Нажмите, чтобы открыть документ в браузере
Организация психологического сопровождения родителей трудных подростков
Представленная схема психологической работы проводится в 3 этапа:
Педагог-психолог собирает личный анамнез и анамнез семьи глазами подростка, классного руководителя, социального педагога, медицинского работника и самих родителей. Подобная работа позволяет объединить информацию об отдельных личностных и поведенческих аспектах трудного подростка и на основе объективного видения ученика с учетом его актуального состояния и динамики предыдущего развития выработать дальнейшую стратегию оказания психологической поддержки через систему взаимодействия с родителями.
Педагог-психолог осуществляет непосредственную психологическую диагностику родителей трудных подростков, направленную на выявление особенностей семейного воспитания и причин его нарушения. С этой целью может применяться психодиагностический блок методик (см. таблицу), позволяющий выявить целостную картину воспитательной позиции родителей, их отношение, под которым понимаются разнообразные чувства, испытываемые к ребенку, поведенческие стереотипы, практикуемые в общении с ним, особенности восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков.
Диагностические методики по изучению детско-родительских отношений
№ Название Направленность
Анализ семейного воспитания и
Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис причин его нарушения в семьях,
1 "Анализ семейных взаимоотношений где есть подростки с явными (АСВ)" акцентуациями характера и
отклонениями в поведении
Опросник поможет родителям
С.С. Степанов "Лики родительской
2 оценить, на чем строится их
любви" отношение к ребенку
Диагностируются компетентность и престижность родителей в А.И. Заров "Методика идентификации
3 восприятии детей и особенности
детей с родителями" эмоциональных отношений с родителями
Выявление отношения родителей к
Е.С. Шефер, Р.К. Белл "Методика
4 разным сторонам семейной жизни
PARI"
(семейной роли, ребенку)
Выявление родительского отношения к детям у лиц, обращающихся
А.Я. Варга, В.В. Столин "Опросник
5 за психологической помощью по
родительского отношения" вопросам воспитания детей и общения с ними
Методика позволяет определить
С.С. Степанов "Стратегии семейного стиль семейного воспитания:
6
воспитания" авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный
На этом этапе педагог-психолог проводит специальную работу по результатам психологической диагностики.
Педагог-психолог, ориентируясь на результаты психологической диагностики родителей трудных подростков, проводит с ними индивидуальное консультирование по частным проблемам – улучшение детско-родительских отношений путем оказания мамам и папам помощи в определении стратегии воспитания, которая должна учитывать индивидуально-психологические особенности ребенка, его сильные и слабые стороны. В ходе беседы психолог стремится раскрыть уникальность и неповторимость личности ребенка, намечает основные пути коррекции и компенсации.
Педагог-психолог проводит групповое консультирование по частным проблемам, которое заключается в активном обсуждении общих для членов группы конфликтных ситуаций, возникающих при общении с детьми. Оно также может быть направлено на выработку моделей приспособления к реальным конфликтам без подробного анализа лежащих в их основе психологических причин.
Педагог-психолог проводит просветительскую работу среди родителей трудных подростков в форме специального психолого-педагогического лектория. Это делается с целью улучшения детскородительских отношений, когда имеет место непонимание родителями основных особенностей развития ребенка, его потребностей и соответствующей им динамики отношений. В рамках лектория родители получают психологические знания, знакомятся с базовыми закономерностями психического развития детей разных возрастных групп.
Данная информационно-просветительская деятельность имеет существенный недостаток – анонимность родителей, поэтому менее эффективна по сравнению, например, с групповым консультированием, ориентированным в большей степени на потребности конкретных родителей и семей.
______________________________________________________________________________________
Педагог-психолог проводит коррекционно-развивающую работу с родителями трудных подростков, цель которой – повышение сенситивности мам и пап к чувствам и переживаниям детей на основе понимания скрытого значения их поведения. В рамках данного направления осуществляется формирование коммуникативных умений и навыков родителей. Это помогает им "открыть двери" общению с детьми, увеличить уверенность родителей в их собственных возможностях, усилить чувство тепла и доверия к детям, способность принять чувства ребенка такими, какие они есть, не пытаясь изменить их, осудить или отвергнуть.
В процессе развития навыков и умений эффективного общения родителей с ребенком используются различные методы:
беседа – позволяет одновременно исследовать разные стороны детско-родительских отношений, стереотипы воспитания, а также личностные проблемы взрослого, которые переносятся на общение с ребенком; дискуссия – повышает психолого-педагогическую грамотность родителей, их общую сенситивность к ребенку, его проблемам, позволяет выявить индивидуальные стереотипы воспитания; игры – помогают моделировать и воспроизводить в контролируемых условиях семейные ситуации; обсуждения и разыгрывания ситуаций; анализ поступков детей и родителей, основанный на составлении перечня этих поступков и их классификации на положительные и отрицательные с последующей характеристикой поведения в одной и той же ситуации родителей, принимающих и не принимающих своего ребенка; анализ ситуации "Как помочь ребенку решить проблему?" – родителей подводят к правильному подходу: пассивное слушание (прояснение проблемы), активное слушание (декодирование чувств ребенка), обучение ребенка анализу проблемы и поиску ее решения; специальные тренировочные упражнения – ориентированы на отработку навыков распознавания чувств ребенка, эффективного общения родителей с ним.
Педагог-психолог проводит сетевое консультирование (или консультирование посредством Интернета) родителей подростков.
Многие из родителей трудных подростков в условиях катастрофической занятости не всегда могут позволить себе посещать групповые занятия или приходить на индивидуальные консультации к психологу. Поэтому возрастает роль опосредованных форм повышения родительской компетентности по психологическим вопросам, таких как сетевое консультирование или самообразование. ______________________________________________________________________________________
С одной стороны, данная форма работы предполагает анонимный характер, а с другой – позволяет некоторым родителям более откровенно обсуждать вопросы детско-родительских отношений. Эта форма работы также дает возможность психологу выделить наиболее типичные проблемы, с которыми сталкиваются родители при воспитании и развитии трудных подростков, общении с ними. Комментарии и рекомендации психолога по самым часто встречающимся проблемам могут быть систематизированы и размещены в Интернете на сайте школы в свободном для всех родителей доступе.
Педагог-психолог собирает данные обратной связи от родителей трудных подростков в форме анкетирования.
На основании данных заключительного анкетирования родителей педагог-психолог делает вывод о наиболее результативных и интересных для родителей видах деятельности по формированию психолого-педагогической компетентности.
Максимально эффективны те методы и формы работы с родителями подростков, при которых они не являются пассивными слушателями, а активно овладевают психолого-педагогическими знаниями, навыками и умениями.
______________________________________________________________________________________
Педагог-психолог также анализирует эффективность школьной психологической службы, определяет дальнейшие пути ее работы по данному направлению в целом.
Прогнозируемый результат вследствие проведения комплексной системы мероприятий по психологической диагностике, консультированию, просвещению и коррекционно-развивающей работе – сформированность психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся с отклоняющимся поведением, психологическая готовность к созданию оптимальных условий развития и воспитания ребенка, к преодолению и предотвращению неблагоприятных тенденций в его поведении.
______________________________________________________________________________________
Для достижения целей по повышению психолого-педагогической культуры родителей необходимо использовать представленные методы и формы работы комплексно и систематично в сотрудничестве с другими участниками образовательного процесса: администрацией школы, классными руководителями, социальным педагогом, медицинскими работниками. При таких условиях организации работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей становится возможным получение оптимального результата.
Название: Организация психологического сопровождения родителей трудных подростков
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.