Электронный журнал
Организуем внеурочную деятельность
Занятие по профилактике курения: «Слушай. Думай. Решай»
Анташева Ю.А.
социальный педагог ГКСОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида о. Муром»
Проведение профилактики курения среди детей школьного возраста традиционно основанной на разъяснении вредных последствий курения для организма затрудняется отсутствием у детей данного возраста базисных знаний из области анатомии и физиологии человека — складывается абстрактное, личностно незначимое отношение к курению. Это обусловливает определенные требования к ранней профилактике курения. Основным направлением профилактической работы должно стать обоснование необходимости сохранения и поддержания здоровья в любом возрасте, для чего весьма важно избегать вредных привычек, и в частности курения.
Разрушительная сила курения заставляет педагогов искать
ответы на вопросы: |
Такая постановка вопроса создает основу для формирования здорового образа жизни (далее — ЗОЖ) в целом. Важным социально-психологическим фактором формирования ЗОЖ является личность педагога.
Внеклассные занятия в школах, где дети проводят значительную часть жизни, могут дать хороший эффект. Они должны нести прежде всего профилактическую функцию. Педагогу важно выработать такой подход к проведению занятия, который является результативным и одновременно интересным для обучаемых.
Предлагаем провести обучающий семинар с элементами дискуссии.
Участники: обучающиеся 8-го класса.
Цель занятия: формирование устойчивого негативного отношения к курению.
Задачи:
1. Ознакомить обучающихся с основными опасностями для здоровья, вызываемыми курением.
2. Доказать обучающимся необходимость бережно относиться к своему здоровью (на основе знакомства с вредным воздействием курения на организм).
3. Информировать о законодательстве в области курения.
Оформление: наглядные материалы антитабачного содержания (памятки «Как противостоять желанию попробовать сигареты», «О табаке или серьезно, или никак», «Жизнь без вредных привычек»; стенгазеты, нарисованные учениками 8-х классов); плакаты с формулировками из законов; карточки с вопросами, ответами и информационным материалом по теме.
Этап подготовки:
1. Изучение законодательства по теме.
2. Диагностика обучающихся класса (анкетирование).
3. Подготовка игровых аксессуаров: текстов с выдержками из законов, карточек красного и зеленого цвета.
В проведении занятия должен быть задействован каждый обучающийся (дети заранее получают реплики теоретиков и практиков).
Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня наше занятие пройдет в форме семинара с элементами дискуссии. Тема: «Слушай. Думай. Решай».
Сейчас вы все разделитесь на две группы. Чтобы никому не было обидно, каждый вытянет карточку определенного цвета. Те, кому достанутся карточки красного цвета, будут «Теоретиками», зеленого — «Практиками». (Количество карточек можно менять в зависимости от числа участников или некоторым раздать по 2.)
Прошу всех активно включаться в дискуссию, даже если она иногда будет перерастать в спор. Порядок дискуссии следующий: у каждого на столе лежат карточки с определенной информацией для обсуждения: вопросы, ответы, полезная информация. Сначала короткое утверждение высказывают теоретики, его парируют практики и т. д. А начнем мы с результата диагностики.
Итак, слово теоретикам:
Карточка 1. Теоретики:
Со всеми присутствующими было проведено анкетирование, которое должно было выявить отношение к курению. Предлагалось ответить на вопросы:
1. Вы курите?
· да;
· нет;
· если да, то когда вы выкурили первую сигарету: ________________________
2. Если вы уже курите, то почему это делаете?
· курят (курили) друзья;
· курят (курили) родители;
· курят (курили) старший брат (сестра);
· из любопытства;
· чтобы выглядеть старше;
· другие причины: ________________________
3. Сколько сигарет в день вы выкуриваете? ________________________
4. Большинство ваших друзей курит?
· да;
· нет.
5. Пытались ли вы когда-нибудь бросить курить?
· да;
· нет;
· если да, то сколько раз: ________________________
6. Считаете ли вы, что курение опасно для вашего здоровья?
· да;
· нет.
7. Узнав раньше о вреде курения (и осознав это), начали бы вы курить?
· да;
· нет.
8. Нравится ли вам, когда в помещении, где вы находитесь, сильно накурено?
9. Как вы считаете, с каких лет можно разрешать курить детям? ________________________
10. Для женщины курение более опасно, чем для мужчины?
· да;
· нет.
11. Для чего нужна реклама табака? ________________________
12. Что является причиной человеческих жертв при пожаре? ________________________
13. Действительно ли имеются плюсы от курения? ________________________
14. Назовите перечень побочных (отрицательных) явлений, вызванных курением: ________________________
15. Что означает термин «пассивное курение»? ________________________
16. Верно или нет, что чем больше человек знает о вреде курения, тем меньше вероятность того, что он возьмет в рот сигарету? ________________________
17. Знаете ли вы о законах, запрещающих или разрешающих курение, принятых в России?
· да;
· нет;
· если да, что именно: ________________________
Карточка 1. Практики:
Анкетирование проводилось в анонимной форме. Выяснилось, что:
· из 23 человек 5 сейчас курят;
· четверо пробовали несколько раз, но им не понравилось;
· трое не понимают, почему курение опасно для здоровья человека;
· больше половины обучающихся не знают, о каких законах идет речь.
Карточка 2. Теоретики:
Почему сегодня мы обсуждаем именно эту тему?
Карточка 2. Практики:
Потому, что в последние годы законодательная база по проблеме курения значительно изменилась.
1-й ученик:
В 2002 г. вступил в действие Федеральный закон от
10.07.2001 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» (в настоящее
время утратил силу). Большинство положений этого закона было направлено
на ограничение курения детьми и молодежью (запрет на продажу
табачных изделий лицам моложе 18 лет, продажу сигарет поштучно и через
автоматы, которыми могут воспользоваться подростки).
2-й ученик:
12 февраля 2013 г. Государственной Думой принят Федеральный закон от
23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия
окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Этот закон
состоит из 24 статей. В статье 2 используются следующие понятия:
курение табака, окружающий табачный дым, последствия потребления табака,
потребление табака, спонсорство табака, табачные организации. Разработчики
закона выступили за запрет на стимулирование продажи табака
и спонсорства со стороны табачных компаний. В Министерстве
здравоохранения уверены, что предложенные меры смогут уменьшить смертность
от курения в России примерно на 150–200 тыс. человек в год.
3-й ученик:
Антитабачный закон вступил в силу с 1 июня 2013 года,
но действие некоторых ограничений отложили на год. С 1 июня 2014
года требования были ужесточены. Самым глобальным из предложенных
Министерством здравоохранения нововведений является полный запрет
на курение в общественных местах. Общественные места — это
рестораны, кафе, бары, гостиницы, больницы, вузы, школы и поезда дальнего
следования. Дети не должны постоянно видеть перед собой курящих взрослых.
Их надо оградить от вредного воздействия табачного дыма.
4-й ученик:
Теперь нельзя продавать табачные изделия в помещениях
и на территориях образовательных организаций — школ, училищ,
вузов, а также на расстоянии ближе 100 м от них.
Нарушение запрета курения табака в помещениях и на территории
школы влечет наложение административного штрафа на граждан в размере
от 500 до 1500 руб. (ч. 1 ст. 6.24 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ;
далее — КоАП РФ).
Нарушение запрета курения табака на детских площадках влечет наложение
административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс.
до 3 тыс. руб. (ч. 2 ст. 6.24 КоАП РФ).
Несоблюдение требований к знаку о запрете курения, обозначающему
территории, здания и объекты, где курение запрещено, и к порядку
его размещения влечет наложение административного штрафа на должностных
лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
на юридических лиц — от 30 тыс. до 60 тыс. руб.
(ч. 1 ст. 6.25 КоАП РФ).
Карточка 3. Теоретики:
Несмотря на принятые законы на основе статистических данных можно сделать вывод, что в настоящее время до 50% мужчин и 20% женщин систематически курят. Почему же люди начинают курить?
Карточка 3. Практики:
1-й ученик:
Одной из основных причин приобщения к курению является любопытство.
По данным нашего анкетирования и опроса обучающихся 9-10-х классов,
из любопытства курят 18%.
2-й ученик:
Другая причина начала курения в подростковом возрасте — подражание
взрослым. В некурящих семьях курящими становятся не более 25% детей,
в курящих это число превышает 50%. У многих курение объясняется
подражанием курящим товарищам или известным людям.
3-й ученик:
В распространении курения имеет значение своеобразное принуждение детей
к курению со стороны курящих. В школах курящие считают некурящих
трусами, «маменькиными сынками», не вышедшими из-под опеки родителей,
несамостоятельными.
Карточка 4. Теоретики:
Желание покурить, вдохнуть аромат табачного дыма и затянуться приходит незаметно, но, к сожалению, становится все более сильным.
Карточка 4. Практики:
Итак, результаты анкетирования показали, что некоторые уже курят или пробовали. Какие ощущения вы испытывали при выкуривании сигареты? Были ли неприятные ощущения во рту?
Карточка 5. Теоретики:
Табак — это вещество, неприятное на вкус. Он содержит никотин, вызывающий привыкание. Вот почему так много людей курят.
Карточка 5. Практики:
Знаете ли вы, какие вещества содержатся в табачном дыме?
Определите основные компоненты табачного дыма (на доске, в таблицах).
Карточка 6. Теоретики:
1-й ученик:
Никотин — это яд, который содержится в табаке и вызывает
привыкание. Он влияет на работу мозга, приводит к привыканию,
затрудняет доставку кислорода к мышцам и сердцу, учащает
сердцебиение. Поэтому курящим людям тяжело бегать — они начинают быстро
задыхаться, их сердцу тяжело.
2-й ученик:
Смолы — это название нескольких веществ, которые возникают при горении
табака.
3-й ученик:
Угарный газ — это один из ядов, содержащихся в табачном дыме.
4-й ученик:
Никотин — химический компонент табачных листьев, психоактивное вещество,
влияющее на работу мозга и организма в целом и вызывающее
привыкание. Никотин — яд, его никогда не принимают в чистом
виде. В основном люди вдыхают никотин при курении. Табачный дым, кроме
никотина, содержит еще сотни химических веществ, включая смолы и окись
углерода. 43 вещества, содержащиеся в табачном дыме, могут привести
к образованию рака. Фильтры уменьшают количество вдыхаемых веществ,
но не устраняют их.
Карточка 6. Практики:
Вы говорите, про вред табака. Но! Существует мнение, что табак уменьшает боль, например зубную?
Карточка 7. Теоретики:
Действительно, накурившись, человек как бы «деревенеет», голова становится тяжелой. Ему кажется, что боль утихает. Однако есть гораздо более эффективные и рациональные средства против зубной боли. Например, пойти к врачу и вылечить зуб, а до посещения врача можно выпить болеутоляющую таблетку.
Карточка 7. Практики:
Есть мнение, что курение помогает сохранить стройную фигуру, сигареты снижают аппетит.
Карточка 8. Теоретики:
В какой-то степени это верно, но яд, содержащийся в табаке, снижает или подавляет секреторную функцию желудка и тем самым способствует расстройству пищеварения, развитию катаральных явлений.
Карточка 8. Практики:
И все-таки, почему курение подростков должно вызывать тревогу?
Карточка 9. Теоретики:
1-й ученик:
Во-первых, те, кто начал ежедневно курить в подростковом возрасте, обычно
курят всю жизнь. Они признаются, что пробовали бросить, но чаще всего это
не удается.
2-й ученик:
Во-вторых, курение повышает риск развития ряда тяжелых заболеваний (заболевания
сердца, рак, эмфизема легких).
3-й ученик:
В-третьих, хотя хронические заболевания, связанные с курением, обычно
появляются только в зрелом возрасте, подростки-курильщики чаще страдают
от кашля, дисфункции дыхательных путей, образования мокроты, одышки
и других респираторных симптомов.
Карточка 9. Практики:
Каковы непосредственные эффекты курения?
Карточка 10. Теоретики:
1-й ученик:
При вдыхании табачного дыма никотин попадает в легкие и всасывается
в кровь. Он достигает мозга через 7 с — быстрее, чем лекарства,
вводимые внутривенно. Влияет на клетки мозга, чувствительные
к никотину. Приводит к увеличению числа сердечных сокращений, сужению
сосудов и замедлению циркуляции в периферических сосудах, увеличивает
потребление кислорода тканями, что также заставляет сердце работать быстрее.
2-й ученик:
Когда человек только начинает курить, он может испытывать тошноту
и головокружение. Позднее никотин ухудшает перистальтику кишечника, слегка
повышает содержание сахара в крови и приглушает чувствительность
вкусовых сосочков. Это часто приводит к снижению аппетита
у курильщиков.
3-й ученик:
Другие последствия курения — желтые зубы и пальцы, специфический
несвежий запах кожи, волос и одежды. Курение сигарет является основной
причиной эмфиземы легких, ишемической болезни сердца и хронического
бронхита. Курение также может вызвать разные виды рака: рак полости рта,
пищевода, носоглотки, гортани, мочевого пузыря, почек, шейки матки
и поджелудочной железы.
Карточка 10. Практики:
Недавно я прочитал в Интернете страшные статистические данные по болезням и смертям, связанным с курением:
85% случаев рака легких у мужчин связано с курением сигарет, у женщин — 75%. У выкуривающих по 2 пачки сигарет в день в 15–25 раз повышается опасность умереть от рака легких. У мужчин, которые курят полпачки сигарет в день, риск смерти на 60% выше, чем у некурящих. У тех мужчин, которые выкуривают по 2 пачки сигарет ежедневно, риск на 120% выше. У женщин, курящих во время беременности, в 2 раза чаще бывают выкидыши, преждевременные роды, осложнения при родах, мертворожденные. Дети курящих матерей весят меньше, чем дети некурящих.
Карточка 11. Теоретики:
Легко ли бросить курить и каковы последствия?
Карточка 11. Практики:
1-й ученик:
Довольно сложно. Типичные симптомы при прекращении курения: замедление
сердцебиения, головная боль, легкое головокружение, дрожание рук, потеря аппетита,
желудочно-кишечные расстройства, жажда курения, желание сладкого, беспокойство,
смена настроения, раздражительность, бессонница и трудности концентрации
внимания. Эти симптомы со временем утихают, но продолжаться они могут
недели и даже месяцы.
2-й ученик:
Около половины курильщиков в старших классах школы хотят бросить курить.
Многие из них думают, что они бросят курить через пять лет,
но исследования показывают, что в среднем 73% продолжают курить
в течение 8 лет после окончания школы. Около 70% курильщиков, бросающих
курить, снова начинают по истечении 3 месяцев после этого или даже
раньше. Но многие, кто действительно хочет бросить, в конце концов
бросают.
3-й ученик:
Чтобы бросить курить, ни в коем случае не надо заниматься
самобичеванием и самоунижением. Не реже двух раз в день надо
проводить сеансы самогипноза, при этом максимально «включая» собственное
воображение. Делая это регулярно, вы скоро обнаружите, что вредная
привычка «угасает» (см. советы психологов в методическом пособии
«Модульный курс профилактики курения», А. Н. Сизанов, В. А. Хриптович).
4-й ученик:
Помимо самовнушения, можно использовать еще один прием, который часто
используют при борьбе с лишним весом: перед тем, как что-нибудь съесть,
сделайте десять глубоких вдохов и выдохов, сосредоточившись на самом
процессе, на том, как воздух входит в легкие и затем
их покидает. После выполнения этого упражнения вы решаете —
принимать пищу или нет, вытаскивать из пачки сигарету или отложить это «на потом».
Карточка 12. Теоретики:
Каковы последствия курения для общества?
Карточка 12. Практики:
1-й ученик:
Курение — это тяжелое заболевание, от которого можно умереть.
Но это легко предотвратить, просто не начиная курить. В развитых
странах 16% смертей связаны с курением. Например, в США каждый год
390 000 умирают от последствий курения. По вине курильщиков
происходит 65 000 пожаров, которые уносят 2300 жизней, они вызывают 5000
несчастных случаев.
2-й ученик:
По данным исследования, проводившегося в Москве Минздравом Российской
Федерации, среди интенсивно курящих мужчин в возрасте 40–59 лет смертность
в 4 раза выше, чем среди никогда не куривших.
Педагог: Дорогие теоретики и практики! Сегодня, вы много слушали, думали и решали.
Давайте сделаем вывод из нашего семинарского занятия (каждый говорит по одной фразе):
· Кто хочет бросить курить — выберите определенный день, соберитесь с духом и бросьте!
· Занимайтесь спортом!
· Повышайте внимание к своему внешнему виду!
· Цените свое здоровье и жизнь!
· Курение ужасно! Оно влияет на эмоции и здоровье!
· Лучше, если другие зависят от меня, чем я от других!
· Сигаретами пользуются неуверенные в себе люди для придания большей значимости своим поступкам!
· Курение в компании — признак того, что в ней кто-то насильно подчиняет себе других!
Курить или нет — важный вопрос, который каждый решает сам. Давайте бережно и ответственно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.