Доклад
Тема: «Стимулирование творческого потенциала
детей средствами музыки».
Учитель музыки МБОУ гимназии №7 г. Бугульмы
Бадуртдинова Эльмира Равильевна
Искусство - это необходимая часть жизни человека, форма своеобразной творческой деятельности, рождающая художественные ценности. Что же такое творческие способности? Бесспорно, это способности, которые позволяют ученику самостоятельно создавать что-то новое и оригинальное. Д.Б.Богоявленская считает, что «творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком». У каждого человека процесс развития креативности очень индивидуален. Профессионализм учителя заключается в создании благоприятных условий на уроке для успешного развития творческого мышления и творческих способностей.
Развивая музыкально – творческие способности у учащихся, учитель музыки полноправно участвует в процессе становления творческой личности. Процесс развития ребёнка, становление его как творческой личности – это таинство, в которое учитель должен вмешиваться очень осторожно. Мы заблуждаемся, когда пытаемся дать ученикам готовые пути решения возникающих в учебной деятельности проблем, считая при этом, что так мы ускорим процесс развития ребёнка. Ещё Эммануил Кант говорил: «Не мыслям надо учить, а учить мыслить».
Роль учителя музыки в развитии современного творчески мыслящего человека велика и должна по достоинству оцениваться с позиции полезности в эпоху использования новых технологий и творческого решения проблем, связанных с их использованием. Каждый учитель даёт урок в соответствии со своим видением мира, музыкального произведения, в соответствии со своей технологией. Дети должны именно в школе услышать как можно больше хорошей музыки, необходимо как можно больше рассказывать о музыке «языком искусства. А для таких уроков нужно принципиально новое мышление учителя. Интерес к занятиям будет происходить тем успешнее, чем чаще они будут закрепляться в различных видах музыкальной деятельности. Слушание учит детей душевной сосредоточенности, пение развивает красивый и здоровый голос. Ритмическое воспитание - точную реакцию, координацию движений. Контрастное сопоставление произведений различных видов искусства, активное использование наглядности в обучении – имеют немаловажное значение в работе учителя музыки.
Каждый свой урок музыки стараюсь превратить в урок творчества. Творчество – это рождение принципиально нового художественного результата на уроке, способность решать творческие задачи, максимально благоприятные для возрастного развития через развитие наглядно – образного мышления, способность мыслить творчески. Методы создания эффекта увеличения, игровые ситуации, метод последовательного накопления словаря эстетических эмоций, сюрпризные моменты урока – всё это направлено на осуществление единой конечной цели – дать почувствовать каждому ребёнку радость творчества. Урок получается тогда, когда он нравиться тому, кто его проводит, когда вносишь в него что- то своё, выступаешь в роли творца.
Моя задача как учителя музыки не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа. Ориентировать школьников в мире музыки, привить им вкус и приобщить средствами искусства к высшим духовным ценностям.
Основным видом деятельности, как утверждают психологи, в младшем школьном возрасте является учебная деятельность. Но не теряет своей привлекательности и актуальности деятельность игровая, которая помогает легко усваивать новый материал, обобщать пройденный. Поэтому использование игры на уроках для развития творческих способностей, бесспорно, - насущная необходимость.
Какие же формы игровой деятельности я использую на уроках музыки для развития музыкально-творческих способностей? Это различные двигательные, ритмические и вокальные импровизации, сочинение музыкальных фраз и предложений, игры на определение ладовой окраски прозвучавшей музыкальной пьесы, различные музыкальные драматизации.
Примеры:
1. На первых уроках в 1 классе я даю задание детям
«Придумай песенку к своему имени» - так проходит знакомство с детьми:
«Меня зовут Эльмира Равильевна, а вас?»
«Как тебя зовут?» /показывая на ребёнка/
«Эхо» (с учителем в разной динамике, дуэтами)
«Качели» (мальчики, девочки)
Так из урока в урок набирается «цикл попевок» на знакомство, что мы увидели вокруг. Одна из них так и называется «Мы гуляли во дворе» и кого же мы там встретили…(исполнение)
2. На последующих уроках можно давать другие творческие задания:
Игра «Музыкальный магазинчик», « Продавец и покупатель»
Как добиться активности всего класса? Как включить в работу и тихонь и озорников? С такой важной задачей поможет справиться командное соревнование, в котором обязательным является участие каждого и оценку каждому игроку команды дает сама команда.
Например, идет закрепление материала по теме «Музыкальное искусство зарубежных стран» Каждый ряд получает лист с заданием написать слова, относящиеся к музыкальной культуре:
1 – ряд – Чехия;
2 – ряд – Польша;
3 – ряд – Венгрия.
Дети по очереди записывают названия народных танцев, народных инструментов, фамилии композиторов, названия музыкальных произведений и т.д. Приветствуются скорость, точность, количество слов, детальность описания. После соревнования обязательно проводится обсуждение. Надо выяснить, чья картина получилась полнее и точнее. Подобное соревнование можно проводить и в устной форме. Однако в таком случае педагог должен предельно конкретизировать задания, иначе все ответы превратятся в хаотичный поток. Дети очень любят подобные состязания. Опрос проходит активно, в хорошем темпе, с пользой для дела.
На уроке музыки , как и на любом другом, дети должны учиться думать, рассуждать, пропускать материал через призму собственного видения, высказывать свое мнение. Ответы ни в коем случае не должны сводиться к кратким односложным определениям и перечислению факто логического материала, поэтому одной из важных составляющих урока является индивидуальный опрос. Многие педагоги при его проведении сталкиваются с проблемой: один ребенок отвечает – внимание остальных рассеивается. Для меня её решением стало использование карточек красного и синего цвета. При ответе одноклассника остальные дети должны выразить свою позицию с помощью карточек. Синий символизирует ответ « я согласен», а красный – « я не согласен». Затем учитель может выборочно попросить аргументировать своё мнение.
Письменная контрольная работа, несмотря на всю свою важность и ответственность, тоже может быть подчинена законам игровой технологии. Выполнение заданий в таком случае предполагает элемент игры и используется в качестве контрольных и самостоятельных работ, домашних заданий, а также как материал для внеклассных мероприятий и как модели для создания подобных заданий. Внедрение их в педагогическую практику стимулирует у учеников интерес к предмету, придает урокам особую живость и привлекательность, ведет к повышению результативности процесса обучения.
Задание 1.
Сидорову Пете поручили написать в школьную газету статью о концерте, который проходил в концертном зале. Петьке на концерт идти было лень.« Да ну его, - решил он, - чего я там не видел? И так напишу». И появилась в школьной газете очень странная статья…
« В воскресенье в филармонии состоялся концерт классической музыки. Первым номером выступал большой академический хор. Зрители расселись по местам, дирижер взмахнул своей палочкой и хор запел.
Мощно, сочно звучали сопрано мужских голосов. Им вторили легкие, подвижные дисканты женских. Музыка завораживала, восхищала, а для большей убедительности музыкального образа певцы сопровождали своё исполнение плавным, красивым танцем.
Следующим номером было симфоническое произведение. Певцы взяли в руки инструменты, и расселись по местам. Сколько разных инструментов зазвучало сразу! Здесь были и нежные скрипки и задорные балалайки, томные гитары и суровые контрабасы, звонкие тарелки и громогласные домры.
Ведущую партию исполняли фаготы, остальные инструменты им аккомпанировали. Нежные высокие звуки голосов фаготов ласкали слух. Слушатели долго кричали «браво» и не отпускали музыкантов со сцены.
В заключении концерта прозвучало всеми любимое произведение П.И. Чайковского « Полет шмеля» из оперы «Руслан и Людмила».
Замечательный состоялся концерт!»
Исправьте ошибки.
Задание 2.
Недавно ученые отыскали старую летопись. В ней много интересных сведений о музыке Древней Руси. Но документ ветхий, и часть слов стерлась. Только хороший специалист может расшифровать записи.
«…..А недавно было в нашем славном граде великое веселье.______________________
Задание 3.
Перед вами страница нового учебника по музыке. Но в текст закрались ошибки! Придется вам поработать редакторами и исправить все неточности.
Музыкальный пейзаж.
_____________________________________________________________________________
Задание 4.
Перед вами письмо от барона Мюнхаузена. Вам хорошо известен этот персонаж – выдумщик и фантазер. Придется хорошо потрудиться, чтобы определить, где в письме правда, а где вымысел. Исправьте ошибки.
Дорогие друзья!
Я приехал в Польшу. Это удивительная страна! В 18 веке здесь жил великий музыкант – Морис Шопен. Писал чудесную музыку для фортепиано, лютни, скрипки и арфы. А как он играл! Как ударит по клавишам лютни , так все люди заслушаются!
Побывал я на местном балу. Вечер открывался грандиозной мазуркой. Это национальный танец – шествие в двухдольном размере. Затем зазвучал игривый полонез.
Восхищению моему не было предела. Я решил задержаться в этой африканской стране, чтобы еще лучше изучить её нравы и обычаи.
До встречи!
Ваш барон Мюнхаузен.
Задание 5.
В непогоду афиша, сообщающая о предстоящем концерте, пришла в негодность. Остались лишь обрывки фамилий композиторов и названий произведений. Давайте попробуем восстановить афишу и узнать, какая программа ожидается.
3 ноября в 17.00. состоится концерт классической музыки
В программе___________________________________________
Целью урока музыки является – способствовать воспитанию средствами музыки личности духовно богатой, творчески активной, музыкально развитой, любящей и воспринимающей музыку как отражение жизни и понимающей классическую музыку. А задачей является способствовать развитию умственных способностей, умению творчески мыслить и фантазировать, проявлять интерес и понимание взаимосвязи между жизненными явлениями и музыкой. Поэтому я на своих уроках много использую творческих заданий во время пения и слушания музыки, на протяжении всего урока у детей не пропадает интерес. Стремлюсь решить задачи, связанные с всесторонним развитием личности учащихся, формированием их эстетической культуры, оптимизацией эвристического мышления и познавательной деятельности, овладением детьми образным языком музыкальной лексики, формированием умений и навыков с целью постижения сущности музыки, развитием эмоциональной культуры, ассоциативного восприятия и продуктивного художественно-образного мышления. Каждый учитель – диалогом, оригинальными методиками, проблемными вопросами должен найти стержень урока.
«На каждом уроке должно быть остановлено мгновение… и все должны сосредоточиться на музыке!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.