Для психолога
Оценка 4.9

Для психолога

Оценка 4.9
docx
13.05.2020
Для психолога
8.docx

Методы и приемы развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста

 

Итак, исходя из анализа литературы, нами выделены такие методы и приемы развития эмоционально-волевой сферы младших школьников, как: методы - игротерапии, сказкотерапии, беседы, музыкотерапия; и приемы -  упражнения на развитие волевых усилий, релаксационные упражнения и психодинамические медитации.

1. «Игротерапия - это метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры, поскольку оказывает большое влияние на воспитание у учащихся определенных волевых качеств и эмоциональной отзывчивости». Таким образом, в качестве игр с целью формирования позитивного отношения у учащихся к своему «Я» и для сплочения классного коллектива можно использовать такие  психологические игры, как: «Паутинка», «Машина с характером», «Переправа». Такие игры развивают толерантность учащихся по отношению друг к другу, в коллективе устанавливается дружелюбная атмосфера.

С целью развития у детей волевой сферы необходимо особое место уделить играм, направленным на обучение приемам саморегуляции и самоконтроля, произвольности внимания, его устойчивости и переключаемости, развития координации, в том числе зрительно-моторной, а также памяти, мышления, воображения и восприятия. Игры с определенными правилами способствуют развитию выдержки, ответственности и дисциплинированности. К таким играм можно отнести: «Четыре стихии» - где дети выполняют определенные движения по команде ведущего; упражнение «День и Ночь» - по команде «День» ребята бегают в произвольном порядке, изображая мышей, а по команде «Ночь» - засыпают для того чтобы ведущий-сова их не съел; игра «Атомы и молекулы» - где дети меняют свободное движение и группируются по определенному количеству с сигналом педагога.

Важно отметить, что любые игры должны вызывать положительный настрой у детей. Игры-упражнения, применяемые с целью развития у детей самостоятельности и самоконтроля, отличаются незамысловатыми правилами, например: упражнение «Сочини предложение», где группе детей предлагается 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. По очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.

Игра «Три движения» - когда ребятам необходимо в правильном порядке выполнять движения, тогда как ведущий специально путает группу случайной очередностью движений.

Обязательно включать в программу подвижные игры с правилами, с целью развития координации движений и произвольной регуляции собственной деятельности. Можно использовать такие игры, как: «Зайчики Солар», «Солнце, дождь и ветер», «Снежный ком», «Постройтесь по росту!». Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению в роли успешного ведущего, развивает настойчивость. Стремление к успеху развивает мотивационные качества и вместе с тем учит принимать неудачу без агрессии и обиды.

2. «Сказкотерапия - это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствование познания эмоций у младших школьников». Можно применять на занятиях с детьми сказки на тему добра, милосердия и гуманности. Педагог Р.М. Гришина предлагает методическую разработку сказки «Звездная страна». Сказка служит для ребенка посредником между реальностью и внутренним миром. На основе фантазийных образов дети понимают чувства и переживания главных героев, а также осознают, как найти выход из конфликтной ситуации. Таким образом, сказкотерапия - это процесс воспитания внутреннего ребенка, его гармоничного мироощущения, что становится основой для созидательных действий по отношению к себе, близким, окружающему миру.

После прочтения сказки необходимо проанализировать с детьми поступки положительных и отрицательных героев. Для этого можно применять метод беседы.

3. «Беседа - это вопросно-ответный метод обучения, применяемый с целью активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления уже полученных знаний». Беседа формирует умение быть сдержанными и доброжелательными, приучает ребят работать в коллективе. В качестве обобщения материала и выделения ключевых моментов, беседа может проводиться с детьми сразу после прочтения сказки. Для этого ребятам задается ряд вопросов: о чем эта удивительная история? Чему учит эта сказка? Как вы оцениваете поступок отрицательного героя? Почему? Пригодится ли вам эта история в жизни? Чем?

Беседа также может проводиться на определенные (намеченные педагогом заранее) актуальные темы. С целью развития у учеников эмоциональной притязательности, отзывчивости важно обсуждать такие понятия как «Дружба», «Взаимоотношения», «Конфликт». Что такое настоящая дружба и умеют ли ребята дружить - ответы на эти вопросы учащиеся ищут совместно с педагогом. Детям необходимо дать возможность понять, что все люди имеют как хорошие качества, так и те или иные недостатки.

4. «Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции». Функциональные упражнения «Послушай тишину», «Летняя ночь», «Звуки» учат детей различать звуки на улице за окном, способствуют снятию  сильного эмоционального или физического напряжения у детей.

5. «Упражнения - это прием планомерно организованного выполнения воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности». На занятиях с младшими школьниками важно способствовать наилучшему пониманию детьми своих эмоциональных состояний и эмоций других людей. Применение таких упражнений, как: упражнение «За что меня любит мама», упражнение «Радость и грусть», упражнение «Зеркало», рисование на тему «Сегодня я вот такой», упражнение «Все мы» развивают у детей умение правильно выражать свои чувства, управлять своими эмоциями.  С помощью таких упражнений у детей повысится уровень стабильности эмоциональной регуляции, уменьшится психическое напряжение, тревога.

Занятия с детьми в сенсорной комнате можно выделить как средства развития у учеников саморефлексии. В процессе занятий, при использовании различных световых и шумовых эффектов - пузырьковой колонны, аква-лампы, ребенок расслабляется, успокаивается, у него нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы. Структура занятий в сенсорной комнате предполагает использование упражнений для релаксации, дыхательных упражнений, беседы и сказкотерапию, ароматерапию и музыкотерапию.

После проведения основных игр с детьми необходимо оказать успокаивающее и расслабляющее воздействие на их эмоциональное состояние. С этой целью можно использовать различные релаксационные упражнения или психодинамические медитации с музыкальным сопровождением.

6. Релаксации и психодинамические медитации, как вспомогательный прием, проводятся с целью расслабления и снятия мышечного напряжения. Такие релаксации, как: «Лучики», «Кораблик», «Ковер - самолет», «Чудесная ночь» помогают ребятам снять физическое и мышечное напряжение после активной двигательной деятельности. Педагог подробно объясняет детям соответствующие инструкции, и помогает эмоциональному расслаблению - создавая спокойную, умиротворенную атмосферу.

Для достижения наилучших результатов занятия по развитию эмоционально-волевой сферы следует проводить с учащимися как в индивидуальной, так и в групповой формах, поскольку они оказывают на детей различное воздействие и педагогу психологу необходимо отмечать как достижения всей группы в целом, так и индивидуальные ресурсы каждого ученика.

Таким образом, мы предполагаем, что использование вышеизложенных методов и приемов сформируют у детей эмоционально - мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и они приобретут навыки, умения и опыт необходимый для адекватного поведения в обществе. При целенаправленном комплексном воздействии у них сформируются такие волевые качества как: ответственность, упорство, настойчивость, решительность, повысится самооценка.

Полякова Е.А.


 

Методы и приемы развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста

Методы и приемы развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста

Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению в роли успешного ведущего, развивает настойчивость

Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению в роли успешного ведущего, развивает настойчивость

Применение таких упражнений, как: упражнение «За что меня любит мама», упражнение «Радость и грусть», упражнение «Зеркало», рисование на тему «Сегодня я вот такой», упражнение «Все…

Применение таких упражнений, как: упражнение «За что меня любит мама», упражнение «Радость и грусть», упражнение «Зеркало», рисование на тему «Сегодня я вот такой», упражнение «Все…
Скачать файл