Для психолога

  • pdf
  • 10.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 8.pdf

Нажмите, чтобы открыть документ в браузере

Проведение экспресс-мониторинга обучающихся группы риска Внимание

Экспресс-мониторинг проводится в 3 этапа:

______________________________________________________________________________________

Диагностический блок (Шаги 1 – 2); Беседа (Шаг 3).

Психологическая игра "Вопросы о тебе" (Шаг 4).

Шаг1

Проводится диагностический блок, включающий ряд элементов: диагностику уровня учебной мотивации и школьной тревожности.

Совет

Для диагностики уровня школьной тревожности можно использовать любые методики, например, тест Филлипса или тест Кондаша; для диагностики учебной мотивации – например, методику Лускановой или тест А.А. Реана и В.А. Якунина в адаптации Н.Ц. Бадмаевой.

______________________________________________________________________________________

анкету с вопросами о причинах постановки на ВШК, учебных трудностях и возможностях их коррекции;

Внимание

Анкета проясняет такие важные данные, как, знает ли ученик расписание дополнительных занятий (чрезвычайно полезные для завуча, классного руководителя и психолога данные, показывающие, помимо всего прочего, использует ли ученик предоставляемые школой возможности коррекции); кто помогает ему делать домашнее задание; кто из учителей его лучше всех понимает; ______________________________________________________________________________________

первичную оценку профессиональных намерений; экспресс-оценку общеобразовательного уровня, включающую два задания: решить задачу из курса математики 5 класса и назвать пять великих людей;

Анкета

Инструкция: перед тобой анкета, вопросы которой относятся к разным областям твоей жизни: к учебе, сотрудничеству со взрослыми, твоим знаниям и интересам. Постарайся дать на каждый вопрос искренний и достаточно развернутый ответ. Почему ты состоишь на внутришкольном учете?

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Когда у тебя дополнительные занятия по разным предметам (день недели, время занятий)?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Кто помогает тебе делать домашнее задание?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________ Кто из учителей тебя лучше всех понимает?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Куда ты собираешься поступать или кем ты собираешься работать после окончания школы? Почему?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Как ты готовишься к продолжению образования или построению карьеры после окончания школы?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Реши задачку и запиши решение и ответ: пингвин весил 20 кг, после очень удачной рыбалки он потолстел на 20%. Сколько стал весить пингвин?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________ Назови пять великих людей.

________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Спасибо за участие!

Шаг2

Проводится условная дифференциация трудных обучающихся на три основные группы в соответствии с характерными для них сложностями:

Общая школьная дезадаптация: генерализованное негативное эмоциональное отношение к обучению, проявляющееся в отсутствии интереса к учебе и страхе перед школой в сочетании с отсутствием осмысленных намерений улучшения своего положения.

Личностная негативная симптоматика, выраженные психологические трудности, из-за которых нарушается учебная деятельность: конфликтные семьи, дефекты самоотношения, невротичность, личностные патологии и пр.

Выраженная педагогическая запущенность, низкие дисциплинарные навыки: по сути, это дефекты усвоения социальных норм и слабость знаний, препятствующие успешной школьной адаптации.

В отчетных материалах для администрации школы приводятся списки по каждой из групп.

Внимание

Дифференциация трудных обучающихся на группы дает возможность выделить для каждой из этих групп прерогативные направления работы, соответствующие ФГОС, что впоследствии в некоторой степени индивидуализирует работу с учениками.

______________________________________________________________________________________

Шаг3

Психолог проводит беседу, на которой совместно с учениками обсуждаются вопросы об их правах и обязанностях, взаимодействии с учителями, родителями, ровесниками и с сотрудниками полиции.

Шаг4

Проводится психологическая игра "Вопросы о тебе": каждый обучающийся по очереди вытягивает один из вопросов и отвечает на него. Остальные участники могут присоединиться к обсуждению.

Примеры вопросов:

В каких ситуациях и по какому поводу ты можешь выпить?

Тебе предлагали наркотик? Как ты реагировал?

Кого из взрослых ты уважаешь?

Что ты делаешь, когда тебе плохо?

Что ты хотел бы изменить в своей жизни?

Секс до брака: да или нет?

Чего никогда не должны делать родители?

Чем ты гордишься?

Чему ты хотел бы научиться?

Кого и почему ты считаешь настоящим другом?

Кто в твоей жизни самый жестокий человек?

Для чего нужны законы?

Ты доверяешь своим родителям? Почему?

Если ты влюбишься, кому ты расскажешь об этом?

В каком жанре кино ты хотел бы сняться?

Для чего нужна дисциплина на уроках?

Что ты считаешь самым привлекательным в себе?

Что ты считаешь своим недостатком?

Тебе случалось сталкиваться с предательством?

Что ты считаешь самым интересным в жизни?

Как ты думаешь, что такое взрослость?

Кто из твоего класса кажется тебе самым приятным человеком? Почему?

Из-за чего ты чаще всего ссоришься с родителями?

Из-за чего ты чаще всего ссоришься с друзьями?

Когда ты впервые влюбился?

Как ты считаешь, влияет ли реклама алкоголя и сигарет на людей?

Что самое лучшее в твоем характере?

Обучающиеся обсуждают все предложенные вопросы, обмениваются мнениями. Такая форма беседы позволяет ребятам высказаться, поделиться соображениями без страха критики.

Название: Проведение экспресс-мониторинга обучающихся группы риска