Электронный журнал
Управляем воспитательным процессом
Методические рекомендации к построению проекта «Трудный подросток»
Кудинова С.В.
ст. преподаватель кафедры педагогики, психологии и управления образовательными
системами КОГОАУ ДПО "Институт развития образования Кировской
области"
Существующая практика профилактической деятельности в наибольшей мере направлена на предупреждение повторных нарушений обучающимися, имеющими опыт девиантного поведения, в наименьшей — на предупреждение первичных форм девиантного поведения. Методы разъяснительной работы зачастую оказываются малоэффективными, т. к. строятся как серия "лобовых мероприятий", а не включаются в логику учебного процесса.
На практике в той или иной мере используются все средства профилактики, но в ограниченных масштабах и не систематически. Эффективное использование средств профилактики возможно при взаимодействии образовательных организаций (далее — ОО), муниципальных органов управления образованием и других административных структур.
Наиболее важной в решении вопросов профилактической деятельности остается работа с семьей. Отсутствие воспитания во многих семьях, низкий культурный уровень, асоциальное поведение родителей, нежелание и неумение ОО целенаправленно заниматься данной проблемой множат проблемы детской и подростковой дезадаптации. Для решения этих и других вопросов профилактики требуется разработка комплексных подходов, повышение координационной и контролирующей роли муниципальных органов управления образованием, ответственности должностных лиц, органов и учреждений образования по устранению причин и условий детской и подростковой преступности и социальной дезадаптации.
Эффективность профилактической деятельности в системе образования можно повысить за счет:
· совершенствования организации управления этой деятельностью;
· повышения уровня профессиональной квалификации педагогических и управленческих кадров;
· стимулирования общественной активности;
· использования мер финансовой поддержки эффективной профилактической деятельности;
· взаимодействия педагогов, психологов, социальных педагогов, медицинских работников школы через реализацию комплексного подхода при четкой организации их деятельности администрацией;
· организации тесного профессионального сотрудничества всех субъектов профилактической деятельности в рамках подготовки и проведения психолого-педагогического консилиума (административного совета, малого педсовета по проблемам трудных подростков) на пути поиска наиболее эффективных, индивидуально обусловленных, гуманистически ориентированных методов и приемов помощи трудному подростку;
· построения четких организационно-управленческих моделей взаимодействия ОО с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — КДНиЗП), медицинскими учреждениями, отделами по делам молодежи, учреждениями дополнительного образования и учреждениями культуры, детскими общественными организациями.
Очевидно, что система образования является важным, но не единственным социальным институтом, который несет ответственность за предупреждение девиантного поведения детей и подростков. Основными структурами, которые должны играть ведущую роль в формировании и совершенствовании системы профилактики асоциального поведения, могут стать органы государственного управления, занимающиеся вопросами семьи, детства и молодежи, органы местного самоуправления, общественные организации (при поддержке государства) и органы внутренних дел. Вместе с тем система образования должна нести свою долю ответственности. Раннюю профилактику девиантного поведения в условиях ОО следует рассматривать как необходимое звено образовательной деятельности школы, направленной на решение трудностей социализации обучающихся. Профилактические программы должны решать проблемы значимые для общества в целом и актуальные для обучающихся.
В самом общем понимании профилактика — это совокупность мероприятий ОО, направленных на предупреждение, устранение и нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении детей и подростков. Указанные проблемы требуют системного подхода к совершенствованию мер профилактики девиантного поведения. При этом воздействие оказывается в рамках различных подходов:
· информационный (просвещение в области социальных норм, прав и обязанностей, требований общества к морально-нравственным нормам граждан);
· социально-профилактический (выявление, устранение и нейтрализация причин и условий девиаций);
· медико-биологический ( лечебно-профилактические мероприятия среди подростков, страдающих различными аномалиями, в т. ч. имеющих наследственную предрасположенность, например, к алкоголизму);
· психолого-профилактический (восстановление и коррекция качеств личности трудного подростка, помощь в социальной адаптации);
· педагогический (устранение причин девиаций, которые связаны с недостаточным или неправильным воспитанием и обучением в семье и школе);
· административный (связанный с применением санкций к подростку, совершившему девиантный поступок, основанный на административных мерах ОО и привлечении правовых органов).
В системе профилактической деятельности школы выделяют два направления:
1. Меры общей профилактики должны обеспечивать вовлечение обучающихся в жизнь школы и предупреждать их неуспеваемость, создавая условия для нормального формирования детей и подростков. Смысл этих мер заключается в обеспечении условий, необходимых для удовлетворения значимых для обучающихся потребностей, обусловленных спецификой их возраста, и блокированием факторов, которые могут оказать негативное воздействие на поведение обучающихся в кризисной ситуации.
В деятельности педагогического коллектива в общей профилактике выделяются следующие направления:
1. Сохранение психологического здоровья участников образовательного процесса (меры, связанные с созданием условий, сберегающих психологическое здоровье педагога и школьника).
2. Формирование и развитие уклада школьной жизни (меры, связанные с развитием внутришкольного самоуправления, повышением гражданской грамотности обучающихся и педагогов, а также с развитием системы внеурочной деятельности, детского социального проектирования, открытости ОО для социального партнерства).
3. Предупреждение неуспеваемости обучающихся (меры, связанные с совершенствованием обучения и стиля педагогического общения, исключением возможности перегрузки обучающихся, отказом учителя от домашних заданий, рассчитанных на помощь ребенку со стороны родителя, индивидуализацией учебного процесса, психологической поддержкой развития подростка).
Психологическое сопровождение образовательного процесса на стадии общей профилактики предполагает активную работу в рамках родительских собраний по повышению психологической культуры семьи, работу с педагогическим коллективом по развитию психологической компетентности педагога, работу с подростками с целью:
· способствовать осознанию подростками своих жизненных трудностей (возрастных и индивидуальных) и формировать готовность решать проблемы;
· учить навыкам саморегуляции психического состояния (от осознания до способов разрядки), эффективной коммуникации со сверстниками, учителями и родителями (включая коррекцию коммуникативных трудностей);
· обучать уверенному поведению и эффективным способам отказа от неконструктивных поступков в ситуации группового давления (включая коррекцию самооценки и работу по принятию своего тела, пола, личности);
· учить видеть в сложной ситуации многообразие вариантов поведения, делать осознанный выбор, взвешивая позитивные стороны и негативные (риск);
· формировать ответственное отношение к другим и себе — к своему телу, здоровью, будущему;
· содействовать позитивному принятию и выстраиванию будущего;
· оказывать индивидуальную помощь в профессиональном самоопределении, психологическую помощь в стрессовой ситуации.
2. Меры специальной профилактики должны обеспечивать возможность выявления всех обучающихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании и проведении работы с ними на индивидуальном уровне. Направлены в основном на предупреждение конкретных видов отклонений: табакокурения, алкоголизма, наркомании, проституции, суицида, безнадзорности и беспризорности, правонарушений, преступности.
Элементы системы специальной профилактики в ОО:
· выявление и учет школьников, требующих особого педагогического внимания, в т. ч. определение детей «группы риска» по фактору семейного неблагополучия;
· анализ причин отклонения в поведении;
· определение и реализация мер, направленных на коррекцию поведения и связанных с системой отношений внутри школы ( «ученик-учитель», «ученик-ученик»);
· определение и реализация мер по коррекции поведения, связанных с «внешкольными» факторами (отношения в семье, отношение к ребенку, материальное положение семьи, контакты с криминальными группами и т. д.);
· определение и реализация мер по коррекции поведения, связанных с вовлечением обучающихся в социально ценные виды деятельности (дополнительное образование, спорт, общественная работа);
· осуществление мер, связанных с применением санкций в отношении несовершеннолетнего или его родителей.
Построить такую систему работы ОО можно при условии включения в профилактическую деятельность всех субъектов образовательного процесса на основе четкого самоопределения каждого специалиста в профилактике, в т. ч.:
· классных руководителей преимущественно в рамках информационного и педагогического подходов;
· социальных педагогов в рамках социально-профилактического подхода;
· школьных медицинских работников в рамках медико-биологического подхода;
· школьных педагогов-психологов в рамках психологического подхода;
· администрации школы в рамках административного подхода.
Для эффективного осуществления специальных профилактических мер необходимо выделить те признаки девиантного поведения обучающихся, которые лежат в сфере ответственности различных специалистов школы согласно задачам их профессиональной деятельности и компетентности.
Классный руководитель организует профилактическую работу при признаках девиаций в сферах учебной деятельности, поведения и проведения подростком свободного времени:
· отношение к учебе (равнодушие, нежелание учиться);
· успеваемость (отставание в учебе, низкая успеваемость, затруднения в освоении учебных программ, систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам);
· поведение в школе (прогулы, систематические нарушения дисциплины, нецензурная брань и жаргонная речь, порча имущества, срыв уроков, драки);
· поведение в семье (побеги из дома, невыполнение домашних обязанностей, непослушание, ложь);
· досуг (отсутствие систематических занятий в кружках и секциях, вхождение подростка в асоциальную группу, употребление спиртных напитков, наркотиков, курение, бесконтрольная работа на улице, пребывание в игровых и компьютерных залах и т. д.).
В профилактической работе с трудными подростками классный руководитель (учитель) использует методы и технологии педагогики.
Социальный педагог организует профилактическую работу при признаках девиаций в сферах противоправных действий, отношения к труду и профессиональной деятельности и взаимоотношений со взрослыми:
· противоправные поступки (бродяжничество, попрошайничество, работа на улице, азартные игры, употребление наркотиков, проституция, кражи, вымогательство, порча имущества, нанесение телесных повреждений, учет в КДНиЗП);
· выбор профессии (профессиональная неопределенность, незнание своих возможностей и способностей, неразвитость тех черт личности, которые необходимы для выбранной профессии);
· отношение к труду (отрицательное или недобросовестное отношение к труду, невыполнение трудовых обязанностей в школе и дома, раннее вступление в трудовые отношения, связанные с работой на улице);
· взаимоотношения с учителями (конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями, грубость, бестактность, ложь);
· взаимоотношения с родителями (конфликты, ложь, грубость, хамство).
Педагог-психолог организует профилактическую работу при признаках девиаций в сферах взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, отношения к труду и профессиональной деятельности:
· положение в классе (изоляция, противопоставление себя коллективу, положение дезорганизатора, положение вожака микрогруппы, состоящих из «трудных» обучающихся);
· характер взаимоотношений со сверстниками (жестокость, пренебрежительное отношение к сверстникам, ранние половые связи, аморальные поступки);
· принадлежность к разнообразным асоциальным молодежным группам и религиозным сектам;
· взаимоотношения с учителями (конфликты с одним или несколькими учителями, грубость, бестактность, ложь);
· взаимоотношения с родителями (конфликты, ложь, грубость, хамство);
· выбор профессии (профессиональная неопределенность, незнание своих возможностей и способностей, неразвитость тех черт личности, которые необходимы для выбранной профессии);
· отношение к труду (отрицательное или недобросовестное отношение к труду, невыполнение трудовых обязанностей в школе и дома, раннее вступление в трудовые отношения, связанные с работой на улице).
Цель проекта — организация деятельности ОО по профилактике, минимизации и коррекции девиантного поведения подростков.
Задачи:
1. Построение системы мер общей профилактики отклоняющегося поведения подростков на основе комплексного подхода (специалисты ОО).
2. Построение системы мер специальной профилактики отклоняющегося поведения у подростков «группы риска» на основе комплексного подхода (специалисты ОО).
3. Разработка модели взаимодействия с организациями и учреждениями, решающими проблемы трудных подростков (КПДиЗП при органах местного самоуправления, учреждения социальной защиты, органы опеки и попечительства, учреждения здравоохранения, центры занятости, органы внутренних дел).
Ожидаемый результат — система работы ОО с трудными подростками.
Критерии результативности:
· наличие системы работы ОО с трудными подростками;
· организация взаимодействия различных специалистов внутри школы;
· повышение уровня профессиональной квалификации педагогических и управленческих кадров по данной проблеме;
· наличие организационно-управленческих моделей взаимодействия образовательных учреждений с учреждениями других ведомств.
№ |
Меры и мероприятия |
Рекомендации к содержанию |
1. Разработка проекта |
||
1.1 |
Разработка программных действий в рамках проекта ОО |
В рамках педагогических советов, заседаний методических объединений, работы управленческих и педагогических команд осуществляется анализ проявлений девиантного поведения и проблем профилактической работы, постановка перспективных и краткосрочных целей профилактики, подбор способов достижения цели |
2. Меры общей профилактики |
||
2.1. Мероприятия и меры в рамках деятельности классных руководителей (учителей) |
||
2.1.1 |
Сохранение психологического здоровья учеников |
Применение в образовательном процессе методов
педагогики ненасилия. |
2.1.2 |
Формирование уклада школьной жизни |
Проведение классных часов по проблеме повышения
гражданской грамотности обучающихся. |
2.1.3 |
Предупреждение неуспеваемости обучающихся |
Меры, связанные с исключением возможности перегрузки
обучающихся. |
2.1.4 |
Другое |
|
2.2. Мероприятия и меры в рамках деятельности психолога |
||
2.2.1 |
Реализация программы развивающих занятий с обучающимися (в каждом классе) |
Например: |
2.2.2 |
Занятия по сопровождению психосексуального развития и половой идентификации подростков |
В рамках психологических развивающих программ можно
включить занятия по данным темам |
2.2.3 |
Другое |
|
2.3. Мероприятия и меры в рамках деятельности социального педагога |
||
2.3.1 |
Индивидуальные и групповые встречи с родителями по проблемам профилактики нарушений |
Групповые (тематические) встречи с несколькими семьями проблемных детей, индивидуальные встречи, конференции, направленные на помощь семье в профилактике |
2.3.2 |
Консультирование подростков, родителей по проблемам обучения и воспитания подростков |
Меры, связанные с поддержкой построения и реализации индивидуальных программ (планов) развития (саморазвития) обучающегося |
2.3.3 |
Медиация, семейные конференции и курирование деятельности школьных служб примирения |
Меры, связанные с помощью семьям, педагогам и школьникам в урегулировании конфликтов |
2.3.4 |
Другое |
|
2.4. Мероприятия и меры в рамках деятельности администрации образовательной организации |
||
2.4.1 |
Организация «социального контроля» за поведением обучающихся |
Меры, связанные с охватом обучением всех детей школьного возраста, предупреждением отсева, возвращением в школу тех, кто бросил учебу, организация жизни детей после учебных занятий |
2.4.2. |
Сохранение психологического здоровья участников образовательного процесса |
Организация семинаров для педагогов «Профессиональное здоровье
педагога», |
2.4.3 |
Формирование уклада школьной жизни |
Развитие внутришкольного самоуправления. |
2.4.4 |
Предупреждение неуспеваемости обучающихся |
Организация семинаров для педагогов «Индивидуализация
учебного процесса», «Если ребенок уже не верит в свои силы»
и пр. |
2.4.5 |
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся |
Реализация программы тематических родительских собраний, родительских клубов |
2.4.6 |
Другое |
|
3. Меры специальной профилактики |
||
3.1. Реализация подпроектов специальной профилактики |
||
3.1.1 |
Реализация подпроекта «Профилактика насилия над детьми и помощь детям, пережившим насилие» |
- |
3.1.2 |
Реализация подпроекта «Профилактика алкоголизма среди детей и подростков» |
- |
3.1.3 |
Реализация подпроекта «Профилактика наркомании» |
- |
3.1.4 |
Реализация подпроекта «Профилактика суицида» |
- |
3.1.5 |
Реализация подпроекта «Профилактика интолерантности» |
- |
3.1.6 |
Другое |
|
3.2. Мероприятия и меры в рамках деятельности классных руководителей (учителей) |
||
3.2.1 |
Выявление факторов семейного неблагополучия подростка с отклоняющимся поведением |
Организация анкетирования, мониторинга семейного благополучия подростка. Наблюдение за эмоциональным состоянием подростка в школе, внимание к его внутреннему миру |
3.2.2 |
Оказание помощи неуспевающим |
Осмыслить формы и спланировать индивидуальные программы |
3.2.3 |
Индивидуальная работа с трудными подростками |
Индивидуальные консультации по оценке ситуации, планированию позитивных перемен, по оценке результатов |
3.2.4 |
Беседы с родителями трудных подростков по выработке стратегии и тактики воспитания |
Групповые тематические, наличие графика индивидуальных бесед |
3.2.5 |
Проведение тренингов и бесед с детьми в рамках классных часов по проблемам наркомании, алкоголизма, токсикомании, СПИДа и инфекций, передающихся половым путем |
Следует указать реализуемые профилактические программы |
3.3. Мероприятия и меры в рамках деятельности психолога |
||
3.3.1 |
Помощь трудному подростку в профессиональном самоопределении и разрешении индивидуальных проблем профильного обучения |
Психологическое диагностирование способностей, интересов, мотивации подростка для расширения сферы его самосознания; профессиональное консультирование, помощь в построении профессиональных планов и саморазвитии |
3.3.2 |
Коррекционно-развивающая групповая (тренинговая) работа с трудными подростками |
Психологические развивающие программы |
3.3.3 |
Коррекционно-развивающая работа с трудным подростком в технологиях индивидуального психологического консультирования |
Индивидуальные консультации по решению возрастных и индивидуальных проблем личности с использованием различных психологических технологий |
3.3.4 |
Психологическое консультирование неблагополучных семей |
Семейные консультации по решению подростковых и индивидуальных проблем личности, проблем внутрисемейного взаимодействия с использованием различных психологических технологий |
3.4. Мероприятия и меры в рамках деятельности социального педагога |
||
3.4.1 |
Реализация программ работы с неблагополучными семьями |
Программы работы с неблагополучными семьями |
3.4.2 |
Индивидуальная работа с детьми, совершившими противоправные поступки |
Помощь во взаимодействии с КДНиЗП, правоохранительными органами |
3.4.3 |
Содействие в профессиональном самоопределении трудным подросткам |
Беседы, помощь в организации сотрудничества с центрами занятости, профориентационными центрами |
3.4.4 |
Другое |
|
3.5. Мероприятия и меры в рамках деятельности администрации ОО |
||
3.5.1 |
Организация работы психолого-медико-педагогических консилиумов |
Решение сложных педагогических ситуаций, поиск педагогических подходов, методов в работе с трудным подростком |
3.5.2 |
Координация деятельности специалистов по данному проекту |
Управленческие меры |
3.5.3 |
Организация взаимодействия с социумом |
Определение круга социальных партнеров в работе с проблемными детьми, определение условий взаимодействия |
3.5.4 |
Организационное обеспечение социальных проектов детей, педагогов и родителей |
Меры взаимодействия с социумом, указание социальных партнеров |
3.5.5 |
Другое |
|
4. Взаимодействие с организациями и учреждениями, занимающимися проблемами трудных подростков, участие в межведомственных проектах и программах по проблеме |
||
4.1 |
Взаимодействие школы с КДНиЗП при органах местного самоуправления |
- |
4.2 |
Взаимодействие школы с учреждениями социальной защиты по проблеме трудных подростков |
- |
4.3 |
Взаимодействие школы с органами опеки и попечительства по проблемам оказания помощи трудным подросткам |
- |
4.4 |
Взаимодействие школы с учреждениями здравоохранения по проблемам профилактики отклоняющегося поведения подростков |
Проведение тренингов и бесед с детьми по медицинским аспектам проблемы наркомании, алкоголизма, токсикомании, СПИДа и инфекций, передающихся половым путем |
4.5 |
Взаимодействие школы с центрами занятости по проблемам профориентации трудных подростков и трудоустройства выпускников |
|
4.6 |
Взаимодействие школы с органами внутренних дел по проблемам профилактики девиантного и делинквентного поведения подростков |
- |
4.7 |
Межведомственные проекты по проблеме профилактики отклоняющегося поведения |
- |
5. Общешкольные мероприятия |
||
5.1 |
Психолого-педагогические консилиумы (советы по профилактике, малые педсоветы, административные советы) |
- |
5.2 |
Реализация программ тематических родительских собраний (в рамках общей и специальной профилактики) |
- |
6. Анализ результатов работы по проекту |
||
6.1 |
Оформление отчета о реализации проекта |
По разделам проекта |
6.2 |
Обсуждение в педагогическом коллективе результатов реализации проекта |
- |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.