Чупров Леонид Федорович – кандидат психологических наук, профессор Российской академии естествознания (г. Черногорск, Хакасия).
Л.Ф. Чупров
Задержка психического развития: краткий словарь терминов
Краткий словарь публикуется на основе расширенного и дополненного варианта материала[13] и содержит термины и понятия, наиболее употребляемые в специальной психологии и дефектологии, а также в смежных областях психологии. Значения терминов раскрываются в кратком определении, достаточном для его понимания и употребления. К каждому термину дается пояснение о его происхождении (этимология).
Ключевые слова: специальная психология, терминологический словарь, этимология.
А
АБИЛИТАЦИЯ (лат. abilitatio; от лат. habilis - удобный, приспособительный) — лечебные и/или социальные мероприятия по отношению к инвалидам или другим морально подорваным людям (осуждённым и проч.), направленные на адаптацию их к жизни. См. также: Реабилитация.
АДАПТАЦИЯ (лат. adaptatio - приспособление) – приспособление организма, органов чувств к окружающим условиям.
АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (адаптация + лат. socium – общество) – активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения. А.С. детей с ограниченными возможностями здоровья затруднена из-за психофизиологических отклонений в развитии, что служит основанием для необходимости коррекционной педагогической работы с этой категорией детей.
АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ – частный случай адаптации социальной, обусловленный социальной ситуацией развития ребенка.
АДАПТАЦИЯ ШКОЛЬНАЯ – частный случай адаптации социальной, обусловленный социальной ситуацией развития ребенка.
АНОМАЛИЯ РАЗВИТИЯ (гр. anomalia «отклонение») – отклонение от общих закономерностей развития ребенка.
АТИПИЯ – (a- + гр. typus – отпечаток, образец) – термин, предложенный Усановой взамен термина «Дефектология». См.: Правило политкорректности.
В
ВАРИАНТЫ ПОНИЖЕННОЙ ОБУЧАЕМОСТИ (по У.В.Ульенковой) – экспериментальная классификация предложенная профессором У.В.Ульенковой [11].
I вариант. Пониженная обучаемость у детей является следствием общей педагогической запущенности, берущей начало в ясельном или младшем дошкольном возрасте. Эти дети здоровы от рождения, у них не отмечается патологии в анамнезе раннего развития, физическое развитие на протяжении дошкольного возраста протекает нормально. Отставание в общем развитии, низкий уровень способностей к усвоению знаний в старшем дошкольном возрасте (значительное отставание от уровня оптимальным образом реализованных возрастных возможностей) является у них следствием неблагоприятных условий микросоциального и микропедагогического характера. Вариации неблагоприятного сочетания этих условий определяют подварианты пониженной обучаемости. Пониженная обучаемость может быть следствием общей микросоциальной и педагогической депривации: вредного, а порой и разрушающего действия семьи на формирующуюся психику ребенка; неполноценно организованного общественного дошкольного воспитания (имеется в виду утомляющая обстановка, невысокий уровень педагогической работы и общих условий в детских общественных учреждениях интернатного типа, в смешанных по возрасту дошкольных группах и др.).
II вариант. Пониженная обучаемость детей обусловлена слабым соматическим здоровьем (с раннего возраста), а также функциональными расстройствами нервной системы вследствие частых болезней, с одной стороны, и неблагоприятных условий воспитания и развития в семье и общественном учреждении, с другой. Анамнез раннего развития не указывает на патологическую неврологическую симптоматику, тем не менее на протяжении раннего и дошкольного возраста эти дети значительно отстают от своих полноценно развивающихся сверстников в физическом и умственном планах.
По существу вариации неблагоприятного сочетания микросоциальных и микропедагогических условий, определяющих подварианты и вариации пониженной обучаемости, и здесь те же самые: общая микросоциальная и педагогическая депривация, негативное, травмирующее психику ребенка влияние семьи, отсутствие индивидуального подхода к нему в дошкольном учреждении, т.е. все дети приобретают стойкую педагогическую запущенность. Но в отличие от предыдущего варианта слабое здоровье усугубляет состояние этих детей. Возникают особые трудности в организации для них целенаправленной и адекватной педагогической коррекции, ибо, как правило, все эти дети имеют выраженную функциональную мозговую недостаточность и на этой основе нарушенную работоспособность.
Иными словами, причины пониженной обучаемости этих детей лежат в неадекватных физическому состоянию ребенка микросоциальных и микропедагогических условиях развития. Чем длительнее время, в течение которого ребенок находился в таких условиях, тем более упроченными и стойкими становятся у него негативные особенности формирования общей способности к учению.
III вариант. Пониженная обучаемость у детей является следствием задержки психического развития, вызванной микроорганической недостаточностью мозга, обусловленной вредоносными факторами в период внутриутробного развития, родового периода или раннего детства, чаще всего в первые годы. Анамнез у этих детей указывает на патологические особенности психического развития, главным образом раннего (позднее начинают хватать, ходить, говорить).
Из-за отсутствия, начиная с раннего возраста, адекватных для этих детей педагогических условий в семье и дошкольном учреждении (отсутствия квалифицированного индивидуального подхода), а порой и вредного влияния семьи и неправильно организованного общественного воспитания они приобретают стойкую пониженную обучаемость. Ее подварианты могут быть обусловлены спецификой нервно-психического развития детей в условиях различных вариаций взаимодействия неблагоприятных микросоциальных и микропедагогических факторов различной степени их дефектности.
Д
ДЕ- (дез-; лат. de- ) - приставка означающая: 1) прекращение, устранение, удаление; 2) движение вниз, понижение.
ДЕЗ… (фр. des...) – приставка, обозначающая отрицание, уничтожение, удаление, устранение чего-либо. Например, дезинфекция.
ДЕЗАДАПТАЦИЯ – лингвистически неправильно сконструированный термин, близкий по содержанию к известному понятию Дизадаптация (см.), но противоположный ему по содержанию правильного перевода.
ДИС… - (лат. dis раз…, не... - приставка, означающая «затруднение», «отклонение от нормы», «нарушение функции»).
ДЕТИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ - термин, в зарубежной (особенно в англоязычной) научной литературе, обозначающий широкую категорию детей, развитие которых по тем или иным показателям отклоняется от среднестатистической нормы; кроме аномальных к этой категории могут быть отнесены одаренные и застенчивые дети, дети с «характером» и акцентуациями и т. п. У нас данный термин использовался В.П. Кащенко.
ДЕТИ С ПРОБЛЕМАМИ РАЗВИТИЯ – категории детей с сенсорными, интеллектуальными, эмоционально-волевыми, физическими и другими отклонениями в психофизическом развитии. «Политкорректная» эволюция понятий: «аномальные», «дефективные», «с отклонениями в развитии», «с особыми образовательными потребностями», «с ограниченными возможностями здоровья».
ДЕФЕКТ (лат. defectus - изъян, недостаток) – недостаток, ненормальность, отклонение от нормы.
ДЕФЕКТОЛОГИЯ (лат. defectus - недостаток + гр. logos – учение) - наука о закономерностях развития детей с физическими и/или психическими нарушениями, разрабатывающая методы их воспитания обучения, социальной реабилитации и абилитации. Термин использовался в отечественной науке вплоть до 1991 г. Позднее по политкорректным соображениям термин выведен из употребления, а в самой комплексной науке Д. произошло разделение единой научной дисциплины на коррекционную педагогику и коррекционную психологию. Хотя выделившие части, даже при их суммировании, не всегда приводят к единому целому. См.: Правило политкорректности.
ДИАГНОСТИКА (гр. diagnosticos - способный распознавать) - в данном случае: 1) раздел психологии, изучающий содержание, методы и последовательность ступеней процесса распознавания психических расстройств, нарушений и индивидуальных особенностей, граничащий с аналогичными разделами смежных наук; 2) процесс распознавания нарушений и индивидуально-психологических особенностей, включающий целенаправленное психологическое, педагогическое, медицинское обследование, истолкование полученных результатов, их нозологическое соотнесение и обобщение в виде психологического диагноза.
ДИАГНОЗ (гр. diagnosis - распознавание, определение) - медицинское заключение о состоянии здоровья, характере и сущности заболевания на основании клинического и параклинического исследования, выраженное в терминах, обозначающих названия болезни (травмы) или ведущего синдрома, их форм и вариантов течения.
ДИАГНОЗ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ (гр. diagnosticos - способный распознавать; лат. differentia различие) - этап диагностики, устанавливающий отличие данного состояния (нарушения) от других, сходных по клиническим признакам.
ДИАГНОЗ ГИПОТЕТИЧЕСКИЙ - см.: Диагноз предположительный.
ДИАГНОЗ КЛИНИЧЕСКИЙ - Д., установленный на основании клинического обследования.
ДИАГНОЗ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ - Д., выставляемый при первичном обращении больного до начала систематического обследования, необходимый для разработки плана обследования и начальных этапов лечения.
ДИАГНОЗ ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ - недостаточно обоснованный первичный диагноз, требующий подтверждения в процессе обследования больного.
ДИАГНОСТИКА ТОПИЧЕСКАЯ - Д., направленная на определение местоположения патологического очага. Имеет большое значение при Д. заболеваний центральной нервной системы, обуславливающих нарушения психических функций.
ДИЗ - см. Дис.
ДИЗАДАПТАЦИЯ (диз- + адаптация) - расстройство приспособления живого организма организма к действию факторов внешней и внутренней среды, возникающие, как правило, в тех случаях, когда к организму предъявляются чрезмерные или необычные для него требования. «Понятие Д. следует отличать от понятия «деадаптация», которое означает утрату или прекращение действия физиологической адаптированности» (А.П.Авцын, 1977). В педагогической литературе распространено также написание термина как «дезадаптация». Дошкольная и школьная Д. являются вариантами дизадаптации социальной.
ДИЗАДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - нарушение детьми и подростками норм морали и права, деформация системы внутренней регуляции, ценностных ориентации, соц. установок. В Д.С. прослеживаются две стадии: педагогическая и социальная запущенность учащихся и воспитанников. Педагогически запущенные дети хронически отстают по ряду предметов школьной программы, сопротивляются педагогическому воздействию, демонстрируют различные проявления асоциального поведения: сквернословят, курят, конфликтуют с учителями, родителями и сверстниками. У социально запущенных детей и подростков все эти негативные проявления отягощены ориентацией на криминогенные группировки, деформацией сознания, ценностных ориентации, приобщением к бродяжничеству, наркомании, алкоголизму правонарушениям. Д.С. - процесс обратимый.
ДИЗОНТОГЕНЕЗ (гр. dys- — приставка, означающая отклонение от нормы, ontos — сущее, существо, genesis — развитие) термин впервые был употреблен Й.Швальбе в 1927-м году для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального хода развития. В отечественной дефектологии данные состояния объединяются в группу нарушений (отклонений) развития.
ДИС - (лат. dis раз…, не... - приставка, означающая «затруднение», «отклонение от нормы», «нарушение функции»).
ДИСФУНКЦИЯ МОЗГОВАЯ МИНИМАЛЬНАЯ (ММД: minimal brain dysfunction) – собирательный диагноз, подразумевающий нарушение функции или структуры головного мозга различного происхождения, возникающее в перинатальный период (синонимы: гиперкинетический хронический мозговой синдром, или минимальное повреждение мозга, или легкая детская энцефалопатия, или легкая дисфункция мозга) относится к перинатальным энцефалопатиям. Перинатальная энцефалопатия), обозначающий легкие расстройства поведения и обучения без выраженных интеллектуальных нарушений, возникающие в силу недостаточности функций центральной нервной системы, чаще всего резидуально-органической природы. История изучения ММД связана с исследованиями Е. Kahn и соавт. (1934), хотя отдельные исследования проводились и ранее. ММД в большинстве случаев лежит в основе состояний ЗПР.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗПР ПО СТРУКТУРЕ ДЕФЕКТА (по Л. И. Переслени. Е. М. Мастюковой, Л. Ф. Чупрову, 1989)[7] - типологическое психологическое разграничение состояний ЗПР на две группы.
Первая группа состоит из детей, у которых ведущим фактором в структуре дефекта являются нарушения произвольной регуляции деятельности (эмоционально-волевой сферы и внимания), а нарушения мышления и речи вторичны и зависят от степени эмоционально-волевых расстройств. Клинически эта группа состоит преимущественно из детей с неосложненным и осложненным психофизическим инфантилизмом (по М. С. Певзнер, 1966) [6].
Вторая группа — дети, у которых имеются негрубые первичные интеллектуальные нарушения, сочетающиеся с различными нарушениями регуляции деятельности, эмоционально-волевыми расстройствами. Основу этой группы составляют дети с ЗПР церебрально-органического генеза.
З
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) - нарушение нормального темпа формирования личности ребенка. Проявляется в отставании психофизиологического, психического и соц. развития, бывает стойкой (типа олигофрении) и временной. Согласно М. С. Певзнер (1966)[6], ЗПР — состояние, в основе которого лежат психофизический и психический инфантилизм. Основной, хотя и редко встречающейся формой ЗПР, М. С. Певзнер считает неосложненный инфантилизм, обусловленный замедленным созреванием и функциональной недостаточностью филогенетически молодых лобных структур мозга и их связей. Психофизическому и психическому инфантилизму не осложненной формы присущи специфические черты незрелости эмоционально-волевой сферы и личности ребенка, проявляющиеся наиболее отчетливо при переходе его от дошкольного к школьному возрасту.
ЗПР ЦЕРЕБРАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКОГО ГЕНЕЗА. Она включает сочетание признаков незрелости тех или иных психических функций с отдельными проявлениями повреждения ЦНС. В неврологическом статусе детей с такой патологией отмечается легкая рассеянная микросимптоматика, признаки вегетативно-сосудистой дисфункции, а также недостаточность высших психических функций и психомоторики, Интеллектуальная недостаточность у этих детей проявляется наряду с эмоциональными и поведенческими расстройствами. Особенно это выражено у детей с так называемым органическим инфантилизмом, при котором имеет место сочетание интеллектуальной недостаточности с нарушением целенаправленной деятельности, работоспособности, им свойственна двигательная расторможенноеть, повышенная возбудимость, признаки психопатоподобного поведения. И.Ф.Марковская (1982)[5] выделяет два варианта органического инфантилизма:
1) по типу психической неустойчивости;
2) по типу психической тормозности.
При первом, преобладает повышенный фон настроения с оттенком эйфории, дети чрезвычайно отвлекаемы, болтливы, назойливы, отличаются подвижной мимикой, однако в целом довольно однообразной и примитивной; громким, но недостаточно модулированным голосом, резкими и размашистыми, неточными движениями; маловыразительной жестикуляции. Быстрая истощаемость отчетливо проявляется в любых: учебных занятий, на уроках труда, где при первых же неудачах они с раздражением бросают начатую работу. Эти дети не обладают устойчивым вниманием, инициативностью фантазией в игровой деятельности. Они лучше ориентируются в бытовых вопросах, но и здесь проявляют наивность, подражательность и поверхностность суждений.
При втором варианте органического инфантилизма, дети характеризуются, наоборот, относительно пониженным фоном настроения, робостью, повышенной тормозностью и медлительностью. Наряду с указанными чертами незрелости (преобладание игровой мотивации над учебной, внушаемостью, несамостоятельностью, наивностью), они отличаются высокой отвлекаемостью, повышенной истощаемостью и пресыщаемостью. При ответах у доски теряются, говорят негромко и невнятно, имеют более выраженные реакции на похвалу и порицание. В домашней обстановке такие дети бывают капризны, у них наблюдаются резкие переходы от бурной радости к слезам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ - краткая психологическая характеристика состояния развития ребенка на период обследования на основе данных объективного квалифицированного психодиагностического исследования. З.П. преследует две цели: 1) выполняет свои диагностические функции о состоянии, уровне и особенностях психического развития ребенка на период обследования; 2) является самостоятельным заключением психолога. З.П. формируется специалистом-психологом самостоятельно, до полного клинико-педагогического обследования ребенка, по результатам беседы, характеристики, данных экспериментальных методик, наблюдения за поведением ребенка во время обследования [8].
ЗАПУЩЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ – нарушение учебной деятельности, характеризующееся отсутствием быстро усваиваемых приемов, навыков выполнения учебной деятельности, отсутствием системы знаний. Проявляется также низким уровнем сформированности таких мыслительных процессов, как способность действовать в уме, моделирование, с негативным отношением к учению и изменением «внутренней позиции школьника».
И
ИНФАНТИЛИЗМ (от лат. infantilis — детский), задержка в развитии организма, проявляющаяся в сохранении у взрослого физических и психических черт, присущих детскому возрасту.
ИНФАНТИЛИЗМ ПСИХИЧЕСКИЙ Особый вид остановки развития личности на ювенальной ступени. Состояние впервые выделено французским врачом-психиатром Е.-Ш.Ласегом (Lasegue E.Ch., 1864), в дальнейшем изучалось немецким психиатром Г.Антоном (Anton G., 1906). Отмечается в первую очередь эмоциональными характерологическими особенностями, неустойчивостью настроения, плохо контролируемыми влечениями, недостаточностью сознательной и целевой активности, в ряде случаев – поверхностными, незрелыми суждениями. Г.Антон выделял так называемый «парциальный» психический инфантилизм, характеризующийся отсутствием какого бы то ни было интеллектуального дефекта и проявляющийся лишь нарушениями поведения. По Г.Е. Сухаревой (1959)[10], различаются органический, дисгармонический и гармонический варианты П.И. в зависимости от того, к чему ближе его симптомы по проявлениям – к олигофрении, психопатиям или норме. Нередко П.И. сочетается с инфантилизмом физическим.
КЛАССИФИКАЦИЯ БОЛЕЗНЕЙ МЕЖДУНАРОДНАЯ (МКБ) - Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (англ. International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems) — документ, используемый как ведущая статистическая и классификационная основа в здравоохранении. МКБ стала международной стандартной диагностической классификацией для всех общих эпидемиологических целей и многих целей, связанных с управлением здравоохранением. Они включают анализ общей ситуации со здоровьем групп населения, а также подсчёт частоты и распространенности болезней и других проблем, связанных со здоровьем, в их взаимосвязи с различными факторами. В России введена как обязательный документ для медицинский учреждений и медицинской статистики на основании Приказа Министерства здравоохранения Российской федерации № 170 от 27 мая 1997 года «О переходе органов и учреждений здравоохранения Российской Федерации на Международную статистическую классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем 10-го пересмотра». Авторские права принадлежат ВОЗ. В настоящее время действует Международная классификация болезней Десятого пересмотра (МКБ-10, ICD-10).
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗПР ПО Т.А.ВЛАСОВОЙ, М.С.ПЕВЗНЕР. Т.А. Власовой и М.С.Певзнер[3] выделены две основные формы задержки психического развития:
1) задержка психического развития, обусловленная психическим и психофизическим инфантилизмом (неосложненным и осложненным недоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы);
2) задержка (возникшая на ранних этапах жизни ребенка), обусловленная длительными астеническими и церебрастеническими состояниями. Задержка психического развития в виде неосложненного психического инфантилизма рассматривается как более благоприятная, чем при церебрастенических расстройствах.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗПР ПО М.С.ПЕВЗНЕР. В 1966 г. М.С. Певзнер была опубликована классификация ЗПР[6], включающая следующие клинические варианты:
1) психофизический инфантилизм с недоразвитием у детей эмоционально-волевой сферы при сохранном интеллекте (неосложненный гармонический инфантилизм);
2) психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности;
3) психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный нейродинамическими нарушениями;
4) психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗПР ЭТИОПАТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ (по К.С. Лебединской, 1982)[4]. В данной систематике выделяются четыре группы состояний ЗПР: 1. ЗПР конституционального характера (причина возникновения – не созревание лобных отделов головного мозга). Сюда относятся дети с несложным гармоническим инфантилизмом, они сохраняют черты более младшего возраста, у них преобладает игровой интерес, не развивается учебный. Эти дети при благоприятных условиях показывают хорошие результаты выравнивания. 2. ЗПР соматогенного происхождения (причина - перенесение ребенком соматического заболевания). К этой группе относят детей с соматической астенией, признаками которой являются истощаемость, ослабленность организма, сниженная выносливость, вялость, неустойчивость настроения и т.п. 3. ЗПР психогенного происхождения (причина – неблагоприятные условия в семье, искаженные условия воспитания ребенка (гиперопека, гипоопека) и т.п.). 4. ЗПР церебрально-органического происхождения (причина - мозговая дисфункция). К этой группе относят детей с церебральной астенией - повышенной истощаемостью нервной системы. У детей наблюдаются: неврозоподобные явления; повышенная психомоторная возбудимость; аффективные нарушения настроения, апатико-динамическое расстройство – снижение пищевой активности, общая вялость, двигательная расторможенность.
КЛАССЫ ВЫРАВНИВАНИЯ создаются для детей с более стойкими отклонениями в развитии, классифицируемыми психологами и дефектологами как ЗПР Дети в такие классы направляются с 1-го или со 2-го года обучения - по решению медико-педагогической комиссии (МПК) или психолого-медико-педагогическими консультациями (ПМПК). Заканчивая 9-й класс, дети получают документ обычного образца.
КЛАССЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ (ККО) создаются для детей с сохранным интеллектом, не имеющих противопоказаний для обучения по общеобразовательным программам («дети риска»). В этих классах дети учатся год в год со своими сверстниками и обычных классов, что позволяет, в случае необходимости, переводить ребенка из класса компенсирующего обучения в обычный и наоборот.
КЛАССЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ - новая форма дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе. создаются в общеобразовательных учреждениях в соответствии с концепцией коррекционно-развивающего обучения, утвержденной коллегией Министерства образования РФ, руководствуются в своей деятельности Законом Российской Федерации «Об образовании». Классы коррекционно-развивающего обучения сохраняют непрерывность реабилитационного пространства на основе интеграции дошкольных, школьных, внешкольных учреждений, УПК, ПТУ. Цель организации указанных классов - создание в общеобразовательных учреждениях целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. В данной системе строго определяются и логически взаимодействуют диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое, социально-трудовое направления деятельности. Система работы в классах коррекционно-развивающего обучения направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности. Важнейшей задачей является охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей указанной категории, а также их социально-трудовая адаптация.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - специальное учреждение, работающее на постоянной основе, создается для выявления, учета, диагностики детей и подростков с отклонениями в развитии, отбора их в специальные учебно-воспитательные и лечебные учреждения соответствующего типа, консультирования родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам оказания медико-психолого-педагогической помощи детям с недостатками в развитии. В К.П.-М.-П. работают специалисты различного профиля: врачи, логопеды, педагоги, психологи. Син.: Комиссия психолого-медико-педагогическая.
КОМИССИЯ МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - специальное учреждение, проводящее отбор аномальных детей для направления их в соответствующие учебно-воспитательные и оздоровительные учреждения. См. также: Консультация психолого-медико-педагогическая.
КОМПЕНСАЦИЯ (лат. compensation - возмещение) - состояние полного или частичного возмещения функций поврежденных систем, органов и тканей организма за счет компенсаторных процессов. Одно из центральных понятий отечественной дефектологии.
КОРРЕКЦИЯ (лат. correctio- исправление) - (в образовании) система педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление и ослабление недостатков психического, речевого и физического развития ребенка. Одно из центральных понятий отечественной дефектологии.
М
ММД – см: Дисфункция минимальная мозговая.
МКБ-10 – см.: Классификация болезней международная.
О
ОБУЧАЕМОСТЬ – совокупность (ансамбль) интеллектуальных свойств личности, формирующихся качеств ее ума, от которых и при наличии других необходимый условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению, общей и умственной работоспособности) зависит продуктивность учебной деятельности. Это термин педагогической психологии. В какой-то степени он соотносим с термином «интеллект» (или «ум»). «Мы употребляем термин «обучаемость», как понятие, тождественное весьма громоздкому выражению «общие умственные способности к усвоению знаний, основ наук» (З.И.Калмыкова, 1975, с. 16)[9].
ОБУЧЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ (лат. integratio – соединение, восстановление) - обучение, в процессе которого инвалиды и иные члены общества, имеющие ограниченные возможности здоровья, интеллекта, сенсорной сферы и другое, не являются социально обособленными или изолированными, участвуют во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными. В системе образования, на всех её ступенях интеграция означает реальную, а не декларируемую возможность минимально ограничивающей альтернативы для детей, подростков, молодёжи с проблемами в развитии – обучение или в специальном образовательном учреждении, или, с равными возможностями, в образовательном учреждении общего вида, например, в учреждениях общего среднего образования. На практике О.И. - совместное обучении лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, с использованием специальных средств, методов и при участии педагогов-специалистов.
ОБУЧЕННОСТЬ - это фактически исходный уровень школьных знаний, являющийся одним из необходимых условий продуктивности учебной деятельности. Это понятие в определенной степени соотносимо с понятием «уровень актуального развития» и входит в структуру «обучаемости», как одно из условий, так же, как и понятие «уровень актуального развития» входит в структуру понятия «зона ближайшего развития»[12].
ОНТОГЕНЕЗ (гр. on (ontos) сущее + geneses - происхождение, развитие) – индивидуальное развитие животного или растительного организма - от момента зарождения до окончания жизни.
П
ПАТОГЕНЕЗ (гр. pathos – болезнь + geneses - происхождение, развитие) – 1) учение об общих закономерностях развития, течения и исхода болезней: 2) механизм развития конкретной болезни, патологического процесса или состояния. Раздел общей патологии.
ПЕДАГОГИКА КОРРЕКЦИОННАЯ — область педагогического знания, предметом которой является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей. В современную педагогическую науку термин был введён в 1988 году (Г.Ф. Кумарина, 1988), однако первыми попытку раскрыть его содержание П. В. Кащенко, и В. В. Мурашев, подготовившие в 1929 году работу «Лечебная (коррекционная) педагогика», которая уже тогда обозначала новый вектор в развитии научного знания. Начиная с конца 20-х годов, П.К. развивалась как составная часть отечественной дефектологии.
ПСИХОЛОГИЯ КОРРЕКЦИОННАЯ - см.: Психология специальная.
ПСИХОЛОГИЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ - область психологии развития, изучающая особые состояния, возникающие преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы), проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребёнка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение. По Е. Л. Гончаровой специальная психология — это «область психологии развития, которая изучает проблемы развития людей с физическими и психическими недостатками, определяющими потребность детей в особых условиях обучения и воспитания и потребность взрослых — в особых формах психологического сопровождения». Название «Коррекционная психология» зафиксировано в перечне научных специальностей ВАК РФ. Код 19.00.10. (ранее - специальная психология).
ПРАВИЛО ПОЛИТКОРРЕКТНОСТИ (в психологии) – рамки ограничений в использовании ряда специальных терминов по причине их несоответствия ратифицированным в 1991 г. Российской Федерацией конвенциям ООН «О правах инвалидов» и «О правах умственно отсталых», в которых зафиксирована необходимость отказаться от употребления всех терминов, указывающих на дефект, как от терминов уничижительного характера. Под это правило попала в частности целая отрасль отечественной науки – дефектология.
Р
РЕАБИЛИТАЦИЯ (франц. rehabilitation от лат. re - врозь + habilis - удобный, приспособленный) - в медицине — комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых (реабилитация) или врожденных (абилитация) заболеваний, а также в результате травм. См.: Реабилитация: http://leo-chuprov.narod.ru/terms_on_logopedics.html#5 .
С
СИМПТОМ (гр. symptõma - совпадение) – характерный внешний, поддающийся наблюдению признак.
СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ (СДВГ; СДВ/Г) был выделен в начале 80-х годов из более широкого понятия «минимальной мозговой дисфункции». Наблюдая детей школьного возраста с такими нарушениями поведения, как двигательная расторможенность, отвлекаемость, импульсивность поведения, авторы высказали предположение, что причиной данных изменений является повреждение головного мозга неизвестной этиологии, и предложили термин «минимальное мозговое повреждение». В дальнейшем в понятие «минимальное мозговое повреждение» были включены и нарушения обучения (трудности и специфические нарушения в обучении навыкам письма, чтения, счета; нарушения перцепции и речи). Впоследствии статическая модель «минимального мозгового повреждения» уступила место более динамичной и более гибкой модели «минимальной мозговой дисфункции». Согласно DSM-IV (Американская ассоциация психиатров) рабочая классификация (1980) выделяет 3 варианта течения синдрома дефицита внимания/гиперактивности в зависимости от преобладающих клинических симптомов: 1) синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность; 2) синдром дефицита внимания без гиперактивности; 3) синдром гиперактивности без дефицита внимания. В МКБ-10 синдром рассматривается в разделе «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте» в подразделе «Нарушение активности и внимания» (F90.0) и «Гиперкинетическое расстройство поведения» (F90.1).
Т
ТРЕБОВАНИЯ К НАБОРАМ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК (основные). Первое требование заключается в том, что используемые методики должны выявлять ведущий фактор в структуре дефекта. Используемые методики должны позволять оценить соотношение нарушений регуляции произвольных форм деятельности и познавательных процессов (памяти, восприятия, мышления). Второе требование связано с надежностью определения характера и состояния тех или иных психических функций и их соотношения. Как отмечается в работах В. И. Лубовского (1978; 1989), для этого необходимы определенные качественные, и количественные показатели и критерии. Эти критерии должны обеспечивать надежное отграничение от нормы как ЗПР, так и другие состояния (соматическая ослабленность, педагогическая запущенность, замедления психического развития при сенсорных и локальных дефектах), которые сопровождаются сходными результатами выполнения тех или иных заданий. При этом особую значимость приобретает разработка унифицированных условий использования методик, для сопоставимости получаемых сведений. Третье немаловажное требование к набору диагностических методик определяется тем, что для детей рассматриваемой категории характерна неустойчивость показателей деятельности, а также их ухудшение при продолжительном выполнении интеллектуальных заданий. Из этого вытекает необходимость того, что обследование не должно продолжаться более одного часа. С этим связано дополнительное требование к обследованию ребенка с дефектами развития — оно должно быть поэтапным. Первичное обследование включает определенный, небольшой набор методик, позволяющий качественно и количественно оценить наличие и характер нарушения психического развития. Результаты первичного обследования определяют необходимость проведения дополнительных клинических или параклинических (например, электрофизиологических) исследований, а также более детального анализа состояния некоторых функций, дефектность которых можно предполагать на основе первичных данных (например, наличие локальной патологии слуха, зрения, речи)[8].
Э
ЭПОНИМЫ (лат. heros eponimus дающий имя) - в античности боги (Афина и др.), герои (Эллин, Эгей, Дор и др.), от имен которых производили названия городов, племен, местностей, гор, морей (напр., город Афины, племена эллинов, дорийцев, Эгейское море). Статуи Э. стояли в общественных местах; существовал культ эпонимов. В науке Э. — название явления (например, болезни), понятия, структуры или метода по имени человека, впервые обнаружившего или описавшего их (отёк Квинке, закон Вакернагеля, символ Кронекера и т. п.). Также Э. называют любые имена собственные, ставшие именами нарицательными.
ЭПОНИМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ – специальные термины, за которыми закреплены имена специалистов, впервые описавших явление или создавших авторские типологии, классификации, инструменты, приспособления и т.п. Определенную часть Э.С.П. представляют термины и понятия, пришедшие из других, смежных с психологией специальной, научно-практических дисциплин. См.: Психология специальная.
ЭТИОЛОГИЯ (гр. aitia - причина + logos - учение, наука) - учение о причинах и условиях возникновения болезни. В коррекционной психологии - о причинах и условиях возникновения нарушений развития и дезадаптации ребенка в образовательной среде.
Эпонимический и именной список
Антон Г. (Anton G.) - немецкий психиатр.
Власова Татьяна Александровна (1905-1986) = советский педагог, дефектолог, профессор, доктор психологических наук, действительный член АПН СССР, ученица Л.С.Выготского.
Кан Е. (Е. Kahn) - немецкий психиатр.
Кащенко Всеволод Петрович (1870-1943) - советский дефектолог, один из первых организаторов высшего дефектологического образования и научно-исследовательской работы в области дефектологии в СССР.
Кумарина Галина Фёдоровна. Профессор, доктор педагогических наук. С 1993 года – заведующая кафедрой Института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области (ныне ГОУ Педагогическая академия). Программа была заявлена и начала свою работу в 1998 году (по заданию Министерства образования Р.Ф.). См.: Решетникова О. Всеобъемлющий диагноз (интервью с психологом М.М.Семаго) // Еженедельник «Школьный психолог». - № 12. – 2000. - [Электр. ресурс] http://psy.1september.ru/article.php?ID=200001204\
Ласег Эрнест-Шарль ( Lasègne, 1816—1883) — франц. врач. В 1862, 1865 и 1866 гг. читал курсы душевных болезней на медицинском факультете в Париже, с 1867 г. был профессором общей патологии и терапии, а с 1870 — профессором клиники. Л., как и учитель его Труссо, был одним из последних представителей традиционной медицины, которая основывается на одном наблюдении больного, оставляя на втором плане экспериментальный метод. Лекции Л. всегда имели большой успех; их издал Blum (1884). С 1876 г. Л. — член медицинской акд.
Лебединская Клара Самойловна (1925-1993) – отечественный психиатр, к.м.н., ученица Г.Е.Сухаревой, преемница М.С.Певзнер в заведовании лабораторией клинико-психологического изучения аномальных детей НИИ Дефектологии АПН СССР.
Лубовский Владимир Иванович (р. 1923) — российский психолог, дефектолог, д-р психологических наук (1975), профессор (1978), д. чл. АПН СССР (1989) и РАО (1993).
Марковская Инна Францевна – отечественный врач-психиатр, нейропсихолог, к.м.н.
Певзнер Мария Семёновна (1901-1989) – советский дефектолог, психолог, врач, педагог, профессор, к.м.н., д.п.н., ученица Л.С.Выготского и Г.Е.Сухаревой.
Сухарева Груня Ефимовна (1891–1981) - детский психиатр. Д-р мед. наук (1935), проф. (1935). Автор фундамент. труда «Клинические лекции по психиатрии дет. возраста» (т. 1–3. М., 1955–65).
Ульенкова Ульяна Васильевна (род. 1929) – отечественный психолог, д.пс.н., профессор Нижегородского педагогического университета, основатель научной школы.
Швальбе Й. (J. Schwalbe) - немецкий врач и антрополог.
Литература
1. Гончарова Е.Л. К вопросу о предмете специальной психологии. Приглашение к размышлению // Дефектология. — 2004. — № 1. — С. 3—7.
3. Власова Т. А,, Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. — М/. Просвещение, 1967. — 206 с.
4. Лебединская К.С. основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С.Лебединской. – М.: Педагогика, 1982. – с. 5-21.
5. Марковская И.Ф. Клинико-нейропсихологическая характеристика задержки психического развития церебрально-органического генеза /// Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С.Лебединской. – М.: Педагогика, 1982. – с. 28-52.
6. Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии: Отграничение олигофрении от сходных состояний. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1966. – 256 с.
7. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Чупров Л.Ф. Особенности словесно-логического мышления младших школьников в аспекте диагностики интеллектуальной недостаточности // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 1989. - Том 89, вып. 3. - С. 35-39.
8. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М., Чупров Л.Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников (учебно-методическое пособие). - Абакан: АГПИ, 1990. - 68 с. - Чупров Л. Ф./Психологический журнал на Народ.ру [Эл. ресурс] - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://leo-chuprov.narod.ru/pdc1.html - "Единое окно" [Эл. ресурс] - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://window.edu.ru/window/catalog?p_rid=54106&p_rubr=2.2
9. Проблемы диагностики умственного развития учащихся /Под ред. З.И.Калмыковой. - М.: «Педагогика», 1975. - 208 с.
10. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. II. — М.: Медицина, 1959. — 330 с.
11. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития.— М.: Педагогика, 1990.—184 с.
12. Чупров Л.Ф. Азбука психодиагностики (консультация в «Сетевом методическом объединении психологов образования»)// Сетевое методическое объединение психологов образования [Электр. ресурс]. - режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=108743&d_no=120893&ext=Attachment.aspx?Id=41665 .- 26-04-2009. - То же: - Чупров Л. Ф./ Психологический журнал на Народ.ру [Электр. ресурс] . - режим доступа: World Wide Web. URL: http://leo-chuprov.narod.ru/azbuka_PD.html .- 29.04.2009.
13. Чупров Л.Ф. Задержка психического развития и пограничные вопросы: краткий терминологический словарь //Психолог в детском саду. - №3. - 2010. - С. 111-123. - То же: - Чупров Л. Ф. / Психологический журнал на Народ.ру [Электр. ресурс] . - режим доступа: World Wide Web. URL:http://leo-chuprov.narod.ru/dictionaryofmr.html
14. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - Т.I. – М.: Изд-во «Сов. энцикл.», 1982. - с 350.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.