Какую работу проводить с детьми из неблагополучных семей. Пошаговая инструкция
Проведите работу с неблагополучными семьями, чтобы корректно и ненавязчиво восстановить здоровые детско-родительские отношения.
Воспользуйтесь пошаговой инструкцией.
Светлана Сергеева, заведующий МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 178»,
г. Чебоксары
Светлана Печурина, педагог-психолог МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 178», г. Чебоксары
Сложное положение в семье влияет на детей отрицательно: повышается тревожность, занижается самооценка, проявляется агрессия. У детей из неблагополучных семей отсутствуют адекватные представления о себе и окружающем мире. Выявлять и отслеживать детей из неблагополучных семей нужно уже в детском саду. По возможности воспитатели вместе с педагогом-психологом должны помочь родителям выработать положительный опыт взаимодействия с ребенком.
Важно на этом этапе установить контакт с родителями, объяснить, что действия, которые осуществляют педагоги – в их же интересах. Беседуйте с родителями, при необходимости посетите ребенка на дому. Привлеките по возможности три поколения семьи: ребенка, родителей, бабушку и дедушку. Выявите ближайшее социальное окружение семьи, познакомьтесь с ними.
Если родители не идут на контакт, а ситуация в семье тяжелая, привлеките органы опеки или сотрудников комиссии по делам несовершеннолетних и защите
Шаг 2. Изучите ситуацию в семье |
|
Неблагополучные семьи необходимо выявить своевременно. Для этого нужно изучить ситуации в семье максимального количества воспитанников детского сада. Граница между благополучными и неблагополучными семьями часто может быть размыта, и вполне благополучные внешне семьи могут иметь серьезные проблемы. Проведите социально-педагогическую и психологическую диагностику. Предложите родителям заполнить анкету " 49, которая поможет вам выявить неблагополучные семьи. Соберите сведения, чтобы оформить социальный паспорт семьи. Пригласите родителей на консультацию. Дошкольнику предложите выполнить «Кинетический рисунок семьи». Изучите социально-психологический климат в семье и стиль воспитания, который используют родители. Предложите родителям, например, опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса и тест-опросник родительского отношения А.Я. Варги и В.В. Столина. Уточните, владеют ли родители азами детской психологии, как воздействуют на поведение ребенка. Выявите методы взаимодействия между родителями и ребенком, причины отклонений от социальной нормы. Определите социальный статус, уровень образования родителей и близких родственников. Вместе с коллегами регулярно посещайте проблемную семью. Выявите степень материального благополучия и уровень доходов. Когда обследуете жилищно-бытовые условия проживания ребенка, составляйте акты. Поймите, в каких видах социальной помощи нуждается семья. |
Совет Изучите формы и стиль взаимодействия между взрослыми в семье |
их прав
(КДН и ЗП). Если вам удалось установить доверительный контакт с родителями,
переходите к следующему шагу.
Обработайте результаты исследований. Определите, какие неблагоприятные факторы поставили семью в социально опасное положение. Причинами неблагополучия в семье могут быть: развод родителей, смерть одного из супругов, рождение ребенка матерью-одиночкой, инвалидность ребенка, асоциальное поведение одного или обоих супругов.
Вместе со старшим воспитателем составьте банк данных о семьях, которые находятся в социально опасном положении, и семьях группы риска. К неблагополучным отнесите опекунские, неполные и малообеспеченные семьи и семьи, с которыми уже работает КДН и ЗП.
Важно Согласуйте план взаимодействия с неблагополучными семьями с заведующим детского сада |
консультации. Практикуйте беседы с семьей через мессенджеры и электронную почту. Предложите другим специалистам детского сада провести индивидуальные и групповые консультации с родителями. Например, медицинская сестра может оказать социально-медицинскую помощь семье. |
Выберите формы и методы работы с семьей. Запланируйте коррекционно-развивающие и профилактические мероприятия для родителей и детей. Разработайте индивидуальный психологический маршрут семьи. Для родителей составьте на год график консультаций и тренингов.
Начните
исправлять семейное неблагополучие. Запланируйте беседы с родителями. Дайте
рекомендации по преодолению сложных жизненных ситуаций, осветите положительный
опыт, помогите найти выход из трудной ситуации.
Предотвращайте проблемы, которые возникают в семье, формируйте в общении с родителями их педагогическую культуру. По запросу проводите экстренные
Чтобы предотвратить ухудшение социально-психологического климата во всех семьях, один раз в месяц проводите родительские собрания и семинары по вопросам воспитания. Раз в квартал проводите встречи родителей с инспектором по делам несовершеннолетних и представителями органов опеки и попечительства.
Подготовьте и раздайте родителям буклеты о семейных отношениях и воспитании детей, например, используйте темы «10 заповедей счастливой семьи» или «Закон и семья». Распространите пропагандистские материалы о гуманном обращении с детьми. Оформите в детском саду стенд о проблемах неблагополучных семей.
Приглашайте всех родителей участвовать в культурных мероприятиях, посвященных знаменательным датам. Например, организуйте фотовыставку «Мама, как много в этом слове» к празднику 8 Марта. Попросите помочь педагогам подготовить книжную выставку для детей «Почитаем всей семьей».
Чтобы помочь детям преодолеть дезадаптацию, проводите тренинги в течение года. Один раз в неделю запланируйте ролевые игры, в которых вместе с воспитателем проработайте поведение дошкольников в проблемных ситуациях.
Вместе с заведующим и старшим воспитателем разработайте стратегию развития дошкольников из неблагополучных семей в летний оздоровительный период.
Реализуйте ее в июне-августе.
Проводите профилактические и обучающие мероприятия для всех детей. Попросите инспектора по делам несовершеннолетних рассказать им о правовых вопросах. Вместе с воспитателями проведите беседу «Я имею право», предложите сделать газету «Маленьким детям – большие права».
Развивайте представления дошкольников о здоровье и санитарных нормах. Организуйте, например, фотовыставку «В здоровом теле – здоровый дух!». Пригласите в детский сад врача-педиатра, который проведет беседу «В гостях у Айболита» или «Как сохранить здоровье».
Совет Дошкольников из проблемных семей включите в кружки и секции по интересам
Научите дошкольников безопасному поведению. Предложите детям поучаствовать во Всероссийской профилактической акции «Внимание – дети!», чтобы научить их соблюдать правила дорожного движения.
Воспитывайте у детей ценность семьи и проводите профилактику проблем детско-родительских отношений. Организуйте, например, конкурс детских поделок «Моя семья – мое богатство» или выставку рисунков «Папа, мама, я – дружная семья».
Вместе с воспитателями наблюдайте за ребенком, отслеживайте динамику развития детско-родительских отношений. Проведите повторную диагностику, предложите родителям еще раз заполнить опросники детско-родительских отношений. Поощряйте родителей, которые улучшают сложившуюся ситуацию в семье.
Сделайте выводы по результатам работы за год, подготовьте рекомендации для родителей. Если родители нормализовали ситуацию, снимите семью с учета. При необходимости продолжите коррекцию и наблюдение. Если динамика отрицательная, привлеките сотрудников КДН и ЗП и поставьте семью на учет.
ЧТО ЕСТЬ ТОЛЬКО В ЭЛЕКТРОННОЙ ВЕРСИИ ЭТОЙ СТАТЬИ
Адрес: e.psihologsad.ru
В электронной версии статьи вы можете
скачать шаблон анкеты для родителей по выявлению неблагополучной семьи, образец
социального паспорта семьи, индивидуальную программу профилактики и план
реализации программы по профилактике и коррекции семейного неблагополучия.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.