Для психолога

  • pdf
  • 10.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 9.pdf



РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ подготовка к ПМПК

Как педагогу-психологу подготовиться к осенней ПМПК. Алгоритм действий и документы

В статье – образцы документов для педагога-психолога, чтобы направить дошкольника осенью на ПМПК. Поможем вам подготовить психолого-педагогическую характеристику " 11 и лист психологической адаптации к детскому саду " 14. На e.psihologsad.ru вы можете скачать образцы карты психического развития, согласия родителей и пустые формы документов.

Расскажем, как подготовиться к психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и не допустить ошибок. Чтобы направить ребенка на ПМПК, нужно определить стадию его адаптации к детскому саду. Измерить показатели до того, как ребенок прошел ПМПК, и повторно после ПМПК и коррекционной работы с ним. Составить психолого-педагогическую характеристику помогут лист психологической адаптации к детскому саду и карта психического развития ребенка.

Выберите подходящее время для ПМПК

Направляйте ребенка на ПМПК только после того, как пройдет период адаптации к детскому саду. Не учитывать особенностей этого периода – частая ошибка ваших коллег, из-за которой они приходят к ложным выводам

Елена Абазян, педагог-психолог ДО «Цветик» ГБОУ

«Школа  2109»,

Москва

о состоянии ребенка.

Бывает, что во время адаптации к детскому саду ребенок молчит, не говорит с педагогами, проявляет агрессию, негативизм, громко плачет, капризничает, недостаточно проявляет навыки самообслуживания,

 

гигиены, опрятности. Однако потом негативные признаки исчезают.

Адаптационный период у каждого ребенка индивидуален и может растянуться от трех месяцев до двух лет. Это зависит от особенностей ребенка и от того, как он посещает детский сад.

Проведите индивидуальную диагностику

Индивидуальная диагностика поможет подтвердить необходимость ПМПК и изучить особенности, над которыми надо работать. Например, чья помощь нужна – педагога-психолога, логопеда или дефектолога. Согласие на индивидуальную диагностику отдельно брать не нужно, так как в начале работы с ребенком вы берете общее согласие на психологическое сопровождение.

Чтобы получить полное представление о состоянии ребенка, заполните карту психического развития для детей от 3 до 7 лет. Ее заполняют педагоги-психологи и учителя-логопеды. Карта поможет сравнить психофизические процессы и речевое развитие ребенка в начале и в конце года. Для этого баллы за задания суммируйте и разделите на количество заданий. Результат внесите в конец таблицы в строку «оценка». Сравните результаты ребенка до и после ПМПК и работы со специалистами. Авторы диагностики – О.А. Романович и Е.П. Кольцов. Образец заполнения карты педагогом-психологом смотрите в тексте этой статьи на e.psihologsad.ru.

Убедите родителей ребенка пойти на ПМПК

Чтобы родители согласились, что их ребенку необходима ПМПК, их нужно подготовить. Делайте это постепенно. Попросите о помощи воспитателей " 48. Пусть воспитатели подготовят родителей к встрече с вами, а ваша задача – рассказать о том, что такое ПМПК.

В начале и в конце беседы говорите с родителями о приятном, а об особенностях развития ребенка – в се-

РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ подготовка к ПМПК

3

месяца –

минимальный

срок адаптации к детскому саду

редине. Объясните, что мешает адаптации к детскому саду, что показала индивидуальная диагностика, зачем и как проходят ПМПК, как подготовить документы.

Подготовьте характеристику

В психолого-педагогической характеристике обратите внимание на то, как у ребенка развиты навыки самообслуживания, речь, понимание и исполнение инструкций, самостоятельность " 11. Также возьмите информацию из листа психологической адаптации дошкольника " 14.

Передайте характеристику родителям лично в руки и так, чтобы они могли прочитать ее при вас и задать вопросы. Поясните термины и приведите примеры поведения ребенка, которые покажут, что вы имели в виду. Скажите, что через неделю после ПМПК они получат заключение комиссии. Там будут указаны направления работы с ребенком и рекомендованные специалисты.

Обсудите с педагогами итоги ПМПК

На педсовете расскажите, с какой периодичностью и в какой форме вы и другие специалисты будете работать с детьми: индивидуально, в группах, подгруппах, фронтально. Укажите дни недели и время занятий.

Обсуждайте во всеуслышание только наиболее общие вопросы по итогам ПМПК. Ошибка – конкретизировать на педсовете информацию о детях, о том, что будут делать педагог-психолог, логопед. Воспитатели начинают обобщать похожие случаи и действовать без учета индивидуальных особенностей ребенка. Кроме того, нельзя разглашать информацию о состоянии ребенка, чтобы не спровоцировать конфликт с родителями и не нарушить закон.

Проведите индивидуальные беседы с воспитателями. Расскажите, на что обратить внимание во взаимоотношениях с ребенком, как улучшить контакт с ним, вовлечь в образовательную деятельность.




РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ подготовка к ПМПК

Соматическое здоровье. Болеет редко, аппетит нормальный. Во время дневного сна засыпание быстрое, сон спокойный. Просыпается с помощью взрослого.

Социально-бытовые навыки. Санитарно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания и опрятности сформированы недостаточно.

Особенности игровой деятельности. Игра элементарная, предметная. Игровой репертуар крайне скуден. Любит манипулировать мелкими игрушками.

Основные трудности, отмечаемые в общении. В контакт мальчик вступает с трудом. Инициативу сам не проявляет. Диалог поддерживает на короткий период. Для общения использует лепетные слова, жесты.

Особенности отдельных познавательных процессов. Восприятие цвета не сформировано. Мальчик не знает основных цветов. Восприятие величины и формы в стадии формирования. Складывает матрешку из 3–4 частей с трудом, хотя как способ выполнения задания использует перебор вариантов. Затрудняется конструировать строительным материалом с палочками по образцу. В частях тела и лица ориентируется. Нет понятий «один» и «много». Восприятие времени не сформировано. Обобщение и классификация в мыслительной деятельности развиты недостаточно: ребенок умеет обобщать лишь две группы предметов. Процессы сравнения и систематизации в мыслительной деятельности развиты недостаточно. Речь тихая и непонятная.

Развитие графической деятельности. Мелкая моторика недостаточно развита. Захват карандаша не сформирован, нажим слабый.

С. 2 из 3

Состояние

Чтобы дать подробную характеристику, воспользуйтесь критериями из карты психического развития