Доклад на тему: Сексуальная активность детей и психология полового воспитания школьников. С давних времен проблемы полового воспитания относились кчислу,во – первых , наиболее запутанных , а , во – вторых , пренебрегаемых, а то и попросту изгоняемых областей школьной педагогики . Отрадно , чтосейчас ситуация с половым воспитанием стала другой . Это связано и соснижением возраста полового созревания (13 – 15 лет ) , а значит с ростомдобрачных сексуальных отношений , и со многими социальными факторами.Сегодняшние 16 – 17 летние по половому поведению соответствуют 19 – 20летним 60 – х годов. В наши дни сексуальная зрелость наступает на 2 – 3года раньше , а эмоциональное созревание – замедляется . Чтобы помочьюношам и девушкам сформировать правильные семейно – брачные отношения исексуальные ориентации необходимо единение врачей , учителей , психиатров ,т.е. нас , взрослых .Ученым давно известны стадии , в которых присущая человеку способностьлюбить выражается особенно сильно.1) Это возраст около трех лет , когда ребенку вдруг начинает очень нравиться мальчик или девочка ( строго по признаку противоположного пола ) одного с ним или более старшего ( что более свойственно девочкам ) возраста.2) Это младший школьный возраст ( 7 – 9 лет ) ,когда полудетская влюбленность проявляется во взаимной нежности и жалости.3) Это подростковый возраст ( 12 – 13 лет ) , когда чувство к человеку противоположного пола находит свое выражение в возрастающей тяге к общению , жадном интересе к обьекту любви и своеобразном фетишизме ( когда особо привлекает какой – то один компонент внешности , например , волосы или ноги ).4) Это юношеский возраст ( 15 – 17 лет ) , когда привязанность юношей и девушек друг к другу носит уже почти совсем “взрослый “ характер , ибо основывается на тяге к глубокой личной интимности. Вернемся теперь к раннему детству .По авторитетному мнению специалистов , ребенок проявляет половые различия уже в первые дни после рождения . А осознание ребенком своей половой принадлежности начинается с того , что он научается различать пол других людей . Знание собственной половой принадлежности развивается в полной мере к трем годам , по мере того как ребенок осознает свое “ Я “ ( ты – мальчик , я – девочка ). В 2 – 4 года у ребенка особенно активно проявляется “ половое любопытство “ , т.е. стремление к разглядыванию и ощупыванию своих половых органов . Дело в том , что осознание своего собственного “ Я “ обязательно включает в норме и осознание собственной половой принадлежности. А половая принадлежность является важнейшим стержнем формирования личности , а значит , формирования в детях эталонов настоящего мужчины и женщины . И в каждом определенном возрасте у ребенка должно быть соответствующее его уровню понимания представление о сущности половых различий .Ребенок должен осознанно понимать значение своего пола и уважать пол противоположный . Так уже в маленьком мальчике необходимо развивать уважение к женщине , а девочку нужно научить вести себя в соответствии с половой принадлежностью.Уже в младшем школьном возрасте возникают первые симпатии детейпротивоположного пола по отношению друг к другу .Основаны эти отношения восновном на эмпатических способностях , которые в этом возрасте проявляютсяв способностях школьников сочувствовать , сопереживать кому – то.У разныхлюдей эмпатическая способность , как и вообще способность любить , весьмаразлична , как различны и все остальные способности у разных людей .И такуюэмпатическую способность ( способность сопереживать , а значит любить )необходимо развивать в маленьком человеке (напр. игры в дочки – матери , “отца “ , сказки , случаи из жизни животных ). Кстати , неразвитыеэмпатические способности дают негативные последствыия во взрослой жизнидетей . Эксперименты показывают , что уже в шести – семилетнем ворасте до10 – 20% мальчиков и девочек ( причем , мальчиков больше , чем девочек )практически совершенно лишены эмпатических способностей . ИсследовательФилонов Л.Б. пришел к заключению , чео самое большое число случаевжестокости ( а жестокость предполагает отсутствие способности сочуствоватьи сопереживать ) падает на подросткоиый возраст 11 – 16 лет .А средивзрослых людей обнаруживаются даже такие , которые наслаждаются , во всякомслучае получают удовлетворение от созерцания других людей .Такие негативные последствия проявляются как раз от того , что в раннемдетстве . в пеиые школьные годы ребенок не испытал никакой влюбленности ,азначит не научился и испытывать нежность , жалость , сочуствие по отношениюк кому – то … В подростковом возрасте интерес к половым вопросам резко возрастает .Начинается процесс полового созревания , который , безусловно , накладываетотпечаток на поведение подростка . Но происходит не только физическоесозревание , но и заметное созревание ребенка как личности . Появляютсяпервые признаки самоконтроля и саморегуляции поведения . Половое влечение уподростков приобретает вполне определенную направленность , что проявляетсяв в изменении характера их поведения в присутстви представителей другогопола . При этом , например , девочки начинают разговаривать преувеличенногромко , с особыми интонациями , обнимают одна другую , шепча на ухосекреты . Появляется первое женское кокетство , цель которого – привлечь ксебе внимание ( причем половое поведение женщины сложнее и разнообразнееповедения мужчины ). Так наряду с кокетством проявляется и другая реакция ,связаная с половым влечением у девочек – застенчивость . К ней близкастыдливость . Степень развития этих чувств зависит от индивидуальныхособенностей ребенка , от атмосферы в семье. У каждого человека постепенноскладывается модель( внутренняя, идеальная) представителя другого пола икаждый конкретный человек с ней более или менее сопоставляется. Внекоторых случаях наступает состояние влюбленности, очень остропереживаемое подростками. Нечуткое вмешательство взрослых в подобныхситуациях может вызвать сильнейшее психическое перенапряжение у подростка идаже привести к нервному срыву. А взрослые нередко спешат навязать своемнение, спешат запретить детям делать что-либо, не пытаясь оценитьнасколько этот запрет может психологически ущемлять подростка. Согласноданным , полученным в одном из исследований, в основе почти 20% конфликтовмежду матерью и дочерью лежит неодобрение матерью дружбы с мальчиками(“рано”); 11% конфликтов излишнее, по мнению матери, стремление дочери ксамостоятельности ; 11% кофликтов “Упрямство” дочери ; 19% - прическа,косметика, модная одежда. В свою очередь дочери считают, что “ мать все преувеличивает”, илижалуются “мать ругает без конца”. Согласно данным того же исследованияконфликты между матерью и дочерью возникали : В 11 лет – в 10% семей В 12-13 лет – в 72% семей В 14 и старше – в 18% семей Совершенно ясно , что различия во мнениях между взрослыми и детьминесложно сгладить, если быть сознательно заитересованным в этом. Ничегоплохого в самостоятельности ребенка нет, как нет ничего плохого ипостыдного в сексуальном развитии ребенка.Плохим или хорошим ,нравственным или безнравственным может быть лишь отношение к этому явлению,и в том числе отношению паническое. Неумелыми действиями ( жестокостью,грубостью, потаканием ) взрослый может глубоко травмировать душу ребенка,вызвать отчуждение, которое нелегко будет потом устранить. Возникаетдеформация отношений, воздействовать на ребенка станет все труднее итруднее. Итак , в период 12-13 лет активно начинаются ухаживания запредставителями противоположного пола, причем это определяется не столькоуровнем половой зрелости, сколько некими нормами, представлениями о том,как и когда это принято делать у сверстников. Проявляется острый интерес кпорнографии без всякого понимания , что она действует подобно наркотикусначала обостряя отношения , а потом быстро начиная их притуплятьопустошатя человека на многие годы. ( Такой же повышенный интереспроявляется и по отношению к наркотикам .) Причем обсуждать свои “любовные” проблемы подростку легче с друзьями, ане с родителями .( В одном психологическом исследовании испытуемым разноговозраста задавали вопрос – Чувствовали ли Вы когда-нибудь , что вам легчеобсуждать проблемы с друзьями , а не с родителями ? Положительный ответдали 61% подростков 11-13 лет, и 90% юношей 15-18 лет.) В связи с необходимостью заинтересовать собой представителяпротивоположного пола резко возрастает внимание к своим внешним данным ( невнутренним ) и мнению окружающих по этому вопросу . Просто ужас вызываютвеснушки, угри, редкие зубы, рыжие волосы. Невероятно повышаетсячувствительность к обидным замечаниям окружающих по этому поводу. Стоит“обьекту” любви хотя бы один раз, в шутку, высказаться по поводувнешности своего воздыхателя - как “любовь“ исчезает. Говорить о проявлении влюбленности в подростковом возрасте можно много,главное , думается , в том , что половое влечение не должно подавляться.Оно должно наоборот поощряться, но именно в плане привития педагогическиприемлемых способов его удовлетворения в межличностном общении с лицамипротивоположного пола. Требуется современное возрастное сексуальноепросвещение подростков. “… если добродетель есть неведение, то все животные - предобродетельныеособы. Добродетель девушки не в том, чтобы она младенчески не знала, а втом , чтобы она младенчески знала , и в знании оставалась чистою.” В.Г.Белинский Совсем особый тип поведения наблюдается у учащихся старшего школьноговозраста. Центральное новообразование этого периода - процесс активногоразвития личности, интенсивного формирования мировоззрения. Большойинтерес старшеклассники проявляют к проблемам долга, чести, справедливости.Высока у них потребность в доверии, уважении, равном отношении совзрослыми.(В старших классах человеку незнакомому предпочтительнообращаться к учащимся на “Вы”). Неуважение к личности старшеклассника к его“я” может привести не только к конфликтам , но и к отклонениям внравственном поведении. Этот возрастной период развития человека являетсяне менее сложным и противоречивым, чем возраст подростка. С завершением полового созревания усложняется общественное положениестаршеклассников. Возникают интимные отношения, новые половые чувства,отличные по форме и содержанию от тех которые имеют место у взрослых мужчини женщин. В юношеские годы несколько изменяется проявление “гормональной бури”.Подросток (старший) также повышенно возбудим, эмоционально неустойчив,реакции его неадекватны. Своеобразной формой психотерапии выступают в этомслучае именно дружба, любовь. В этом возрасте физическая коммуникацияначинает вытесняться словесным общением. Обьятия, щипки, поглаживаниязаменяются комплиментами, иронией, остроумными шутками и игривыминамеками. Слушая телефонные разговоры молодых людей, взрослые нередковыходят из себя от их продолжительности и бессодержательности, не понимая ,что сам контакт с ровесниками выполняет для них специфическую роль –поддержание самоутверждения личности. Влюбляясь юноша ( чаще чем девушка ) желает всем доказать своюсмелость, удаль – стремится выделиться из среды себе подобных, обратить насебя внимание. (Вспомним поведение героя фильма “В моей смерти прошу винитьКлаву К…”, когда он сделал стойку на руках на краю крыши.) Максимализм в суждениях, категорическая критичность – это тоже чертыучащихся старшего школьного возраста. Именно в силу этих качествюноша(девушка) не прощают измены (взгляд, улыбка, танец) своему партнеру, и, разрывая отношения, замыкаются в себе, переживая свою боль внутри себя и “мстя” всем окружающим за эту боль. Стремясь выделиться , проявить свою “самобытность”, “индивидуальность”, старшеклассники нередко совершают свои первые преступления.( напр.“изнасилование – доказать всем и ей, и себе, что я могу.”) Причем, знание того , что его очень любила мать делает молодогочеловека более уверенным в отношениях с девушками и позволяет ему прощекомпенсировать свои недостатки. Очень важно к этому возрастному периоду развития старшего подросткапробудить у девочки чувство девичьей чести, женского достоинства, умальчиков – мужскую сдержанность, уважение к женщине, чувствоответственности за доверившегося человека. Тогда у родителей не будетоснований опасаться за чистоту их отношений. Строгость воспитания конечнонужна, но это должна быть строгость умная и справедливая. Рекомендованы : совместное времяпрепровождение , танцы , вечера отдыха,походы, обсуждения коцертов, совместный спорт, встречи “домами”. Важно научить юношей и девушек общаться, избегая пошлости и грязи .Возвысить половое влечение, переосмыслить его как высшую форму человеческойблизости, которую достигают далеко не все.------------------------------------------------------------------------------- Список литературы:Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.,1988Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. Минск,1980.Фридман Л.Ф.,Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.,1988.Т.Разумовская.Узы брака, узы свободы.М.,1990 Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.