Для психолога

  • docx
  • 10.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 2.docx

Инструкции:

 

Общая инструкция, предваряющая тестирование: «То, что вы сейчас будете делать, называется психологичес­ким тестированием. Оно проводится для того, чтобы вы получи­ли более объективное представление о своих интеллектуальных способностях и личностных возможностях, чтобы вам было лег­че выбирать профиль дальнейшего обучения или вид професси­ональной деятельности. Поэтому основное условие - каждый должен работать самостоятельно. Не списывать, не консульти­роваться с соседями. Если по ходу работы что-то будет непонят­но, то можно спрашивать у меня, достаточно поднять руку, я подойду и поясню. Работать будем в течение двух уроков, на переменах - отдыхать. Для выполнения заданий будут выдавать­ся ответные бланки, которые надо обязательно подписывать. Разборчиво писать фамилию, полное имя, класс. Листы, на которых будут напечатаны сами задания, должны ос­таваться чистыми, в них ни писать, ни помечать ничего нельзя. Каждое задание будет предваряться инструкцией. Для работы достаточно ручки, можно приготовить листки в качестве черно­виков. Начинаем работать».

 

Тест № 1. Сформированность навыка чтения.

Инструкцию можно давать в процессе раздачи ответных блан­ков: «Листки, которые вы сейчас получаете, сначала надо подпи­сать (фамилия, имя, класс), только потом можно присту­пать к работе. На листе напечатан отрывок из сказки, но в пред­ложениях пропущены слова. Вам надо в пустые места вписать слова (одно или несколько), какие вам кажутся подходящими по смыслу. Работайте самостоятельно. Не обязательно, чтобы у всех были одинаковые слова. Можно зачеркивать, если вы решили вписать какое-то другое слово. Название сказки отгадывать не надо».

Время выполнения теста строго не лимитировано. Ответ­ные бланки следует забирать у учащихся по мере выполнения те­ста. При этом через 3-4 минуты нужно поторопить тех, кто мед­ленно работает, а через 5 минут - собрать у всех и раздать бланки к следующему тесту.

 

Тест № 2. Самостоятельность мышления

Инструкция дается в процессе раздачи листов с задания­ми: «Подпишите, ничего не пи­шите и не отмечайте на листах с заданиями. Отвечать следует в таблице ответного бланка, аналогичной той, которая нарисована на доске. На вашем бланке над ней написано «Тест № 2». Вы получили логические задачки. К каждой задачке приве­дены три варианта ответа: «а», «б», «в». Вам нужно прочитать за­дачку, прочитать ответы и выбрать тот, который вам кажется пра­вильным. Букву, соответствующую этому варианту ответа, следу­ет вписать в таблицу под номером задачки. Для каждой задачки следует выбрать только один ответ».

Показать на доске, как дол­жна выглядеть запись ответов в таблице. Время выполнения теста не нормировано, но через 5 минут надо поторопить тех, кто еще не закончил, и сказать, что сейчас будем приступать к следу­ющему тесту. Листы с задачками следует собирать по мере вы­полнения теста.

 

Тест № 3. Тест структуры интеллекта Амтхауэра.

Инструкция дается в процессе раздачи тестовых тетрадей.

«Сейчас вы будете работать с тестом, зада­ния которого предназначены для оценки уровня развития раз­личных интеллектуальных способностей. Всем известно, что нет такого человека, у которого были бы одинаково высоко развиты все способности. Кто-то силен в математике, кто-то в истории, кто-то в иностранных языках. Все люди имеют разные способно­сти, и это нормально. Поэтому, естественно, что какие-то зада­ния вам будут казаться простыми, а какие-то - более сложными; возможно, часть заданий вы не сможете решить вообще. Пусть вас это не расстраивает. Так и должно быть. Тестирование и про­водится для того, чтобы вы могли выявить свои сильные и сла­бые стороны, получить объективную информацию, которая по­зволит рационально использовать имеющиеся возможности при выборе профиля обучения или сферы профессиональной дея­тельности.

Каждая группа заданий будет предваряться инструкций и разбором примера. На каждую группу заданий отводится опре­деленное время (от 6 до 10 минут). Начинать и заканчивать рабо­ту надо будет строго по сигналу. Работать над заданиями можно только в течение того времени, которое отведено, и прекращать работу по его окончании необходимо вне зависимости от того, успели вы все сделать или нет. Если с какими-то заданиями вы справляетесь быстрее, то в оставшееся время можно проверить свои решения или просто отдохнуть. Раньше времени, без раз­решающего сигнала приступать к выполнению следующих заданий нельзя, возвращаться и доделывать невыполненные задания тоже нельзя. Ответы следует проставлять в соответствующих графах ответного бланка. Если вы считаете, что ошиблись, то можете исправить ответ. В самих тестовых тетрадях ничего писать, по­мечать, обводить или подчеркивать нельзя».

 

Инструкция к 1 субтесту (задания 1 - 20).

«Открыли тестовые тетради на странице с заданиями. Там приведены логические задачки. К каждой задачке даны пять вариантов ответов (они отмечены цифрами: 1, 2, 3, 4, 5). Вам нужно прочитать задачку, прочитать все ответы и выбрать тот, кото­рый кажется правильным, наиболее подходящим по смыслу. Иногда вам может казаться, что подходят два или даже три ответа. Выб­рать надо обязательно только один ответ, и только одну цифру вписать в пустую клетку под соответствующим номером задачки на ответном бланке в табличке I. Если не знаете, какой ответ выб­рать, можно эту задачку пропустить. На работу отводится 6 ми­нут. Можно начинать».

За минуту до окончания следует сказать, что пошла после­дняя минута, по истечении времени работу прекратить, в пустых клетках проставить прочерки и перейти к следующему субтесту.

 

Инструкция ко 2 субтесту (задания 21 – 40)

«Суть заданий, которые вам будут предложены, состоит в том, что в ряду из пяти слов надо будет выделить «лишнее», не подходящее по смыслу к остальным четырем словам.

Разберем пример. Какое слово лишнее? (зачитать):

1) сидеть    2) лежать    3) стоять    4) идти    5) стоять на коленях

Ответ:   идти

Четыре суждения (сидеть, лежать, стоять, стоять на коленях) характеризуют неподвижность, а слово «идти» не подходит к ним, оказывается «лишним», так как характеризует движение.

Открыли страницу с заданиями. В каждом задании слова пронумерованы: 1, 2, 3, 4, 5. Номер «лишнего» слова и надо бу­дет записать в пустой клеточке под номером соответствующего задания в табличке II. Если затрудняетесь в выборе ответа, зада­ние можно пропустить. На работу отводится 6 минут. Можно начинать».

За минуту до окончания следует предупредить, что пошла последняя минута, по истечении времени работу закончить, в пустых клеточках проставить прочерки и перейти к следующему субтесту. Для объяснения принципа работы с этим субтестом на доске следует написать пример:

Лес - деревья = луг - ?

1) сено     2) куст     3) корм     4) трава     5) пастбище

 

Инструкция к 3 субтесту (задания 41 - 60).

«Суть заданий, которые будут вам предложены, такова. Нуж­но понять правило, которым связаны первые два слова, и ис­пользовать его, чтобы к третьему слову подобрать подходящее из тех пяти, которые приведены ниже.

Разберем пример, приведенный на доске:

Лес - деревья = луг - ?

1)сено     2) куст     3) корм     4) трава     5) пастбище

Принцип связи первых двух слов (лес - деревья) можно сфор­мулировать так: «в лесу растут деревья». Тогда по этому правилу к слову «луг» подойдет слово «трава», так как можно сказать, что на лугу растет трава.

Разберем еще один пример. Два слова: «темный - светлый» как-то связаны (повторить еще раз «темный - светлый»); тогда по этому же правилу к слову «мокрый» какое подойдет? (Выслушать ответы.) Правильно, «сухой».

Открыли страницу с заданиями. Отвечать на них надо в таб­личке III. Основная задача будет состоять в том, чтобы понять, как связаны первые два слова (могут встречаться зависимости самых разных типов), и по этому правилу подобрать подходя­щее слово к третьему. Номер выбранного слова следует запи­сать в пустой клеточке под номером соответствующего задания. На работу отводится 7 минут. Можно начинать».

Предупредить, когда пойдет последняя минута, по истече­нии времени работу прекратить, в пустых клеточках проставить прочерки и перейти к следующему субтесту.

 

Инструкция к 4 субтесту (задания 61 – 81)

«На следующей странице вам будут предложены арифметические задачки уровня 1-го - 6-го класса, но их 20. На работу дается 10 минут. Надо постараться решить как можно больше. Ответы надо проставлять в табличке V. В пустую клетку под номе­ром задачки следует записывать ответ. Писать надо только чис­ло без наименования.

Помните, в ответах должны получаться только целые числа. Если получается дробь или смешанное число, значит, вы использу­ете неправильный алгоритм для решения задачи и решили ее не­верно. Хотя задачки не требуют сложных вычислений, необязатель­но считать в уме, можно пользоваться черновиками, калькулятора­ми. Если будет непонятно, как решать задачку, лучше ее пропустить и перейти к следующей, так как время работы ограничено. Переворачивайте страницу и можно начинать работать».

Когда пойдет последняя минута, надо предупредить; по ис­течении времени работу следует прекратить, в пустых клеточках проставить прочерки.

 

Инструкция к 5 субтесту (задания 81 – 100)

Инструкция дается в процессе раздачи слов.

«Вам будут предложены слова, ко­торые надо за три минуты выучить. Учить можно в любом порядке, не обязательно в том, как они напечатаны. Записывать ничего нельзя».

По истечении 3-х минут все должны отвлечься и выслушать продолжение инструкции: «Вам дается 6 минут, чтобы вспомнить как можно больше слов. На каждую букву было только одно слово. Если Вы вспом­нили это слово, то в ответной табличке проставляете цифру в зависимости от того, что это слово обозначало. Если слово обо­значало вид спорта, то ставите 1, если продукт питания - 2, го­род - 3, профессию - 4, сооружение - 5. Не обязательно рабо­тать в том порядке, как предлагается в инструкции: на опреде­ленные буквы вспоминать слова. Можно сначала вспоминать вы­ученные слова, а потом искать номер задания, где указана соот­ветствующая буква. Начинайте работать».

Через пару минут можно продолжить инструкцию: «Какие-то слова вам будет некуда пристроить, так как вы учили 25 слов, а «вспомнить» надо только 20. Но на все буквы, которые простав­лены в инструкции, слова были, и их надо постараться вспом­нить. Если не помните слова на какую-то букву, можно пропус­тить».

Через 6 минут работу закончить, в пустых клеточках проста­вить прочерки. (Если кто-то успевает вспомнить все слова рань­ше, чем за 6 минут, просто забирать у них листы с инструкциями).

 

Тест № 4. Тест Тулуз-Пьерона

Инструкция: «У всех на бланках в левом верхнем углу нарисо­ваны вот такие три квадратика (показать на доске). Это - квадра­тики-образцы. С ними надо будет сравнивать все остальные квад­ратики, которые нарисованы на бланке. Сначала вы попробуете, как это надо делать, на тренировочной строчке. Она нарисована сразу под образцами и не имеет номера (показать на бланке). Как надо работать, я сейчас покажу на доске. Пока писать ничего не надо, только отвечайте хором. (Спрашивать, показывая на доске на первый квадратик тренировочной строчки.) Этот квадратик совпадает с каким-нибудь из образцов? Переворачивать его не надо. Надо сравнивать так, как нарисовано. (Выслушать ответы). Правильно, не совпадает. Когда квадратик не совпадает ни с од­ним из образцов, его надо подчеркнуть (квадратик на доске сле­дует подчеркнуть). А этот квадратик совпадает с каким-нибудь из образцов (показать на второй квадратик тренировочной строч­ки)? (Выслушать ответы.) Да. Когда квадратик совпадает с ка­ким-нибудь из образцов, его надо зачеркнуть. (Зачеркнуть квад­ратик на доске слегка наклонной вертикальной линией)». Далее последовательно спрашивать о каждом квадратике тренировоч­ной строчки, изображенной на доске, похож он или не похож на какой-нибудь из образцов, и что именно с ним надо сделать – зачеркнуть или подчеркнуть.

После разбора инструкции учащиеся выполняют ту же са­мую работу на тренировочных строчках ответных бланков. Следу­ет их еще раз предупредить, что работать надо на отдельной строч­ке, которая не имеет номера и нарисована сразу под образцами, и проверить, не начал ли кто работать на пронумерованных строч­ках. (Таких учащихся поправить, указать, как надо работать.) Об­ратить внимание ребят на то, что действовать нужно строго по инструкции. Необходимо последовательно обрабатывать квад­ратики так, как они встречаются. Нельзя: сначала вычеркнуть все совпадающие, а потом оставшиеся подчеркнуть. Нельзя ограни­читься только вычеркиванием квадратиков, подчеркивать надо обязательно. Подчеркивать каждый квадратик надо отдельной черточкой. Даже если подряд встречаются несколько не совпа­дающих с образцами квадратиков, нельзя их подчеркивать сплош­ной чертой. Нельзя действовать «наоборот инструкции»: подчер­кивать совпадающие и зачеркивать несовпадающие с образца­ми квадратики. Работать можно только ручкой. Стирать или за­мазывать ошибки корректором нельзя. Линейкой пользоваться тоже не надо. (Некоторые особо старательные дети начинают подчеркивать по линейке.) Необходимо пройти и проверить пра­вильность выполнения. Предупредить, что обработать надо пока только тренировочную строчку. Кто эту строчку закончит, дальше пока делать ничего не следует. Можно отдохнуть, пока остальные заканчивают работу. Следить, чтобы дети не начинали раньше времени работать на пронумерованных строчках ответных блан­ков. Когда все закончат работу на тренировочной строчке, следу­ет переходить к выполнению самого теста.

Продолжение инструкции: «Теперь будем работать все вме­сте и точно по времени. На каждую строчку будет даваться 55 секунд. За это время редко кто успевает сделать всю строчку, и торопиться не надо. Надо работать внимательно, в удобном тем­пе. Начнете работать по сигналу. Как только 55 секунд пройдут, я скажу: «Стоп, вторая строчка». Где бы ни застал вас этот сигнал, вы сразу переносите руку и начинаете работать на второй строч­ке. Пройдут еще 55 секунд, я опять скажу: «Стоп, третья строчка». Вы сразу переносите руку и начинаете работать на третьей строчке. И так вы поработаете на всех 10-ти строчках. Делать нужно будет все то же самое. Сравнивать с этими же квадратиками, точно так же подчеркивать и зачеркивать. Работать внимательно и точно по инструкции. Все взяли ручки, поставили на первую строчку. Начали».

Если же кто-то успеет обработать строчку быстрее, чем за 55 секунд, то самостоятельно нельзя перехо­дить на следующую строчку, нужно подождать, когда закончится время и будет дан сигнал «следующая строчка». Только после этого вместе со всеми можно продолжать работу на следующей строч­ке. Психолог должен для себя пометить, сколько времени (в сред­нем) у «быстрого» подростка уходит на обработку строки. (Отме­чать разницу во времени отдельно по каждой строчке будет труд­но.) В классе обычно не так много «быстрых» подростков, и впол­не можно уследить за тем, кто справляется с работой раньше времени, и насколько раньше времени.

Необходимо контролировать точность соблюдения инструк­ции и своевременность перехода на следующую строчку. По ис­течении времени следует сказать: «Стоп. Все работу закончили. Ручки положили на стол».

 

Тест № 5. Личностный опросник Кеттелла.

Инструкция: «Подпишите листочки. Сейчас вы будете высказывать собственное мнение о мире, о жизни, о себе, но не совсем свободно. На каждый вопрос будет предложено три варианта ответа: «а», «б» и «в». Вы должны выбрать один, который в наибольшей степени соответствует вашим взглядам, представлениям или вашему мнению по данной проблеме или о себе. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каж­дый вправе иметь свое мнение. Выбранный ответ следует поме­тить крестиком (показать на доске). Ответить нужно обязательно на каждый вопрос, ни одного не пропуская. На каждый вопрос необходимо выбрать только один ответ, нельзя отметить два или три варианта. Конечно, вопросы иногда могут быть сформули­рованы несколько неопределенно или не так, как хотелось бы. В таком случае, отвечая, старайтесь представить «среднюю», наи­более обычную ситуацию, которая соответствует смыслу вопро­са, и на основе этого выбирайте ответ. Если не подходит ни один из предложенных ответов, то следует выбрать ответ «б». Если ка­жется, что подходят два или все три ответа, и вы затрудняетесь в выборе, в этом случае также следует поставить крестик в клеточ­ке «б». Старайтесь отвечать честно и искренне, возможно, тогда вы узнаете о себе нечто новое и полезное.

Слушайте внимательно. Вопрос и ответы я буду читать один раз. Выбор необходимо делать быстро, и результат проставлять в ответном бланке. Если что-то будет непонятно, можно пере­спросить. Начали».

Четко и быстро читать вопросы и ответы, обязательно назы­вая номер вопроса и буквы, обозначающие вариант ответа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностный опросник Кеттелла

 

1.  Я хотел бы отдыхать на даче:

а)   в оживленном дачном поселке

б)  предпочел бы нечто среднее

в)  уединенно, в лесу

2.  Если я на кого-то справедливо рассержусь, то могу и накричать.

а) да

б) возможно

в) нет

3.  Если кто-то в разговоре перебивает меня, то я:

а)   уступаю и даю ему высказаться

б)   трудно сказать

в)   даю понять, что это невежливо и не позволяю себя перебивать

4.  Большинство ребят считают меня веселым собеседником.

а) да

б)   трудно сказать

в)   нет, не считают

5.  Если бы я увидел ссорящихся маленьких детей:

а)  я предоставил бы им самим выяснять свои отношения

б)  не знаю, что предпринял бы

в)  я постарался бы разобраться в их ссоре

6.  Я люблю делать что-то неожиданное и поражающее других.

а) да

б) иногда

в) нет

7. Обычно я спокойно переношу самодовольных ребят, даже когда они хвастаются или другим образом показывают, что они высокого мнения о себе.

а)  да

б)  верно нечто среднее

в)  нет, не переношу

8. Если человек обманывает, я почти всегда могу заметить это по выражению его лица.

а) да

б) верно нечто среднее

в) нет, ни могу заметить

9. Я предпочитаю в разговорах с одноклассниками не рас­сказывать о своих переживаниях.

а) да

б) скорее что-то среднее

в) нет, рассказываю

10.     Иногда я испытываю чувство внезапного страха или нео­пределенного беспокойства, сам не знаю, отчего.

а) да

б) верно нечто среднее

в) нет, такого не испытываю

11.    Люди были бы счастливее, если бы они больше времени проводили в обществе своих друзей.

а) да

б) не уверен

в) нет, вряд ли были бы счастливее

12.     Строя планы на будущее, я часто рассчитываю на то, что мне повезет.

а) да

б) затрудняюсь сказать

в) нет, на везение не рассчитываю

13.     Даже если я чем-нибудь сильно разозлен, я успокаиваюсь довольно быстро.

а) да

б) верно нечто среднее

в) нет, быстро не успокаиваюсь

14.   B игрe я предпочитаю выигрывать.

а) да

б) не знаю

в) нет, мне все равно, выиграю я или проиграю

15.       Если у меня выдался свободный вечер, я предпочту:

а) позвонить друзьям, позвать их в гости

б) трудно сказать

в) почитать или заняться любимым делом

16.      Иногда какая-нибудь навязчивая мысль долго не дает мне заснуть.

а) да

б) не уверен

в) нет, такого не бывает

17.    У меня есть такие качества, по которым я определенно превосхожу других ребят.

а) да

б) не уверен

в) нет, таких качеств нет

18.    У меня, безусловно, меньше друзей, чем у большинства ребят.

а)  да

б) трудно сказать

в) нет, не меньше

19.    Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей:

а)  это меня не раздражает

б)  верно нечто среднее

в)  они вызывают у меня неприязнь и отвращение

20.  Я всегда чувствую себя хорошо там, где много людей, например, на вечеринках, собраниях.

а)  да

б)  не уверен

в)  нет

21.    Когда одноклассники меня разыгрывают, я не чувствую ни малейшего огорчения и веселюсь вместе со всеми.

а)  да

б)  может быть

в)  нет, мне это не нравится

22.    Очень важно, чтобы родители:

а) способствовали тонкому развитию чувств у своих детей

б) выбирали среднюю линию

в) учили детей сдерживать свои чувства

23.     Человек, способный не показывать свои чувства окружающим, кажется мне:

а) изворотливым

б)  трудно сказать

в) воспитанным

24.    Когда меня несправедливо ругают за то, в чем я не виноват

а) никакого чувства вины у меня не возникает

б)  верно нечто среднее

в) я все же чувствую себя немного виноватым

25.    Часто книги для меня привлекательнее, чем товарищи.

а)  да

б)  более или менее

в)  нет

26.    Я поддерживаю порядок в своей комнате, все вещи всегда лежат на своих местах.

а) да

б) нечто среднее

в) нет

27.  Когда я думаю о том, что произошло в течение дня, я нередко испытываю беспокойство и раздражение.

а) да

б) не уверен

в) нет, такого не испытываю

28.  Я могу прихвастнуть.

а)  да

б) иногда

в) нет, я никогда не хвастаю

29.    Ко дню рождения, к праздникам:

а)  я люблю выбирать и делать подарки

б)  затрудняюсь сказать

в)  считаю, что покупка подарков - несколько хлопотная обязанность

30.              Мои друзья:

а) меня не подводили

б) изредка подводили

в) подводили довольно часто

31.  Устаревший закон должен быть изменен:

а) только после основательного обсуждения

б) верно нечто среднее

в) изменен немедленно

32.   Я люблю бывать там, где шумно и весело.

а) да

б) не знаю

в) нет

33.  Я думаю, что личная свобода в поведении важнее хороших манер и соблюдения правил этикета.

а) да

б) не уверен

в) нет, я так не думаю

34.  В присутствии людей более значительных, чем я (людей старше меня или с большим опытом), я склонен держаться скромнее.

а)  да

б)  не уверен

в)  нет

35.  Если на меня кто-нибудь рассердится:

а)  я постараюсь его успокоить

б)  не знаю, что бы я предпринял

в)  это вызвало бы у меня раздражение

36.  В моей памяти не задерживаются надолго несущественные мелочи, например, названия улиц, магазинов.

а)  да

б)  верно нечто среднее

в)  нет, хорошо запоминаются

37.  Я предпочел бы общаться с ребятами вежливыми и дели­катными, чем с грубоватыми и прямолинейными.

а)  да

б)  верно нечто среднее

в)  нет

38.  Если учитель просит меня задержаться после урока, я:

а) готов с удовольствием побеседовать с ним на любую тему

б) верно нечто среднее

в) беспокоюсь, что меня ожидает какая-нибудь проработка

39.  Готовиться к контрольной или к зачету я предпочел бы один, а не вместе с одноклассниками.

а)  да

б)  не уверен

в)  нет, вместе лучше

40.   В большинстве случаев я чувствую себя уже вполне взрос­лым человеком.

а)  верно

б)  не уверен

в)  нет, взрослым пока себя не считаю

41.  Я считаю, что нотации и всякие воспитательные беседы скорее вредят мне, чем помогают.

а)  часто

б)  иногда

в)  никогда не вредят

42.  Бывает, я резко или даже грубо отвечаю родителям.

а)  да

б)  иногда

в)  никогда такого не было

43.  Если бы я сделал полезное изобретение, то предпочел бы:

а) работать над ним в лаборатории дальше

б) трудно выбрать

в) позаботился бы о его практическом использовании

44.  Ребята относятся ко мне менее доброжелательно, чем я того заслуживаю своим хорошим к ним отношением.

а) очень часто

б) иногда

в) никогда

45.   Я делаю ребятам резкие, критические замечания, если мне кажется, что они этого заслуживают

а)  обычно

б)  иногда

в)  никогда не делаю

46.  Я считаю, что:

а) жить нужно по принципу «делу время - потехе час»

б) нечто среднее между а) и в)

в) жить нужно весело

47.  Ребята иногда называют меня легкомысленным, хотя и считают приятным человеком.

а)  да

б)  не уверен

в)  нет, это ко мне не подходит

48.  Я могу беседовать с группой незнакомых людей, не запи­наясь и не затрудняясь в выборе слов.

а)  да

б)  может быть

в)  нет, не могу

49.  Если учителя или члены семьи в чем-то меня упрекают, то, как правило, только за дело.

а) верно

б) не уверен

в) нет, часто ругают и не за дело

50.   Часто я с увлечением составляю большие планы, а потом выясняется, что ничего из них не выйдет

а) да

б) иногда

в) нет, такого не бывает

51.   Мне могла бы понравиться профессия ветеринара, кото­рый лечит и оперирует животных.

а) да

б) трудно сказать

в) нет

52.   Бывают периоды, когда мне ни с кем не хочется встречать­ся и никого не хочется видеть.

а) очень редко

б) иногда

в) довольно часто

53.  Мне легче решить трудную задачу или какую-либо проблему:

а)  если я обсуждаю их с другими

б)  верно нечто среднее

в)  если я обдумываю их в одиночестве

54.  Бывают периоды, когда трудно удержаться от чувства жалости к самому себе.

а)  часто

б)  иногда

в)  никогда

55.  Я сплю крепко, никогда не разговариваю во сне.

а)  да

б)  верно нечто среднее

в)  нет, я сплю беспокойно

56.  Мне бывает трудно признать, что я не прав.

а)  да

б)  иногда

в)  нет, легко признаю свою неправоту

57.  Если бы я работал в сфере обслуживания, мне было бы интереснее:

а) беседовать с заказчиками, клиентами

б) выбрать нечто среднее

в) вести счета и другую документацию

58.  Когда я слушаю музыку, а рядом громко разговаривают:

а) это мне не мешает, я могу сосредоточиться

б) верно нечто среднее

в) это портит мне все удовольствие и злит меня

59.   Думаю, что обо мне правильнее сказать, что я:

а) вежливый и спокойный

б) верно нечто среднее

в) энергичный и напористый

60.  Лучше быть осторожным и ожидать малого, чем заранее радоваться, в глубине души предвкушая успех.

а) согласен

б) не уверен

в) нет, я с этим не согласен

61.   Родители могут быть не всегда правы, но всегда имеют право настаивать на своем.

а) да

б) не уверен

в) нет, такого права не имеют

62.   Я легко осваиваюсь в любой компании.

а) да

б) не уверен

в) нет

63.   Когда кто-то ведет себя глупо:

а)  я начинаю волноваться и пытаюсь вмешиваться

б)  не уверен

в)  я спокойно думаю, что «на ошибках учатся»

64.   Для меня более важно:

а) сохранять хорошие отношения с ребятами

б) верно нечто среднее

в) свободно выражать свои чувства

65.  Я ем с наслаждением и не всегда столь тщательно забо­чусь о своих манерах, как это делают другие.

а)  да, это верно

б)  не уверен

в)  нет, забочусь о своих манерах

66.  У меня бывает предчувствие, что меня ожидает какое-то наказание, хотя я и не сделал ничего плохого.

а) часто

б) иногда

в) никогда таких предчувствий не бывает

67.   Мне было бы неприятно, если бы окружающие считали меня чудаком, а мое поведение слишком странным.

а)  очень

б)  не уверен

в)  совсем нет

68.   Когда я задумываюсь о возможных трудностях в своей жизни:

а)  я стараюсь заранее составить план, как с ними справиться

б)  верно нечто среднее

в)  думаю, что справлюсь с ними, если они появятся

69.   Я сразу начинаю нервничать, когда задумываюсь обо всем, что меня ожидает.

а) да

б) иногда

в) нет

70.  Среди ребят, которых я знаю, есть такие, которые мне явно не нравятся.

а) да

б) верно нечто среднее

в) нет, таких ребят нет

71.   Мне кажется, интереснее быть:

а) художником

б) не знаю

в) директором театра или киностудии

72.  Когда я при всех делаю что-то невпопад, я быстро об этом забываю.

а) да

б) не уверен

в) нет

73.   Даже если многое против успеха какого либо начинания, я всегда считаю, что стоит рискнуть.

а) да

б) верно нечто среднее

в) нет, так рисковать не склонен

74.   Я часто беседую с друзьями о том, что мы вместе пережи­ли когда-то.

а) да

б) и да и нет

в) нет

75.   Меня очень раздражает вид неубранной комнаты.

а)  да

б) не уверен

в) нет, не раздражает

76.   Если моя работа должна быть показана важному лицу, я предпочёл бы:

а)   показать её лично

б)   не знаю

в)   чтобы её показал кто-то другой, без моего присутствия

77.  Если на мое удачное замечание не обратили внимания:

а) я не повторяю его

б) трудно сказать

в) повторю свое замечание снова

78.  Разговоры с заурядными, простыми ребятами:

а) часто бывают весьма интересны и содержательны

б) верно нечто среднее

в) раздражают меня, так как беседа вертится вокруг пустяков

79.   Если мне кто-то говорит то, что, как мне известно, не соответствует действительности, я скорее подумаю:

а)  «Он - лжец»

б) верно нечто среднее

в) «Видно, его неверно проинформировали»

80.  Если я знаю, что не выполняю своих обещаний по объек­тивным уважительным причинам:

а)    я все равно испытываю сильное смущение, так как обо мне могут подумать, что я виноват

б)    не знаю, что ответить

в)    я могу спокойно рассказать об этих причинах

81.   Если бы я искал какое-то место в незнакомом городе, то:

а)      просто спрашивал у прохожих, как пройти

б)      трудно сказать

в)      взял бы заранее с собой план города

82.   Прежде, чем высказать свое мнение, я предпочитаю подож­дать, пока не буду полностью уверен в своей правоте.

а) всегда

б) иногда

в) нет, я так не делаю

83.   Я редко говорю под влиянием момента такое, о чем мне позже пришлось бы пожалеть.

а) согласен

б) не уверен

в) нет, часто говорю такое, о чем потом жалею

84.  Я свободен от всяких предрассудков.

а) да

б) верно нечто среднее

в) нет

85.   Если я обещаю что-то сделать, я всегда выполняю свое обещание.

а) да

б) не уверен

в) нет, не всегда