Родительское собрание в
"Адаптация
пятиклассников к новым условиям учёбы“
http://psi-school.ru/
Возрастные особенности младшего подростка:
• потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
• повышенная утомляемость;
• стремление обзавестись верным другом;
• стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
• повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
• стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
• отсутствие авторитета возраста;
• отвращение к необоснованным запретам;
• восприимчивость к промахам учителей;
• переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
• отсутствие адаптации к неудачам;
• отсутствие адаптации к положению “худшего”;
• ярко выраженная эмоциональность;
• требовательность к соответствию слова делу;
• повышенный интерес к спорту;
• увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством.
Какими
должны быть пятиклассники?
Пятиклассники должны:
• уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;
• уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обещаться за помощью взрослых;
• стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
• уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
• иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;
• уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;
• уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.
Критерии готовности к обучению в средней школе:
• сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала;
• новообразования младшего школьного возраста – произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах);
• качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Вопросы родителям:
• Сколько учебных предметов изучалось Вашим ребёнком в 4 классе? В 5 классе?
• Какова недельная учебная нагрузка была у Вашего ребёнка в 4 классе? В 5 классе?
• Сколько учителей обучало Вашего ребёнка в 4 классе? В 5 классе?
• Сколько времени в среднем тратил Ваш ребёнок на подготовку домашних заданий в 4 классе? В 5 классе?
Сравнительная таблица
Возникающие проблемы:
• очень много разных учителей;
• непривычное расписание;
• много новых кабинетов;
• новые дети в классе;
• новый классный руководитель;
• проблемы со старшеклассниками;
• возросший темп работы;
•
возросший объем работ в классе и д/з;
• рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;
• ослабление или отсутствие контроля;
• необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей;
• несамостоятельность в работе с текстами;
• низкий уровень развития речи;
• слабое развитие навыков самостоятельной работы;
• своеобразие подросткового возраста.
Признаки успешной адаптации:
• удовлетворенность ребенка процессом обучения;
• ребенок легко справляется с программой;
• степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
• удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Признаки
дезадаптации:
• Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
• Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
• Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
• Нежелания выполнять домашние задания.
• Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
• Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
• Беспокойный сон.
• Трудности утреннего пробуждения, вялость.
• Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Возможные реакции:
• Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
• Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
• Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
• Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.
• Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.
Опросник «Чувства в школе»
Спокойствие |
81% |
Сомнение |
70% |
Усталость |
50% |
Обида |
11% |
Скуку |
15% |
Страх |
|
Радость |
70% |
Чувство унижения |
|
Уверенность в себе |
45% |
Тревогу за будущее |
|
Беспокойство |
33% |
Благодарность |
|
Неудовлетворенность собой |
25% |
Симпатию к учителям |
|
Раздражение |
12% |
Желание приходить сюда |
|
Из 16
перечисленных чувств выбери только 8, которые ты наиболее
часто испытываешь в школе.
http://psi-school.ru/
Методика изучения удовлетворенностью учащихся школьной жизнью.
Учащимся предлагалось оценить степень их согласия с предложенными утверждениями по следующей шкале:
0 – нет; 1 – не всегда; 2 – да
1. Я иду в школу с радостью
2. В школе у меня обычно хорошее настроение
3. У нас хороший классный руководитель
4. У меня есть любимые школьные предметы
5. Я привык к новым учителям
6. В начальной школе было лучше
7. На
летних каникулах я скучал по школе
8. Продолжи предложение: мне не нравится (или нравится) в школе (что?)
http://psi-school.ru/
Результаты 5 «б» класса:
№ |
Вопрос |
Да |
Нет |
Не всегда |
1 |
Я иду в школу с радостью |
9 |
3 |
8 |
2 |
В школе у меня обычно хорошее настроение |
9 |
0 |
11 |
3 |
У нас хороший классный руководитель |
20 |
0 |
0 |
4 |
У меня есть любимые школьные предметы |
18 |
1 |
1 |
5 |
Я привык к новым учителям |
9 |
2 |
9 |
6 |
В начальной школе было лучше |
10 |
6 |
4 |
7 |
На летних каникулах я скучал по школе |
3 |
6 |
11 |
8 |
|
|
|
|
http://psi-school.ru/
Результаты 5 «в» класса:
№ |
Вопрос |
Да |
Нет |
Не всегда |
1 |
Я иду в школу с радостью |
7 |
2 |
16 |
2 |
В школе у меня обычно хорошее настроение |
4 |
2 |
19 |
3 |
У нас хороший классный руководитель |
24 |
1 |
0 |
4 |
У меня есть любимые школьные предметы |
23 |
1 |
1 |
5 |
Я привык к новым учителям |
15 |
3 |
7 |
6 |
В начальной школе было лучше |
8 |
8 |
9 |
7 |
На летних каникулах я скучал по школе |
7 |
14 |
4 |
8 |
|
|
|
|
http://psi-school.ru/
Чем
можно помочь?
• Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
• Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.
• Если в семье произошли какие то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и тд.) сообщите об этом классному руководителю.
• Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
• Помогите ребенку выучить имена новых учителей.
• Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю.
• Приучайте его к самостоятельности постепенно.
Чем можно помочь?
• Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
• Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
• Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
• Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
• Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
• Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
• Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.
Чем можно помочь?
• Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
• Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
• Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
• Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
Слова, которые поддерживают и которые разрушают его веру в себя:
Слова поддержки:
• Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.
• Ты делаешь это очень хорошо.
• У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?
• Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.
Слова разочарования:
• Зная тебя и твои способности. Я думаю. Ты смог бы сделать это гораздо лучше.
• Эта идея никогда не сможет быть реализована.
•
Это
для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
Способы преодоления тревожности:
• Не сравнивайте ребенка с окружающими.
• Доверяйте ребенку.
• Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
• Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
• Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
• Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
• Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
• Используйте наказание лишь в крайних случаях.
• Не унижайте ребенка, наказывая его.
• Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».
• Помогите ему найти дело по душе.
«Открытое письмо родителям»
Дорогие _________________________________________________________________ Вот я и учусь в 5 классе.
Прежде всего, хочу сообщить, что я __________________________________________.
Если сравнивать с учёбой в 4 классе, то сейчас _______________________________________. Иногда я _______________________________________________________________________.
Самый интересный для меня предмет _______________________________________________.
А ещё я ________________________________________________________________________. Но кроме этого я хочу рассказать о ___________________________________________
_______________________________________________________________________________. Самым трудным для меня в 5 классе __________________________________________
_______________________________________________________________________________. Больше всего я хочу _______________________________________________________
_______________________________________________________________________________.
А в большинстве случаев настроение у меня ___________________________________.
Ещё хочу сказать, что учителя, которые ведут уроки в 5 классе _____________
_______________________________________________________________________________.
А наш классный руководитель _______________________________________________. Хочу признаться, что у меня совсем нет времени на _______________________
_______________________________________________________________________________.
Но вот то, что заинтересовало меня, так это ___________________________________
_______________________________________________________________________________. В 5 классе меня удивило ______________________________________________
_______________________________________________________________________________. Но я с гордостью могу сказать, что теперь умею ________________________________ _______________________________________________________________________________.
Жаль, но меня торопят _______________________________________________. Крепко ______________________________________________.
Дата _________________ Имя __________________
Наши дети
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.