Программа коррекционно-развивающих занятий с родителями трудных подростков "Эффективное родительство"
Цель – формирование коммуникативной компетенции родителей трудных подростков.
Задачи:
1. Развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с ребенком.
2. Формирование умений и навыков управления собственным эмоциональным состоянием в процессе общения с ребенком.
3. Формирование умений и навыков корректного выражения эмоций и понимания их выражения у детей.
4. Повышение уверенности родителей в их собственных воспитательных возможностях.
Формы и режим работы: каждое занятие программы содержит теоретическую (лекционную) часть (1/3 занятия) и практическую (2/3 занятия), включающую тесты, игры, упражнения и беседы психологического характера.
Периодичность встреч: 1 раз в неделю.
Продолжительность программы: 2,5 месяца.
Продолжительность 1 занятия: 1 час.
Состав группы: 8–10 человек.
Ожидаемые результаты: предполагается, что к окончанию курса занятий у родителей повысится коммуникативная компетентность, что будет способствовать эффективному взаимодействию с ребенком. Родители смогут:
• управлять собственным эмоциональным состоянием при общении с ребенком;
• корректно выражать собственные эмоции при общении с ребенком;
• быть уверенными в собственных воспитательных возможностях;
• понимать и принимать чувства ребенка такими, какие они есть, не пытаясь изменить их, осудить или отвергнуть.
Формы подведения итогов: контроль осуществляется в интерактивной форме – в ходе ролевой игры, общей дискуссии, обратной связи.
Календарно-тематический план
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
1 |
Зачем мы здесь собрались? |
1 |
|
2 |
Родительские установки: "язык принятия", "язык непринятия" |
1 |
|
3 |
Общение и умение слушать. Навыки эффективного общения с ребенком |
1 |
|
4 |
Наши эмоции и чувства. Проявления эмоций и чувств |
1 |
|
5 |
Самоконтроль. Управление эмоциональным состоянием |
1 |
|
6 |
Семейные конфликты и причины их возникновения. Пути решения конфликтов |
1 |
|
7 |
Агрессивный подросток: простые способы изменения деструктивного поведения ребенка |
1 |
|
8 |
Высокая ответственность за ребенка: всегда ли она оправдана? |
1 |
|
9 |
Всегда ли мы поступаем правильно? |
1 |
|
10 |
Завершающий круг |
1 |
|
Содержание и методическое обеспечение программы
№ |
Тема |
Содержание |
Методическое обеспечение |
|
теоретический блок |
практический блок |
|||
1 |
Зачем мы здесь собрались? |
Психологические особенности подросткового возраста. Переходный возраст – эпоха противоречий |
Игры на знакомство "Снежный ком", "Я лучше всех умею". Установление правил группы. Конкретизация ожиданий родителей от курса занятий |
Маркеры, бумага, бэйджи, анкета ожиданий родителей |
2 |
Установки: "язык принятия", "язык непринятия" |
Что такое установки? Влияние родительских установок на развитие личности ребенка |
Ролевая игра "Угадай ярлык". Психологическое упражнение "Сними ярлык". Чтение и обсуждение рассказа "Раскаяние отца" У. Ливингстон и обсуждение. Психогимнастика "Искорка добра" |
Ободки с написанным ярлыком, рассказ У. Ливингстон, листы бумаги, фломастеры |
3 |
Общение и умение слушать: навыки эффективного общения с ребенком |
Общение, его функции, средства общения, обратная связь, факторы, определяющие успешность общения с ребенком |
Разминка "Привет себе". Упражнения "Испорченный телефон", "Общение и слушание в разных позах". Анкета "Умеете ли Вы слушать своего ребенка?", обсуждение результатов работы на занятии |
Анкета "Умеете ли Вы слушать своего ребенка?" |
4 |
Наши эмоции и чувства. Проявления эмоций и чувств |
Понятие "эмоции", "чувства". Основные эмоции и чувства. Невербальное выражение эмоций |
Упражнения "Угадай эмоцию", "Имена чувств", "Передай эмоцию" (с помощью глаз, физического контакта), "Скульптор и глина", "Зеркало", "Польза и вред эмоций" |
Плакат "Круг эмоций". Образцы мимики при различных эмоциях |
5 |
Самоконтроль. Управление эмоциональным состоянием |
Поведение в эмоционально напряженных условиях. Обучение техникам и способам релаксации, снятия напряжения |
Упражнения "Слушай тишину", "Рассмотри предмет", "Подари себе тепло", "Тяжесть и легкость", "Напрягись, чтобы расслабиться". Гимнастика для лица. Дыхательные техники |
Специальные материалы и оборудование не требуются |
6 |
Семейные конфликты и причины их возникновения. Пути решения конфликтов |
Что такое конфликт. Стороны и предмет конфликта, мотивы, позиции конфликтующих сторон. Причины возникновения конфликтов. Конфликтогены в общении с подростком |
Упражнения "Вопрос соседу", "Давление", обсуждение конфликтных ситуаций в системе "родитель – ребенок". Ролевая игра "Место под солнцем". Тест "Самооценка конструктивного поведения во взаимоотношениях с детьми" |
Листы бумаги, раздаточный материал (таблицы), текст теста с ключом для обработки |
7 |
Агрессивный подросток: простые способы изменения деструктивного поведения ребенка |
Подростковая агрессия и причины ее возникновения. Приемы эффективного взаимодействия с агрессивным ребенком |
Обсуждение ситуаций в системе "родитель – ребенок", тренировка в построении "Я-высказываний", модели неагрессивного поведения |
Специальные материалы и оборудование не требуются |
8 |
Высокая ответственность за ребенка: всегда ли она оправдана? |
Чувство ответственности: как его разделить с ребенком? |
Упражнение "Представление". Игра-дискуссия "Где вы стоите?". Упражнение "Отдайте часть ответственности" |
Мяч, мел, чистые листы бумаги, раздаточный материал (карточки с описанными в них качествами ребенка, которые беспокоят родителей) |
9 |
Всегда ли мы поступаем правильно? |
Поощрение и наказание: рекомендации родителям |
Упражнения "Подарок", "Список поощрений и наказаний", "Кулачок". "Аукцион идей" – обсуждение внутрисемейных ситуаций |
Мяч, бланки |
10 |
Завершающий круг |
Актуализация полученных знаний о том, как построить эффективное общение с детьми |
Упражнения "Приветствие", "Семейная история", "Ассоциации", "Сиамские близнецы". Обратная связь с родителями по результатам работы на занятиях |
Семейная реликвия (родители приносят какой-либо предмет, являющийся гордостью семьи), чистые листы бумаги, фломастеры, анкета обратной связи от родителей |
Конспект занятия с родителями по теме: "Родительские установки"
Задачи
1. Сформировать понятие о положительных и отрицательных установках, о том, какое влияние родительские установки оказывают на развитие личности ребенка.
2. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
3. Развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с ребенком.
Ведущий – педагог-психолог.
Ход занятия
I. Ритуал приветствия.
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас в нашей семейной гостиной! Сегодня мы поговорим о родительских установках и о том, как они влияют на развитие ребенка. Но прежде хочу предложить вам поприветствовать друг друга. Сейчас по цепочке каждый из участников будет здороваться с соседом справа любым способом, не повторяя использованные ранее. Мы же все вместе хором будем повторять каждое предложенное приветствие.
II. Информационный блок "Что такое установки?".
Большое значение в становлении личности любого человека имеет его отношение к себе, другим людям и жизни в целом. Определяют это установки. Нам особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки.
Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем их действие сильнее. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для нее момент жизни ребенка воздействует на его поведение и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причем постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка "Ты все можешь!" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не получается!", но только в том случае, если ребенок действительно будет получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности.
III. Ролевая игра "Угадай ярлык".
Иногда мы сами не замечаем, как формируем у ребенка негативные установки, говоря ему, например: "Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить", или "Ты совсем, как твой папа (мама)", или "Всегда ты не вовремя, подожди". А подчас мы и вовсе навешиваем на наших детей ярлыки.
Сейчас я хочу предложить вам поиграть в игру, которая поможет понять, как чувствуют себя наши дети, когда мы навешиваем на них ярлыки. На некоторых из вас я сейчас надену ободки со словами, которыми мы иногда называем детей. Человек, получивший такой ободок, не будет видеть, что на нем написано. Все остальные своими словесными установками должны помочь ему догадаться, что написано на его ободке.
Примечание. Примерные ярлыки: неряха, драчун, врунишка, ябеда, плакса, бука, трусишка, задира, жадина, вредина.
IV. Психологическое упражнение "Сними ярлык".
У меня есть картинка, изображающая хорошего, жизнерадостного ребенка. Давайте попробуем все эти слова – неряха, драчун, врунишка, ябеда и т. д. – сказать ему и посмотрим, какое влияние они на него окажут (в процессе "навешивания ярлыков" ведущий сминает картинку ребенка). Видите, что получилось? Теперь, чтобы исправить ситуацию, нам надо на каждую отрицательную установку назвать контрустановку (в процессе того, как присутствующие называют слова похвалы, ведущий разглаживает картинку). Хочу обратить ваше внимание на то, что как бы мы ни старались, наш ребеночек не станет прежним. Ведь каждое нехорошее слово, необдуманно сказанное в адрес ребенка, оставляет в его душе неизгладимый след.
V. Презентация "Мама, ты о чем?"
Очень часто мы совсем не задумываемся о том, что говорим своим детям, и сердимся на них, когда они нас не понимают. Подумайте, не узнаете ли вы кого-то из своих знакомых, а может быть и себя, в примерах, приведенных ниже.
Примечание. Приведенный ниже текст можно оформить в виде презентации, проиллюстрировав подходящими по смыслу фотографиями, рисунками и т. п.
"Если вы собрались переубивать друг друга, идите на улицу, я только что полы вымыла".
"Молись, чтоб эта гадость отстиралась".
"Потому что я так сказала, вот почему".
"Вот вывалишься сейчас из окна – не возьму тебя с собой в магазин".
"Если ты сейчас же не перестанешь реветь, я тебя отшлепаю".
"Закрой рот и ешь суп".
"Не выйдешь из-за стола, пока не доешь".
"Да в мире миллионы детей, которым не так повезло с родителями, как тебе".
"Уж погоди, дома я с тобой поговорю".
"Если не перестанешь косить глазами, на всю жизнь так останешься".
"Надень свитер: я же знаю, что тебе холодно!".
"Если не будешь есть овощи, никогда не вырастешь".
"Это у тебя все от отца!"
"Чтоб твои дети были такие же, как ты!"
Вы улыбнулись? Задумались? Действительно ли мы говорим детям то, что хотим до них донести? Или нами руководят эмоции, усталость, раздражение, чувство долга и много еще чего? Ведь каждый родитель любит своего ребенка и стремится сделать "как лучше", а почему-то получается "как всегда". Как сказать ему, чтобы он тебя услышал, понял и принял? Что вы ощутили сейчас? О чем задумались?
VI. Чтение и обсуждение рассказа "Раскаяние отца" У. Ливингстон.
Как горько бывает спустя годы осознавать, что золотые минуты общения с собственным ребенком были потрачены на раздраженные замечания и нотации. Я хочу предложить вам прочитать рассказ, который переведен на множество языков и перепечатан сотнями изданий.
Примечание. После прочтения рассказа могут быть предложены следующие вопросы для обсуждения: какие чувства вы испытали, прослушав текст? какие ошибки в воспитании ребенка увидели?
VII. Синквейн "Мой ребенок".
Чтобы закончить нашу встречу на позитивной ноте, я предлагаю вам сочинить синквейн, стихотворение из пяти строк, про самого дорого для вас человечка на свете – вашего ребенка. Текст мы будем строить по правилу:
• на первой строке записывается любое слово или сочетание с существительным. В нашем случае это будет "Мой ребенок";
• на второй – два прилагательных, наиболее ярко характеризующих существительное в первой строке;
• на третьей строке – три глагола к главному слову (существительному на первой строке);
• на четвертой составляем предложение из четырех слов, выражающее отношение к главному слову;
• на пятой строке записывается слово-ассоциация, образ, отражающий суть главного слова.
Например, синквейны, которые дети сочиняли про своих родителей:
1. мама
2. любящая, добрая
3. помогает, любит, кормит
4. самая лучшая на свете
5. ангел
1. папа
2. добрый, умный
3. работает, читает, играет
4. может, что угодно
5. диван
Примечание. Участники по желанию зачитывают свои стихи.
Итак, на этой позитивной ноте наша встреча подходит к концу. Я надеюсь, что те несложные игры и упражнения, которые мы проделали в ходе нашей встречи, помогли вам ответить на некоторые вопросы, которые возникают у родителей при взаимоотношениях с детьми. Позвольте мне выразить благодарность всем участникам нашей встречи и пожелать, чтобы вы всегда были для своих детей самыми любимыми, самыми справедливыми, самыми красивыми, умными, самыми и самыми во всем. До новых встреч!
VIII. Ритуал прощания "Искорка добра".
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.