Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Приморская детская художественная школа имени М. А.Волошина» муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым
«Принято» «Утверждаю»
Педагогическим советом Директор МБУ ДО «Приморская МБУ ДО «Приморская
ДХШ имени М.А.Волошина» ДХШ имени М.А.Волошина»
_________ Н.Н. Елистратова протокол № 1 приказ 01-11/12 от 28 августа 2023 года от 28 августа 2023 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ЖИВОПИСЬ»
(срок обучения 8 лет)
Предметная область
ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету ПО.01.УП.01.
ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ
И РИСОВАНИЕ
(3-А класс, третий год обучения предмету)
Направленность: художественная
Срок реализации: 1 год (3 класс)
Составитель: Кириленко Людмила Григорьевна, преподаватель рисунка, живописи, композиции
«Согласовано»
Заместитель директора _____________О.А.Шипитько
1. Пояснительная записка
2. Содержание учебного предмета
3. Требования к уровню подготовки обучающихся
4. Формы и методы контроля, система оценок
5. Методическое обеспечение учебного процесса
6. Список рекомендуемой литературы
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета ПО.01.УП.01. «Основы изобразительной грамоты и рисование» для 3 класса (третий год обучения предмету) разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись» с 8-летним сроком обучения.
Учебный предмет ПО.01.УП.01. «Основы изобразительной грамоты и рисование» является одним из предметов обязательной части предметной области «Художественное творчество».
Рабочая программа учебного предмета ПО.01.УП.01. «Основы изобразительной грамоты и рисование» составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей и направлена на создание условий для познания учащимися приемов работы в различных материалах, техниках, на выявление и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре.
Программа учебного предмета ПО.01.УП.01. «Основы изобразительной грамоты и рисование» состоит из двух разделов — графики и цветоведения, это два направления в содержании учебного предмета в каждой возрастной категории.
Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки. Гибкое соединение элементов заданий позволяет чередовать задания из разных разделов, данный принцип способствует поддержанию творческого интереса к изобразительной деятельности.
Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.
При реализации программы ДПОП «Живопись» со сроком обучения 8 лет, учебный предмет ПО.01.УП.01. «Основы изобразительной грамоты и рисование» осваивается 3 года, с 1 по 3 класс.
В текущем учебном году учебным календарем предусмотрено 34 учебных недели. Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки |
3 класс, третий год обучения |
Всего часов |
|
Полугодия |
1 |
2 |
|
Аудиторные занятия |
16 |
18 |
34 |
Самостоятельная работа |
16 |
18 |
34 |
Максимальная учебная нагрузка |
32 |
36 |
68 |
Вид промежуточной и итоговой аттестации по полугодиям |
- |
творческий просмотр |
|
Занятия по предмету ПО.01.УП.01. «Основы изобразительной грамоты и рисование» рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.
Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу.
Рекомендуемая недельная в 3 классе (третий год обучения предмету) нагрузка в часах:
аудиторные занятия – 2 часа в неделю, самостоятельная работа – 2 часа в неделю.
Цели и задачи учебного предмета Цели:
1. Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте.
2. Формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.
3. Формирование понимания основ художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной. Задачи:
• Развитие художественно-творческих способностей детей (фантазии, эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего мира, зрительнообразной памяти).
• Воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное.
• Воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.
• Формирование элементарных основ изобразительной грамоты (чувства ритма, цветовой гармонии, композиции, пропорциональности и т.д.).
• Приобретение детьми опыта творческой деятельности.
• Овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки обучающихся; формы и методы контроля, система оценок; методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы:
1. объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);
2. частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
3. творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
4. исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов).
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению видов народных ремёсел, техник работы с материалами, а также информацию о мастерах и народных умельцах.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, а также альбомами по искусству. Кабинет должен быть оборудован удобной мебелью, наглядными пособиями, интерактивной доской.
2. Содержание учебного предмета
Предмет ПО.01.УП.01. «Основы изобразительной грамоты и рисование» занимает особое место в системе обучения детей художественному творчеству. Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства.
Рабочая программа ПО.01.УП.01. «Основы изобразительной грамоты и рисование» для данного возраста ориентирована на знакомство с различными видами изобразительного искусства. Большая часть заданий призвана развивать образное мышление и воображение ребенка, внимание, наблюдательность, зрительную память.
3 год обучения
№ |
Наименование раздела, темы |
Вид учебного занятия |
Общий объем времени в часах |
||
Максимальная учебная нагрузка |
Самостоятельная работа |
Аудиторные занятия |
|||
1. Раздел «ГРАФИКА» |
|
|
|||
1.1 |
Равновесие |
Урок |
4 |
2 |
2 |
1.2 |
Статика. Динамика |
Урок |
8 |
4 |
4 |
1.3 |
Силуэт |
Урок |
4 |
2 |
2 |
1.4 |
Шахматный прием в декоративной графике |
Урок |
8 |
4 |
4 |
1.5 |
Перспектива |
Урок |
8 |
4 |
4 |
1.6 |
Пластика животных |
Урок |
8 |
4 |
4 |
1.7 |
Работа фломастерами (цветными карандашами) |
Урок |
8 |
4 |
4 |
1.8 |
Пластика человека |
Урок |
4 |
2 |
2 |
1.9 |
Графическая композиция |
Урок |
8 |
4 |
4 |
2. Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ» |
|
|
|||
2.1 |
Локальный цвет и его оттенки |
Урок |
4 |
2 |
2 |
2.2 |
Тональные контрасты. Темное на светлом, светлое на темном |
Урок |
4 |
2 |
2 |
2.3 |
Колорит. Нюансные или контрастные гармонии |
Урок |
8 |
4 |
4 |
2.4 |
Цветовые гармонии в пределах 2-3 цветов |
Урок |
4 |
2 |
2 |
2.5 |
Смешанная техника |
Урок |
4 |
2 |
2 |
2.6 |
Цвет в музыке |
Урок |
4 |
2 |
2 |
2.7 |
Психология цвета |
Урок |
4 |
2 |
2 |
2.8 |
Тематическая композиция |
Урок |
8 |
4 |
4 |
2.9 |
Тематическая композиция |
Урок |
8 |
4 |
4 |
2.10 |
Тематическая композиция |
Урок |
8 |
4 |
4 |
2.11 |
Тематическая композиция |
Урок |
8 |
4 |
4 |
|
|
|
136 |
68 |
68 |
3 класс (третий год обучения предмету)
1.1 Тема: Равновесие. Знакомство с понятием равновесная композиция. Выполнение эскиза равновесной композиции из любых предметов.
Использование формата А4, гелиевой ручки, черного фломастера.
Самостоятельная работа: поиск равновесных композиций в журналах, книгах и др.
1.2 Тема: Статика. Динамика. Знакомство с понятиями «статика», «динамика».
Выполнение композиция на одну из понравившихся схем.
Использование формата А4, гелиевой ручки.
Самостоятельная работа: поиск статичных и динамичных композиций в журналах, книгах и др.
1.3 Тема: Силуэт. Повторение понятия «силуэт». Знакомство со сложными силуэтами. Оверлеппинг (наложение, пересечение).
Создание композиции с использованием сложного силуэта (например, полка с посудой, белье на веревке).
Использование формата, вытянутого по горизонтали, черного фломастера.
Самостоятельная работа: выполнение аппликации-наложения черного на белое, белого на черное (рыбка в аквариуме, грибы в банке и др.).
1.4 Тема: Шахматный прием в декоративной графике. Знакомство с шахматным приемом. Выполнение композиции (например, «В шахматной стране»). Использование формата ½ А4, черного фломастера.
Самостоятельная работа: выполнение упражнений различных видов шахматных сеток.
1.5 Тема: Перспектива. Знакомство с видами перспективы города (фронтальная, «вид сверху» и др.), пропорциональные отношения (люди, машины, дома). Копирование архитектурных образов (замки, город). Использование формата А4, гелиевых ручек. Самостоятельная работа: знакомство с разными городами по фотографиям, книжным иллюстрациям, открыткам.
1.6 Тема: Пластика животных. Дальнейшее знакомство с понятием «стилизация». Выполнение рисунка стилизованного животного, могут быть поиски образов животных к басням И.А. Крылова. На одном формате изобразить реальный образ и поиски стилизованных форм того же животного. Использование формата А4, гелиевой ручки.
Самостоятельная работа: выполнение модели животного из пластилина.
1.7 Тема: Работа фломастерами (цветными карандашами). Развитие умения стилизации живых форм. Выполнение эскиза (например, образ Царевны лягушки, образ времени года). Использование формата А4, цветных карандашей, фломастеров.
Самостоятельная работа: поисковые зарисовки деталей персонажа (глаза, лапы, детали костюма и др.).
1.8 Тема: Пластика человека. Знакомство с условными пропорциями и схемами построения фигуры человека. Выполнение композиции (например, «Спорт», «Танец», «Акробаты»).
Использование формата А4, гелиевой ручки, фломастеров.
Самостоятельная работа: фотографии или др. изображения людей в движении.
1.9 Тема: Графическая композиция. Формирование умения работать над сложной графической композицией. Выполнение композиции (например, «В окне и за окном», «Микромир», «Фонтаны», Славянские мифологические образы (птица Феникс, Сирин, Домовой, Леший, Водяной, Русалка).
Использование формата А4, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: поиск подготовительного материала для творческой композиции, выполнение композиционных поисков.
2.1 Тема: Локальный цвет и его оттенки. Повторение и закрепление понятия локальный цвет и разнообразие оттенков одного цвета. Выполнение иллюстраций (например, иллюстрации разноцветных сказок Л. Яхнина). Использование формата А3, акварели. Самостоятельная работа: выполнение абстрактной аппликации из кусочков ткани (ассоциации на темы: вьюга, огонь, времена года, листопад и др.).
2.2 Тема: Тональные контрасты. Темное на светлом, светлое на темном. Выделение тоном главного пятна композиции. Выполнение эскизов (например, «Парусник на море, «Силуэт дерева на фоне заката», «Горный пейзаж», «Силуэт цветка в окне», «Привидения»). Использование формата А4, акварели.
Самостоятельная работа: копирование образцов, предложенных преподавателем.
2.3 Тема: Колорит. Нюансные или контрастные гармонии. Формирование знаний о нюансных цветах. Знакомство с понятием «пары нюансных цветов» большого цветового круга. Формирование знаний о дополнительных цветах. Выполнение эскиза витража (например, «Жар – птица», «Волшебный цветок», «Золотой петушок», «Бабочки»). Использование формата А4, акварели.
Самостоятельная работа: знакомство с произведениями известных художников, изучение техники витража в журналах.
2.4 Тема: Цветовые гармонии в пределах 2-3-х цветов. Использование ограниченной палитры цветов в создании композиции. Выполнение эскиза афиши, флаэра.
Использование формата А4, акварели, гуаши.
Самостоятельная работа: изучение рекламной продукции.
2.5 Тема: Смешанная техника. Умение целесообразно использовать технику, согласно задуманному образу. Выполнение эскиза композиции (например, «Замороженное оконце» и др.)
Использование формата А4, акварели, воска (восковая свеча), соли, гелиевых карандашей с блеском, цветных контуров, гелиевых ручек и др.
Самостоятельная работа: фотографирование морозных узоров.
2.6 Тема: Цвет в музыке. Развитие абстрактного мышления. Прослушивание музыкальных произведений П.И.Чайковский «Времена года», «Вальс цветов», выполнение ассоциативных цветовых композиций. Использование формата А4, акварели.
Самостоятельная работа: прослушивание шедевров классической музыки.
2.7 Тема: Психология цвета. Знакомить с психологическими характеристиками цвета на примере цветовых карт Люшера. Выполнение эскизов образов положительных или отрицательных сказочных героев (например, Буратино, Карабас – Барабас, Пьеро, баба
Яга и т. д.).
Использование любого формата, материалов на выбор (гуашь, акварель).
Самостоятельная работа: тестирование на предмет цвет-настроение, сочинение сказки о цветах и красках.
2.8 Тема: Тематическая композиция. Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение эскиза к сюжетной композиции (например, «праздник», «каникулы»). Использования формата любого размера и материалов на выбор (гуашь, акварель).
Самостоятельная работа: подбор подготовительного материала, выполнение композиционных поисков.
2.9 Тема: Тематическая композиция. Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение сюжетной композиции (например, «Зоопарк», «Человек и животное»).
Использование формата любого размера, материалов на выбор (гуашь, акварель).
Самостоятельная работа: подбор подготовительного материала, выполнение композиционных поисков.
2.10 Тема: Тематическая композиция. Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение сюжетной композиции (например, «Театр»).
Использование формата любого размера, материалы на выбор (гуашь, акварель).
Самостоятельная работа: подбор подготовительного материала, выполнение композиционных поисков.
2.11 Тема: Тематическая композиция. Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение сюжетной композиции (например,
«Путешествие»). Использование формата любого размера, материалов на выбор (гуашь, акварель).
Самостоятельная работа: подбор подготовительного материала, выполнение композиционных поисков.
3. Требования к уровню подготовки обучающихся
1. Знание различных видов изобразительного искусства.
2. Знание основных жанров изобразительного искусства.
3. Знание терминологии изобразительного искусства.
4. Знание основ цветоведения (основные и составные цвета, малый и большой цветовой круг, нюансы, контрасты, тон, цветовые гармонии и др.).
5. Знание разнообразных техник и технологий, художественных материалов в изобразительной деятельности и умение их применять в творческой работе.
6. Знание основных выразительных средств изобразительного искусства.
7. Знание основных формальных элементов композиции: принципа трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности-децентричности, статики-динамики, симметрии-асимметрии.
8. Навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения.
9. Навыки передачи формы, характера предмета.
10. Умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках, набросках.
11. Наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового и композиционного решения.
12. Наличие образного мышления, памяти, эстетического отношения к действительности.
13. Умение отражать в своей работе различные чувства, мысли, эмоции.
14. Умение правильно оценивать и анализировать результаты собственной творческой деятельности.
Программа предусматривает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях.
В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся программой предусмотрено введение трехкомпонентной оценки: за фантазию, композицию и технику исполнения, которая складывается из выразительности цветового и (или) графического решения каждой работы. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку учащихся.
Промежуточная аттестация в третьем классе проводится в форме просмотров работ учащихся в 6 полугодии за счет аудиторного времени. На просмотрах работ учащихся выставляется итоговая оценка.
Для развития творческого потенциала учащихся, а также стимулирования творческого роста программой предлагается введение поэтапного контроля, включающего в себя три составляющие: фантазию, композицию, технику исполнения (выразительность цветового или графического решения).
«Фантазия». На первом этапе оценивается оригинальность мышления ребенка, новизна идеи, отсутствие шаблонного представления задания.
5 (отлично) - учащийся демонстрирует свое оригинальное решение задачи;
4 (хорошо) - решение поставленной задачи с помощью преподавателя;
3 (удовлетворительно) - использование готового решения (срисовывание с образца).
«Композиция». Предполагает грамотный выбор формата, определение величины предмета (предметов), пропорциональные отношения величин, знание элементарных законов композиции (равновесие, плановость, загораживание, статика, динамика и др.).
5 («отлично») - все параметры раздела соблюдены; в случае незначительных ошибок ребенку предлагается исправить недочеты самостоятельно. При самостоятельном исправлении ошибок оценка за работу не снижается;
4 («хорошо») - имеются незначительные ошибки;
3 («удовлетворительно») - грубые ошибки, учащийся плохо осваивает формат, допускает искажения в передаче пропорций и формы предметов.
«Техника исполнения» (выразительность цветового и (или) графического решения» предполагает обобщение знаний по изученным разделам, наличие индивидуального цветового (графического решения), законченность работы.
5 («отлично») — учащийся способен самостоятельно применять полученные знания, умения, навыки, демонстрируя индивидуальное решение поставленной задачи и законченность работы;
4 («хорошо») - работой учащегося руководит преподаватель (в большей части словесно);
3 («удовлетворительно») - работой учащегося руководит преподаватель, используя наглядный показ на работе учащегося.
5. Методическое обеспечение учебного процесса Методические рекомендации преподавателям
Занятия изобразительным искусством – одно из самых больших удовольствий для ребенка младшего школьного возраста. Они приносят много радости и положительных эмоций, являясь источником развития творческих способностей. Особенностью этого возраста является любознательность, желание познавать окружающую действительность, отзывчивость на «прекрасное». Имея чувственно-эмоциональный опыт и начальные знания изобразительной грамоты, ребенок способен воплотить свой замысел в творческой работе.
Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у ребенка заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров с шедеврами живописи и графики (используя богатые книжные фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки). Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсно-выставочной деятельности (посещение художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих конкурсах).
Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив.
Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся отводится 100% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам, рисование с натуры, применением шаблонов), а также в виде экскурсий, участия обучающихся в творческих мероприятиях и культурнопросветительской деятельности образовательного учреждения. Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски);
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники,
мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.
6. Список рекомендуемой литературы
1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. школа: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- 3-е изд.- М.:
Просвещение, 1991
3. Горяева Н.А. первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика,1989
5. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. – М.: Просвещение, 1996
6. Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника. М.: Педагогика, 1983
7. Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. – М.: Просвещение,
1971 8. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. – М.: Столетие, 1998
9. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.:
Просвещение, 1985
10. Курчевский В.В. А что там, за окном? – М.: Педагогика, 1985
11. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение, 1977
12. Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. – М.: Просвещение,
1982
13. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., Академия, 2008
14. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.:
Просвещение, 1985
15. Щеблыкин И.К., Романина В.И., Когогкова И.И. Аппликационные работы в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990
1. Акварельная живопись: Учебное пособие. Часть 1. Начальный рисунок. – М.:
Издательство школы акварели Сергея Андрияки, 2009
2. Бесчастнов М.П. Графика пейзажа.- М.: Гуманитарное издание ВЛАДОС, 2008 3. Искусство вокруг нас. Учебник для 2 кл./Под ред. Б.М.Неменского. – М.:
Просвещение, 1998
4. Искусство и ты. Учебник для 1 кл./Под ред. Б.М. Неменского. – М.:
Просвещение, 1998
5. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Изобразительное искусство"– М.: Гуманитар. изд. центр
ВЛАДОС, 2008
6. Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учеб. пособие – М.: Астрель: АСТ, 2006
7. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2009 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по учебному предмету
3-А класс, третий год обучения предмету
№№ урока |
Наименование раздела, темы |
Количество часов |
Дата проведения |
|
аудиторные занятия |
планируемая |
фактическая |
||
1 |
Равновесие |
2 |
04.09.2023 |
|
2 |
Статика. |
2 |
11.09.2023 |
|
3 |
Динамика |
2 |
18.09.2023 |
|
4 |
Силуэт |
2 |
25.09.2023 |
|
5 |
Шахматный прием в декоративной графике |
2 |
02.10.2023 |
|
6 |
Шахматный прием в декоративной графике |
2 |
09.10.2023 |
|
7 |
Перспектива |
2 |
16.10.2023 |
|
8 |
Перспектива |
2 |
23.10.2023 |
|
9 |
Пластика животных |
2 |
06.11.2023 |
|
10 |
Пластика животных |
2 |
13.11.2023 |
|
11 |
Работа фломастерами (цветными карандашами) |
2 |
20.11.2023 |
|
12 |
Работа фломастерами (цветными карандашами) |
2 |
27.11.2023 |
|
13 |
Пластика человека |
2 |
04.12.2023 |
|
14 |
Графическая композиция |
2 |
11.12.2023 |
|
15 |
Графическая композиция |
2 |
18.12.2023 |
|
16 |
Локальный цвет и его оттенки |
2 |
25.12.2023 |
|
17 |
Тональные контрасты. Темное на светлом, светлое на темном |
2 |
15.01.2024 |
|
18 |
Колорит. Нюансные или контрастные гармонии |
2 |
22.01.2024 |
|
19 |
Колорит. Нюансные или контрастные гармонии |
2 |
29.01.2024 |
|
20 |
Цветовые гармонии в пределах 2-3 цветов |
2 |
05.02.2024 |
|
21 |
Смешанная техника |
2 |
12.02.2024 |
|
22 |
Цвет в музыке |
2 |
19.02.2024 |
|
23 |
Психология цвета |
2 |
26.02.2024 |
|
24 |
Тематическая композиция |
2 |
04.03.2024 |
|
25 |
Тематическая композиция |
2 |
11.03.2024 |
|
26 |
Тематическая композиция |
2 |
25.03.2024 |
|
27 |
Тематическая композиция |
2 |
01.04.2024 |
|
28 |
Тематическая композиция |
2 |
08.04.2024 |
|
29 |
Тематическая композиция |
2 |
15.04.2024 |
|
30 |
Тематическая композиция |
2 |
22.04.2024 |
|
31 |
Тематическая композиция |
2 |
29.04.2024 |
|
32 |
Тематическая композиция |
2 |
06.05.2024 |
|
33 |
Тематическая композиция |
2 |
13.05.2024 |
|
34 |
Тематическая композиция |
2 |
20.05.2024 |
|
|
Всего |
68 |
34 |
|
Количество уроков по четвертям 2023-2024 учебного года |
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
Всего в учебном году |
3 «А» класс |
8 |
8 |
9 |
9 |
34 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.