Программа индивидуального сопровождения подростка группы социального риска может включать в себя:
Заметим, что развитие социально-эмоциональной компетентности – важное условие профилактики социально-эмоциональных проблем, одна из важнейших задач педагогического взаимодействия. Развитие социально-эмоциональной компетентности осуществляется на трех уровнях:
1. на когнитивном уровне формируется понимание, представление о себе, о других, о взаимоотношениях людей;
2. на эмоциональном уровне развивается способность к саморегуляции и осознанию собственных чувств и чувств других людей;
3. на поведенческом уровне формируются и развиваются навыки социального взаимодействия.
Индивидуальное сопровождение подростка «группы риска» может осуществляться специалистом по сопровождению во взаимодействии с учителем (классным руководителем) или непосредственно учителем, классным руководителем при консультативной поддержке специалистов сопровождения.
Взаимодействие со всеми специалистами ППМС-центра, медицинской службой, с классными руководителями, учителями, заместителями директора по организационно-педагогической работе и другими сотрудниками школы обеспечивает эффективность работы социального педагога по выявлению и сопровождению учащихся «потенциальной» и «реальной» группы социального риска
Что мы понимаем под «потенциальной группой риска»?
В «группу риска» могут попасть учащиеся, которые находятся в социальных условиях, неблагоприятных или не достаточно благоприятных для их развития. У таких детей могут возникнуть серьезные социально-эмоциональные проблемы, если на 1 уровне помощи не будет обеспечена необходимая поддержка.
Что мы понимаем под «группой риска»?
Учащиеся с достаточно серьезными социально-эмоциональными и поведенческими проблемами, требующие особого внимания со стороны педагогов, родителей, сотрудников ППМС-центра и других учреждений помощи детям, входят в состав «группы риска».
Взаимодействие с классными руководителями, учителями и заместителями директора по организационно-педагогической работе обеспечивает эффективность работы социального педагога по выявлению и сопровождению учащихся «потенциальной» и «реальной» группы социального риска
Что мы понимаем под «потенциальной группой риска»?
Это те учащиеся, которые находятся в социальных условиях, неблагоприятных или не достаточно благоприятных для их развития. У этих детей могут возникнуть социально-эмоциональные проблемы, если на 1 и 2 уровнях помощи не будет обеспечена необходимая поддержка.
После выявления «потенциальной группы риска» педагог может заполнить анкету «ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ» для того, чтобы получить более полную информацию о тех учащихся, которые требуют особого внимания со стороны педагогов, осуществляющих сопровождение.
АНКЕТА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
1. |
Дата заполнения |
|
2. |
Фамилия, имя, отчество |
|
3. |
Количество детей в семье |
|
4. |
Количество членов семьи |
|
5. |
Установлен ли для ребенка дома режим дня? |
|
6. |
Состояние здоровья ребенка (наличие хронич. заболев. и др.) |
|
7. |
Вредные привычки ребенка (если есть) |
|
8. |
С кем ребенок проводит большую часть времени дома? Чем чаще дома? |
|
9. |
Как дома ласково называют ребенка? |
|
10. |
Проводятся ли дома закаливающие процедуры или другие оздоровительные мероприятия? |
|
11. |
Гуляет ли ребенок после школы? |
|
12. |
Чем занимается ребенок после школы и в выходные дни? Посещает ли кружки, спортивные секции и т.д.? |
|
13. |
Как родители чаще всего реагируют на нежелательное поведение ребенка? |
|
14. |
Существуют ли запреты в семье для ребенка? Какие? |
|
15. |
Сколько времени ребенок затрачивает. на выполнение. дом. задания? |
|
16. |
Оказывают ли ему при этом помощь? Если да, то какую и кто? |
|
Используя данные анкеты социальный педагог, психолог и классный руководитель совместно разрабатывают план индивидуального сопровождения.
Что мы понимаем под «группой риска»?
Учащиеся с достаточно серьезными социально-эмоциональными и поведенческими проблемами, требующие особого внимания со стороны педагогов, родителей входят в состав «группы риска».
Задача, стоящая перед социальным педагогом и классным руководителем - предупредить попадание ребенка в «группу риска», отслеживание «потенциальной группы риска».
Одним из инструментов решения данной задачи является социальный портрет класса, который составляется социальным педагогом совместно с классным руководителем.
Cоциальный портрет ___класса, кл. руководитель _________________
№ п/п |
Ф. И. О. |
Статус семьи (неполная, многодетная, семья эмигрантов и т. д.) |
Нет мамы |
Нет папы |
Кол. детей в семье |
Дополн. сведения (любые сведения, кот. касаются ребенка и его родителей) |
Соц.-уязв. семьи |
|
|
|
|
|
|
|
|
Как правило, социальный портрет составляется на вновь сформированный класс (1-й, 5-й и т. д.)
Делая такой срез класса, социальный педагог и классный руководитель должны помнить о соблюдении этических норм. Информация, полученная при составлении социального портрета класса, должна быть строго конфиденциальной.
Другим важным условием предупреждения попадания ребенка (подростка) в «группу риска» является постоянный контакт учителей со специалистами службы сопровождения и своевременное обращение классного руководителя в случаях:
О проблемах учащихся классный руководитель может сообщить социальному педагогу или психологу как непосредственно, так и отвечая на вопросы традиционной анкеты, прилагающейся к отчету об успеваемости.
Предлагаем вашему вниманию образец данной анкеты:
АНКЕТА «ВЫЯВЛЕНИЕ ПОЛЯ ПРОБЛЕМ»
Класс: ______, классный руководитель: ____________________________
1. Учащиеся, имеющие пропуски уроков и учебных дней (укажите фамилии и количество пропусков:
По уважительным причинам |
По неуважительным причинам |
|
|
2. Учащиеся, имеющие проблемы:
а) в учебной сфере (укажите, пожалуйста, предметы и предполагаемую причину учебных затруднений):
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
б) социально-эмоциональные:
Проблемы поведения |
Проблемы в общении |
Другие проблемы |
|
|
|
|
|
|
в) в социальной сфере:
Кризисная ситуация в семье |
Социально-уязвимые семьи (родители - инвалиды, пенсионеры,
семьи с низк. дост. |
“Поздние дети” |
Жесткий стиль семейного воспитания (применение к детям |
Недостаток внимания ребенку со стороны родителей |
|
|
|
|
|
3. Семьи, не поддерживающие контакт со школой:
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
“ ___” ____________200 __г. Классный руководитель:
Сбор, анализ информации с целью выявления учащихся с социально-эмоциональными проблемами и разработки программы индивидуального сопровождения реализуется по следующей СХЕМЕ:
Сбор информации
- изучение карты индивидуального сопровождения и карты
сопровождения Класса;
- беседа с классным руководителем;
- беседа с родителями;
- сбор информации о состоянии здоровья совместно с сотрудником медицинской
службы;
- работа с личными делами учащихся;
- составление и анализ социального портрета класса;
- заполнение анкеты «Особенности семейного воспитания».
Анализ проблем учащихся, формулировка гипотез
- социальные проблемы;
- проблемы в эмоционально-волевой сфере;
- в развитии;
- личностные;
- проблемы здоровья;
- другие.
Разработка плана (программы) индивидуального сопровождения
- социальная помощь
- непосредственное сопровождение (всеми специалистами);
- опосредованное сопровождение (консультативное), через взаимодействие с
классным руководителем.
Реализация плана индивидуального сопровождения
Мониторинг эффективности сопровождения
Коррекция плана сопровождения (при необходимости)
Оценка результативности действий.
Потенциальная «группа риска»
Учащиеся «группы риска»
Взаимодействие социального педагога с различными государственными и общественными организациями социальной помощи – необходимое условие эффективного сопровождения социально-уязвимых семей, детей группы социального риска.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.