Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе "Работа с числовым отрезком".

  • Интерактивная доска
  • docx
  • 18.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Формировать представление о числовом отрезке, познакомить со способом сложения и вычитания путем присчитывания и отсчитывания единицы на числовом отрезке; Уточнить представление об отрезке, закрепить пространственные представления (вправо, влево); Познакомить с новым способом решения задачи – с помощью числового отрезка.
Иконка файла материала числовой отрезок.docx

Конспект НОД по ФЭМП                                                                                  с детьми подготовительной к школе группы                                      «Работа с числовым отрезком.»

 

Подготовила: воспитатель высшей категории Елесина Марина Дмитриевна

 

Тема: «Работа с числовым отрезком»

 

Цель:

1) Сформировать представление о числовом отрезке, познакомить со способом сложения и вычитания путем присчитывания и отсчитывания единицы на числовом отрезке;

2) Уточнить представление об отрезке, закрепить пространственные представления (вправо, влево);

3) Тренировать умение печатать цифры в клетках;

4) Познакомить с новым способом решения задачи – с помощью числового отрезка;

5) Сформировать опыт работы в парах, взаимопроверки и самопроверки.

 

Задачи:

- мотивировать детей на включение в познавательную деятельность;

- актуализировать представления об отрезке;

- сформировать представление о числовом отрезке, порядке чисел на нем;

- создать мотивационную ситуацию для формирования представления о способе присчитывания и отсчитывания единицы с помощью числового отрезка;

- сформировать опыт фиксации затруднения, понимая его причины и целеполагания;

- сформировать умение решать задачи с помощью числового отрезка.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: зайчонок, опорная картинка и отрезок к задаче.

Раздаточный: карточки с отрезками и примерами, карандаши простые.

     Оборудование: интерактивная доска, ноутбук.

 

Ход занятия

Введение в ситуацию.

Воспитатель собирает детей около себя.

«Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

«Доброе утро!» - солнцу и птицам,

«Доброе утро!» - улыбчивым лицам,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята к нам на занятие пришли гости, поздоровайтесь с гостями и подарите им свои улыбки.

Скажите дети, интересно ли вам узнавать новое?

Как можно назвать людей, которые стремятся к новым знаниям?

Где можно получить новые знания и многому научится?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята к нам пришел еще один, очень любознательный, гость - Зайчонок. В Лесной стране, где живет Зайчонок, тоже есть школа. Хотите вместе с ним отправиться в необычную школу и выполнить задания? Сможете?

Ответы детей.

 

Актуализация знаний.

Игра «Дорога»

Воспитатель: Подойдите к доске, посмотрите – это дорога, которая ведет в школу. С помощью чего изображена дорога?

Дети: Отрезка.

Воспитатель: Докажите, что это – отрезок.

Дети: Отрезок-это часть прямой, у которой есть начало и конец.

Воспитатель: Пошел Зайчонок в школу (поставить фигурку на начало отрезка, сделать один прыжок, поставить риску).

Сколько прыжков сделал Зайчонок?

Дети: Один.

Записать число 1 под риской. Сделать второй (третий и четвертый) прыжок, поставить риски и записать цифры.

Воспитатель: Сколько прыжков сделал зайчонок?

Дети: 4 шага.

Воспитатель: Сколько одинаковых отрезков нарисовано?

Дети: 4 отрезка.

Воспитатель: О чем рассказывает каждое число?

Дети: Сколько прыжков сделал Зайчонок.

Воспитатель: Весь путь, составленный из 4 одинаковых отрезков, называется числовым отрезком.

Что происходит с числами при движении вправо по числовому отрезку?

Дети: Числа увеличиваются.

Воспитатель: На сколько, увеличивается каждое число при движении вправо?

Дети: На 1.

Воспитатель: А при движении влево?

Дети: Числа уменьшаются.

Воспитатель: На сколько?

Дети: На 1.

Затруднение в ситуации.

Игра «Волшебный отрезок» (начало).

Воспитатель: Ребята Зайчонку в школе учитель дал задание – составить задачу по картинке и решить ее с помощью числового отрезка. Но он не знает, как это сделать.

Покажите Зайчонку, как решить задачу с помощью числового отрезка (дети не могут).

Смогли вы помочь Зайчонку?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему.

Дети: Потому что не знаем, как это делается.

 

Открытие нового знания.

Игра «Волшебный отрезок» (продолжение).

Воспитатель: Что нужно делать, если чего-то не знаешь, а хочешь узнать?

(Ответы детей.)

Подвести детей к тому, что интереснее попытаться прийти к решению самостоятельно, а потом себя проверить.

 

Воспитатель: Рассмотрим с вами такой пример 1+1. Найдите на числовом отрезке число 1. В какую сторону надо двигаться, если надо прибавить 1? Почему?

Дети: Вправо, потому что при движении вправо числа увеличиваются.

Воспитатель: Сколько шагов вправо надо сделать, если нам надо прибавить 1?

Дети: 1 шаг.

(Нарисовать на доске дугу со стрелкой от числа 1 к числу 2.)

Воспитатель: Какое число получили?

Дети: 2.

Воспитатель: Молодцы ребята. Рассмотрим следующий пример 2+1. Расскажите, как вы будете выполнять сложение с помощью числового отрезка.

Проговорить вместе с детьми: «На числовом отрезке находим число 2. Нам нужно выполнить сложение, поэтому будем двигаться вправо. Нам надо прибавить 1, поэтому вправо надо сделать 1 шаг. Получаем число 3» (выполнить действие на доске).

Воспитатель: Ребята давайте расскажем Циркулю, как с помощью числового отрезка выполнять сложение.

Проговорить вместе с детьми вывод: для того чтобы с помощью числового отрезка к числу прибавить 1, надо на отрезке найти это число и от него сделать 1 шаг вправо.

А сейчас расскажем Зайчонку, как с помощью числового отрезка выполнить вычитание: для того чтобы с помощью числового отрезка от числа отнять 1, надо на отрезке найти это число и от него сделать 1 шаг влево.

Физминутка.

До пяти считаем, гири выжимаем (и. п. - стоя, ноги слегка расставлены, руки поднять медленно вверх - в стороны, пальцы сжаты в кулак).

Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки (на доске - круг с точками. Воспитатель указывает на них, а дети считают, сколько раз надо поднять руки).

Сколько раз ударю в бубен, столько раз дрова разрубим, (и. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки в замок вверх резкие наклоны вперед - вниз).

На носочки встанем, потолок достанем (и. п. - основная стойка, руки на поясе. Поднимаясь на носки, руки вверх - в стороны, потянуться).

Сколько покажу кружков, столько выполним прыжков (и. п. - стоя, руки на поясе, прыжки на носках).

 

Включение нового знания в систему знаний.

Игра «Вдоль по отрезку».

Воспитатель: Ребята предлагаю вам еще раз показать Зайчонку, куда надо двигаться по числовому отрезку при сложении и вычитании.

Пройдите за столы, посмотрите у вас на столах лежат листы с примерами, которые нужно решить с помощью числового отрезка. Сейчас вы будете работать в парах. Договоритесь, кто из вас будет выполнять задание, а кто проверять. Затем вы поменяетесь.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Скажите, теперь вы можете помочь Зайчонку решить задачу с помощью числового отрезка?

Дети: Да.

Воспитатель: Кто желает решить задачу?

Желающий решает задачу с помощью числового отрезка.

Осмысление занятия.

Воспитатель:

С кем вы сегодня познакомились?

Чем вы помогли Зайчонку?

Что вам помогло в этом?

Что получилось хорошо, а что не очень?


 

Посмотрите также