Электронный журнал
Управляем воспитательным процессом
Социально-психологическое тестирование обучающихся как один из методов профилактики наркомании
Курганский С.М.
заслуженный учитель РФ, д-р пед. наук, директор департамента образовательных
программ Международной академии качества и маркетинга, г. Санкт-Петербург
Комплексное социально-психологическое тестирование в общеобразовательных организациях позволяет выявить несовершеннолетних группы риска по немедицинскому потреблению наркотических средств, психотропных и других токсических веществ и принять решение о необходимости медицинского тестирования на предмет употребления психоактивных веществ. В статье рассматриваются цели, задачи, план мероприятий по организации и проведению социально-психологического тестирования обучающихся, направленного на выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.
Главная цель предварительных диагностических исследований обучающихся — своевременное оказание наркологической и иной помощи в целях недопущения развития заболевания, что особенно актуально для детей и подростков группы риска. Процедура предварительных диагностических исследований состоит из трех этапов:
1. Организационный.
2. Социально-психологическое тестирование.
3. Инструментальный контроль (сдача анализов).
|
Организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ относится к компетенции образовательной организации (далее — ОО) в соответствии с п. 15.1 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях утвержден приказом Минобрнауки России от 16.06.2014 № 6581.
Тестирование обучающихся осуществляется в соответствии с приказом руководителя ОО.
Цель социально-психологического тестирования — раннее выявление немедицинского потребления обучающимися наркотических средств и психотропных веществ, а также особенностей личностных качеств обучающихся для изучения и оценки проблематики отклоняющегося поведения.
Исследуются:
· уровень тревожности;
· уровень фрустрации (самооценка, устойчивость (неустойчивость) к неудачам, трудностям;
· уровень агрессивности;
· уровень ригидности («легкая переключаемость» или неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни).
Недостаточно выявить потребителей наркотиков среди обучающихся, необходимо дать возможность подростку задуматься о последствиях таких действий, оказать помощь родителям и самим несовершеннолетним, употребляющим наркотики.
Задачи тестирования:
1. Выявить респондентов по факторам социального и психологического риска.
2. Определить группы риска для проведения дальнейшего инструментального контроля и организации профилактической работы.
3. Оказать своевременную адресную помощь обучающимся и скорректировать профилактическую работу в школе.
4. Разработать методические рекомендации для педагогов, классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-психологов, заместителей по воспитательной работе для организации работы по профилактике потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ.
В ходе тестирования выявляются:
· мнение респондентов о распространенности наркомании в подростковой среде;
· отношение респондентов к наркотикам;
· отношение обучающихся к людям, употребляющим наркотические средства;
· взаимосвязь между характером досуга и факторами риска потребления наркотических веществ;
· характер взаимоотношений в классе;
· взаимоотношения в семье;
· поведенческая стратегия в сложных жизненных ситуациях;
· поведенческая компетентность.
Тестирование ориентировано на определение у респондентов социально-психологических факторов риска потребления наркотиков.
Подход к решению проблемы раннего выявления лиц, склонных и допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, с помощью тестирования позволит:
· выявить лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся;
· вовлечь выявленных лиц в комплекс психолого-медико-диагностических мероприятий, направленных на недопущение потребления наркотических средств и психотропных веществ и развития наркозависимости среди обучающихся;
· снизить уровень незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в подростковой среде;
· выработать отношение осознанного отказа от употребления психоактивных веществ во всех областях жизнедеятельности подростков: школа, семья, сфера досуга.
В процессе организации и проведения тестирования могут возникнуть проблемы, связанные:
· с конфликтными ситуациями (ученик — педагог; ученик — родитель; родитель — педагог; ученик — ученик; ученик — класс);
· отказом от тестирования (классом; индивидуально; родителями);
· различными отклонениями в поведении (демонстративное поведение; систематические прогулы; речевая агрессия).
Проблемы, возникающие в ходе реализации тестирования, являются результатом нарушения психологической безопасности. Для минимизации негативных последствий, сохранения психического здоровья всех участников, нормального развития личности обучающихся, сохранения благоприятного климата в коллективе, создания безопасного пребывания в ОО, педагогу-психологу важно грамотно организовать и систематизировать работу по сопровождению тестирования.
Социально-психологическое тестирование проводится в рамках действующего законодательства на основе принципов анонимности, добровольности, конфиденциальности, информированности, широкой санитарно-просветительной и образовательной работы с соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних и их родителей (законных представителей).
Тестирование обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии их информированных согласий в письменной форме об участии в тестировании. Если подросток не достиг возраста пятнадцати лет, потребуется информированное согласие одного из родителей или иного законного представителя.
Для получения информированного согласия в письменной форме от обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, организуется собрание обучающихся, на котором уполномоченный представитель школы доводит до их сведения цель и задачи проводимого тестирования. В целях получения согласия от одного из родителей или законного представителя — родительское собрание.
Тестирование проводится анкетно-опросным методом с использованием утвержденной методики. Ориентировочная длительность заполнения анкеты составляет 30–40 мин.
В каждом классе должен присутствовать член комиссии по проведению социально-психологического тестирования. Родители (законные представители) обучающихся, участвующих в тестировании, могут находиться в качестве наблюдателей.
Члены комиссии проводят инструктаж обучающихся, в т. ч. информируют об условиях тестирования, порядке его проведения, правилах заполнения бланков, продолжительности.
|
|
|
ДЛЯ СПРАВКИ Минобрнауки России разработаны проекты опросников.
В одном из них 142 вопроса, в другом — 105. В основе
теста лежит опросник Кеттела. Он позволяет в т. ч. выявить детей
и подростков с признаками аддиктивного поведения. |
С целью обеспечения конфиденциальности результатов тестирования во время его проведения не допускается свободное общение между обучающимися, перемещение по аудитории. Каждый обучающийся, имеет право в любое время отказаться от тестирования, поставив об этом в известность члена комиссии.
По завершении тестирования члены комиссии собирают результаты, которые группируются по возрасту обучающихся (не достигших возраста пятнадцати лет; достигших возраста пятнадцати лет) и упаковываются членами комиссии в пакеты.
На лицевой стороне пакетов с результатами тестирования указывается:
· наименование ОО, проводящей тестирование, ее местонахождение;
· возраст и количество обучающихся, принявших участие в тестировании;
· дата и время проведения тестирования;
· ставятся подписи всех членов комиссии с расшифровкой фамилии, имени и отчества.
Координатор мероприятий по социально-психологическому тестированию в школе, выявляет несовершеннолетних группы среднего и высокого риска по немедицинскому потреблению наркотических средств, психотропных и других токсических веществ и в письменном виде информирует об этом руководителя ОО.
Руководитель ОО принимает решение о передаче сведений в учреждение здравоохранения (территориальный наркологический кабинет или диспансер) для перевода несовершеннолетних группы среднего и высокого риска на второй этап комплекса мероприятий по раннему выявлению лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических, психотропных и других токсических веществ.
В отношении обучающихся и воспитанников группы риска проводится комплекс профилактических мероприятий.
Руководитель ОО, проводящей тестирование, в трехдневный срок с момента проведения тестирования обеспечивает направление акта передачи результатов тестирования в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Руководитель ОО также обеспечивает хранение в течение года информированных согласий в условиях, гарантирующих конфиденциальность.
В рамках социально-психологического тестирования предполагается оценка пяти групп факторов риска и защиты в проблеме злоупотребления наркотиками обучающимися:
1. Личные факторы. Успешность в реализации своих стремлений, осознание жизненной перспективы, отношение к возможности употребления наркотиков, насилию, способы проявления протестных реакций, уровень эмоциональной зрелости, сформированная система ценностей и привязанностей, кризисные ситуации, уровень притязаний и самооценка, наличие непреложных авторитетов.
2. Семейные факторы. Система распределения ролей, прав и обязанностей в семье, система контроля, уровень конфликтности, традиции и отношение членов семьи к употреблению наркотиков и других психоактивных веществ (далее — ПАВ), система отношений и уровень доверия между родителями и детьми, эмоциональный фон семьи, родительские ожидания, компетентность родителей в контексте воспитания и наличие единого подхода к воспитанию ребенка.
3. Среда сверстников. Отношение значимого окружения к употреблению наркотиков, уровень социальной приемлемости поведения и социально-психологический климат подростковой группы, роль подростка в группе сверстников, широта круга общения, отношение подростковой группы к взрослым, ценностные ориентиры подростковой группы.
4. Общесоциальные факторы. Нормы, политика и законодательство в отношении наркотиков, законодательство в области молодежной политики, доступность наркотиков, развитость системы социально-психологической помощи молодежи, уровень дезорганизованности сообщества, распространенность насилия, общественные традиции, позиция средств массовой информации, организованность досуга, участие молодежи в общественной жизни.
5. Школьные факторы. Успеваемость, частые переходы из одной образовательной организации в другую, участие педагогов в воспитательном процессе и принятая в ОО система воспитания, отношения с учителями (уровень доверия).
Работа с родителями является одним из важнейших направлений мотивационной деятельности при проведении тестирования на употребление наркотических средств и психоактивных веществ. Реагирование подростка на процедуру тестирования во многом может быть обусловлено отношением к ней родителей. Для них — это шанс вовремя, до наступления сформированной зависимости, узнать о проблемах ребенка и помочь ему справиться с бедой. При организации тестирования педагогами осуществляется разъяснительная работа о целях, методах и принципах его проведения.
Несмотря на актуальность проблемы наркомании многие родители остаются некомпетентными в вопросах наркозависимости и ее профилактики. Зачастую они не хотят принимать тот факт, что не всегда знают, с кем общается их ребенок, что его интересует. Одни думают, что дети еще недостаточно взрослые, чтобы пробовать наркотики, другие уверены, что эта проблема их никогда не коснется. Большинство взрослых не владеют полной информацией о том, что происходит с детьми в подростковый период, не знают, как помочь ребенку выйти из возрастного кризиса с наименьшими потерями.
Необходимо разъяснить родителями, какой сложный период переживают их дети, убедить в том, что тестирование — это способ вовремя, еще до возникновения зависимости, узнать о проблемах ребенка и помочь ему справиться с ними.
В период подготовки к тестированию следует провести специальное родительское собрание, которое должно выполнять несколько функций: информационно-просветительскую, мотивационную, практическую и консультационную.
Большое значение имеет подготовка специалиста, проводящего беседу. В ходе собрания он должен квалифицированно ответить на любые вопросы, касающиеся предстоящего тестирования. Желательно, чтобы в работе принимал участие опытный педагог-психолог. Результатом собрания должно стать письменное согласие родителей обучающихся на проведение процедуры тестирования в течение учебного года.
Параллельно проводится работа с обучающимися. Учитывая, что все дети находятся в ОО и уже знакомы с большинством специалистов, мотивацию желательно формировать в группе. Лекции и беседы не являются эффективной формой профилактической деятельности в этом возрасте. Необходимо использовать диалоговые и групповые формы работы, обращать внимание подростков на особенности их личности через участие в разнообразных диагностических исследованиях. Организаторы готовят обучающихся к процедуре тестирования заранее: разъясняются цели мероприятия, методы проведения.
Деятельность педагогических коллективов по организации и проведению социально-психологического тестирования обучающихся ОО, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ регулируется следующими нормативными правовыми актами:
· Конституция РФ от 12.12.1993;
· Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН20.11.1989);
· Декларация прав ребенка (принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959);
· Федеральный закон от 07.06.2013 № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ»;
· Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015);
· Федеральный закон от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 06.04.2015);
· Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 31.12.2014);
· Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 02.12.2013);
· Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (в ред. от 03.02.2015);
· Указ Президента РФ от 09.06.2010 № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики в Российской Федерации до 2020 года» (в ред. от 01.07.2014);
· Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» (в ред. от 01.07.2014);
· постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» (в ред. от 13.07.2012);
· приказ Минобрнауки России от 16.06.2014 № 658 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования, лиц обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования» (далее — Приказ № 658);
· приказ Минздрава России от 06.10.2014 № 581н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» (далее — Приказ № 581н).
Цель: сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся, профилактика немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.
Задачи:
· получить объективные данные о распространенности потребления наркотических веществ среди обучающихся ОО;
· определить группы обучающихся или ОО в целом для проведения вторичной профилактики;
· повысить мотивацию обучающихся, потребляющих наркотические вещества, на необходимость прохождения лечения у специалистов;
· предупредить распространение потребления наркотических веществ среди обучающихся.
№ |
Мероприятия |
Срок |
Ответственный |
Организационно-методическая и информационно-разъяснительная работа по проведению тестирования |
|||
1 |
Организация работы по прохождению анонимного
социально-психологического |
Август |
Руководитель ОО |
2 |
Организация работы по информированию обучающихся в возрасте от 13 лет и старше, а также их родителей (законных представителей) о порядке и условиях прохождения тестирования на добровольных началах, в т. ч. о праве отказа от участия в тестировании |
Сентябрь |
Руководитель ОО |
3 |
Проведение собраний с обучающимися
и их родителями (законными представителями), доведение
до их сведения цели и задач проводимого тестирования,
получение |
1-я четверть |
Зам. руководителя по ВР |
4 |
Сбор информированных согласий на участие в социально-психологическом тестировании в письменной форме и обеспечение их хранения в личном деле обучающихся |
1-я четверть |
Зам. руководителя по ВР |
5 |
Обеспечение проведения тестирования в условиях,
соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологических правил
и нормативов. Определение количества, общей площади и состояния
помещений, предоставляемых для проведения тестирования обучающихся. Для
каждого участника должно быть выделено отдельное рабочее место, |
2-я четверть |
Зам. руководителя по ВР |
6 |
Обеспечение анонимности тестирования и безусловное соблюдение конфиденциальности на всех этапах проведения тестирования |
2-я четверть |
Зам. руководителя по ВР |
7 |
Издание приказов по ОО: |
Сентябрь |
Руководитель ОО |
8 |
Совещания при руководителе ОО: |
В течение учебного года |
Руководитель ОО |
9 |
Размещение на школьном сайте следующих документов
и материалов: |
Сентябрь |
Зам. руководителя по ВР |
Работа с учителями |
|||
1 |
Обучающий семинар с классными руководителями, принимающими участие в проведении социально-психологического тестирования |
Сентябрь |
Зам. руководителя по УВР |
2 |
Практические семинары: |
В течение учебного года |
Зам. руководителя по УВР |
3 |
Обучение педагогов-психологов пользованию психодиагностическими методиками для проведения тестирования |
В течение учебного года |
Зам. руководителя по УВР |
4 |
Консультации классных руководителей 6-11-х классов: |
В течение учебного года |
Педагог-психолог, социальный педагог |
Работа с родителями обучающихся |
|||
1 |
Получение информированного добровольного согласия
в письменной форме одного из родителей или иного законного
представителя обучающихся, не достигших |
Сентябрь |
Классные руководители |
2 |
Общешкольное родительское собрание « Социально-психологическое тестирование обучающихся как один из методов профилактики наркомании» |
Сентябрь |
Зам. руководителя по УВР |
3 |
Собрание родителей обучающихся для получения
информированного добровольного |
Сентябрь |
Классные руководители |
4 |
Информационно-разъяснительная беседа с родителями обучающихся о целях и задачах тестирования, условиях и порядке его проведения |
Сентябрь—октябрь |
Педагог-психолог |
5 |
Индивидуальная психологическая и мотивационная работа по проведению с оциально-психологического тестирования среди родителей (законных представителей) обучающихся школы |
Сентябрь—октябрь |
Педагог-психолог, социальный педагог |
6 |
Работа по формированию у родителей несовершеннолетних обучающихся, у которых обнаружена предрасположенность к аддиктивному поведению, позитивного отношения к прохождению обучающимися медицинских осмотров ( в т. ч. с применением иммунохроматографических экспресс-тестов) в центрах здоровья или учреждениях здравоохранения, оказывающих специализированную наркологическую помощь |
В течение учебного года |
Педагог-психолог, социальный педагог |
7 |
Консультации: |
В течение учебного года |
Педагог-психолог |
8 |
Семинар для родителей: «Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей» ( 5-7-е классы) |
Октябрь |
Педагог-психолог |
9 |
Родительский урок: «Повышение информационного уровня родителей в вопросах, связанных с проблемами наркомании и сопутствующих социально опасных явлений» ( 7-11-е классы) |
Октябрь |
Педагог-психолог |
Работа с обучающимися |
|||
1 |
Получение информированного добровольного согласия в письменной форме обучающихся, достигших возраста 15 лет. Проведение собрания обучающихся с участием уполномоченного представителя ОО и доведением до них цели и задач тестирования |
Сентябрь |
Классные руководители |
2 |
Оформление добровольного информированного согласия (от 15 лет и старше) на социально-психологическое тестирование |
Сентябрь |
Классные руководители |
3 |
Информационно-разъяснительная работа с обучающимися о целях, условиях и порядке проведения социально-психологического тестирования |
Сентябрь |
Социальный педагог |
4 |
Проведение силами членов комиссии, сформированной из числа работников школы, перед началом тестирования инструктажа обучающихся. Необходимо информировать о порядке проведения тестирования, правилах заполнения анкеты с использованием современных компьютерных технологий, продолжительности тестирования |
Октябрь |
Классные руководители |
5 |
Индивидуальная психологическая и мотивационная работа по проведению социально-психологического тестирования среди обучающихся ОО |
Октябрь |
Педагог-психолог, социальный педагог |
6 |
Индивидуальная консультационная работа
по мотивированию обучающихся группы |
В течение учебного года |
Педагог-психолог, социальный педагог |
7 |
Работа по формированию у обучающихся,
у которых обнаружена предрасположенность к аддиктивному поведению,
позитивного отношения к прохождению медицинских |
В течение учебного года |
Педагог-психолог, социальный педагог |
8 |
Коррекционная работа с обучающимися, у которых обнаружена склонность к аддиктивному поведению |
В течение учебного года |
Педагог-психолог, социальный педагог |
9 |
Профилактический тренинг: |
В течение учебного года |
Педагог-психолог |
10 |
Акция «Живи без ошибок». Цель: стимулирование обучающихся
к прохождению добровольного тестирования на предмет потребления
наркотических средств |
Октябрь |
Зам. руководителя по ВР |
11 |
Классный час «Психологические проблемы подросткового
возраста» или «Как узнать |
Октябрь |
Классные руководители |
1Приказ Минобрнауки России от 16.06.2014 № 658 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования». >>вернуться в текст
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.