Информационные сетки по использованию диагностических методов в работе с младшим школьным возрастом от 7 до 9 - 10 лет
Психологические характеристики возраста |
Методики |
интеллект |
· Диагностика умственного развития детей младшего школьного возраста (ТУРМШ) Арсланьян ВП, Борисова ЕМ · Тест невербального мышления Равена Методика «Развитие мышления» Э.Ф.Замбацявичене |
личностная сфера |
· Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек · Тест рисуночной фрустрации С.Розенцвейга. · Шкала явной тревожности для детей 8 - 12 лет CMAS Прихожан АМ · Диагностика и коррекция произвольности в младшем школьном и дошкольном возрастах (Н.Г. Салмина, О.Г. Филимонова) |
психофизиологические особенности |
|
специфика межличностных отношений |
· Тест - опросник родительского отношения (ОРО - А.Я.Варга, В.В.Столин) |
Диагностируемые параметры |
Рекомендуемые методики и диагностические методы |
Социальная ситуация
развития. |
· Социометрия Дж Морено · Проективная беседа «Мой круг общения» · Методика исследования межличностных отношений Р. Жиля. · CMAS (модиф. А.М.Прихожан) · Методика Э.М. Александровской «Изучение социально- психологической адаптации» · Методика «Рисунок семьи» · «Кинестетический рисунок семьи» · Методика «Два дома» · Методика изучения отношения ребенка к членам семьи Е. Антони и Е. Бине. · Тест-опросник родительского отношения (ОРО) · Тест-анализ семейного воспитания (АСВ) · Тест Р. Кеттелла (модиф. Э.М. Александровской, И.Н. Гильяшева) · Карта Стотта |
Ведущая деятельность. |
· Схемы наблюдения уровня сформированности учебной деятельности · Проективная проба «Урок в моем классе» · Проективная проба «Рисунок школы» · Методика «Лесенка побуждений» · Методика «Составь расписание» · Методика «Конверты» · Методика Н.Г. Лускановой по мотивации |
Особености мыслительной деятельности, внимания, памяти, воображения младшего школьника |
· Методика «Классификация» · Методика обучаемости А.Я. Ивановой · Методика «10 слов» А.Р. Лурия · «Корректурные пробы» (Бурдон, Н.И. Озерецкий) · «Таблицы Шульте» · Метод пиктограммы · Методика воссоздающего воображения П.А. Шеварева · Тест умств. развития младо школьника. (ТУРМШ) (Борисова Е.М. Арсланьян В.П.)
· Нейропсихологические методики ( Е.Д. Хомская, (альбом), Л.С.Цветкова, Э.Г. Симерницкая, Т.В. Ахутина) · Тест С.Д. Забрамной · Тест Векслера · ГИТ (Дж. Вана) · Исследование словесно-логического мышления (Э.Ф. Замбацявичене) · Исследование прогностической деятельности (Л.И. Переслени) · Кубики Кооса · Матрицы Равена · Фигура Рэя-Тейлора (тест) |
Психологическая готовность младшего школьника к обучению в средней школе |
· Программа школьной готовности А.Л. Венгера; · Тест школьной зрелости П.Я. Кэеса; · Программа школьной готовности Н.И. Гуткиной; · Тест школьной зрелости Керна-Йирасека; · Программа диагностики уровня развития поступающих в начальную школу Г. Витцлака; · Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС); · Диагностический комплект М.М. Семаго; · Методика Г.Ф. Кумариной; |
Информационная сетка по использованию диагностических методов в определении готовности детей к школьному обучению
Психологические характеристики возраста |
Методики |
интеллект |
· Диагностика готовности детей к школе (Н.И.Гуткина) |
личностная сфера |
· Карта школьной дезадаптации Д.Стотта · Наблюдение в ведущей деятельности. |
психофизиологические особенности |
|
специфика межличностных отношений |
· Тест - опросник родительского отношения (ОРО - А.Я.Варга, В.В.Столин) |
Информационная сетка по использованию диагностических методов в работе с младшим подростковым возрастом 10-12 лет
Психологические характеристики возраста |
Методики |
интеллект |
· Диагностика умственного развития детей младшего подросткового возраста (ГИТ) Гуревич КМ,Борисова ЕМ · Тест невербального мышления Равена |
личностная сфера |
· Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек». · Тест рисуночной фрустрации С.Розенцвейга. · Шкала явной тревожности для детей 8 - 12 лет CMAS · Тест - опросник измерения мотивации достижения А.Мехрабиана. · Карта школьной дезадаптации Д.Стотта. |
психофизиологические особенности |
· Наблюдение в ведущей деятельности. · Схема наблюдений В.Т.Козловой. |
специфика межличностных отношений |
· Тест - опросник родительского отношения (ОРО - А.Я.Варга, В.В.Столин) · Тест - опросник «Подростки о родителях» ADOR (Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е.). |
Информационная сетка по использованию диагностических методов в работе с подростковым возрастом 13-15 лет
Психологические характеристики возраста |
Методики |
интеллект |
· ШТУР (школьный тест умственного развития детей 7-8-9 классов) · Тест невербального мышления Равена. |
личностная сфера |
· Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек». · Тест рисуночной фрустрации С.Розенцвейга. · Диагностика акцентуации характера (опросник Шмишека). · Тест - опросник измерения мотивации достижения А.Мехрабиана. · Тест - опросник измерения мотивации аффиляции А.Мехрабиана. · Тест - опросник агрессивного поведения Баса - Дарки. · Карта школьной дезадаптации Д.Стотта. |
психофизиологические особенности |
· Наблюдение в ведущей деятельности. · Схема наблюдений В.Т.Козловой. · Опросник Я.Стреляу. · Методика «Ассоциации» В.А.Данилова. · Методика «Исполнение инструкций» В.Т.Козловой. |
специфика межличностных отношений |
· Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири. · Тест - опросник родительского отношения (ОРО - А.Я.Варга, В.В.Столин). · Тест - опросник «Подростки о родителях» ADOR (Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е.). |
В подростковом возрасте становление личности ребенка определяется его психофизическим развитием, формированием нового уровня психических функций, складывающимися характерологическими особенностями.
Ведущим, развивающим аспектом данного возрастного периода становится межличностное взаимодействие. В различных формах общения происходит развитие всех сторон личности подростка.
При проведении психодиагностической и коррекционно-развивающей работы с подростками педагогам-психологам предлагается использовать следующий набор методик:
Диагностируемые параметры |
Рекомендуемые методики |
Социальная ситуация развития, обенности межличностного воздействия со сверстниками и взрослыми |
· Социометрия (Дж. Морено); · «Несуществующее животное; · «Моя семья»; · «Дом, дерево, человек»; · проективная беседа «Мой круг общения»; · тест-опросник «Подростки о родителях». · Методика «Рисунок семьи»; Кинестетический рисунок семьи»; · Карта Стотта, · CMAS (модиф. А.М.Прихожан) · Цветовой тест отношений (ЦТО); · Методика цветовой аналогии «Цветопись»; · Тест-анализ семейного воспитания (АСВ), · Методика Дембо-Рубинштейна (модиф. А.М. Прихожан); · Шкала взаимоотношений Ф.Фендлера (адапт. Ханиным); · Опросник Томаса «Способы реагирования личности на конфликтные ситуации»; · ДМО Лири |
Изучение проявлений индивидуально- психологических характеристик подростка в контексте ведущей деятельности и тенденций становления возрастных новообразований |
· Тест эгоцентрических ассоциаций Пашуковой—Шустровой; · Метод незавершенных предло жений; · Метод пиктограммы. · Адаптированный модифицированный детского личностного вопросника Р. Кеттелла; · Методика аутоидентификации подростка Э.Г. Эйдемиллера; · Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревоги Ч.Д. Спилбергера; · Тест школьной тревожности Филлипса, · Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга; Опросник Басса-Дарки (агрессия); · Методика Хоппе (оценка уровня притязаний); · Методика изучения основных свойств личности (ОТКЛЭ); · Тест-опросник Леонгарда (акцентуации черт характера); · Опросник структуры темперамента (ОСТ); · Методика ценностных ориентаций Рокича; · Тест-опросник X. Шмишека (детский вариант); · Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО); · Диагностика аддиктивного поведения |
Учебная деятельность и особенности развития познавательных процессов подростка |
· Схемы наблюдения уровня сформированности учебной детальности; · Диагностика эмоционального отношения к учению; Методика «Составь расписание». · Групповой интеллектуальный тест (ГИТ); · Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра; · Школь ный тест умственного развития (ШТУР); Диагностика интеллекта методом рисуночного теста (Гудинаф); · тест Айзенка (IQ) · АСТУР |
Первоначальная профессиональная ориентация |
· Дифференциальный диагностический опросник (ДДО); · «Карта интересов» А.Е. Голомштока; · Профессиональные ориентационные анкеты; · ОПГ; · Тест Консультант (компьютерный) |
Информационная сетка по использованию диагностических методов в работе со старшим подростковым возрастом 15-17 лет
психологические характеристики возраста |
методики, направленные на изучение психологических характеристик данного возраста |
интеллект |
|
личностная сфера |
|
психофизиологические особенности |
|
специфика межличностных отношений |
|
Информационная сетка по использованию диагностических методов в работе со взрослыми
психологические характеристики возраста |
методики, направленные на изучение психологических характеристик данного возраста |
интеллект |
|
личностная сфера |
|
психофизиологические особенности |
|
специфика межличностных отношений |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.