Для психолога

  • doc
  • 10.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5.doc

Заключение по результатам исследования психологической готовности учащихся 9, 11-ых классов к сдаче экзаменов.

 

   Дата: март 2016 г.

   Количество: 9 “А” – 22 уч., 9 “Б” – 14 уч., 9 “К” – 15 чел., 11 – 22 чел.

   Цель: Определение психологической готовности выпускников к сдаче экзаменов.

Для исследования психологической готовности выпускников к сдаче экзаменов использовались следующие методики:

1.      Методика изучения эмоциональной напряженности.

2.      Анкета исследования психологической готовности выпускников к сдаче экзаменов.

 

Результаты исследования:

 

Результаты диагностики тревожности.

Уровень

9 «А» класс

9 «Б» класс

9 «К» класс

11 класс

Всего

Высокий

32 %

43 %

27 %

5 %

27 %

Средний

41 %

43 %

13 %

45 %

36 %

Низкий

27 %

14 %

60 %

50 %

38 %

 

Высокий уровень тревожности наблюдается у 27 % выпускников. Это говорит о том, что учащиеся волнуются, когда думают о предстоящих экзаменах. Считают, что могут не сдать на высокую оценку. Думают, что не смогут справиться с тревогой на экзамене, а также считают, что экзамен им не по силам.

Средний уровень тревожности был выявлен у 36 % учащихся 9, 11-х классов. Свидетельствует, о том, что учащиеся немного переживают за предстоящие экзамены, волнуются, экзамены и их результаты не безразличны выпускникам. Однако, данный уровень тревожности можно считать оптимальным.

Низкий уровень тревожности имеют 38 % старшеклассников. Данный показатель свидетельствует об отсутствии у выпускников тревожности перед предстоящими экзаменами.

 

Результаты диагностики эмоциональной напряженности.

Уровень

9 «А» класс

9 «Б» класс

9 «К» класс

11 класс

Всего

Высокий

5 %

0 %

7 %

0 %

3 %

Средний

64 %

50 %

33 %

23 %

43 %

Низкий

32 %

50 %

60 %

77 %

55 %

 

Высокий уровень эмоционального напряжения наблюдается лишь у 3 % выпускников. Это говорит о том, что ситуация экзамена вызывает у учащихся сильное беспокойство, тревогу, напряжение. Этих учащихся постоянно тревожат мысли о предстоящих экзаменах. Несмотря на уверенность в своих знаниях, испытывают страх перед опросом на экзаменах. Их пугает, что они не смогут усвоить всего учебного материала.

Средний уровень эмоциональной напряженности имеют 43 % учащихся. Свидетельствует о том, что у этих учащихся преобладают тревожные мысли, их пугают возможные неудачи на экзаменах, в некоторой степени могут испытывать неуверенность перед предстоящими экзаменами. Но в целом их эмоциональное состояние можно считать удовлетворительным.

Низкий уровень эмоционального напряжения выявлен у 55 % учащихся. Данный показатель свидетельствует о нормальном эмоциональном состоянии учащихся. Эти учащиеся легко могут организовать свой распорядок дня, обычно успевают сделать все, что планировали. Перед предстоящими экзаменами они спят спокойно. Их ничто не может вывести из хорошего расположения духа.

 

Результаты диагностики владения навыками самоконтроля и самоорганизации.

Уровень

9 «А» класс

9 «Б» класс

9 «К» класс

11 класс

Всего

Высокий

59 %

86 %

73 %

86 %

76 %

Средний

32 %

14 %

27 %

9 %

21 %

Низкий

9 %

0 %

0 %

5 %

4 %

 

Высоким уровнем самоконтроля и самоорганизации обладают 76 % выпускников. Это говорит о том, что учащиеся с данным показателем знают, как успокоить себя в трудной ситуации (во время экзамена). Они умеют правильно распределять свое время и силы на выполнение заданий экзамена. Им не тяжело переключаться или переходить от одной деятельности к другой от одного типа заданий к другому.

Средний уровень самоконтроля наблюдается у 21 % старшеклассников. Свидетельствует о том, что у этих учащихся в средней степени развиты навыки самоконтроля и самоорганизации. Они не всегда могут правильно организовать как подготовку к экзамену, так и свою работу непосредственно на экзамене.

Низкий уровень самоконтроля был выявлен у 4 % учащихся. Данный показатель свидетельствует о том, что учащиеся не могут правильно распределить время и силы во время экзамена. Они не знают, как выбрать наилучший способ выполнения заданий.

 

Результаты диагностики знакомства с процедурой проведения экзамена.

Уровень

9 «А» класс

9 «Б» класс

9 «К» класс

11 класс

Всего

Высокий

57 %

64 %

60 %

47 %

57 %

Средний

33 %

36 %

13 %

53 %

34 %

Низкий

10 %

0 %

27 %

0 %

9 %

 

Высокий уровень знания процедуры проведения экзамена имеют 57 % старшеклассников. Учащиеся с данным уровнем хорошо представляют, как проходит ЕГЭ. Знают, какие задания необходимо выполнить, чтобы получить желаемую оценку. В целом достаточно много знают о процедуре ЕГЭ (ОГЭ).

Средний уровень знания процедуры проведения экзамена имеют 34 % учащихся. Свидетельствует о том, что учащиеся с данным уровнем считают, что результаты ЕГЭ (ОГЭ) важны для их будущего, однако не достаточно представляют как проходит ЕГЭ (ОГЭ) и мало знают о преимуществах ЕГЭ (ОГЭ).

Низкий уровень знания процедуры проведения экзамена наблюдается у 9 % выпускников. Это говорит о том, что данная категория учащихся не представляет как проходит ЕГЭ (ОГЭ). Мало знают о процедуре ЕГЭ (ОГЭ) и в целом считают, что у ЕГЭ (ОГЭ) много недостатков.

 

Результаты диагностики умения устанавливать контакты.

Уровень

9 «А» класс

9 «Б» класс

9 «К» класс

11 класс

Всего

Высокий

59 %

93 %

80 %

95 %

82 %

Средний

41 %

7 %

20 %

5 %

18 %

Низкий

0 %

0 %

0 %

0 %

0 %

 

Высокий уровень умения устанавливать контакты наблюдается у 82 % выпускников. Это свидетельствует о том, что данные учащиеся знают как вести себя в незнакомой обстановке. Легко могут устанавливать контакты с незнакомыми людьми, узнать все, что им требуется. Отношения с окружающими людьми не влияют на их психологический настрой и подготовку к экзаменам.

Средний уровень умения устанавливать контакты имеют 18 % учащихся 9, 11 классов. Эти учащиеся могут растеряться в незнакомой обстановке. Им не всегда бывает легко подойти и первым заговорить с незнакомым человеком. Однако, данные учащиеся в классе чувствуют себя легко и непринужденно. Мнение окружающих не влияет на их настроение и отношение к учебе.

Низкий уровень умения устанавливать контакты. Данную категорию учащихся характеризует то, что эти подростки зависят от чужого мнения. Они болезненно реагируют на критические замечания учителя по поводу их готовности к предстоящим экзаменам. Неожиданный вопрос учителя может привести их в замешательство. Проблемы в отношениях с окружающими негативно сказываются на их успеваемости, а так же их отношении к учебе и предстоящим экзаменам.

 

Результаты диагностики уверенности в знаниях и общеучебных навыках.

Уровень

9 «А» класс

9 «Б» класс

9 «К» класс

11 класс

Всего

Высокий

23 %

36 %

53 %

59 %

43 %

Средний

64 %

64 %

47 %

36 %

53 %

Низкий

14 %

0 %

0 %

5 %

5 %

 

Высокий уровень уверенности в знаниях и общеучебных навыках наблюдается у 43 % выпускников. Эти учащиеся уверенны в своих знаниях по предмету. Они с легкостью усваивают учебный материал, могут ответить на любой вопрос учителя по теме урока. Они знают, какие качества и общеучебные навыки могут помочь им на экзамене.

Средний уровень уверенности в знаниях и общеучебных навыках выявлен у 53 % старшеклассников. Данные учащиеся не в полной мере уверенны в своих силах и своих знаниях. Они часто сомневаются в выборе ответа, хотя знают материал на «отлично». Они не всегда успевают усваивать учебный материал, так как этого хочет учитель.

Низкий уровень уверенности в знаниях и общеучебных навыках наблюдается у 5 % выпускников. Данная категория учащихся характеризуется неуверенностью в знаниях и отсутствием основных общеучебных навыков. Эти учащиеся плохо усваивают учебный материал. Даже незначительное отступление учителя от основной темы урока сильно мешает им в усвоении. Готовясь к экзаменам, они чаще всего думают о том, что ничего не могут запомнить.

 

Результаты диагностики психологической готовности к сдаче экзаменов.

Уровень

9 «А» класс

9 «Б» класс

9 «К» класс

11 класс

Всего

Высокий

18 %

29 %

53 %

73 %

43 %

Средний

77 %

71 %

47 %

27 %

56 %

Низкий

5 %

0 %

0 %

0 %

1 %

 

Высокий уровень психологической готовности к сдаче экзаменов имеют 43 % выпускников. Это говорит о том, что учащиеся психологически готовы к сдаче экзаменов, уверенны в своих силах, они знают, как выбрать наилучший способ выполнения заданий, умеют правильно распределить время и силы во время экзамена, адекватно оценивают свои знания, умения, способности, умеют устанавливать контакты в незнакомой обстановке и с незнакомыми людьми. Эти учащиеся спокойно выдерживают стрессовые ситуации и способны, преодолевая себя, активно и успешно действовать.

Однако, есть вероятность того, что некоторые учащиеся относятся к предстоящим экзаменам формально, их не волнует ни подготовка к экзамену ни будущие результаты, им все равно какую оценку они получат, у них преобладает безразличное отношение к ЕГЭ (ОГЭ).

Средний уровень психологической готовности к сдаче экзаменов наблюдается у 56 % старшеклассников. У этих учащихся преобладают тревожные мысли, их пугают возможные неудачи на экзаменах, они в некоторой степени могут испытывать неуверенность перед предстоящими экзаменами. Но данный уровень тревожности скорее следует считать адаптационным, т.е. связанным с изменением социальной ситуации учащихся, а их эмоциональное состояние в целом – удовлетворительным. Так же эти учащиеся не всегда могут настроиться на продуктивную работу и правильно организовать как подготовку к экзамену, так и свою работу непосредственно на экзамене. Им не хватает силы воли, и они бросают начатое, если что-то не получается. Часто они готовятся к экзаменам под настроение.

Низкий уровень психологической готовности к сдаче экзаменов выявлен у 1 % учащихся. Это свидетельствует о том, что учащиеся психологически не готовы к сдаче экзаменов. Ситуация экзамена вызывает у них сильное беспокойство, тревогу, напряжение. Таких учащихся постоянно тревожат мысли о предстоящих экзаменах, они не знают, как успокоить себя во время экзамена. У них не сформированы навыки управления и контроля своей деятельности, им тяжело переключаться или переходить от одного типа заданий к другому. При этом их знания по предметам могут быть удовлетворительными. Им характерны неверное предвидение и оценка своих возможностей, состояние тревожного ожидания без имеющихся на то причин, высокая ранимость и обидчивость, ведущие к конфликтности в межличностных отношениях с учителями и одноклассниками. Данным учащимся необходима дополнительная психолого-педагогическая помощь в подготовке к экзаменам.

 

Выводы:

 

У большинства учащихся 9, 11-х классов наблюдается средний уровень тревожности и низкий уровень эмоциональной напряженности к предстоящим экзаменам, высокий уровень владения навыками самоконтроля и самоорганизации своей деятельности, а так же знакомства с процедурой проведения экзамена и умения устанавливать контакты, средний уровень уверенности в своих знаниях по предмету и сформированности общеучебных навыков. В целом, у большинства выпускников наблюдается средний уровень психологической готовности к сдаче экзаменов.