Для психолога

  • doc
  • 11.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 2.doc

Электронный журнал

Электронный журнал «Справочник классного руководителя»






Организуем внеурочную деятельность

Занятие по профилактике курения: «Слушай. Думай. Решай»

Анташева Ю.А.
социальный педагог ГКСОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида о. Муром»

Проведение профилактики курения среди детей школьного возраста традиционно основанной на разъяснении вредных последствий курения для организма затрудняется отсутствием у детей данного возраста базисных знаний из области анатомии и физиологии человека — складывается абстрактное, личностно незначимое отношение к курению. Это обусловливает определенные требования к ранней профилактике курения. Основным направлением профилактической работы должно стать обоснование необходимости сохранения и поддержания здоровья в любом возрасте, для чего весьма важно избегать вредных привычек, и в частности курения.




Разрушительная сила курения заставляет педагогов искать ответы на вопросы:
• почему дети курят?
• как помочь детям не поддаться соблазну курения?
• как избавиться от этой привычки тем, кто уже закурил?

 

Такая постановка вопроса создает основу для формирования здорового образа жизни (далее — ЗОЖ) в целом. Важным социально-психологическим фактором формирования ЗОЖ является личность педагога.

Внеклассные занятия в школах, где дети проводят значительную часть жизни, могут дать хороший эффект. Они должны нести прежде всего профилактическую функцию. Педагогу важно выработать такой подход к проведению занятия, который является результативным и одновременно интересным для обучаемых.

Цель, задачи, этапы подготовки

Предлагаем провести обучающий семинар с элементами дискуссии.

Участники: обучающиеся 8-го класса.

Цель занятия: формирование устойчивого негативного отношения к курению.

Задачи:

1.       Ознакомить обучающихся с основными опасностями для здоровья, вызываемыми курением.

2.       Доказать обучающимся необходимость бережно относиться к своему здоровью (на основе знакомства с вредным воздействием курения на организм).

3.       Информировать о законодательстве в области курения.

Оформление: наглядные материалы антитабачного содержания (памятки «Как противостоять желанию попробовать сигареты», «О табаке или серьезно, или никак», «Жизнь без вредных привычек»; стенгазеты, нарисованные учениками 8-х классов); плакаты с формулировками из законов; карточки с вопросами, ответами и информационным материалом по теме.

Этап подготовки:

1.       Изучение законодательства по теме.

2.       Диагностика обучающихся класса (анкетирование).

3.       Подготовка игровых аксессуаров: текстов с выдержками из законов, карточек красного и зеленого цвета.

В проведении занятия должен быть задействован каждый обучающийся (дети заранее получают реплики теоретиков и практиков).

Ход занятия

Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня наше занятие пройдет в форме семинара с элементами дискуссии. Тема: «Слушай. Думай. Решай».

Сейчас вы все разделитесь на две группы. Чтобы никому не было обидно, каждый вытянет карточку определенного цвета. Те, кому достанутся карточки красного цвета, будут «Теоретиками», зеленого — «Практиками». (Количество карточек можно менять в зависимости от числа участников или некоторым раздать по 2.)

Прошу всех активно включаться в дискуссию, даже если она иногда будет перерастать в спор. Порядок дискуссии следующий: у каждого на столе лежат карточки с определенной информацией для обсуждения: вопросы, ответы, полезная информация. Сначала короткое утверждение высказывают теоретики, его парируют практики и т. д. А начнем мы с результата диагностики.

Итак, слово теоретикам:

Карточка 1. Теоретики:

Со всеми присутствующими было проведено анкетирование, которое должно было выявить отношение к курению. Предлагалось ответить на вопросы:

1. Вы курите?

·         да;

·         нет;

·         если да, то когда вы выкурили первую сигарету: ________________________

2. Если вы уже курите, то почему это делаете?

·         курят (курили) друзья;

·         курят (курили) родители;

·         курят (курили) старший брат (сестра);

·         из любопытства;

·         чтобы выглядеть старше;

·         другие причины: ________________________

3. Сколько сигарет в день вы выкуриваете? ________________________

4. Большинство ваших друзей курит?

·         да;

·         нет.

5. Пытались ли вы  когда-нибудь бросить курить?

·         да;

·         нет;

·         если да, то сколько раз: ________________________

6. Считаете ли вы, что курение опасно для вашего здоровья?

·         да;

·         нет.

7. Узнав раньше о вреде курения (и осознав это), начали бы вы курить?

·         да;

·         нет.

8. Нравится ли вам, когда в помещении, где вы находитесь, сильно накурено?

9. Как вы считаете, с каких лет можно разрешать курить детям? ________________________

10. Для женщины курение более опасно, чем для мужчины?

·         да;

·         нет.

11. Для чего нужна реклама табака? ________________________

12. Что является причиной человеческих жертв при пожаре? ________________________

13. Действительно ли имеются плюсы от курения? ________________________

14. Назовите перечень побочных (отрицательных) явлений, вызванных курением: ________________________

15. Что означает термин «пассивное курение»? ________________________

16. Верно или нет, что чем больше человек знает о вреде курения, тем меньше вероятность того, что он возьмет в рот сигарету? ________________________

17. Знаете ли вы о законах, запрещающих или разрешающих курение, принятых в России?

·         да;

·         нет;

·         если да, что именно: ________________________

Карточка 1. Практики:

Анкетирование проводилось в анонимной форме. Выяснилось, что:

·         из 23 человек 5 сейчас курят;

·         четверо пробовали несколько раз, но им не понравилось;

·         трое не понимают, почему курение опасно для здоровья человека;

·         больше половины обучающихся не знают, о каких законах идет речь.

Карточка 2. Теоретики:

Почему сегодня мы обсуждаем именно эту тему?

Карточка 2. Практики:

Потому, что в последние годы законодательная база по проблеме курения значительно изменилась.

1-й ученик:
В 2002 г. вступил в действие Федеральный закон от  10.07.2001 №  87-ФЗ «Об ограничении курения табака» (в настоящее время утратил силу). Большинство положений этого закона было направлено на ограничение курения детьми и молодежью (запрет на продажу табачных изделий лицам моложе 18 лет, продажу сигарет поштучно и через автоматы, которыми могут воспользоваться подростки).

2-й ученик:
12 февраля 2013 г. Государственной Думой принят Федеральный закон от  23.02.2013 №  15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Этот закон состоит из 24 статей. В статье 2 используются следующие понятия: курение табака, окружающий табачный дым, последствия потребления табака, потребление табака, спонсорство табака, табачные организации. Разработчики закона выступили за запрет на стимулирование продажи табака и спонсорства со стороны табачных компаний. В Министерстве здравоохранения уверены, что предложенные меры смогут уменьшить смертность от курения в России примерно на 150–200 тыс. человек в год.

3-й ученик:
Антитабачный закон вступил в силу с 1 июня 2013 года, но действие некоторых ограничений отложили на год. С 1 июня 2014 года требования были ужесточены. Самым глобальным из предложенных Министерством здравоохранения нововведений является полный запрет на курение в общественных местах. Общественные места — это рестораны, кафе, бары, гостиницы, больницы, вузы, школы и поезда дальнего следования. Дети не должны постоянно видеть перед собой курящих взрослых. Их надо оградить от вредного воздействия табачного дыма.

4-й ученик:
Теперь нельзя продавать табачные изделия в помещениях и на территориях образовательных организаций — школ, училищ, вузов, а также на расстоянии ближе 100 м от них.
Нарушение запрета курения табака в помещениях и на территории школы влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1500 руб. (ч. 1 ст. 6.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от  30.12.2001 №  195-ФЗ; далее — КоАП РФ).
Нарушение запрета курения табака на детских площадках влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб. (ч. 2 ст. 6.24 КоАП РФ).
Несоблюдение требований к знаку о запрете курения, обозначающему территории, здания и объекты, где курение запрещено, и к порядку его размещения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб.; на юридических лиц — от 30 тыс. до 60 тыс. руб. (ч. 1 ст. 6.25 КоАП РФ).

Карточка 3. Теоретики:

Несмотря на принятые законы на основе статистических данных можно сделать вывод, что в настоящее время до 50% мужчин и 20% женщин систематически курят. Почему же люди начинают курить?

Карточка 3. Практики:

1-й ученик:
Одной из основных причин приобщения к курению является любопытство. По данным нашего анкетирования и опроса обучающихся 9-10-х классов, из любопытства курят 18%.

2-й ученик:
Другая причина начала курения в подростковом возрасте — подражание взрослым. В некурящих семьях курящими становятся не более 25% детей, в курящих это число превышает 50%. У многих курение объясняется подражанием курящим товарищам или известным людям.

3-й ученик:
В распространении курения имеет значение своеобразное принуждение детей к курению со стороны курящих. В школах курящие считают некурящих трусами, «маменькиными сынками», не вышедшими из-под опеки родителей, несамостоятельными.

Карточка 4. Теоретики:

Желание покурить, вдохнуть аромат табачного дыма и затянуться приходит незаметно, но, к сожалению, становится все более сильным.

Карточка 4. Практики:

Итак, результаты анкетирования показали, что некоторые уже курят или пробовали. Какие ощущения вы испытывали при выкуривании сигареты? Были ли неприятные ощущения во рту?

Карточка 5. Теоретики:

Табак — это вещество, неприятное на вкус. Он содержит никотин, вызывающий привыкание. Вот почему так много людей курят.

Карточка 5. Практики:

Знаете ли вы, какие вещества содержатся в табачном дыме?

Определите основные компоненты табачного дыма (на доске, в таблицах).

Карточка 6. Теоретики:

1-й ученик:
Никотин — это яд, который содержится в табаке и вызывает привыкание. Он влияет на работу мозга, приводит к привыканию, затрудняет доставку кислорода к мышцам и сердцу, учащает сердцебиение. Поэтому курящим людям тяжело бегать — они начинают быстро задыхаться, их сердцу тяжело.

2-й ученик:
Смолы — это название нескольких веществ, которые возникают при горении табака.

3-й ученик:
Угарный газ — это один из ядов, содержащихся в табачном дыме.

4-й ученик:
Никотин — химический компонент табачных листьев, психоактивное вещество, влияющее на работу мозга и организма в целом и вызывающее привыкание. Никотин — яд, его никогда не принимают в чистом виде. В основном люди вдыхают никотин при курении. Табачный дым, кроме никотина, содержит еще сотни химических веществ, включая смолы и окись углерода. 43 вещества, содержащиеся в табачном дыме, могут привести к образованию рака. Фильтры уменьшают количество вдыхаемых веществ, но не устраняют их.

Карточка 6. Практики:

Вы говорите, про вред табака. Но! Существует мнение, что табак уменьшает боль, например зубную?

Карточка 7. Теоретики:

Действительно, накурившись, человек как бы «деревенеет», голова становится тяжелой. Ему кажется, что боль утихает. Однако есть гораздо более эффективные и рациональные средства против зубной боли. Например, пойти к врачу и вылечить зуб, а до посещения врача можно выпить болеутоляющую таблетку.

Карточка 7. Практики:

Есть мнение, что курение помогает сохранить стройную фигуру, сигареты снижают аппетит.

Карточка 8. Теоретики:

В  какой-то степени это верно, но яд, содержащийся в табаке, снижает или подавляет секреторную функцию желудка и тем самым способствует расстройству пищеварения, развитию катаральных явлений.

Карточка 8. Практики:

И  все-таки, почему курение подростков должно вызывать тревогу?

Карточка 9. Теоретики:

1-й ученик:
Во-первых, те, кто начал ежедневно курить в подростковом возрасте, обычно курят всю жизнь. Они признаются, что пробовали бросить, но чаще всего это не удается.

2-й ученик:
Во-вторых, курение повышает риск развития ряда тяжелых заболеваний (заболевания сердца, рак, эмфизема легких).

3-й ученик:
В-третьих, хотя хронические заболевания, связанные с курением, обычно появляются только в зрелом возрасте, подростки-курильщики чаще страдают от кашля, дисфункции дыхательных путей, образования мокроты, одышки и других респираторных симптомов.

Карточка 9. Практики:

Каковы непосредственные эффекты курения?

Карточка 10. Теоретики:

1-й ученик:
При вдыхании табачного дыма никотин попадает в легкие и всасывается в кровь. Он достигает мозга через 7 с — быстрее, чем лекарства, вводимые внутривенно. Влияет на клетки мозга, чувствительные к никотину. Приводит к увеличению числа сердечных сокращений, сужению сосудов и замедлению циркуляции в периферических сосудах, увеличивает потребление кислорода тканями, что также заставляет сердце работать быстрее.

2-й ученик:
Когда человек только начинает курить, он может испытывать тошноту и головокружение. Позднее никотин ухудшает перистальтику кишечника, слегка повышает содержание сахара в крови и приглушает чувствительность вкусовых сосочков. Это часто приводит к снижению аппетита у курильщиков.

3-й ученик:
Другие последствия курения — желтые зубы и пальцы, специфический несвежий запах кожи, волос и одежды. Курение сигарет является основной причиной эмфиземы легких, ишемической болезни сердца и хронического бронхита. Курение также может вызвать разные виды рака: рак полости рта, пищевода, носоглотки, гортани, мочевого пузыря, почек, шейки матки и поджелудочной железы.

Карточка 10. Практики:

Недавно я прочитал в Интернете страшные статистические данные по болезням и смертям, связанным с курением:

85% случаев рака легких у мужчин связано с курением сигарет, у женщин — 75%. У выкуривающих по 2 пачки сигарет в день в 15–25 раз повышается опасность умереть от рака легких. У мужчин, которые курят полпачки сигарет в день, риск смерти на 60% выше, чем у некурящих. У тех мужчин, которые выкуривают по 2 пачки сигарет ежедневно, риск на 120% выше. У женщин, курящих во время беременности, в 2 раза чаще бывают выкидыши, преждевременные роды, осложнения при родах, мертворожденные. Дети курящих матерей весят меньше, чем дети некурящих.

Карточка 11. Теоретики:

Легко ли бросить курить и каковы последствия?

Карточка 11. Практики:

1-й ученик:
Довольно сложно. Типичные симптомы при прекращении курения: замедление сердцебиения, головная боль, легкое головокружение, дрожание рук, потеря аппетита, желудочно-кишечные расстройства, жажда курения, желание сладкого, беспокойство, смена настроения, раздражительность, бессонница и трудности концентрации внимания. Эти симптомы со временем утихают, но продолжаться они могут недели и даже месяцы.

2-й ученик:
Около половины курильщиков в старших классах школы хотят бросить курить. Многие из них думают, что они бросят курить через пять лет, но исследования показывают, что в среднем 73% продолжают курить в течение 8 лет после окончания школы. Около 70% курильщиков, бросающих курить, снова начинают по истечении 3 месяцев после этого или даже раньше. Но многие, кто действительно хочет бросить, в конце концов бросают.

3-й ученик:
Чтобы бросить курить, ни в коем случае не надо заниматься самобичеванием и самоунижением. Не реже двух раз в день надо проводить сеансы самогипноза, при этом максимально «включая» собственное воображение. Делая это регулярно, вы скоро обнаружите, что вредная привычка «угасает» (см. советы психологов в методическом пособии «Модульный курс профилактики курения», А. Н. Сизанов, В. А. Хриптович).

4-й ученик:
Помимо самовнушения, можно использовать еще один прием, который часто используют при борьбе с лишним весом: перед тем, как что-нибудь съесть, сделайте десять глубоких вдохов и выдохов, сосредоточившись на самом процессе, на том, как воздух входит в легкие и затем их покидает. После выполнения этого упражнения вы решаете — принимать пищу или нет, вытаскивать из пачки сигарету или отложить это «на потом».

Карточка 12. Теоретики:

Каковы последствия курения для общества?

Карточка 12. Практики:

1-й ученик:
Курение — это тяжелое заболевание, от которого можно умереть. Но это легко предотвратить, просто не начиная курить. В развитых странах 16% смертей связаны с курением. Например, в США каждый год 390 000 умирают от последствий курения. По вине курильщиков происходит 65 000 пожаров, которые уносят 2300 жизней, они вызывают 5000 несчастных случаев.

2-й ученик:
По данным исследования, проводившегося в Москве Минздравом Российской Федерации, среди интенсивно курящих мужчин в возрасте 40–59 лет смертность в 4 раза выше, чем среди никогда не куривших.

Педагог: Дорогие теоретики и практики! Сегодня, вы много слушали, думали и решали.

Давайте сделаем вывод из нашего семинарского занятия (каждый говорит по одной фразе):

·         Кто хочет бросить курить — выберите определенный день, соберитесь с духом и бросьте!

·         Занимайтесь спортом!

·         Повышайте внимание к своему внешнему виду!

·         Цените свое здоровье и жизнь!

·         Курение ужасно! Оно влияет на эмоции и здоровье!

·         Лучше, если другие зависят от меня, чем я от других!

·         Сигаретами пользуются неуверенные в себе люди для придания большей значимости своим поступкам!

·         Курение в компании — признак того, что в ней кто-то насильно подчиняет себе других!

Курить или нет — важный вопрос, который каждый решает сам. Давайте бережно и ответственно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих!