ОДОБРЕНА
решением федерального
учебно-методического объединения
по общему образованию
(протокол от 16 мая 2017 г. № 2/17)
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Родной (татарский) язык»
для общеобразовательных организаций
с обучением на русском языке
Составители:
доктор педагогических наук,
Ф.Ф.Харисов
доктор педагогических наук,
Ч.М.Харисова
кандидат педагогических наук,
Г.Р. Шакирова
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК» ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ОБУЧЕНИЕМ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ (1-4 КЛАССЫ)
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Родной (татарский) язык»
Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Содержание учебного предмета «Родной (татарский) язык»
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК» ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ОБУЧЕНИЕМ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ (5-9 КЛАССЫ)
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Родной (татарский) язык»
Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Содержание учебного предмета «Родной (татарский) язык»
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК» ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ОБУЧЕНИЕМ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ (10-11 КЛАССЫ)
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Родной (татарский) язык»
Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Содержание учебного предмета «Родной (татарский) язык»
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»
ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ОБУЧЕНИЕМ
НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ (1-4 КЛАССЫ)
Целью программы является развитие устной и письменной речи учащихся, совершенствование речевой деятельности по всем ее видам, формирование и развитие лингвистической компетенции.
Задачи изучения учебного предмета следующие:
· обеспечение мотивации обучения родному языку;
· формирование первоначальной лингвистической компетенции по всем уровням татарского языка;
· воспитание положительного ценностного отношения и уважения к родному языку;
· формирование гражданских и патриотических чувств;
· овладение умениями связной устной и письменной речи;
· развитие культуроведческой компетенции учащихся.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»
Планируемые предметные результаты освоения с учетом общих требований Стандарта и специфики учебного предмета «Родной (татарский) язык» должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования:
· овладение первоначальными знаниями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства народов Российской Федерации;
· осознание языка как значимой части национальной культуры, как средства общения между разными народами;
· воспитание позитивного отношения к овладению литературными нормами устной и письменной речи;
· овладение орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами татарского языка, первоначальными сведениями о татарском речевом этикете, умение выборочного использования языкового материала, необходимого для коммуникации в объеме изученного программного материала;
· использование полученных знаний по татарскому языку в познавательной и коммуникативной деятельности при различных жизненных ситуациях (в учебном процессе и во внеклассных мероприятиях).
В результате усвоения татарского языка учащиеся осознают язык как средство коммуникации, как национально-культурный феномен. К концу 4-го класса они воспринимают владение нормами устной и письменной речи по родному языку как показатель развития общей культуры человека.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного контроля, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»
Материал учебного предмета «Родной (татарский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке (1-4 классы) структурирован в соответствии с видами речевой деятельности и следующими разделами языкознания: фонетика и орфография, лексикология, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис, орфография и пунктуация, развитие речи.
Аудирование.
Понимание содержания прослушанного текста, ответы на вопросы по его содержанию, проведение беседы с целью определения основной мысли текста.
Говорение.
Использование изученных языковых единиц с учетом речевой ситуации. Составление диалогической и монологической речи с соблюдением орфоэпических и интонационных норм родного языка. Использование образцов татарского речевого этикета по различным темам в учебном процессе и во внеклассных мероприятиях.
Чтение.
Понимание содержания прочитанного текста с соблюдением орфоэпических норм, определением логического ударения. Определение темы и основной мысли текста.
Письмо.
Формирование навыков письма букв, звукосочетаний, слогов, слов и предложений. Письмо под диктовку и переписывание текста на изученное правило. Составление небольшого письменного текста на основе просмотренной картины (рисунка) или видеозаписи, с привлечением увиденного (услышанного) материала.
Фонетика.
Звуки речи. Выделение отдельных гласных и согласных из прослушанного слова. Определение количества и последовательности букв и звуков. Сравнение слов, отделяющихся друг от друга одним или несколькими буквами (звуками).
Определение гласных и согласных, твердых и мягких, ударных и безударных, звонких и глухих согласных.
Слог. Деление слова на слоги. Определение ударного слога.
Графика.
Понятие о буквах и звуках. Гласные и согласные звуки. Мягкие и твердые гласные и их буквенные обозначения. Сравнение мягкого и твердого произношения слов. Значение гласных в твердом и мягком произношении слов. Буквы е, ë, ю, я. Твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки.
Чтение.
Формирование послоговое, беглое чтение с соблюдением произносительных норм. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с соблюдением нужной интонации и паузы в соответствии с проставленными знаками препинания. Осознанное и выразительное чтение небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).
Письмо.
Выполнение гигиенических норм при письме. Овладение быстрыми и ритмичными движениями руки и пальцев при письме. Правописание строчных и заглавных букв. Письмо под диктовку слов и предложений, у которых не расходятся произношение и правописание. Осознание необходимости соблюдения при письме таких графических средств, как интервал между словами, проставление знака переноса между ними.
Слово и предложение.
Лексическое значение слова. Выделение слова из предложения. Наблюдение над порядком расположения слов в предложении. Изменение порядка слов в предложении.
Орфография. Ознакомление с правилами орфографии:
• раздельное написание слов;
• написание букв о и ө в первом слоге татарских слов;
• заглавная буква в начале предложения, знаки препинания – точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения;
• деление слов на слоги, перенос слов по слогам.
Развитие речи. Понимание содержания прочитанного или прослушанного текста. Составление небольших текстов с использованием сюжетных картин, на основе личных наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия.
Определение гласных и согласных звуков. Выделение ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных. Характеристика звуков: гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой. Деление на слоги. Произношение звуков и звукосочетаний с соблюдением орфоэпических норм современного литературного языка. Элементы фонетического анализа.
Графика.
Звуки и буквы. Твердые и мягкие согласные. Употребление разделительных знаков (ъ и ь). Соотношение звуков и букв в словах с е, ë, ю, я. Интервал между словами, знак переноса. Знание татарского алфавита. Использование алфавита при работе со справочной литературой.
Лексика.
Слово как единство произносимого и значимого. Определение семантики слова по толковому словарю. Наблюдения над однозначными и многозначными словами, над употреблением речи синонимов и антонимов.
Состав слова.
Понятие об однокоренных словах, их отличия от синонимов и омонимов. Определение корня слова и аффикса. Понятие о словообразовательных аффиксах. Выполнение упражнений с элементами словообразовательного анализа.
Морфология.
Понятие о частях речи. Имя существительное, его значение и употребление в речи. Вопросы имен существителных. Определение имен существительных, отвечающих на вопросы кем? нәрсә? Собственные и нарицательные имена. Формы единственного и множественного числа. Названия и вопросы падежей. Склонение имен существительных. Имена с аффиксами притяжательности. Выполнение упражнений на морфологический анализ существительных.
Имя прилагательное: его значение и употребление в речи. Вопросы прилагательных, выражение различных признаков предметов. Степени сравнений имен прилагательных. Выполнение упражнений на морфологический анализ имен прилагательных.
Местоимения. Понятие о местоимениях. Личные местоимения: значение, употребление в речи, формы единственного и множественного числа, склонение личных местоимений.
Глагол. Значение глагола и употребление в речи. Определение глаголов, отвечающих на вопросы нишли? (что делает?), нишләде? (что делал?), нишләр? (что будет делать?). Спряжение глаголов. Формы настоящего, прошедшего и будущего времени. Утвердительная и отрицательная формы глаголов. Выполнение упражнений на морфологический анализ глаголов.
Наречие. Его значение, вопросы, употребление в речи.
Послелоги, их значение в речи.
Частицы да, дә, та, тә, гына, генә, кына, кенә, ук, үк, ич, бит. Правописание частиц.
Синтаксис.
Выделение слов, слосочетаний и предложений. Разные по цели высказывания предложения, знаки препинаний при них. Чтение различных коммуникативных предложений с соответствующей интонацией.
Понятие о главных членах предложения. Определение связи слов в словосочетаниях и предложениях с помощью наводящих вопросов.
Определение предложений с однородными членами с союзами һәм, ә, ләкин. Составление собственных предложений с союзами и без них с интонацией перечисления.
Определение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация.
Формирование орфографической зоркости, уместное использование правил правописания:
· правописание букв о, ө, э;
· правописание букв, обозначающих согласные звуки;
· перенос слов;
· заглавные буквы в начале предложения и в именах собственных;
· разделительные знаки (ъ, ь);
· твердые согласные [гъ], [къ];
· обозначение в письме звука гамза - һәмзә [ ’ ];
· знаки препинания в конце предложения;
· знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи.
Выражение своего мнения с учетом ситуации, цели и адресата общения. Аргументированное выражение своего мнения. Овладение основными элементами проведения беседы: вводное слово, поддержание темы и ее продолжение, привлечение внимания собеседника и т.д. Усвоение норм татарского речевого этикета в процессе повседневной учебной деятельности и во внеклассных мероприятиях: приветствие, прощание, извинение, благодарение, обращение с просьбой и др. Особенности татарского речевого этикета при общении с собеседником, уровень владения которого не всегда соотвествует требованиям программы. Составление собственных речевых (монологических) высказываний описательного или оценочного характера.
Текст.
Понятие о тексте. Семантическое единство предложений в тексте. Озаглавливание текста. Последовательность составляющих текста. Абзац. Составление плана по содержанию текста. Составление текста по предложенному плану. Особенности описательного, повествовательного текста.
Особенности составления письменных текстов с учетом пунктуальности, правдивости, выразительности описываемых событий (фактов).
Ознакомление с различными видами изложений и сочинений (без заучивания правил): изложение на основе полного или частичного использования предложенного текста, изложение с элементами сочинения, повествовательно-описательное сочинение и др.
1 класс
Предварительный устный курс
Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв.
Букварный период
Составление слогов, слов, словосочетаний. Формирование навыков составления предложений. Деление на слоги.
Ознакомление с согласными звуками [б], [п], [д], [т], [ж],[ш], [з], [с], [и], [й], [л], [м], [н], [р], [у], [ф], [ц], [щ].
Специфика произношения звуков [а], [о], [э], [w], [гъ], [къ], [х], [ч], [ы] и обозначение их на письме.
Чтение слов, словосочетаний и предложений со звуками [ә], [ө], [ү], [җ], [ң], [һ].
Речь.
Устная и письменная речь. Этика общения.
Слово ислог.
Деление слова на слоги. Произношение и правописание слогов и слов.
Звуки и буквы.
Алфавит. Слова с заглавной буквой.
Гласные звуки, их классификация. Перенос слов. Ударение.
Согласные звуки, их класификация.
Слова, выражающие предмет, его действие и признак.
От слова к предложению.
Понятие о знаках препинаний в конце предложений. Понятие о главных членах предложения. Составление предложений, связь между словами.
Развитие связной речи.
2 класс
Звуки и буквы
Гласные звуки. Сингармонизм. Правописание букв, обозначающих гласные звуки.
Гласные [а], [э], [о], [ө], [ы] в татарском и русском языках. Буквы я, ю, е и првописание слов с ними.
Согласные звонкие и глухие. Произношение согласных [w], [гъ], [къ], [х], [ч]; [җ], [ң], [һ].
Правописание и произношение слов с буквами ц, щ, ъ, ь.
Словарные и объяснительные диктанты.
Слог. Понятие о словесном ударении.
Корень слова.
Морфология.
Имя существительное.
Правописание собственных имен. Формы единственного и множественного числа. Правописание аффиксов множественного числа, соспоставление их с русским языком.
Глагол.
Понятие о временах глагола. Сопоставление с русским языком.
Имя прилагательное.
Употребление прилагательных в речи. Особенности прилагательных в татарском и русском языках.
Составление словосочетаний и предложений. Порядок слов (главных членов) в предложении, соспоставление с русским языком.
Развитие связной речи.
3 класс
Слово
Слово единство произносимого и семантического. Прямое и переносное значение слова. Синонимы, омонимы и антонимы.
Ознакомление со словарями, формирование умение работать с ними. Словрные диктанты.
Корень и аффикс. Производные слова. Однокоренные слова. Особенности присоединения аффиксов в татарском и русском языках. Сложные и парные слова.
Нарицательные и собственные имена сущствительные. Склонение имен. Особенности склонения имен существительных на носовые согласные.
Прилагательные.
Синонимы и антонимы. Употребление прилагательных в предложении. Особенности синтаксической связи между прилагательным и существительным в татарском языке.
Имя числительное, его значение, вопросы. Особенности синтаксической связи между числительным и существительным в татарском языке
Местоимение.
Склонение личных местоимений. Понятие о вопросительных местоимениях.
Глагол.
Спряжение глаголов изъявительного наклонения. Сопоставление с временными и личными формами глаголов татарского и русского языков.
Составление словосочетаний и предложений с использованием изученных частей речи.
Предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, повелительные, восклицательные. Определение главных членов предложения.
Понятие об определении. Особенности синтаксической связи между определением и определяемым словом в татарском языке.
Порядок слов (подлежащего и сказуемого, определения и определяемого слова) в татарском языке.
Развитие связной речи.
4 класс
Морфология.
Имя существительное.Склонение существительных на звонкие, глухие и носовые согласные.
Имя прилагательное. Степени сравнения прилагательных.
Имя числительное.Количественные и порядковые числительные. Особенности употртебления существительных при числительных в татарском языке.
Местоимение.Указательные местоимения.
Глагол. Прошедшее и будущее время, спряжение глаголов изъявительного наконения.
Словосочетание и предложение в татарском и русском языках, порядок слов в них.
Главные члены предложения. Выражения подлежащего существительными и личными местоимениями.
Выражение сказуемого глаголами изъявительного наклонения и прилагательными.
Второстепенные члены предложения. Выражение определения прилагательными и порядковыми числительными.
Понятие о дополнениях.
Нераспространенные и распространенные предложения.
Развитие связной речи.
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основные темы программы |
Всего часов |
Основные виды учебной деятельности
|
1 класс |
||
Предварительный устный курс |
32 |
Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. |
Букварный период. |
47 |
Анализ буквенного состава слов. Сравнение заглавных и строчных букв. Сравнение написанных букв с предложенным учителем образцом. Закрашивание тех частей рисунка, в которых имеется изучаемая буква. Списывание с печатного и письменного текста слова и небольших предложений. Списывание слов, предложений в соответствии с изучаемой темой. |
Татарский язык. Речь. |
3 |
Понимание случаев использования устной и письменной речи; обсуждение возможностей аудио-, видеотехники записывание и воспроизведение речи; наблюдение за словарными словами; запоминание правильного произношения слов. |
Слово и слог. |
3 |
Перенос слов по слогам. Классификация слов по количеству слогов. Деление слов на слоги и определение их количества. Нахождение и исправление ошибок, допущенные при делении слов на слоги. |
Звуки и буквы. |
5 |
Классификация звуков татарского языка. |
От слова к предложению. |
3 |
Сравнение предложения, словосочетания, слова; описывание их сходства и различия. Анализ предложения с нарушенным порядком слов; нахождение в предложениях смысловые пропуски и ошибки в графическом оформлении предложений; наблюдение за распространением предложений. |
Развитие связной речи. |
6 |
Соотношение текста и заголовки, выбор наиболее подходящего заголовка из предложенных. Определение границ предложений, выбор знака препинания в конце предложений. Составление устного рассказа с опорными словами, с опорой на рисунок. Определение значения слова, пользуясь толковым словариком в учебнике или толковым словарем (сначала с помощью учителя. |
2 класс |
||
Звуки и буквы. |
35 |
Деление слов на слоги, определение количества слогов в слове. Обоснование написания слов. Нахождение в слове согласных. Правильное произношение согласных. Оценка соответствия написания слов орфоэпическим нормам. Нахождение допущенных в тексте ошибок. Комментарии правописания и произношения предложенных учителем слов. Различие звуков и букв, определение места, где могут пригодиться знания об алфавите, называя правильно буквы и располагая их в алфавитном порядке. Оценка своих достижений при выполнении заданий. |
Слово. |
8 |
Характеристика особенностей ситуации общения: цели, задачи, состав участников, место, время, средства коммуникации. Анализ уместности использования средств устного общения в разных ситуациях, во время монолога и диалога. Оценка правильности выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе. Анализ норм речевого этикета, оценка собственной речевой культуры. Выражение собственного мнения, аргументируя его с учетом ситуации общения. Отличие текста от других записей по его признакам, определение темы и главной мысли текста. |
Морфология. Имя существительное. |
8 |
Группировка слов по частям речи. Нахождение основания для классификации имен существительных, имен прилагательных, глаголов Знание употребления существительных в речи. Умение опознавать имена собственные и нарицательные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что? Изменение существительных по числам. |
Глагол. |
9 |
Употребление глаголов в речи. Умение опознавать глаголы, отвечающие на вопросы «что делает? что делают?» и «что делал? что делали?» |
Имя прилагательное. |
5 |
Определение значения и умение употреблять имена прилагательные в речи. Различать имена прилагательные, отвечающие на вопросы «какой?» и «который»? |
Синтаксис. |
13 |
Отличие группы слов, не составляющих предложение. Определение границ предложения в деформированном тексте, выбор знака препинания для обозначения конца предложения. Обоснование выбора знака препинания в конце предложения. Нахождение главных членов предложения. |
Развитие связной речи. |
24 |
Последовательность предложений в тексте. Составление рассказа по серии картинок, вопросам и опорным словам. Воспроизведение (пересказ) текста в соответствии с предложенным заданием: подробно или выборочно |
3 класс |
||
Слово. |
10 |
Различение слова и предложения. Овладение с понятиями «прямое и переносное значение слова»; «синонимы, антонимы, омонимы». Ознакомление со словарями. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. |
Состав слова и словообразование. |
10 |
Овладение понятием «однокоренные слова». Различие однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Выделение в словах с четким морфемным швом корня, суффикса. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов. Разбор слова по составу. |
Морфология. Имя существительное. |
10 |
Формы единственного и множественного числа имен существительных. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. |
Имя прилагательное. |
5 |
Употребление прилагательных в речи. Формы степеней сравнения имен прилагательных. |
Имя числительное. |
4 |
Употребление количественных имен числительных в речи. |
Местоимение.
|
5 |
Общее представление о местоимении. Изменение местоимений по падежам. Употребление личных местоимений в речи. |
Глагол. |
10 |
Значение и употребление глаголов в речи. Изменение глаголов по временам. |
Синтаксис. |
22 |
Различение предложения, словосочетания, слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения (определения). При помощи смысловых вопросов установление связи между словами в словосочетании и предложении. |
Развитие связной речи. |
26 |
Овладение основными видами речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Обогащение активного и пассивного словаря учащихся. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической и монологическими формами речи. Овладение нормами татарского речевого этикета в ситуациях учебного и бытового. Работа над текстом: озаглавливание, составление планов к предложенным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. |
4 класс |
||
Морфология. Имя существительное. |
10 |
Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Имена существительные с аффиксами принадлежности. Различение значения форм принадлежности существительных. Морфологический разбор имён существительных. |
Имя прилагательное. |
6 |
Значение и употребление в речи. Формы степеней сравнения и синтаксические функции прилагательных. Морфологический разбор имен прилагательных. |
Имя числительное . |
6 |
Значение и употребление в речи. Количественные и порядковые числительные. Синтаксические функции числительных. Морфологический разбор имен числительных. |
Местоимение. |
8 |
Значение и употребление в речи. Личные и вопросительные местоимения. Различение падежных форм личных и вопросительных местоимений. |
Глагол. |
10 |
Глаголы повелительного и изъявительного наклонения. Спряжение глаголов изъявительного наклонения настоящего, прошедшего и будущего времени. Морфоллгический разбор глаголов. |
Синтаксис. |
29 |
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но; знаки препинания при них. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение. Различение простых и сложных предложений. |
Развитие связной речи. |
33 |
Обогащение активного и пассивного словаря учащихся с точки зрения содержания и формирования правильности речи стилистической и орфоэпической. Владение диалогической и монологической формами речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Соблюдение особенностей татарского речевого этикета при общении с людьми, плохо владеющими татарским языком. Составление планов к предложенному тексту. Создание собственных текстов по предложенным планам: изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение. |
Примерное количество письменных, тестовых и проектных работ
(по годам обучения)
Татарский язык |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Словарный диктант |
- |
4 |
4 |
4 |
Контрольный диктант |
- |
4 |
4 |
5 |
Изложение |
- |
1 |
1 |
1 |
Сочинение |
- |
1 |
1 |
1 |
Тестирование |
- |
- |
- |
1 |
Проекты |
- |
- |
- |
1 |
Всего |
|
10 |
10 |
13 |
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК» ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ОБУЧЕНИЕМ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ (5-9 КЛАССЫ)
Объём знаний по родному языку определяется социальными требованиями общества, развитием науки о языке и возможностями использования родного языка.
Основной целью обучения родному языку учащихся 5-9 классов общеобразовательных организаций с обучением на русском языке является реализация требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, а также формирование в процессе обучения у учащихся школ с русским языком обучения лингвистической, коммуникативной, культуроведческой компетенций.
Основные задачи обучения родному языку в общеобразовательных организациях с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной):
1. Усиление мотивации к изучению родного языка, заложенной в начальных классах, уважительное отношение к своей национальности, его истории и культуре, а также воспитание положительного отношения к представителям других национальностей и их духовному наследию.
2. Последовательное обучение в соответствии со всеми видами речевой деятельности и разделами татарского языкознания.
3. Освоение различных способов искусства общения; обучение красивому и грамотному общению на родном языке.
4. Совершенствование умений и навыков устной и письменной речи. Научить пользоваться всеми возможностями родного языка в повседневной жизни.
5. Беспрерывное получение знаний и накопление опыта комммуникации посредством родного языка.
6. Формирование навыков использования родного языка как средства получения знаний по другим предметам.
7. Привлечение учащихся к изучению наследия татарской национальной культуры.
8. На уроках родного языка учитывать взаимосвязь образовательных и воспитательных задач. Обратить внимание на воспитательное значение при выполнении письменных работ (изложений и сочинений).
9. Совершенствование логического мышления учащихся. Умение связно, доступно и последовательно излагать свои мысли на родном языке в устной и письменной форме.
10. Совершенствование умений и навыков чтения, письма, работы с учебником, дополнительной и справочной литературой.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования сформулированы следующие требования к освоению учебного предмета «Родной язык»:
· воспитание патриотизма к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального (татарского) народа России; осознание своей этнической принадлежности; знание истории, языка, культуры своего народа, своего края и России; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
· формирование ответственного отношения к учению, осознанному выбору профессии на основе формирования уважительного отношения к труду;
· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной жизни;
· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим, готовности и способности вести диалог с ними и достигать в нем взаимопонимания;
· освоение социальных норм, правил поведения социальной жизни; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
· формирование нравственных чувств и поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности в общении с окружающими в образовательной и общественно-полезной деятельности;
· формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
· формирование основ экологической культуры;
· осознание значения семейных ценностей, формирование и развитие уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
· развитие эстетической культуры через освоение художественного наследия татарского народа и других народов России и мира.
Предметные результаты с учетом общих требований Стандарта и специфики учебного предмета «Родной (татарский) язык» должны обеспечивать:
· совершенствование видов речевой деятельности, обеспечивающих эффективное овладение учебным предметом «Родной (татарский) язык» и взаимодействие с окружающими в ситуациях формального и неформального межэтнического и межкультурного общения;
· понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
· использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
· систематизация научных знаний о языке, осознание взаимосвязи его уровней, освоение базовых понятий лингвистики;
· формирование и развитие навыков проведения различных видов анализа слова: фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста;
· овладение основными нормами литературного родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами татарского речевого этикета, приобретение опыта их использования в устной и письменной речевой практике;
· формирование ответственности за языковую как общечеловеческую ценность.
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 5-9 классы
«Речевое общение. Речевая деятельность»
Выпускник научится:
· понимать роль родного языка в жизни общества; роль русского языка как средства межнационального общения;
· различать смысл понятий: устная и письменная речь, монолог, диалог, ситуация общения;
· различать основные признаки разговорной речи;
· определить особенности научного, публицистического, официально-делового стилей;
· выделить признаки текста и его различных типов;
· соблюдать основные нормы татарского литературного языка, нормы татарского речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
· различать разговорную речь и различные стили;
· определять тему и основную мысль текста;
· опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
· объяснять с помощью словаря значение непонятных слов.
«Фонетика. Орфоэпия. Графика»
Выпускник научится:
· сделать фонетический разбор слова;
· осознать важность сохранения орфоэпических норм татарского языка при общении;
· научиться находить и правильно использовать в соответствующих ситуациях найденную в орфоэпических словарях и других справочниках информацию.
Выпускник получит возможность научиться:
· выделить основные выразительные средства фонетики;
· выразительно читать тексты из прозы и поэзии;
· находить и грамотно использовать в мультимедийной форме необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников.
«Морфемика и словообразование»
Выпускник научится:
· делить слова на морфемы;
· определить основные способы словообразования;
· уметь образовывать новые слова из заданного;
· изучая морфемику и словообразования, грамотно писать, определять части речи и члены предложений.
Выпускник получит возможность научиться:
· увидеть смысловую связь между однокоренными словами;
· понимать значимость частей словообразования как одного из изобразительно-выразительных средств художественной речи;
· уметь находить нужную информацию из словарей и справочников по словообразованию;
· уделять внимание этимологической стороне слова при объяснении правописания и лексического значения слова.
«Лексикология и фразеология»
Выпускник научится:
· провести лексический анализ слова;
· объединять слова в тематические группы;
· подбирать синонимы и антонимы;
· распознавать фразеологические обороты;
· придерживаться лексических норм при устной и письменной речи;
· использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
· наблюдать за использованием переносных значений слов в устных и письменных текстах (метафора, эпитет, олицетворение);
· пользоваться различными видами лексических словарей (толковых, синонимов, антонимов, фразеологизмов).
Выпускник получит возможность научиться:
· сделать общую классификацию словарного запаса;
· различать лексическую и грамматическую значения слова;
· опознавать различных омонимов;
· оценить свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
· опознавать лексико-фразеологические средства в публицистических и художественных текстах, знать лексические средства, используемые в научном и деловом стилях;
· находить из различных лексических словарей (толковых, синонимов, антонимов, фразеологизмов, иностранных языков) и мультимедийных средств необходимую информацию.
«Морфология»
Выпускник научится:
· различать части речи татарского языка;
· определить морфологические признаки слов;
· использовать различные формы частей речи в рамках норм современного татарского литературного языка;
· применять знания и умения по морфологии на практике правописания и проведения различных видов анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
· исследовать словарный запас морфологии;
· различать грамматические омонимы;
· опознавать морфологические единицы в публицистических и художественных текстах, знать морфологические формы, используемые в научном и деловом стилях;
· находить нужную информацию из различных словарей и мультимедийных средств по морфологии.
«Синтаксис»
Выпускник научится:
· опознавать словосочетания и предложения и их виды;
· исследовать состав, значение, особенности употребления словосочетаний и предложений;
· употреблять различные синтаксические формы частей речи в рамках современного татарского литературного языка;
· уметь использовать знания и навыки по синтаксису и в других видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
· опознавать синтаксические средства в публицистических и художественных текстах, знать синтаксические формы, используемые в научном и деловом стилях;
· провести функционально-стилистический анализ синтаксических конструкций, использование различных синтаксических конструкций как средств усиления выразительности речи.
«Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
· соблюдать в письме орфографические и пунктуационные нормы;
· найти и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
· найти и пользоваться в письме необходимой информацией из орфографических словарей и справочников.
Выпускник получит возможность научиться:
· осознавать важности сохранения в речи орфографических и пунктуационных норм;
· находить нужную информацию из различных словарей и мультимедийных средств и грамотно использовать их в письме.
«Стилистика»
Выпускник научится:
· определять функциональные стили, выделив их жанровые особенности;
· выступать перед аудиторией, определив тему, цель и задачи своего выступления;
· выбирать языковые средства с учетом возрастных, психологических особенностей и соответствия темы уровню знаний слушателей.
Выпускник получит возможность научиться:
· понимать и объяснять особенности устной и письменной речи;
· работать с текстами в различных стилях и жанрах;
· переводить различные тексты с татарского языка на русский, учитывая нормы устной и письменной речи.
«Язык и культура»
Выпускник научится:
· распознать языковые единицы с национально-культурным компонентом на примерах устного народного творчества, исторических и художественных произведений;
· находить примеры подтверждающие мысль о том, что изучение языка помогает лучше знать историю и культуру страны;
· грамотно пользоваться правилами культуры татарской разговорной речи в повседневной жизни: в учебе и во внеклассных мероприятиях.
Выпускник получит возможность научиться:
· показать тесную связь языка с культурой и историей народа через определенные примеры;
· сравнивать нормы культуры татарской речи с правилами культуры речи других народов, живущих в России.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»
Структура программы отражает основную направленность татарского языка на формирование и развитие коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенций. В ней имеются три содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
·содержание, направленное на формирование и развитие коммуникативной компетенции;
·содержание, направленное на формирование и развитие лингвистической компетенции;
·содержание, направленное на формирование и развитие культуроведческой компетенции.
Первая содержательная линия представлена в разделах «Речевое общение», «Речевая деятельность», «Функциональные разновидности языка», «Культура речи».
Вторая содержательная линия включает разделы «Фонетика», «Орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Орфография и пунктуация», «Стилистика».
Третья содержательная линия представлена в разделе «Язык и культура», в котором изучаются отражение в языке культуры и истории татарского народа, его место и связь с другими народами, живущими в России; нормы и особенности татарской разговорной речи; татарский речевой этикет.
Содержание, обеспечивающее формирование и развитие коммуникативной компетенции
Речевое общение.
Разновидности речевого общения: неопосредованное и опосредованное, устное и письменное, диалогическое и монологическое и их особенности.
Сферы речевого общения: бытовая, социально-культурная, научная, официально-деловая.
Ситуация речевого общения и ее компоненты: участники и обстоятельства, речевого общения; личное и неличное, официальное и неофициальное, подготовленное и спонтанное общение. Овладение нормами речевого поведения в типичных учебных ситуациях и во внеклассной работе.
Условия речевого общения. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата.
Речевая деятельность.
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности и их особенности.
Чтение: культура работы с книгой и другими источниками информации, включая СМИ и ресурсы Интернет, приемы работы с ними. Овладение различными видами чтения.
Аудирование: понимание коммуникативных целей говорящего, понимание на слух различных текстов, установление смысловых частей текста и определение их связей.
Говорение.
Продуцирование устных монологических высказываний на различные темы. Участие в диалогах.
Письмо.
Умение передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме. Создание собственных письменных высказываний на различные темы. Написание сочинений, отзывов и рецензий.
Текст как продукт речевой деятельности. Его смысловая и композиционная целостность. Тема, основная мысль текста. Различные функциональные типы речи: описание, повествование, рассуждение. Анализ текста (его темы, основной мысли, принадлежности определенному стилю).
Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили и их жанры.
Культура речи.
Понятие о культуре речи, основные ее составляющие.
Содержание, обеспечивающее формирование и развитие
лингвистической (языковедческой) компетенции
Фонетика. Орфоэпия.
Фонетика как раздел науки о языке. Гласные и согласные звуки. Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел науки о языке. Допустимые варианты произношения и ударения. Фонетический анализ слов.
Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни.
Графика.
Графика как раздел науки о языке. Звуки и буквы.
Соотношение звука и буквы. Знание алфавита.
Морфемика и словообразование.
Морфемика и словообразование как разделы науки о языке. Корень слова. Однокоренные слова. Особенности словообразования различных частей речи. Основные способы образования слов: образование слов с помощью морфем; сложение как способ словообразования; переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования слов и т.д.
Усвоение морфемы как минимальной значимой единицы языка, ее значение в образовании новых слов и форм.
Определение способов образования слов.
Использование различных словарей (словообразовательных, этимологических).
Лексикология и фразеология.
Лексикология как раздел науки о языке. Слово – основная единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значения слова.
Толковый словарь татарского языка.
Синонимы, антонимы и омонимы родного языка. Словари синонимов и антонимов.
Исконно татарские и заимствованные слова.
Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, сленг.
Активная и пассивная лексика. Устаревшие слова и неологизмы. Неологизмы.
Фразеология как раздел науки о языке. Фразеологизмы. Словарь фразеологизмов.
Употребление слова в точном соответствии с его лексическим значением.
Лексический анализ слова.
Использование различных словарей.
Морфология.
Морфология как раздел науки о языке.
Система частей речи в татарском языке. Принципы выделения частей речи.
Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, наречие, имя числительное, местоимение, глагол, звукоподражательные слова.
Предикативные слова.
Модальные части речи: частицы, междометия, модальные слова.
Служебные части речи: предлоги и союзы.
Определение принадлежности слова к определенной части речи по его лексико-грамматическому значению, морфологическим и синтаксическим признакам. Морфологический анализ частей речи.
Синтаксис.
Синтаксис как раздел науки о языке. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Основные виды словосочетаний, типы связи главного и зависимого слова в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания.
Главные и второстепенные члены предложения, способы их выражения. Однородные члены предложения. Предложения с обособленными членами.
Виды простого предложения: односоставные и двусоставные предложения, распространенные и нераспространенные, полные и неполные, утвердительные и отрицательные предложения.
Виды сложных предложений: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Союзные и бессоюзные сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
Виды сложноподчиненных предложений по структуре и значению.
Прямая и косвенная речь.
Синтаксический анализ различным словосочетаниям и предложениям, правильное использование их в речи. Использование синтаксической синонимии для усиления выразительности речи.
Орфография и пунктуация.
Орфография как система правил правописания.
Правописание гласных и согласных, употребление ъ и ь.
Слитное, дефисное и раздельное написание слов.
Употребление строчной и прописной букв.
Правила переноса.
Использование орфографических словарей.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания, их функции.
Знаки препинания в простых и сложных предложениях.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью, диалогах и при цитатах.
Развитие на уроках родного языка орфографических и пунктуационных способностей учащихся. Осознание их важности при устной и письменной речи.
Употребление орфографических словарей и другой справочной литературы при развитии орфографических и пунктуационных способностей учащихся.
Стилистика.
Стили речи (научный, официально-деловой, разговорный, художественный, публицистический) и их особенности.
Умение выступать перед аудиторией: выбор темы, определение цели и задач; учет круга интересов слушателей при выборе выразительных средств.
Особенности устной и письменной речи.
Работа с текстами разных жанров и стилей.
Перевод текстов с татарского языка на русский.
Содержание, обеспечивающее формирование и развитие культуроведческой компетенции
Язык и культура. Отражение в языке культуры и истории татарского народа, его место и связь с другими народами, живущими в России.
Нормы и особенности татарской разговорной речи.
Татарский речевой этикет.
Выявление национально-культурных единиц родного языка в произведениях фольклора, в художественной литературе и исторических текстах, объяснение их значений посредством лингвистических словарей.
Использование норм татарской разговорной речи в повседневной жизни: в учебе и во внеклассной работе.
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основные темы программы |
Всего часов |
Основные виды учебной деятельности
|
5 класс |
||
Фонетика. Орфоэпия 1. Фонетика как раздел науки о языке. Гласные и согласные звуки. Слог. Ударение. Орфоэпия как раздел науки о языке. Допустимые варианты произношения и ударения. Фонетический анализ слов. 2. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни.
|
35 |
Овладевать основными понятиями фонетики. Распознавать гласные и согласные звуки. Анализировать и характеризовать устно и с помощью элементов транскрипции: отдельные слова; особенности произношения и написания слова, звуки в речевом потоке, слово с точки зрения деления его на слоги. Проводить фонетический анализ слова. Классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам. Членить слова на слоги и правильно их переносить с одной строки на другую. Определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова. |
Графика 1. Графика как раздел науки о языке. Звуки и буквы. 2. Соотношение звука и буквы. Знание алфавита.
|
7 |
Использовать орфографический словарь Сопоставлять и анализировать звуко-буквенный состав слова. Использовать знание алфавита при поиске необходимой информации в словарях и энциклопедиях. |
Морфемика и словообразование 1. Морфемика и словообразование как разделы науки о языке. Корень слова. Однокоренные слова. Особенности словообразования различных частей речи. Основные способы образования слов: образование слов с помощью морфем; сложение как способ словообразования; переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования слов и т.д. 2. Усвоение морфемы как минимальной значимой единицы языка, ее значение в образовании новых слов и форм. Определение способов образования слов. Использование различных словарей (словообразовательных, этимологических). |
22 |
Понимать морфему как значимую единицу языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования. Опознавать морфемы и членить слова на морфемы; характеризовать (устно и с помощью знаков) морфемный состав слова. Различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов, составлять словообразовательные пары. Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания. |
Лексикология и фразеология 1. Лексикология как раздел науки о языке. Слово – основная единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Толковый словарь татарского языка. Синонимы, антонимы и омонимы родного языка. Словари синонимов и антонимов. Исконно татарские и заимствованные слова. Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, сленг. Активная и пассивная лексика. Устаревшие слова и неологизмы. Неологизмы. Фразеология как раздел науки о языке. Фразеологизмы. Словарь фразеологизмов. 2. Употребление слова в точном соответствии с его лексическим значением. Лексический анализ слова. Использование различных словарей. |
17 |
Понимать роль слова в оформлении мыслей и чувств. Определять лексическое значение слова. Различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова; опознавать омонимы, синонимы, антонимы. Осознавать смысловые и стилистические различия синонимов. Сопоставлять прямое и переносное значения слова; синонимы в синонимических цепочках; пары антонимов, омонимов. Различать слова по происхождению, сфере и частоте употребления. Использовать в собственной речи синонимы, антонимы, слова одной тематической группы, омонимы и многозначные слова. Извлекать необходимую информацию из толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря. Опознавать и уместно использовать фразеологические обороты в речи. |
Развитие речи |
24 |
Обогащение активного и пассивного словаря учащихся с точки зрения содержания и формирования правильности речи стилистической и орфоэпической. Владение диалогической и монологической формами речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Соблюдение особенностей татарского речевого этикета при общении с людьми, плохо владеющими татарским языком.
|
6 класс |
||
Морфология 1. Морфология как раздел науки о языке. Система частей речи в татарском языке. Принципы выделения частей речи. Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, наречие, имя числительное, местоимение, глагол, звукоподражательные слова. Предикативные слова. Модальные части речи: частицы, междометия, модальные слова. Служебные части речи: предлоги и союзы. 2. Определение принадлежности слова к определенной части речи по его лексико-грамматическому значению, морфологическим и синтаксическим признакам. Морфологический анализ частей речи. |
110 |
Охарактеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи. Распознавать семантические группы, морфологические формы частей речи, приводить соответствующие примеры. Группировать части речи по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять их в устной и письменной речи. Распознавать части речи способу образования. Проводить морфологический разбор. Наблюдать за особенностями использования частей речи в художественных текстах. |
Развитие речи |
30 |
Владение диалогической и монологической формами речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Соблюдение особенностей татарского речевого этикета при общении с людьми, плохо владеющими татарским языком. Составление планов к предложенному тексту. Создание собственных текстов по предложенным планам: изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения. |
7 класс |
||
Морфология Глагол, звукоподражательные слова. Предикативные слова. Модальные части речи: частицы, междометия, модальные слова. Служебные части речи: предлоги и союзы. 2. Определение принадлежности слова к определенной части речи по его лексико-грамматическому значению, морфологическим и синтаксическим признакам. Морфологический анализ изученных частей речи. |
50 |
Охарактеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль изучаемых частей речи. Распознавать семантические группы, морфологические формы изучаемых частей речи, приводить соответствующие примеры. Группировать части речи по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять их в устной и письменной речи. Распознавать части речи способу образования. Проводить морфологический разбор. Наблюдать за особенностями использования частей речи в художественных текстах. |
Развитие речи |
20 |
Практическое овладение диалогической и монологическими формами речи. Овладение нормами татарского речевого этикета в ситуациях учебного и бытового. Работа над текстом: озаглавливание, составление планов к предложенным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. |
8 класс |
||
Синтаксис простого предложения Синтаксис как раздел науки о языке. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Основные виды словосочетаний, типы связи главного и зависимого слова в словосочетании. Виды предложений по цели высказывания. Главные и второстепенные члены предложения, способы их выражения. Однородные члены предложения. Предложения с обособленными членами. Виды простого предложения: односоставные и двусоставные предложения, распространенные и нераспространенные, полные и неполные, утвердительные и отрицательные предложения.
|
50 |
Опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст); анализировать словосочетания и предложения с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей; находить грамматическую основу предложения; распознавать главные и второстепенные члены предложения; различать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений; правильно употреблять их в речевой практике; разграничивать предложения распространённые и нераспространённые, полные и неполные, утвердительные и отрицательные. |
Развитие речи |
20 |
Практическое овладение диалогической и монологическими формами речи. Овладение нормами татарского речевого этикета в ситуациях учебного и бытового. Работа над текстом: озаглавливание, составление планов к предложенным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. |
9 класс |
||
Синтаксис сложного предложения Виды сложных предложений: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Союзные и бессоюзные сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Виды сложноподчиненных предложений по структуре и значению. Прямая и косвенная речь. 2. Синтаксический анализ различным словосочетаниям и предложениям, правильное использование их в речи. Использование синтаксической синонимии для усиления выразительности речи. |
37 |
Использовать в собственной речи прямую и косвенную речь; находить грамматическую основу предложения, опознавать предложения простые и сложные (синтетическое сложноподчиненное предложение, аналитическое сложноподчиненное предложение и др.) и употреблять их в речевой практике; понимать строение сложноподчиненных предложений в татарском и русском языках; проводить синтаксический анализ.
|
Орфография и пунктуация Орфография как система правил правописания. Правописание гласных и согласных, употребление ъ и ь. Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Употребление строчной и прописной букв. Правила переноса. Использование орфографических словарей. Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания, их функции. Знаки препинания в простых и сложных предложениях. Знаки препинания в предложениях с прямой речью, диалогах и при цитатах. 2. Развитие на уроках родного языка орфографических и пунктуационных способностей учащихся. Осознание их важности при устной и письменной речи. Употребление орфографических словарей и другой справочной литературы при развитии орфографических и пунктуационных способностей учащихся. |
24 |
Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова: использовать знание алфавита при поиске информации; использовать орфографические словари; находить орфографические ошибки и исправлять их; писать контрольные диктанты, изложения, сочинения; изложения с элементами сочинения; проводить фонетический и орфоэпический анализ слова. Владеть основными правилами пунктуации; знать постановки знака тире между подлежащим и сказуемым; опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении; опознавать знаки препинания в сложных предложениях; находить пунктуационные ошибки и исправлять их; писать контрольные диктанты, изложения, сочинения; изложения с элементами сочинения; проводить пунктуационный анализ. |
Стилистика Стили речи (научный, официально-деловой, разговорный, художественный, публицистический) и их особенности. Умение выступать перед аудиторией: выбор темы, определение цели и задач; учет круга интересов слушателей при выборе выразительных средств. Особенности устной и письменной речи. Работа с текстами разных жанров и стилей. Перевод текстов с татарского языка на русский. |
19 |
Овладение основными нормами татарского литературного языка; соблюдение в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности; осознавать важность нормативного произношения для культурного человека, уважительно относиться к родному языку; овладеть основными правилами литературного произношения и ударения в рамках изучаемого словарного состава; анализировать и оценивать с орфоэпической точки зрения чужую и собственную речь; корректировать собственную речь; осознавать важность овладения лексическим богатством и разнообразием литературного татарского языка для формирования собственной речевой культуры; использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного татарского литературного языка. |
Развитие речи |
25 |
Создание собственных текстов по предложенным планам: изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение. |
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК» ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ОБУЧЕНИЕМ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ (10-11 КЛАССЫ)
Примерная рабочая программа учебного предмета «Родной (татарский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке (10-11 классы) основывается на Федеральный государственный образовательный стандарт Российской Федерации, конкретизирует и раскрывает его содержание, а также определяет общие направления обучения, воспитания и развития учащихся с учетом его целей. Она является примерной для дальнейшей реализации авторских программ и составления учебников.
Среднее (полное) общее образование учащихся старших классов по родному языку ставит перед собой цель: дальнейшее развитие коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенций.
Изучение татарского языка в старших классах направлено на решение следующих задач:
· воспитание гражданственности и патриотизма;
· продолжение обучения в русле духовной, нравственной и культурной ценностей татарского народа;
· обучение специфическим особенностям татарского языка;
· совершенствование знаний, умений и навыков коммуникации на родном языке;
· воспритяие родного языка как общественного явления, соблюдая его нормы, развитие умений использования в связи с различными жизненными ситуациями;
· выделение языковых единиц, анализируя и сопоставляя их, развитие умения учащихся правильного употребления в повседневном общении между собой: в учебном процессе и во внеклассной работе;
· работа с текстом с целью извлечения необходимой информации и ее трансформации;
· умение использовать знания по родному языку в связной речи учащихся;
· умение использовать знания по родному языку в различных условиях коммуникации;
· развитие орфографической и пунктуационной грамотности учащихся;
· развитие умения учащихся общественной адаптации и положительного эмоционального воздействия своему собеседнику;
· сопоставление (при необходимости) языковых и речевых единиц татарского и русского языков.
Вышеперечисленные задачи реализуются в процессе развития различных компетенций.
В старших классах совершенствуются полученные знания, умения и навыки, возрастает степень самостоятельности учащихся в использовании языковых средств в повседневной жизни. Большое значение имеет освоение современных инновационных технологий обучения татарскому языку.
Особенности учебного предмета «Родной (татарский) язык» в 10-11 классах в образовательных организациях с обучением на русском языке обусловлены сформулированными выше целями и задачами изучения родного языка в старших классах.
По структуре в программе имеются три содержательные линии, обеспечивающие формирование и развитие вышеуказанных компетенций. Они взаимосвязаны между собой и обусловлены коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенциями, получаемые дальнейшее совершенствование и развитие на уроках татарского языка.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»
Планируемые предметные результаты освоения с учетом общих требований Стандарта и специфики учебного предмета «Родной (татарский) язык»:
· формирование представлений о роли языка в жизни человека, общества и государства; через изучение русского, родного и иностранного языков и литератур к ценностям национальной и мировой культуры;
· возможность свободно общаться в различных формах и на разные темы в учебном процессе и во внеклассных мероприятиях;
· формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к татарскому языку, понимание значимости хорошего владения родным языком, стремления к его грамотному использованию;
· осознание значимости татарского языка как государственного языка Республики Татарстан;
· представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
· овладение изучаемыми нормами татарского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения; использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
· овладение основами грамотного письма, основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе письма;
· овладение основными понятиями и правилами из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
· понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя уровня общей культуры человека.
Ожидаемые результаты реализации программы
Уровень владения родным языком учащихся старших классов должен соответствовать следующим требованиям:
· знают основные функции языка;
· осознают и понимают такие понятия, как «речевая ситуация», «литературный язык», «нормы языка» и др.;
· усвоили основные признаки и взаимосвязь языковых единиц и уровней языка;
· знают орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы татарского литературного языка;
· умеют пользоваться нормами речевого этикета, относящиеся к общественно-культурной, научной, официально-деловой и бытовой жизни;
· умеют давать оценку устному и письменному высказываниям с точки зрения их формы и содержания;
· проводят лингвистический анализ текста;
· осознают тесную взаимосвязь языка, истории народа и культуры.
Умение пользоваться знаниями, полученными на уроках родного языка, отражается в следующем:
· чтение текста с учетом его жанрового своеобразия (ознакомительное, изучающее, реферативное и т.д.);
· умение извлечь необходимой информации с различных источников (научных, справочных, электронных (Интернет) ресурсов);
· использование различных приемов информативной трансформации устных и письменных текстов;
· написание текстов, отражающих деловую, научную и бытовую жизнь, в различном жанре и стилях, в монологической и диалогической формах;
· соблюдение в устной и письменной речи орфоэпических, лексических и грамматических норм татарского литературного языка;
· усвоение норм речевого этикета в различных сферах общения;
· соблюдение в письме орфографических и пунктуационных норм современного татарского литературного языка;
· соблюдение в речи и письме порядок слов, характерный для татарского литературного языка;
· умение в различных ситуациях общаться в устной и письменной формах на татарском литературном языке: в учебном процессе и во внеклассных мероприятиях;
· умение переводить с татарского на русский язык и с русского на татарский язык тексты (устные и письменные), разные по своему жанру и стилю.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»
1. Содержание, обеспечивающее формирование и развитие коммуникативной компетенции
Речь. Речевая ситуация. Устная и письменная речь. Диалогическая и монологическая речь.
Выделение особенностей устной и письменной речи. Анализ отдельных примеров, относящихся к различным видам речи. Умение выделить цели коммуникации с учетом различных речевых ситуаций.
Язык и речь. Использование языковых единиц в речи. Виды речи: устная и письменная речь, диалогическая и монологическая речь. Основные единицы речи: слово, предложение, текст.
Речевая деятельность. Различные виды и культура речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение и письмо.
Усвоение различных видов речевой деятельности. Умение определить основную и дополнительную информацию, содержащуюся в тексте.
Использование полученных из разных источников знаний на практике. Письменное общее (выборочное или краткое) изложение содержания прослушанного или прочитанного текста.
Составление монологических и диалогических текстов, систематизация выбранного материала в соответствии с обозначенной темой.
2. Содержание, обеспечивающее формирование и развитие лингвистической компетенции
Язык – средство общения, общественное и политическое явление. Основные функции языка. Роль родного языка в формировании личности человека.
Классификация языков. Тюркские языки. Татарский язык среди тюркских языков. Общие сведения о татарском языке.
Формы употребления татарского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональная речь, жаргоны и др.
Татарский язык – язык татарской художественной литературы, средства его описания.
Осознание роли и места татарского языка в общественной и личной жизни человека; формы употребления татарского языка: литературного языка, диалектов, просторечия, профессиональной речи, жаргона и др.
Татарское языкознание и его разделы. Ведущие ученые татарского языка и методики преподавания.
Основные разделы татарского языка: фонетика, лексикология, словообразование, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Звук. Фонема. Изменения гласных и согласных. Транскибирование слов. Ударение. Интонация. Орфоэпия. Орфография и его принципы.
Лексикология. Лексическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слов. Понятие об этимологии. Фразеологизмы. Лексикография.
Морфемика и словообразование. Особенности морфемного строя татарского языка. Способы словообразования.
Грамматика. Понятие о грамматике. Разделы грамматики.
Морфология. Части речи в татарском языке. Морфологический разбор различных частей речи.
Синтаксис. Основные синтаксические единицы: слово, словосочетание и предложение. Синтаксис простого и сложного предложения.
Текст. Понятие о тексте, его основные признаки (деление на значимые взаимосвязанные части). Тема, идея и микротема текста.
Средства связи отдельных предложений и частей текста. Абзац как средство достижения композиционно-стилистической целостности текста.
Функционально-семантические типы речи: описание, суждение, осмысление. Структура текста. Составление плана и тезиса как средства обработки текста.
Анализ текста с учетом его тематики, основной идеи и структуры. Деление текста на семантические части и составление его плана. Создание текстов, различных по жанру и стилям с соблюдением соответствующих норм (последовательность, взаимосвязь частей, соответствие выбранной теме). Оценка, исправление устной и письменной речи, составление ее плана и тезиса.
Прямая и косвенная речь.
Пунктуация.
Стилистика и культура речи. Функциональные стили татарского литературного языка.
3. Содержание, обеспечивающее формирование и развитие этнокультурологической компетенции
Расширение и углубление знаний о культуре своего народа и культуре народов Российской Федерации (известные достопримечательности, образцы литературы, выдающиеся люди и др.). Осознание старшеклассниками языка как формы выражения национально-культурной специфики татарского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование умений и навыков употребления этикетных норм общения со старшими и сверстниками в устной и письменной речи; соблюдение норм культуры межнационального общения в повседневной жизни.
В 10-11 классах актуализируются, обобщаются и углубляются знания и умения, полученные в предыдущих классах.
В процессе освоения раздела “Фонетика. Орфоэпия. Графика” учащиеся научатся:
· сделать фонетический анализ более сложных словоформ;
· соблюдать орфоэпические нормы татарского языка;
· извлекать необходимую информацию из орфоэпического словаря татарского языка и справочной литературы и использовать ее в различных ситуациях общения.
Учащиеся получат возможность:
· различать средства выразительного чтения;
· выразительно читать различные по жанру текстов;
· извлекать необходимую информацию из орфоэпического словаря татарского языка и справочной литературы в мультимедийной форме и использовать ее в различных ситуациях общения.
В процессе освоения раздела“Лексикология и фразеология” учащиеся научатся:
· сделать лексический анализ слова с точки зрения его значения, происхождения, сферы и активности употребления;
· обобщать слова в тематические группы;
· определить лексические нормы в устной и письменной речи;
· установить лексическую синонимию во избежание тавтологических повторов, с целью достижения связной речи;
· выделить метафору, эпитет, олицетворение;
· использовать различные – толковые и фразеологические словари, а также словари синонимов и антонимов.
Учащиеся получат возможность:
· классифицировать лексический состав татарского языка;
· установить различие между лексическим и грамматическим значениями слов;
· оценить свою и чужую речь с точки зрения уместного, выразительного и точного использования лексических единиц;
· пользоваться лексико-фразеологическими средствами в текстах различных (публицистических и литературных, научных и официально деловых) жанров;
· извлекать необходимую информацию из различных словарей (толковых, синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологических) и мультимедийных средств.
В процессе освоения раздела “Морфемика и словообразование” учащиеся научатся:
· сделать морфемный анализ слов с нечеткими морфемными швами;
· определить способы образования слов и привести свои примеры;
· образовать от предложенного учителем слова однокоренные слова;
· распознать части речи и члены предложения исходя из морфемного строения слова.
Учащиеся получат возможность:
· установить семантическую связь между однокоренными словами;
· определить значение словообразовательных элементов в литературно-художественных текстах как описательного элемента;
· извлекать необходимую информацию из словообразовательного словаря татарского языка и справочной литературы в мультимедийной форме и использовать ее в различных ситуациях общения;
· выяснить этимологию слова с целью усвоения его орфографии и лексического значения.
В процессе освоения раздела“Морфология” учащиеся научатся:
· анализировать различные части речи;
· использовать различные формы частей речи в рамках норм современного татарского литературного языка;
· употреблять знания и навыки по морфологии для выполнения орфографических норм и проведения различных типов анализов.
Учащиеся получат возможность:
· выделять грамматические омонимы;
· использовать различные формы частей речи в публицистических и литературных, научных и официально деловых стилях;
· извлекать необходимую информацию по морфологии из различных словарей и мультимедийных средств.
В процессе освоения раздела“Синтаксис” учащиеся научатся:
· анализировать словосочетания и предложения с точки зрения структуры, значения и особенностей употребления при коммуникации;
· различать синтаксические формы частей речи в рамках норм современного татарского литературного языка;
· использовать знания и умения по синтаксису в процессе проведения различных анализов.
Учащиеся получат возможность:
· использовать синтаксические средства в текстах различных (публицистического и литературного, научного и официально делового) жанров;
· провести синтаксический анализ предложений с учетом их функционально-стилистических особенностей, использовать их в речи как выразительное средство.
В процессе освоения раздела“Орфография и пунктуация” учащиеся научатся:
· использовать орфографические и пунктуационные нормы в пределах программы;
· сформулировать устные или письменные комментарии орфографии отдельных слов;
· выделять и исправлять орфографические и пунктуационные недочеты.
Учащиеся получат возможность:
· понимать роль и значение соблюдения орфографических и пунктуационных норм в устной и письменной речи;
· извлекать необходимую информацию из различных словарей (толковых, синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологических) и мультимедийных средств и их правильное употреблять в речи.
В процессе освоения раздела“Стилистика” учащиеся научатся:
· определить научный, официально-деловой и публицистические стили и их жанровые особенности;
· установить специфику подготовки выступлений перед аудиторией (товарищами): обозначить его тематики, определить цели и задачи;
· учитывать возрастные и психологические особенности вовлечения лингвистического материала в свое выступление, его соответствие уровню знаний, умений и навыков учащихся.
Учащиеся получат возможность:
· отличать специфику устной и письменной речи;
· работать с текстами различных жанров и стилей (чтение готового текста или его трансформации в соответствии с обозначенными целью и задачами);
· переводить с татарского на русский язык и с русского на татарский язык различные по жанру и стилям тексты с соблюдением норм устной и письменной речи.
В процессе освоения раздела“Язык и культура” учащиеся научатся:
· выделить лингвистические единицы с этнокультурным компонентом в произведениях устного народного творчества, а также произведениях, созданных в жанре исторических романов и др.;
· находить яркие примеры произведений, утверждающие мнение о том, что изучение языка способствует лучшему усвоению истории свой страны и культуры;
· изучать правила татарского речевого этикета с целью уместного их употребления в повседневной жизни: в учебном процессе и во внеклассной работе.
Учащиеся получат возможность:
· описать на примере изучаемых произведений тесную связь языка с историей культуры народа и его истории;
· охарактеризовать татарский речевой этикет в сравнении с этикетом других народов Российской Федерации.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основные темы программы |
Всего часов |
Основные виды учебной деятельности
|
10 класс |
||
Язык – средство общения, общественное и политическое явление. Основные функции языка. Роль родного языка в формировании личности человека. |
2 |
Понимание общественно-политической значимости языка в жизни человека. Восприятие языка как средства общения между народами. Роль языка в выполнении различных функций в общественной жизни и жизни каждого гражданина страны. Понимание важности родного языка в формировании молодого поколения страны. |
Классификация языков. Тюркские языки. Татарский язык среди тюркских языков. Общие сведения о татарском языке. |
2 |
Совершенствование знаний о системе классификации языков в мире: о тюркских языках. Осознание места татарского языка среди остальных тюркских языков. Получение общих сведений об истории становления и развития татарского литературного языка. |
Основные разделы татарского языка: фонетика, лексикология, словообразование, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. |
3 |
Систематизация и актуализация знаний о разделах современного татарского литературного языка; особенности становления и развития. Получение информации о новых достижениях современной татарской лингвистической науки. |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Звук. Фонема. Изменения гласных и согласных. Транскрибирование слов. Ударение. Интонация. Орфоэпия. Орфография и его принципы. |
6 |
Совершенствование навыков правильного произношения, в том числе применительно к новому языковому материалу; соблюдение ударения и интонации в татарском языке; совершенствование ритмико-интонационных навыков оформления различных по цели высказывания предложений. Систематизация знаний о звуковой и графической системе, об орфографических принципах татарского языка. Фонетический анализ слов, в которых наблюдаются случаи несоответствия звуков и букв. |
Лексикология.Лексическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слов. Понятие обэтимологии. Фразеологизмы. Лексикография. |
6 |
Расширение объёма лексического минимума за счёт лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации устного и письменного общения, а также наиболее распространённых устойчивых словосочетаний, реплик речевого этикета, отражающих особенности культуры татарского народа и его языка. Овладение лексическими единицами, используемые в тематике старшей школы. Распознавание и употребление в речи фразеологизмов, многозначных слов, омонимов, синонимов, антонимов. Соблюдение правил сочетаемости лексических единиц. Умение определить прямое и переносное значение слов. Типы словарей, принципы составления различных словарей. Лексический анализ слов. |
Морфемика и словообразование. Особенности морфемного строя татарского языка. Способы словообразования. |
6 |
Умение распознавать особенностей морфемного строения татарских слов (корня, основы, аффиксов) с четким и нечетким морфемными швами. Определение и применение основных способов словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии и др.) различных частей речи. Морфемный и словообразовательный анализ различных частей речи. |
Развитие речи |
10 |
Выражение собственного мнения, его аргументация. Соблюдение особенностей татарского речевого этикета при общении со своими сверстниками и взрослыми, плохо владеющими татарским языком.
|
11 класс |
||
Грамматика. Понятие о грамматике. Разделы грамматики. |
1 |
Ознакомление учащихся с основными терминами грамматики: грамматическое значение, грамматическая форма и грамматическая категория. Актуализация знаний о лексическом, словообразовательном и грамматическом значениях слова. Совершенствование знаний об особенностях разделов грамматики современного татарского литературного языка. |
Морфология. Части речи в татарском языке. Морфологический разбор различных частей речи. |
6 |
Систематизация знаний по морфологии татарского языка, полученных в предыдущих классах: классификация, субстантивация различных частей речи. Продуктивное употребление различных частей речи при создании устных и письменных высказываний. Систематизация знаний о функциональной значимости послелогов, союзов; частиц, междометий, модальных слов и совершенствование навыков их употребления в активной коммуникативной деятельности. Проведение морфологического анализа. |
Синтаксис.Основные синтаксические единицы: слово, словосочетание и предложение. Синтаксис простого и сложного предложения. |
6 |
Актуализация полученных ранее знаний об основных синтаксических единицах; об особенностях и типах связи слов в предложении. Овладение знаниями о различных типах простого предложения в татарском языке. Соблюдение правильного порядка слов в предложении при устном и письменном высказывании. Изучение специфики синтаксиса сложного предложения (синтетическая и аналитическая связь между главным и придаточным предложениями). Продуктивное употребление изученных синтаксических единиц в различных по цели высказывания предложениях. Проведение синтаксического разбора различных предложений (простых и сложных). |
Текст. Понятие о тексте, его основные признаки (деление на значимые взаимосвязанные части). Тема, идея и микротема текста. |
3 |
Знакомство с понятием о тексте как о наиболее крупной синтаксической единице языка. Выделение его основных признаков; определение темы и идеи предложенных текстов; разделение данных текстов на микротемы; составление текстов из предложенных микротекстов. |
Средства связи отдельных предложений и частей текста. Абзац как средство достижения композиционно-стилистической целостности текста. |
|
Определение средств связи между разными частями текста. Умение выделить абзац в прослушанном и письменном тексте. Проведение лингвистического анализа текста. |
Функционально-семантические типы речи: описание, суждение, осмысление. Структура текста. Составление плана и тезиса как средства обработки текста. |
2 |
Выявление различных типов текстов на основе прослушивания и письменных текстов. Выделение структурных особенностей текста. Умение составить план по прочитанному (прослушанному) тексту. Оформление краткого содержания устного или письменного текста в форме тезиса. |
Анализ текста с учетом его тематики, основной идеи и структуры. Деление текста на семантические части и составление его плана. Создание текстов, различных по жанру и стилям с соблюдением соответствующих норм (последовательность, взаимосвязь частей, соответствие выбранной теме). Оценка, исправление устной и письменной речи, составление ее плана и тезиса. |
2 |
Умение анализировать прослушанный или письменный текст с точки зрения его темы, идеи и структуры. Соблюдение при составлении текста необходимых норм (соответствие теме, последовательность и взаимосвязь значимых частей). Умение оценить и исправить свой текст и текст своих товарищей в соответствии с литературными нормами современного татарского языка. |
Прямая и косвенная речь. |
2 |
Систематизация знаний о прямой и косвенной речи. Умение составлять устные и письменные высказывания с использованием прямой и косвенной речи. Актуализация знаний о разнообразных случаях постановки знаков препинаний при прямой и косвенной речи. Внесение необходимых изменений при конструировании прямой речи – в косвенную, косвенной речи – в прямую. |
Пунктуация. |
2 |
Систематизация знаний о пунктуации. Определение трудных случаев постановки знаков препинаний при обособленных членах предложений, в сложных конструкциях. Выделение границ предложений в сложноподчиненных предложениях. Понимание роли интонации при постановке знаков препинаний. |
Стилистика и культура речи.Функциональные стили татарского литературного языка. |
3 |
Систематизация полученных знаний по стилистике. Понимание роли соблюдения культуры речи в жизни человека. Выделение случаев несоблюдения норм речи в устных и письменных высказываниях. Умение составлять различные деловые бумаги. Определение стиля предложенного текста (устного и письменного).
|
Развитие речи |
7 |
Работа над текстом: озаглавливание, составление планов к предложенным текстам. Создание собственных текстов по предложенным темам. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.