Для психолога

  • pdf
  • 11.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 2.pdf



Какую работу проводить с детьми из неблагополучных семей. Пошаговая инструкция

Проведите работу с неблагополучными семьями, чтобы корректно и ненавязчиво восстановить здоровые детско-родительские отношения.

Воспользуйтесь пошаговой инструкцией.


Светлана Сергеева, заведующий МБДОУ «Центр развития  ребенка – детский  сад № 178»,

г. Чебоксары

Светлана Печурина, педагог-психолог МБДОУ «Центр  развития ребенка –  детский сад № 178», г. Чебоксары

Сложное положение в семье влияет на детей отрицательно: повышается тревожность, занижается самооценка, проявляется агрессия. У детей из неблагополучных семей отсутствуют адекватные представления о себе и окружающем мире. Выявлять и отслеживать детей из неблагополучных семей нужно уже в детском саду. По возможности воспитатели вместе с педагогом-психологом должны помочь родителям выработать положительный опыт взаимодействия с ребенком.

Шаг 1. Установите с родителями доверительные отношения

Важно на этом этапе установить контакт с родителями, объяснить, что действия, которые осуществляют педагоги – в их же интересах. Беседуйте с родителями, при необходимости посетите ребенка на дому. Привлеките по возможности три поколения семьи: ребенка, родителей, бабушку и дедушку. Выявите ближайшее социальное окружение семьи, познакомьтесь с ними.

Если родители не идут на контакт, а ситуация в семье тяжелая, привлеките органы опеки или сотрудников комиссии по делам несовершеннолетних и защите


Шаг 2. Изучите ситуацию в семье

 

Неблагополучные семьи необходимо выявить своевременно. Для этого нужно изучить ситуации в семье максимального количества воспитанников детского сада. Граница между благополучными и неблагополучными семьями часто может быть размыта, и вполне благополучные внешне семьи могут иметь серьезные проблемы. Проведите социально-педагогическую и психологическую диагностику.

Предложите родителям заполнить анкету " 49, которая поможет вам выявить неблагополучные семьи. Соберите сведения, чтобы оформить социальный паспорт семьи. Пригласите родителей на консультацию. Дошкольнику предложите выполнить «Кинетический рисунок семьи».

Изучите социально-психологический климат в семье и стиль воспитания, который используют родители. Предложите родителям, например, опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса и тест-опросник родительского отношения А.Я. Варги и В.В. Столина.

Уточните, владеют ли родители азами детской психологии, как воздействуют на поведение ребенка. Выявите методы взаимодействия между родителями и ребенком, причины отклонений от социальной нормы. Определите социальный статус, уровень образования родителей и близких родственников.

Вместе с коллегами регулярно посещайте проблемную семью. Выявите степень материального благополучия и уровень доходов. Когда обследуете жилищно-бытовые условия проживания ребенка, составляйте акты. Поймите, в каких видах социальной помощи нуждается семья.

Совет

Изучите формы и стиль взаимодействия между взрослыми в семье

их прав (КДН и ЗП). Если вам удалось установить доверительный контакт с родителями, переходите к следующему шагу. 

Шаг 3. Составьте план коррекционной работы

Обработайте результаты исследований. Определите, какие неблагоприятные факторы поставили семью в социально опасное положение. Причинами неблагополучия в семье могут быть: развод родителей, смерть одного из супругов, рождение ребенка матерью-одиночкой, инвалидность ребенка, асоциальное поведение одного или обоих супругов.

Вместе со старшим воспитателем составьте банк данных о семьях, которые находятся в социально опасном положении, и семьях группы риска. К неблагополучным отнесите опекунские, неполные и малообеспеченные семьи и семьи, с которыми уже работает КДН и ЗП.

Важно

Согласуйте план взаимодействия с неблагополучными семьями с заведующим детского сада

консультации. Практикуйте беседы с семьей через мессенджеры и электронную почту.

Предложите другим специалистам детского сада провести индивидуальные и групповые консультации с родителями. Например, медицинская сестра может оказать социально-медицинскую помощь семье.

Выберите формы и методы работы с семьей. Запланируйте коррекционно-развивающие и профилактические мероприятия для родителей и детей. Разработайте индивидуальный психологический маршрут семьи. Для родителей составьте на год график консультаций и тренингов.

Шаг 4. Работайте с семьями

Начните исправлять семейное неблагополучие. Запланируйте беседы с родителями. Дайте рекомендации по преодолению сложных жизненных ситуаций, осветите положительный опыт, помогите найти выход из трудной ситуации.

Предотвращайте проблемы, которые возникают в семье, формируйте в общении с родителями их педагогическую культуру. По запросу проводите экстренные


Чтобы предотвратить ухудшение социально-психологического климата во всех семьях, один раз в месяц проводите родительские собрания и семинары по вопросам воспитания. Раз в квартал проводите встречи родителей с инспектором по делам несовершеннолетних и представителями органов опеки и попечительства.

Подготовьте и раздайте родителям буклеты о семейных отношениях и воспитании детей, например, используйте темы «10 заповедей счастливой семьи» или «Закон и семья». Распространите пропагандистские материалы о гуманном обращении с детьми. Оформите в детском саду стенд о проблемах неблагополучных семей.

Приглашайте всех родителей участвовать в культурных мероприятиях, посвященных знаменательным датам. Например, организуйте фотовыставку «Мама, как много в этом слове» к празднику 8 Марта. Попросите помочь педагогам подготовить книжную выставку для детей «Почитаем всей семьей».

Чтобы помочь детям преодолеть дезадаптацию, проводите тренинги в течение года. Один раз в неделю запланируйте ролевые игры, в которых вместе с воспитателем проработайте поведение дошкольников в проблемных ситуациях.

Вместе с заведующим и старшим воспитателем разработайте стратегию развития дошкольников из неблагополучных семей в летний оздоровительный период.

Реализуйте ее в июне-августе.

Проводите профилактические и обучающие мероприятия для всех детей. Попросите инспектора по делам несовершеннолетних рассказать им о правовых вопросах. Вместе с воспитателями проведите беседу «Я имею право», предложите сделать газету «Маленьким детям – большие права».

Развивайте представления дошкольников о здоровье и санитарных нормах. Организуйте, например, фотовыставку «В здоровом теле – здоровый дух!». Пригласите в детский сад врача-педиатра, который проведет беседу «В гостях у Айболита» или «Как сохранить здоровье».

 

Совет Дошкольников из проблемных семей включите в кружки и секции по интересам


Научите дошкольников безопасному поведению. Предложите детям поучаствовать во Всероссийской профилактической акции «Внимание – дети!», чтобы научить их соблюдать правила дорожного движения.

Воспитывайте у детей ценность семьи и проводите профилактику проблем детско-родительских отношений. Организуйте, например, конкурс детских поделок «Моя семья – мое богатство» или выставку рисунков «Папа, мама, я – дружная семья».

Шаг 5. Следите за динамикой в семье

Вместе с воспитателями наблюдайте за ребенком, отслеживайте динамику развития детско-родительских отношений. Проведите повторную диагностику, предложите родителям еще раз заполнить опросники детско-родительских отношений. Поощряйте родителей, которые улучшают сложившуюся ситуацию в семье.

Сделайте выводы по результатам работы за год, подготовьте рекомендации для родителей. Если родители нормализовали ситуацию, снимите семью с учета. При необходимости продолжите коррекцию и наблюдение. Если динамика отрицательная, привлеките сотрудников КДН и ЗП и поставьте семью на учет.

 ЧТО ЕСТЬ ТОЛЬКО В ЭЛЕКТРОННОЙ ВЕРСИИ ЭТОЙ СТАТЬИ

Адрес:              e.psihologsad.ru

В электронной версии статьи вы можете скачать шаблон анкеты для родителей по выявлению неблагополучной семьи, образец социального паспорта семьи, индивидуальную программу профилактики и план реализации программы по профилактике и коррекции семейного неблагополучия.