.

                                               Хочу и всё получается

                                       Хочу и иногда получается

                             Хочу и учусь делать

                  Хочу, но пока не получается

        Хочу что-то сделать

Учительница. Подумайте, какими качествами и чертами характера должен обладать человек, чтобы подняться на верхнюю ступень.

Задание 1.

Прочитай. Закрась зелёным карандашом 5 самых важ­ных действий, направленных на достижение поставленной цели.

- быть настойчивым

- быть решительным

-Не расстраиваться при неудаче, ошибке не торопиться

-не ждать быстрого результата

-верить в успех

-верить в то, что всему можно научиться

-поддерживать друзей в трудную минуту

- не унывать

-не сдаваться

-не пасовать перед неудачей или трудностями

-не стесняться попросить помощи

-не бросать начатое дело

 

Сравни свои ответы с ответами твоих друзей.

Аня. Я часто огорчаюсь из-за плохой оценки, мне ка­жется, что её невозможно исправить.

Учительница. Человек, который не верит в свои силы, вряд ли добьётся успеха. Трудности и неудачи бывают в жизни любого человека. Важно верить в успех и стре­миться к нему. Только человек с сильным характером мо­жет добиться успеха.

Дима. Во втором классе я писал очень неразборчиво и грязно. Мне пришлось очень много заниматься, чтобы почерк стал понятным и ошибок стало меньше.

Задание 2.

Подумай и напиши, к кому ты можешь обратиться за помощью в трудную минуту.

Были ли у тебя трудности, с которыми тебе помогли справиться?

Кто помог тебе в трудную минуту?

Кому тебе приходилось помогать в трудную минуту?

 Задание 3.

Прочитай пословицы и объясни, как ты их понимаешь.

Посеешь привычку — пожнёшь характер, посеешь харак­тер — пожнёшь судьбу

Судьба человека в его руках. Человек сам творец своей судьбы.

Задание 4.

Выбери и отметь зелёным карандашом те черты ха­рактера, которые помогают добиться цели.

- целеустремлённость                       - рассеянность

-самостоятельность                           - решительность

-внушаемость                    - нерешительность

- настойчивость                                 - упрямство

- настырность                                    - сдержанность

- дисциплинированность                    - несдержанность

- недисциплинированность               - трусость    

  -смелость                                      - безволие

                                                                        

- сила воли

Учительница. Я хочу рассказать вам о людях, которые сумели осуществить свои мечты и проявили всю силу свое­го характера, когда произошла трагедия.

Алексей Петрович Маресьев с детства мечтал стать летчиком. Но осуществить ему эту мечту было нелегко — он много болел, был худеньким и слабеньким. «С таким здоровьем о небе и мечтать не стоит», — говорили ему родные и знакомые. Но Алёша не сдавался, он занимался спортом, закалялся. И когда он пришёл на собеседование в лётное училище, никому из присутствующих в голову не могло прийти, что рослый, крепкий юноша всего лишь не­сколько лет назад отчаянно боролся с болезнями.

Когда началась война, Алексей Маресьев был уже опытным лётчиком. Зимой 1942 года самолёт Маресьева, сбитый фашистами, упал в лес. Маресьев чудом остался жив: он был ранен, обе ноги обморожены. Восемнадцать суток Маресьев ползком добирался до своих!

В госпитале ему ампутировали обе обмороженные ступни — о полётах нужно было забыть. Но и тут муже­ственный человек не сдался. Не жалея сил, стирая в кровь ноги, Маресьев учился ходить на протезах. А уже через год подал заявление военно-врачебной комиссии с просьбой о возвращении в лётный полк. И ему разреши­ли, так как он научился не только хорошо ходить, но да­же танцевать на протезах.

До конца войны мужественный летчик защищал Роди­ну, сбил 10 немецких истребителей. За проявленный геро­изм Алексей Маресьев удостоился звания Героя Советского Союза.

Дима. Недаром говорят, что «в жизни всегда есть место подвигу». Бывают, наверное, моменты, когда решается судьба и от одного поступка зависит дальнейшая жизнь.

Аня. А я думаю, что иногда не меньше силы воли требуется от человека и в обычной, повседневной жизни.

Учительница. Если оглянуться вокруг, то можно найти много примеров настоящих подвигов и среди наших совре­менников.

Альпиниста Владимира Поморцева называют Маресье­вым наших дней. Этот человек из-за травмы позвоночника оказался прикованным к постели. Приговор врачей был еди­нодушен — двигаться не сможет. Но Владимир боролся с недугом, заново учась шевелить пальцами, поворачивать голову, поднимать руку... Через несколько лет Владимир со­вершил восхождение на одну из вершин Гималаев высотой более 6000 м.

Ольга Николаевна Скороходова в пять лет потеряла зрение и слух. Несмотря на это, она не только сумела окончить школу, но и стала ученым и известным скульпто­ром. Ольга Николаевна помогает людям с таким же, как у неё, недугом найти себя в жизни. А ещё Ольга Никола­евна пишет замечательные жизнерадостные стихи, доказы­вая, что незрячие люди тонко чувствуют красоту окружаю­щего мира.

Художница из Ангарска Татьяна Проскурина рисует, держа кисть зубами! Из-за перенесённой в детстве болезни Татьяна не может двигать руками. Но желание рисовать было так велико, что уже в детстве она нарисовала свой первый портрет с помощью карандашей и фломастеров. Сейчас Татьяна осваивает компьютер.

У неё очень много друзей. И никто из них не счита­ет Татьяну инвалидом. «Какой же она инвалид, если может больше, чем многие здоровые люди?» — говорят они.

Стивен Хокинг родился в 1952 году. С детства Сти­вен мечтал стать физиком и изучать тайны Космоса. Когда он заканчивал университет в Оксфорде, у него появились первые признаки опасной болезни. В течение 10 лет здо­ровье Хокинга постепенно ухудшалось — он потерял спо­собность двигаться, а потом видеть и говорить. Но несмот­ря на это, продолжает заниматься исследованиями, пытаясь ответить на вопросы: как возникла Земля и Вселенная, что такое «чёрные дыры», есть ли у землян «соседи» на дру­гих планетах. Сейчас Хокинг — профессор Кембриджского университета, член Лондонского королевского общества, лау­реат Нобелевской премии. Этого звания удостаиваются только самые выдающиеся учёные. Он много путешествует, читая лекции в самых известных университетах мира.

Задание 5.

Вспомни и расскажи одноклассникам случаи о герои­ческом поведении людей, живущих в твоём родном городе.

Задание 6.

Может быть, рядом с тобой есть человек, который оказался в сложной ситуации и ему нужна поддержка.

 

Занятие 8

Как сказать «нет» и отстоять своё мнение

Учительница. Мы много размышляли о том, как нау­читься добиваться своей цели, что такое хороший поступок. Но нередко умение человека не согласиться с чем-то, что- то не сделать — это тоже поступок. И такой поступок порой требует очень большой силы воли, смелости и реши­тельности.

Задание 1.

Подумай и напиши, в каких случаях поступком будет считаться отказ сделать что-то.

________________________________________________________________

В каких ситуациях тебе трудно сказать «нет» и отка­заться от какого-то предложения?

Были ли случаи, когда тебе приходилось говорить «нет», отказаться от чего-то? Расскажи об этом одноклас­сникам.

Игра «Да и нет — не говорите!»

Знаешь ли ты, что согласиться или отказаться можно, не только используя слова «да» и «нет»? В эту игру иг­рают двое. Один из вас должен задать любой вопрос. Например: «Ты пойдёшь сегодня гулять?».

Другой должен ответить, но при этом не говорить «да» или «нет», например: «Я ещё не решил».

Тогда первый продолжает, повторяя услышанный ответ: «Все говорят „я ещё не решил", но ты пойдёшь гулять?»

«Я посоветуюсь с друзьями (спрошу разрешения у мамы)».

 

«Все говорят „посоветуюсь с друзьями", но ты пой­дёшь гулять?» И т. д.

Задача первого игрока состоит в том, чтобы заставить своего партнёра сказать «нет» или «да». Задача второго — придумать ответы, где эти слова не используются.

Задание 2.

Прочитай отрывок и ответь на вопросы.

Драко Малфой предложил Гарри Поттеру дружбу. Но Гарри не принял это предложение. Обрати внимание на то, как Гарри отказался. Что бы ты сказал в этой си­туации?

      Ты скоро узнаешь, Поттер, что в нашем мире есть несколько династий волшебников, которые куда круче всех остальных. Тебе ни к чему дружить с теми, кто это го не достоин. Я помогу тебе во всём разобраться.

Он протянул руку для рукопожатия, но Гарри сдела^1 вид, что этого не заметил.

     Спасибо, но я думаю, что сам могу понять, кт< чего достоин, — холодно заметил он.

Невилл, одноклассник Гарри, пытается остановить свои друзей, так как считает, что они могут попасть в очен опасную ситуацию. Обрати внимание на слова Невилл; Можно ли считать его поведение товарищеским — ведь с говорит «нет» своим друзьям. Чем закончилась история, п< чему друзья не обиделись на Невилла?

     Что вы задумали? — донеслось из угла комнаты.

Всё трое резко повернули головы, увидев застывше

в кресле Невилла.

     Всё в порядке, Невилл, ничего особенного, — у покоил его Гарри, поспешно пряча мантию за спину.

Невилл внимательно посмотрел на их виноватые лица.

     Вы снова собираетесь выйти из спальни посре ночи, — уверенно заявил он.

     Нет-нет-нет! — затараторила Гермиона...

     Вам нельзя отсюда уходить, — упрямо заявил Не­вилл. — Вас снова поймают. И у нашего факультета бу­дет ещё больше проблем.

     Ты не понимаешь, — не выдержал Гарри. — Это очень важно.

Но Невилл был настроен очень решительно.

     Я не выпущу вас. — Он встал, загораживая со­бой выход в коридор. — Я... Я буду с вами драться!

Как ты думаешь, почему профессор Дамблдор, дирек­тор школы волшебников, присудил Невиллу поощрительные

очки? ________________________________________

 

 

 

Были ли у тебя в жизни ситуации, когда тебе прихо­дилось совершать подобные поступки?         ___________________________________________________________

 

Вот как профессор Дамблдор объяснил свой поступок.

Храбрость бывает разной. — ...Надо быть достаточно отважным, чтобы противостоять врагу. Но не меньше от­ваги требуется для того, чтобы противостоять друзьям, и за это я присуждаю десять очков мистеру Невиллу Долгопупсу.

Занятие 9

Фантастическое путешествие

Учительница. Ребята, давайте представим, что вы кос­монавты, прилетевшие на другую планету. Вас радостно встречают инопланетяне, показывают, как они живут, что умеют делать.

Задание 1.

Рассмотри рисунок. Какие привычки у людей на этой планете? ------------------------------                              —___________________


 

Главный девиз этой планеты — «Хотим быть здоро­выми!».

 

Задание 2.

Рассмотри рисунок. Какие привычки у людей на этой планете? _________________________________ .___________________________________


 

 

 

Учительница. Какой может стать наша планета, если люди не откажутся от плохих привычек и будут продол­жать не только разрушать своё здоровье, но и здоровье окружающих?

Задание 3.

Нарисуй нашу планету. Расскажи о ней и её жителях.

 

 

 

Задание 4.

Выбери планету, на которой тебе хотелось бы жить, и объясни почему.

Дима. Действительно совсем не хочется не только са­мому болеть, но и жить на планете больных людей. А ведь если каждый из нас не будет заботиться о своём здоровье, закаляться, тренироваться, то наша планета не будет здоровой.

Аня. И мы сами не сможем вырасти здоровыми. Здо­ровье — это не только наша сила, но и настроение, отно­шение к себе и другим людям, умение жить дружно и ин­тересно.

Задание 5.

Прочитай отрывок из сказки «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери и ответь на вопросы.

На следующей планете жил пьяница. Маленький принц пробыл у него совсем недолго, но стало ему после этого очень невесело.

Когда он явился на эту планету, пьяница молча сидел и смотрел на выстроившиеся перед ним армии бутылок — пустых и полных.

     Что ты делаешь? — спросил Маленький принц.

     Пью, — мрачно ответил пьяница.

     Зачем?

     Чтобы забыть.

     О чём забыть? — спросил Маленький принц. Ему стало жалко пьяницу.

     Хочу забыть, что мне совестно, — признался пья­ница и повесил голову.

     Отчего же тебе совестно? — спросил Маленький принц, ему очень хотелось помочь бедняге.

     Совестно пить! — объяснил пьяница и больше от него нельзя было добиться ни слова.

И Маленький принц отправился дальше, растерянный и недоумевающий.

Понравилась ли Маленькому принцу планета, на коте рой жил пьяница?

Хотелось бы тебе оказаться на такой планете?

Игра «Воздушные шарики»

Правила игры. Представь себе, что в одном из воз душных шаров собрано всё полезное для человека, помогающее ему расти здоровым, красивым, счастливым, а в< втором — всё вредное, что мешает ему расти здоровье приводит к болезням, заставляет волноваться.

Напиши в одном из шаров все полезные привычки «хорошие» черты характера, а во втором — вредны привычки и «плохие» черты характера. Раскрась шары.


 

 

Занятие 10

Конкурс знатоков

Задание 1.

Придумай 5 вариантов ответа на вопросы. Что нужно сделать, чтобы вырасти здоровым?

 

 

 

 

Что может навредить здоровью?

Задание 2.

Для описания характера человека можно использовать различные слова — синонимы.

Например, про смелого человека можно также сказать, что он отважный, мужественный, решительный. Подбери си­нонимы для определения таких черт характера:

робость ___________________________________________________________________

привлекательность _________________________________________________________

доброжелательность _______________________________________________________

 

Задание 3.

Разгадай кроссворд.

1.    О характере не слова говорят, а ... .

2.     О чём говорится в пословице: «Веника не переломишь, а по пруту весь веник переломаешь»?

3.     Какую черту характера проявил Трусливый Лев из сказки Александра Волкова «Волшебник Изумрудного горда», защищая Элли от саблезубых тигров?

4.     ... ссору побеждает, а грубость дружбу разрушает.

5.     Какая общая черта характера присуща Алисе и Маленькому Муку?

 

 

5

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

1

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 4.

Прочитай отрывки. Почему принцу так понравился Фонарщик и его планета?

...Когда он зажигает свой фонарь, как будто рождается ещё одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь — как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие.

     Тяжёлое у меня ремесло. Когда-то это имело смысл. Я гасил фонарь по утрам, а вечером опять зажи­гал. У меня оставался ещё один день, чтобы отдохнуть, и ночь, чтобы выспаться...

    А потом уговор переменился?

     Уговор не менялся, — сказал Фонарщик. — В том-то и беда! Моя планета год от году вращается всё быстрее, а уговор остаётся прежний... Планета делает пол­ный оборот за одну минуту, и у меня нет ни секунды пе­редышки.

Маленький принц смотрел на Фонарщика и ему всё больше нравился этот человек, который был так верен сво­ему слову...

Какое главное качество есть у Фонарщика?

 


 

Скачано с www.znanio.ru