Для психолога

  • doc
  • 11.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 6.doc

Тематическое планирование групповых психопрофилактических занятий

с детьми разных возрастов

Предмет: Психология. Возраст: 3-4 года

Чувства. Введение в мир чувств.

Дети осознают понятие «чувство». На основании наблюдений за своими чувствами и чувствами других

людей делают вывод о многообразии человеческих чувств.

Чувства нужно уметь распознавать.

Дети осознают, что чувства можно распознать по позе, мимике, оттенкам голоса.

Полезные чувства: радость, любовь, забота.

Дети узнают, что чувства могут совершать добрые дела, учатся проводить соответствия между чувствами и

делами человека.

Вредное чувство: обида.

Дети осознают, что некоторые чувства могут мешать человеку.

Ссора. Какие чувства приводят к ссоре.

Дети исследуют чувства, которые приводят к ссоре. Делают вывод о необходимости управлять своими

чувствами. Выводят способы преодоления ссор.

 

 

Содержание

Что необходимо изучить

Как лучше обучить

(примеры деятельности)

Как оценить

Заметки учителя

 

Дети должны

Примерные вопросы.

 

 

Чувства. Введение в мир чувств

осознать понятие «чувство», узнать о многообразии человеческих чувств

Что говорила Маша, когда она упала (ей подарили подарок, мама наказала ее... и т. п.)? Дети радуются (обижаются, злятся), когда... Воспитательница радуется (обижается, злится), когда...

исследование ситуации, в которых дети и взрослые чувствуют радость, злость, обиду, грусть, упражнения в невербальном изображении радости, злости, обиды, грусти

Дети определяют, какие чувства испытывают герои сказок в той или иной ситуации

 

Чувства нужно уметь распознавать

учиться распознанию и произвольному проявлению чувств

Какое выражение глаз у человека, когда он радуется, злится? Какое выражение губ у человека, когда он радуется или обижается? Как по внешнему виду догадаться, что человек разозлился, обрадовался?

детям предлагается рассмотреть картинки, мультфильмы со стоп-кадром, с изображением людей (животных и других персонажей), испытывающих те или иные чувства, «составить» то или иное чувство на фланелеграфе, изобразить чувства (мимикой, позой, голосом), «угадать чувства»

Дети с помощью театрального грима «изображают» чувство на лице пластмассовой куклы «Составление» того или иного чувства на своем фланелеграфе

 

Полезные чувства: радость, любовь, забота

узнать, какие добрые дела могут совершать чувства, осознать, что о них заботятся много взрослых, понять, что человеку, который умеет любить кого-то или заботиться о ком-то, легче и радостнее живется на свете  

Какую пользу могут принести чувства (радости, любви, заботы...) самому человеку или окружающим людям? Кто заботится о тебе? О ком заботишься ты?

 Дружат ли между собою чувства радости, любви, заботы?

Работа с терапевтическими метафорами: инсценирование, составление окончаний сказок, рисование, психотехнические игры, этюды: «Мама устала», «У Саши

отняли игрушку», «Лена упала» и т.п.

Коллективное составление коллажа «Заботливые дети»

 

Вредное чувство: обида

осознать ситуации, в которых появляется чувство обиды у детей и взрослых, понять, что долгая обида мешает жить, играть, учиться, общаться детям и взрослым, понять, что обиду лучше прощать, научиться прощать и просить прощения

Когда дети обижаются друг на друга? Когда и как обижается мама? Может ли обидеться воспитательница и почему? Что будет, если долго «копить» обиду?

составление «истории жизни» мальчика, который все время обижается, работа с терапевтическими метафорами (мультфильмами), этюды: «Обиженный песик», «Обиженный котенок, медвежонок»

Решение психологической задачи: «Как уговорить Мишу не обижаться»

 

Ссора. Какие чувства приводят к ссоре

понять, что обида, злость часто приводят к ссоре, рассмотреть различные ситуации ссор, исследовать различные ссоры детей и их причины (отнял игрушку, не принял в игру и т.п.), учиться преодолевать ссоры с помощью обсуждений, учиться мириться после ссор

Что чувствуют дети, когда ссорятся? Что чувствует ребенок, когда плачет? Что чувствует ребенок, когда дерется? Из-за чего часто ссорятся дети? Как научиться сдерживаться (не драться) в ссоре? Как можно помириться? Кто такие ябеды?

Сбор «копилки ссор», этюды: «Миша и Саша поссорились», сбор «копилки мирилок»

(аппликация из готовых форм)

 


Предмет: Психология. Возраст: 4-5 лет

Кто Я.

Дети осознают наличие у самого себя структурных компонентов самосознания личности: имени, притязания

на признание, половой идентификации, прошлого, настоящего и будущего, прав и обязанностей.

Я — хозяин своих чувств.

Дети осознают понятия «хозяин своих чувств», учатся управлять своими чувствами.

Чувства, которые иногда командуют мной: страх, злость, обида.

Дети определяют способы, при помощи которых можно уменьшить страхи, злость, обиду.

Какие чувства живут в моей семье.

Дети обсуждают эмоциональные состояния членов своей семьи в тех или иных ситуациях.

Какие чувства живут в стране сказок.

Дети исследуют эмоциональный мир героев сказок.

 

Содержание

Что необходимо изучить

Как лучше обучить

(примеры деятельности)

Как оценить

Заметки учителя

 

Дети должны

Примерные вопросы.

 

 

Кто Я

узнать о наличии у каждого человека структурных компонентов самосознания (имени, притязания половой идентификации), обсудить понятия: прошлое, настоящее и будущее, иметь представления о своих правах и обязанностях

Как ты любишь, чтобы тебя называли? Какого ребенка можно назвать хорошим? Что ты умел умеешь сейчас, чему научишься в будущем? Чем различаются мальчики и девочки? Как будут тебя называть, когда ты вырастешь?

психотехнические игры: «Ласковое имя», «Я — хороший», «Я умею» и т. п., сортировка маленькие дети, дети в детском саду, школе, взрослые, этюды: «Я маленький», «Я большой», «Я воспитатель», «Я мама» (подвигаться, поговорить)

Коллективное составление (аппликация) «линии времени» Пети (маленький, в колясочке, дальше — в школе, на работе)

 

Я - хозяин своих чувств

понять какого человека можно назвать хозяином своих чувств, учиться управлять своими чувствами

Как живется человеку, который не умеет управлять своими чувствами? Почему иногда чувства управляют человеком, а не он ими?

психотехнические игры: «Тыкалки», «Хочукалки», «Кричалки-молчалки»

Конкурс «Самый лучший хозяин своих чувств»

 

Чувства, которые иногда командуют мной: страх, злость, обида

познакомиться с чувствами, которые могут легко управлять человеком, обсудить способы, при помощи которых можно справиться со страхом («Чтобы не бояться, надо рассмеяться, расслабиться»), обсудить способы, при помощи которых можно изменить чувство другого («Чтобы подобрел, я его пожалел, я его приласкал, слово доброе сказал»)

Дети боятся когда?.. Взрослые боятся когда?.. Все ли люди боятся? Стыдно ли бояться?

игры-драматизации: «Баба Яга», «Змей Горыныч», «Серый волк», рисунки на тему: «Очень страшное существо», «Страшный сон», рисование «мысленных картинок» под музыку (звуки грозы...), релаксационную музыку

Упражнения « Пари кмахерская » , «Больница», «Украшение страшного существа или проявление жалости к нему»

 

Какие чувства живут в моей семье

понять, что необходимо уметь любить свою семью, осознать, что родители любят ребенка даже тогда, когда ругают, испытывать гордость за свою семью

В каких ситуациях члены твоей семьи испытывают те или иные чувства? Чем ты похож на своих родителей? Как ты общаешься с братьями, сестрами? Чем замечательны члены твоей семьи?

психотехнические игры: «Подарок», «Старенькая бабушка», «Угадайка» и т. п., рисование на темы: «Моя красивая мама», «Мой сильный папа», терапевтические метафоры

Рисование на тему «Праздничная фотография моей семьи»

 

Какие чувства живут в стране сказок

научиться определять эмоциональное состояние героев сказок в различных ситуациях, обсуждать причины и следствия

Что чувствуют герои сказок в той или иной ситуации? Какие чувства возникают у окружающих после того или иного поступка героя?

игры-драматизации, терапевтические метафоры, дискуссии

Коллективное изготовление мультфильма «День порядка Тома и Джерри»

 


Предмет: Психология. Возраст: 5-6 лет.

Трудное чувство — «Дружба».

Дети осознают, что необходимо научиться дружить и уважать права другого человека.

Как можно изменить чувства другого человека?

Дети учатся помогать грустному, рассерженному, напуганному человеку. Обсуждают способы заботы о

чувствах членов своей семьи.

Герои русского фольклора: какие они (злые, добрые)?

Дети осознают дуальность основных героев русских народных сказок (наличие в них и темного и светлого

начала).

Сильный человек - это человек с сильной волей.

Дети знакомятся с понятием «сила воли», учатся развивать свою силу воли.

 

Содержание

Что необходимо изучить

Как лучше обучить

(примеры деятельности)

Как оценить

Заметки учителя

 

Дети должны

Примерные вопросы.

 

 

Трудное чуство -«Дружба»

осознать понятие «дружба», необходимость научиться уважать права другого человека, обсудить понятие «хороший друг», учиться сотрудничать

Что такое дружба? Какого человека можно назвать другом? Что значит доверять другу? Что значит подвести друга?

психотехнические упражнения (на доверие), упражнения в согласовании действий («общий рисунок», «варежка» и т. п.), выполнение групповых рисунков на различные темы

Конкурс на самую дружную пару

 

Как можно изменить чувства другого человека

изучить способы помощи грустному, испуганному, рассерженному человеку, учиться заботиться об эмоциональном мире членов своей семьи,

Какое эмоциональное состояние другого человека требует твоей помощи? Нравится ли тебе помогать другим? Может ли ребенок помогать взрослому, заботиться о взрослых?

психотехнические игры («Я хочу помочь...»), терапевтические метафоры, игры-драматизации, рисование «мысленных картинок» под музыку,

Рисование на тему: «Я обнимаю маму»

 

Герои русского фольклора: какие они (злые, добрые) Сильный человек - это человек с сильной волей

осознать дуальность некоторых персонажей русского фольклора (Змея Горыныча, Бабы Яги, Волка, Медведя)

Что делает Змей Горыныч (Баба Яга), когда он злой? Что делает Змей Горыныч, когда он добрый? Какие он имеет полезные свойства, какие важные дела совершает?

психогимнастика (побыть в роли Змея Горыныча...), рисование этих же героев в добром варианте, психотехнические игры: «Дракон кусает свой хвост» и т.п.

Коллективное сочинение сказок: «Змей Горыныч прилетел к нам в гости», «Дочка Бабы Яги пришла в наш детский сад»

 

 

познакомиться с понятием «сильной воли», понаблюдать за проявлением силы и слабости воли у детей, упражняться в развитии сильной воли

Что важнее: физическая сила или сила воли? Чего может достигнуть человек с сильной волей? Как может помешать человеку слабая воля? Сможет ли школьник со слабой волей хорошо учиться?

терапевтические метафоры («Сказка о двух братьях и силе воли»), психотехнические игры, рисование на тему: «Человек со слабой и сильной волей»

Рисование на тему: «Я в школе»

 


Предмет: Психология. Возраст: 6-7 лет (I класс)

Мои чувства: радость, печаль, страх, гнев, обида, интерес, стыд.

Дети осознают, что они имеют право на любые чувства. Делают вывод о том, что любое чувство может и

мешать, и помогать человеку в зависимости от ситуации.

Люди отличаются друг от друга своими качествами.

Дети знакомятся с понятием «качество человека», исследуют некоторые качества людей (искренность,

честность, отзывчивость и др.)

Какой Я, какой Ты.

Дети исследуют свои качества и качества своих товарищей. Учатся доказывать, что человек обладает тем

или иным качеством.

Мои трудности: в школе, дома, на улице.

Дети исследуют типичные трудности ребенка 6-7 лет, способы их преодоления. Учатся искать силы в себе

самом.

Содержание

Что необходимо изучить

Как лучше обучить

(примеры деятельности)

Как оценить

Заметки учителя

 

Дети должны

Примерные вопросы.

 

 

Мои чувства: радость, печаль, страх, гнев, обида, интерес, стыд

понять, что они имеют право на любое чувство, осознать, что любое чувство может и мешать, и помогать

Как можно понять друг друга без слов? Можно ли договориться «руками»? Можно ли

психотехнические игры, рисование иллюстраций к рассказам об относительности чувств, рисование «чувств»

Игра «Ожившие чувства»

 

 

человеку, познакомиться

С ПОНЯТИЯМИ'

«мимика», «жесты», совершенствоваться в невербальном выражении своих чувств и распознавании чувств других людей

выразить чувства при помощи только глаз, рта, бровей и т. п.?

в двух ситуациях: негативной и позитивной, изготовление масок и костюмов чувств, рисование «мысленных картинок» под музыку

 

 

Люди отличаются друг от друга своими качествами

осознать понятие «качество людей», сделать вывод о том, что люди отличаются друг от друга своими качествами, понять, что в каждом человеке есть и «темные», и «светлые» качества,

Что такое искренность? Какого человека можно назвать честным? Как можно назвать человека, который всегда готов прийти на помощь?

«психологические загадки», работа с «незаконченными предложениями», терапевтические метафоры, психотехнические игры,

Психологическая викторина

 

Какой Я, какой Ты

осознать наличие у себя тех или иных положительных качеств, учиться находить хорошие качества в другом человеке

В каждом ли человеке есть хорошие качества? Знаешь ли ты свои хорошие качества? Какие хорошие качества ты хотел бы иметь?

психотехнические игры «Гадалка», «Снежная королева», «Конкурс хвастунов», «Заяц-хвастун» и т.п.

Игра «Интервью» (какой ты и чем отличаешься от остальных)

 

Мои трудности: в школе, дома, на улице

понять, что школьные неуспехи не являются важнейшим критерием самооценки, осознать, что если очень стараться, то любое дело обязательно получится, исследовать типичные трудности в школе, дома, на улице, осознать последовательность: трудности -поиск ресурсов — победа

Всегда ли хороший ученик является хорошим человеком? Какого человека можно считать хорошим? Как нужно вести себя в трудной ситуации?

терапевтические метафоры, тематическое рисование «Портрет хорошего человека», «Копилка трудностей»

Коллективное составление терапевтической метафоры

 


Предмет: Психология. Возраст: 7-8 лет (II класс)

Я — фантазер.

Дети осознают, что умение фантазировать — это составная часть умения творить.

Я и моя школа.

Дети осознают свою позицию ученика. Определяют свое отношение к учителю.

Я и мои родители.

Дети осознают требования родителей, сопоставляют их со своими возможностями и желаниями.

Я и мои друзья.

Дети исследуют понятия «друг», «друзья». Делают выводы о собственном умении дружить.

Как научиться сотрудничать.

Дети исследуют понятие «сотрудничество», учатся умению сотрудничать.

Содержание

Что необходимо изучить

Как лучше обучить

(примеры деятельности)

Как оценить

Заметки учителя

 

Дети должны

Примерные вопросы.

 

 

Я - фантазер

осознать ценность умения фантазировать, развивать креативные способности

Что такое фантазии и зачем они нужны человеку? О чем обычно мечтают школьники? О чем мечтаешь ты?

работа с «Вредными советами», упражнения на развитие креативности, рисование на темы: «Мои мечты», «Мои сны»,

 «Невероятная история», психотехнические игры («Крокодил в синей шляпе»), драматизация «мысленных картинок», сочинение фантастических историй

Конкурс фантазеров, командные соревнования (КВН)

 

Я и моя школа

осознать позицию ученика, осознать свое отношение к учителю

Что ты любишь и что не любишь в школе? Что это за существо — Лень? Какой у него характер? Как «немогучек» превратить в «могучек»? Почему иногда школьники боятся своего учителя? Какой была твоя учительница в детстве?

психотехнические игры, терапевтические метафоры, ролевые игры, коллективное фантазирование «Если бы я был учителем...», «Если бы я был директором школы...»

Создание проекта идеальной школы

 

Я и мои родители

осознать требования родителей к ним, сопоставить со своими возможностями, обсудить, как можно помириться с родителями, осознать, что, если родители ссорятся, в этом нет вины ребенка

Чего хотят твои родители? За что они наказывают тебя? Как помириться с мамой? Почему иногда родители ссорятся друг с другом?

терапевтические метафоры, психотехнические игры, тематическое рисование, ролевые игры

Составление проекта «Мой дом в будущем», «Я воспитываю своих детей»

 

Я и мои друзья

исследовать качества настоящего друга, сделать вывод о собственном умении дружить

Каких ребят обычно уважают в классе? Любишь ли ты, когда над тобой смеются? Что ты чувствуешь, когда тебя обижают? Бывают ли у тебя ситуации, когда тебя не понимают?

терапевтические метафоры, психотехнические игры

Сочинение «Идеальный друг»

 

Как научиться сотрудничать

осознать понятие «сотрудничество», учиться сотрудничать

Что такое сотрудничество? Как находить общий язык с партнером вербально и невербально? Что такое коллективная работа?

Игры на согласовывание действий в парах, командах, составление коллективных плакатов

Групповой рисунок «Мы»

 

 


Предмет: Психология. Возраст: 8-9 лет (III класс)

Кто Я. Мои силы, мои возможности.

Дети осознают свои личностные особенности, делают выводы о своих способностях и возможностях.

Я расту, изменяюсь.

Дети осознают изменения в своем психическом развитии, намечают пути дальнейшего самосовершенствования.

Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем.

Дети обсуждают варианты будущего, осознают свое идеальное «Я».

Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно.

Дети исследуют понятие «интеллигентный человек», делают вывод о необходимости благородства, чести, совести для счастливой и успешной жизни.

Хочу вырасти свободным человеком: для чего это нужно.

Дети осознают, что все люди имеют права и обязанности. Свободный человек — уважающий свои права и права другого.

Содержание

Что необходимо изучить

Как лучше обучить

(примеры деятельности)

Как оценить

Заметки учителя

 

Дети должны

Примерные вопросы.

 

 

Кто Я. Мои силы, мои возможности

осознать понятие «способности», исследовать свои способности,

Какой ты, чем отличаешься от остальных? Что ты можешь делать? Что ты можешь делать, но не делаешь?

ролевые игры, психотехнические игры, терапевтические метафоры,

Составление карты моих возможностей

 

Я расту, изменяюсь

осознать изменения в своем психическом развитии, наметить пути самоизменений

Меняется ли твой характер? Меняется ли твое отношение к школе? Что хотел бы изменить в себе?

рассматривание детских фотографий, рисование на тему «Моя любимая игрушка», психотехнические игры, ролевые игры

Заполнение индивидуальных «Линий времени»

 

Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем

обсудить возможные варианты будущего, исходя из намеченного, определить, что необходимо делать в настоящем, обсудить понятие «жизненный выбор», понять, что выборы человека определяют его будущее,

Каким бы ты хотел видеть себя через 10 лет, 20 лет? Какую семью хотел бы иметь? Где и кем хотел бы работать? Какие качества и умения для этого нужны? Что нужно менять в себе прямо сейчас?

элементы психодрамы, тематическое рисование «Я в будущем», «Моя будущая семья», терапевтические метафоры,

Составление карты жизненных дорог («Направо пойдешь...»)

 

Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно

осознать понятие «интеллигентный человек», составить набор качеств интеллигентного человека, понять необходимость интеллигентности для счастливой и успешной жизни

Какого человека можно назвать интеллигентным? Докажите, что интеллигентные люди более счастливы, чем остальные. Кого из знакомых вам людей можно назвать интеллигентным человеком?

психотехнические игры, игра «Иллюстрирование книг», терапевтические метафоры

Сочинение «Человек, на которого я хотел бы походить»

 

Хочу вырасти свободным человеком: для чего это нужно

осознать, что свобода предполагает наличие обязанностей,

Какие права (обязанности) имеет третьеклассник в школе, дома,

ролевые игры, психотехнические игры, терапевтические метафоры

Коллективное составление билля о правах ученика и учителя в школе

 

 

понять, что все люди имеют права и обязанности, осознать, что свободный человек - это человек, уважающий права других людей

на улице? Почему все люди имеют обязанности, нельзя ли без них? Что значит уважать права других?

 

«Премьер»

 


Рис. 1. Кривая удовлетворенности жизнью у женщины 55 лет с низким уровнем личностной тревожности


Рис. 2 Кривая удовлетворенности жизнью у женщины 65 лет с высоким уровнем личностной тревожности


Рис. 3. Кривая удовлетворенности жизнью у женщины 60 лет с высоким уровнем личностной тревожности