Отчет по результатам исследования адаптации учащихся 1-ых классов
Дата: октябрь 2015 г.
Количество: 1 “А” – 26 уч., 1 “Б” – 23 уч.
Цель: Определение уровня адаптации учащихся 1-ых классов.
Для определения адаптации учащихся 1-ых классов была проведена следующая работа:
В ходе исследования изучалось следующее:
Результаты исследования:
Внутренняя позиция школьника состоит из трех составляющих:
- Позиция сформирована. Внутренняя позиция имеет содержательный характер, ребенок хочет ходить в школу, ему нравиться учиться. Он осознает цели, важность и необходимость учения. Проявляет познавательный интерес. Ведущая деятельность – учебная.
- Позиция сформирована средне. Наличие положительного отношения к школе, возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными. Желание учиться заменяется установкой: “Надо учиться, должен учиться”.
- Позиция школьника не сформирована. Предпочтение игровой деятельности и дошкольного типа отношений, отсутствие ориентации на содержание школьно-учебной действительности, отсутствие смысловой установки принятия нового социального статуса ученика. Ребенок не осознает целей и важности учения, школа привлекает лишь внешней стороной: новые знакомства и контакты, игры, прогулки, возможности посещения школьных кружков и пр. Учебная деятельность ребенка не привлекает, ведущая деятельность – игровая. В некоторых случаях у ребенка присутствуют негативные установки в отношении школы и учения, отсутствие желания ходить в школу.
Внутренняя позиция |
1 “А” класс |
1 “Б” класс |
Сформирована |
42 % |
52 % |
Сформирована средне |
19 % |
35 % |
Не сформирована |
38 % |
13 % |
Внутренняя позиция школьника сформирована у 47 % первоклассников. Эти дети осознают цели и важность учения, проявляют учебный и познавательный интерес. Им нравиться учиться и ходить в школу.
27 % учащихся имеет средний уровень внутренней позиции школьника, т.е. эти дети хотят учиться, им нравиться заниматься, ходить в школу, но цели учения полностью ими не осознаются, а желание учиться заменяется установкой: “Надо учиться, должен учиться”.
У 27 % учащихся позиция школьника сформирована плохо, этим детям не всегда нравиться учиться и ходить в школу, или же нравиться в школе, так как там бывает интересно, можно поиграть, побегать с ребятами на перемене. Они не осознают целей учения, не понимают значения школы, учителя воспринимают только с внешней стороны, бывают проблемы в поведении и несоблюдении школьных правил.
2. Мотивация учения.
Можно выделить следующие уровни развития мотивации учения:
- Высокий уровень мотивации. Преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов;
- Средний уровень мотивации. Преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов;
- Низкий уровень учебной мотивации. Преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива.
Уровень мотивации |
1 “А” класс |
1 “Б” класс |
Высокий |
52 % |
70 % |
Средний |
36 % |
22 % |
Низкий |
12 % |
9 % |
Учебная мотивация присутствует у 60 % учащихся первых классов. Этих детей, скорее всего можно охарактеризовать как любознательных. Они хотят много знать, нередко приходят в первый класс, уже умея читать и считать, а в школу стремятся, чтобы узнать еще больше.
29 % учащихся имеют средний уровень мотивации. В случае доминирования социальных мотивов учения ребенок стремится в школу, чтобы занять в обществе новую позицию — позицию школьника. Познавательная потребность выражена у него слабо, а потому в школе его прежде всего интересуют не знания, которые дает учитель, а строгое исполнение роли ученика, заданной новой социальной позицией. Фактически первоклассник с доминированием социальных мотивов учения полностью ориентирован на одобрение и похвалу учителя, которые, по существу, позволяют ему удовлетворить его потребность в общении на новом уровне.
У 10 % первоклассников уровень мотивации низкий. Доминирование игровых мотивов отрицательно сказывается на успешности усвоения учебного материала и формировании учебной деятельности. Такие школьники делают на уроке не то, что задано, а то, что им хочется: в тетради пишут не буквы и слова, а рисуют машины, домики, цветочки и пр.; приносят из дома игрушки и играют ими на уроке; не понимают специфической функции учителя, строят свое общение с ним исключительно на эмоциональной основе; не принимают школьных правил поведения, на уроке могут ходить по классу, комментировать действия учителя и одноклассников; не понимают обязательности выполнения учебных заданий, в том числе и домашних.
3. Эмоциональное состояние.
Эмоциональное состояние, то есть преобладающее настроение ребенка имеет три уровня выраженности.
- Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично, пребывает в состоянии эйфории.
- Эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться, печалиться, поводов для беспокойства нет, адаптация протекает в целом нормально.
- Преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминирует плохое настроение и неприятные переживания. Плохое настроение свидетельствует о нарушении адаптационного процесса, о наличии проблем, которые ребенок не может преодолеть самостоятельно. Преобладание плохого настроения может нарушать сам процесс обучения, но свидетельствует о том, что ребенок нуждается в психологической помощи.
Эмоциональное состояние |
1 “А” класс |
1 “Б” класс |
Положительное |
8 % |
13 % |
Нормальное |
54 % |
52 % |
Отрицательное |
38 % |
35 % |
У 11 % учащихся общее отношение к школе, к учителю, к одноклассникам положительное, преобладает хорошее настроение и позитивная самооценка. Эмоциональное состояние детей в школе хорошее.
У 53 % учащихся общее эмоциональное состояние нормальное, т.е. оптимальное для успешной учебной деятельности.
36 % первоклассников имеют ухудшенное эмоциональное состояние в школе. Эти дети могут испытать негативные эмоции, тревогу, страх в таких школьных ситуациях как: на уроке, у доски, перед контрольной, в общении с одноклассниками и учителем. При этом у ребенка может присутствовать переутомление и низкая работоспособность. Преобладание плохого настроения не является противопоказанием для обучения ребенка в школе и может не нарушать сам процесс обучения, но может осложнять процесс адаптации.
4. Школьная тревожность.
Выделяют три уровня тревожности:
- Нормальный уровень школьной тревожности. Причин для беспокойства нет. Неопределенные школьные ситуации не настораживают ребенка, а воспринимаются им в основном в положительном ключе.
- Повышенный уровень школьной тревожности означает, что в школьной жизни ребенка постоянно присутствует какой-то беспокоящий фактор, которому приходится противостоять. Действие этого фактора пока ограничено и еще не определяет общего самочувствия ребенка. Но все чаще ему приходится испытывать напряжение в тех ситуациях взаимодействия, в которых раньше он хорошо себя чувствовал.
- Высокий уровень школьной тревожности. Ребенок не может адекватно справляться с возникающими жизненными трудностями и находится в состоянии эмоциональной дестабилизации.
Школьная тревожность |
1 “А” класс |
1 “Б” класс |
Высокий |
36 % |
35 % |
Повышенный |
28 % |
48 % |
Нормальный |
36 % |
17 % |
Нормальный уровень школьной тревожности наблюдается у 35 % первоклассников. Это означает, что дети в школе чувствуют себя комфортно и их ни что не тревожит.
У 38 % учащихся повышенный уровень школьной тревожности, который скорее следует считать адаптационным, т.е. связан с изменением социальной ситуацией ребенка. Повышение тревожности – нормальная реакция, которая обеспечивает готовность к внезапным изменениям, дает возможность чутко реагировать на ситуацию и поведение других людей.
Высокий уровень школьной тревожности наблюдается у 27 % учащихся. Это говорит о том, что ребенок не может адекватно справляться с возникающими жизненными трудностями и находится в состоянии эмоциональной дестабилизации.
5. Работоспособность.
Показатель работоспособности интерпретируется следующим образом.
- Оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, отсутствием усталости, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют его возможностям. Образ жизни ребенка позволяет ему полностью восстанавливать затраченную энергию.
- Компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха ребенка.
- Перевозбуждение. Чаще всего, является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, а не в оптимальном для него режиме, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, иногда необходимо и снижение нагрузок.
- Хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка, требуется их существенное снижение. Обычно постоянное переутомление связано с наличием (и обострением) хронических заболеваний (почечной, сердечной, легочной недостаточности и др.). Общая ослабленность организма обычно проявляется в его низкой сопротивляемости инфекциям, что приводит к частым простудным заболеваниям.
Работоспособность |
1 “А” класс |
1 “Б” класс |
Оптимальная |
54 % |
48 % |
Усталость |
21 % |
35 % |
Перевозбуждение |
17 % |
9 % |
Переутомление |
8 % |
9 % |
Оптимальная работоспособность наблюдается у 51 % учащихся.
Компенсируемое состояние усталости выявлено у 28 % первоклассников.
Перевозбуждение наблюдается у 13 % учащихся.
Хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность выявлены у 9 % учащихся 1-х классов.
6. Особенности поведения.
Изучение особенностей поведения первоклассников позволило выявить следующие типы поведения:
- Положительное поведение. У ребенка отсутствуют дезадаптивные формы поведения, все нормы и правила поведения в школе соблюдаются ребенком в полном объеме.
- Нормальное поведение. У ребенка имеются некоторые нарушения в поведении. Данные ученики не всегда реагируют на замечания учителя, могут иметь проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.
- Проблемное поведение. Свидетельствует о серьезности нарушения механизмов личностной адаптации.
Поведение |
1 “А” класс |
1 “Б” класс |
Положительное |
54 % |
30 % |
Нормальное |
38 % |
57 % |
Проблемное |
8 % |
13 % |
Анализ особенностей поведения первоклассников показывает, что 43 % учащихся готовы к новой деятельности, могут успешно осваиваться в новой ситуации, способны управлять своим поведением. У этих детей отсутствуют дезадаптивные формы поведения, все нормы и правила поведения в школе соблюдаются ими в полном объеме.
У 47 % детей поступивших в школу в первый класс, преобладает нормальное поведение, и, не смотря на то, что эти дети могут не сразу реагировать на замечания, тем не менее, требования учителя выполняют.
Кроме этого, проведенное психологическое исследование показало, что 10 % детей испытывают трудности в приспособлении к новым условиям, что свидетельствует о нарушении механизмов личностной адаптации. Возможно, эти дети нуждаются в специальной помощи, вплоть до вмешательства психоневролога.
7. Общий уровень адаптации.
Можно выделить три уровня адаптационного процесса:
- Адаптация ребенка к школе проходит нормально, поводов для беспокойства нет. Ребенку в школе нравиться, он учиться с удовольствием, выполняет все задания, которые дает учитель. Ответственно относиться к выполнению домашних заданий. В школе у него преобладает хорошее настроение, эмоциональное состояние в норме. Отношение к учителю, к одноклассникам и в целом к школе положительное.
- Адаптация ребенка к школе проходит средне, возможно наличие некоторых проблем в усвоении школьных правил и норм поведения. У ребенка со средним уровнем адаптации может быть не сформирована позиция школьника, т.е. школа привлекает ребенка не собственно учебным содержанием, а тем, что в ней интересно, весело, много ребят. В целом ребенок посещает школу с удовольствием, ему нравиться учиться, но могут возникнуть трудности в учебной деятельности, конкретно в низком уровне мотивации и не желании выполнять определенные задания учителя. Такой ребенок может проявлять низкую концентрацию внимания, часто отвлекаться. Для того чтобы начать заниматься для него важно реальное присутствие взрослого в позиции учителя, т.е. если учитель к нему лично не обратился, ему лично не сказал, что надо делать он может и не начать выполнять задание. Однако после помощи или даже эмоциональной поддержки учителя он может начать действовать самостоятельно.
- Адаптация ребенка находится на низком уровне, в школе у ребенка могут преобладать отрицательные эмоции и плохое настроение. Такой ребенок чаще всего на уроках отказывается выполнять задания учителя, занят посторонними делами, может отвлекать соседей по парте. Учебная деятельность его не привлекает, если она ему не интересна. Часто ребенок с низким уровнем адаптации не хочет учиться, утром может отказываться идти в школу. Кроме этого, возможны проблемы в поведении, в не соблюдении школьных норм и в нарушении школьных правил. У такого ребенка чаще встречаются проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками, возможно, преобладание отрицательного отношения к учителю.
Уровень адаптации |
1 “А” класс |
1 “Б” класс |
Высокий |
19 % |
22 % |
Средний |
65 % |
61 % |
Низкий |
15 % |
17 % |
У 20 % учащихся адаптация проходит нормально, поводов для беспокойства нет. Ребенку в школе нравиться, он учиться с удовольствием. Настроение у ребенка в школе хорошее, эмоциональное состояние в норме. Отношение к учителю, одноклассникам положительное.
У 63 % учащихся адаптация проходит средне, возможно наличие некоторых проблем. Ребенок посещает школу с удовольствием, ему нравиться учиться, но могут возникнуть некоторые трудности связанные с поведением ребенка, отношением к учителю, одноклассникам, проблемами в усвоении учебной деятельности.
У 16 % детей адаптация находится на низком уровне, в школе у него могут преобладать отрицательные эмоции и плохое настроение. Ребенку может не нравиться учиться, в школе у него могут быть проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками, возможно, присутствует отрицательное отношение к учителю. На уроках ребенок, скорее всего не заниматься, учебная деятельность его не привлекает.
Общий вывод:
В целом по всем трем классам уровень адаптации средний, возможно наличие некоторых проблем в усвоении школьных правил и норм поведения. У ребенка со средним уровнем адаптации может быть не сформирована позиция школьника, т.е. школа привлекает ребенка не собственно учебным содержанием, а тем, что в ней интересно, весело, много ребят. В целом ребенок посещает школу с удовольствием, ему нравиться учиться, но могут возникнуть трудности в учебной деятельности, конкретно в низком уровне мотивации и не желании выполнять определенные задания учителя. Такой ребенок может проявлять низкую концентрацию внимания, часто отвлекаться. Для того чтобы начать заниматься для него важно реальное присутствие взрослого в позиции учителя, т.е. если учитель к нему лично не обратился, ему лично не сказал, что надо делать он может и не начать выполнять задание. Однако после помощи или даже эмоциональной поддержки учителя он может начать действовать самостоятельно.
Рекомендации:
1. Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, т.е. помнить, что длительное напряжение, утомление и переутомление могут стоить ребёнку здоровья:
· обеспечить своевременную смену видов деятельности;
· не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений;
· отводить больше внимания и времени на практические действия с предметами, работе с наглядностью;
· использовать щадящий режим, который включает в себя прогулки, физические упражнения для поднятия мышечного тонуса.
2. Следует позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных упражнений, помогающих детям быстрее войти в непривычный для них мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника.
3. Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в адаптации.
4. Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении (если такие есть в классе): леворукие, синдром гиперактивности, застенчивость, неврозы и т.п.
5. Необходимо помнить, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.
6. Используя игровые психологические методики, учитель может создать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться.
7. Включить детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников, в общественно значимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.
8. Помогите детям организовать свою деятельность, повторяйте последовательность действий из урока в урок. Просите повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания.
9. Поощряйте детей задавать вопросы, если им что-то непонятно. Снисходительно относитесь к тому, что первоклашки склонны спросить одно и то же несколько раз.
10. Организуйте личное общение с каждым учеником своего класса, будьте в курсе их радостей и переживаний.
Педагог-психолог Соловьева Д.Ю.
Результаты исследования адаптации учащихся 1 “А” класса.
|
Ф.И. учащегося |
Вн. Позиция |
Мотивация |
Тревожность |
Эм. состояние |
Работоспособность |
Поведение |
Адаптация |
1 |
Андреев А. |
низкий |
высокий |
высокий |
отрицательное |
оптимальная |
положительное |
средний |
2 |
Белоусова В. |
высокий |
низкий |
низкий |
нормальное |
перевозбуждение |
положительное |
средний |
3 |
Брисов Н. |
низкий |
низкий |
высокий |
|
|
положительное |
средний |
4 |
Бузулуцкая А. |
высокий |
высокий |
высокий |
нормальное |
оптимальная |
нормальное |
средний |
5 |
Вахрушев Д. |
низкий |
высокий |
высокий |
отрицательное |
оптимальная |
положительное |
средний |
6 |
Вешератина В. |
низкий |
высокий |
высокий |
нормальное |
оптимальная |
положительное |
средний |
7 |
Демидюк В. |
низкий |
|
высокий |
нормальное |
оптимальная |
нормальное |
средний |
8 |
Давыденко В. |
средний |
высокий |
низкий |
нормальное |
оптимальная |
положительное |
высокий |
9 |
Дурягин С. |
высокий |
высокий |
высокий |
нормальное |
переутомление |
положительное |
средний |
10 |
Зыкова В. |
средний |
средний |
низкий |
положительное |
оптимальная |
положительное |
высокий |
11 |
КиневаЖ. |
высокий |
средний |
низкий |
отрицательное |
оптимальная |
положительное |
средний |
12 |
Клявзунник Б. |
низкий |
высокий |
высокий |
отрицательное |
перевозбуждение |
нормальное |
низкий |
13 |
Кузнецов Е. |
средний |
средний |
повышенный |
отрицательное |
переутомление |
положительное |
низкий |
14 |
Логинов А. |
высокий |
высокий |
высокий |
нормальное |
усталость |
нормальное |
средний |
15 |
Мартюшева М. |
высокий |
средний |
повышенный |
нормальное |
усталость |
положительное |
средний |
16 |
Напалков А. |
средний |
средний |
повышенный |
нормальное |
усталость |
нормальное |
средний |
17 |
Низовцев М. |
высокий |
высокий |
повышенный |
отрицательное |
усталость |
положительное |
средний |
18 |
Охотский Я. |
низкий |
средний |
повышенный |
положительное |
оптимальная |
отрицательное |
средний |
19 |
Пестриков В. |
высокий |
средний |
низкий |
отрицательное |
оптимальная |
нормальное |
средний |
20 |
Пупышева В. |
низкий |
низкий |
повышенный |
нормальное |
оптимальная |
нормальное |
низкий |
21 |
Сажин И. |
высокий |
высокий |
низкий |
отрицательное |
оптимальная |
положительное |
высокий |
22 |
Сидоров И. |
высокий |
средний |
низкий |
отрицательное |
перевозбуждение |
нормальное |
средний |
23 |
Сысоев М. |
средний |
высокий |
|
нормальное |
оптимальная |
нормальное |
высокий |
24 |
Цветковский О. |
низкий |
высокий |
повышенный |
|
|
нормальное |
высокий |
25 |
Шахова П. |
высокий |
высокий |
низкий |
нормальное |
перевозбуждение |
положительное |
средний |
26 |
Шерматов Р |
низкий |
средний |
низкий |
нормальное |
усталость |
отрицательное |
низкий |
Результаты исследования адаптации учащихся 1 “Б” класса.
|
Ф.И. учащегося |
Вн. Позиция |
Мотивация |
Тревожность |
Эм. состояние |
Работоспособность |
Поведение |
Адаптация |
1 |
Болясная Д. |
высокий |
высокий |
повышенный |
положительное |
оптимальная |
нормальное |
высокий |
2 |
Деденкова Н. |
высокий |
средний |
повышенный |
нормальное |
оптимальная |
положительное |
средний |
3 |
Котвицкий Д. |
средний |
высокий |
низкий |
отрицательное |
усталость |
отрицательное |
средний |
4 |
Ибрагимов Р. |
средний |
средний |
низкий |
нормальное |
оптимальная |
отрицательное |
средний |
5 |
Казаринов С. |
средний |
высокий |
высокий |
отрицательное |
оптимальная |
нормальное |
средний |
6 |
Казачек Н. |
средний |
высокий |
повышенный |
нормальное |
усталость |
положительное |
средний |
7 |
Круглов К. |
низкий |
высокий |
высокий |
нормальное |
усталость |
положительное |
средний |
8 |
Латкин Р. |
высокий |
высокий |
повышенный |
нормальное |
перевозбуждение |
отрицательное |
средний |
9 |
Логинов Е. |
низкий |
высокий |
повышенный |
отрицательное |
переутомление |
нормальное |
низкий |
10 |
Милосердов Р. |
высокий |
высокий |
высокий |
нормальное |
усталость |
нормальное |
средний |
11 |
Мордвинкова К. |
высокий |
высокий |
повышенный |
положительное |
оптимальная |
нормальное |
высокий |
12 |
Обухова Ю. |
низкий |
низкий |
повышенный |
нормальное |
усталость |
нормальное |
низкий |
13 |
Осипова И. |
средний |
высокий |
повышенный |
отрицательное |
оптимальная |
нормальное |
средний |
14 |
Парыгин Д. |
высокий |
высокий |
повышенный |
отрицательное |
переутомление |
нормальное |
низкий |
15 |
Плехова Л. |
высокий |
высокий |
низкий |
нормальное |
оптимальная |
положительное |
высокий |
16 |
Семидубовская К. |
высокий |
высокий |
низкий |
нормальное |
оптимальная |
нормальное |
высокий |
17 |
Сидорова А. |
высокий |
низкий |
высокий |
нормальное |
оптимальная |
нормальное |
средний |
18 |
Софина С. |
средний |
средний |
повышенный |
нормальное |
перевозбуждение |
положительное |
средний |
19 |
Хозяинов Т. |
средний |
высокий |
высокий |
отрицательное |
усталость |
положительное |
средний |
20 |
Холькин М. |
средний |
высокий |
высокий |
отрицательное |
усталость |
нормальное |
низкий |
21 |
Храмова В. |
высокий |
средний |
высокий |
нормальное |
оптимальная |
нормальное |
средний |
22 |
Чернецова Н. |
высокий |
средний |
повышенный |
положительное |
оптимальная |
положительное |
высокий |
23 |
Шелепаков К. |
высокий |
высокий |
высокий |
отрицательное |
усталость |
нормальное |
средний |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.