Конспект урока географии и математики с использованием информационно-коммуникационных технологий. Тема : Масштаб.
Оценка 4.9

Конспект урока географии и математики с использованием информационно-коммуникационных технологий. Тема : Масштаб.

Оценка 4.9
Интерактивная доска +2
docx
география +1
5 кл—7 кл
08.11.2024
Конспект урока географии и математики с использованием информационно-коммуникационных технологий. Тема : Масштаб.
Конспект урока географии и математики с использованием информационно-коммуникационных технологий.
инт. урог мат и геог..docx

                              Конспект урока географии и математики

с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Тема урока: МАСШТАБ.

 

Учителя: Тумгоева М.И.

Лолохоева М.М.

 

  Цель: закрепить и обобщить знания о масштабе и показать связь математики с географией.

Задачи:

образовательные : Организовать деятельность учащихся для закрепления понятия  «масштаб», закрепить знания учащихся при решении задач двумя способами: с помощью определения и пропорций, показать связь математики с географией.

развивающие: установление интеграционных связей между понятием «масштаб» в географии и математике; развитие логического мышления учащихся, умения сравнивать и анализировать, проводить аналогии, применять ранее полученные знания в других учебных ситуациях;

воспитательные: содействовать формированию мировоззренческих понятий «целостность мира», преодоление разобщенности научных знаний по различным дисциплинам, установление межпредметных связей, развитие в ходе групповых форм работы духа коллективизма и сотрудничества.

Тип урока: урок повторения ранее изученного материала, его систематизация и применение в новых условиях.

Межпредметные связи: география и математика.

Ход урока.

I. Организационный момент, вступление.

Учитель математики.

Она велика
От Алтая до Каспия,
Она широка,
Как народа душа.
Она же – Европа,
Она же и Азия,
И волны Урала,
И всплеск Иртыша.

Учитель географии.

Вы здесь увидите бескрайние просторы,

Зеленые леса, поля, хрустальные озера,

Величие широких чистых рек,

Места, где еще не был человек.

Здесь много разных городов: больших и малых,

Разбросанных по карте вверх и вниз

И город свой ты можешь здесь найти

Лишь стоит чуть указкой провести

И посмотрев на карту, вы поймете

В какой великой и большой стране живете!

О том, с помощью какого понятия такая большая страна, как наша, поместилась на карте, мы и поговорим на сегодняшнем уроке.

Какое это понятие? (Масштаб)

Учитель математики.

Слайды № 2

Итак, тема нашего урока «Масштаб» и проведем его под девизом:

«Друг и брат- масштаб для карты

Знайте это, вы, друзья,

Шар земной, страну и город

Не увидеть их без меня»

А как вы думаете, какова же  цель  нашего сегодняшнего урока? (Повторить  и закрепить материал о масштабе и его видах, найти связь между школьными предметами и проверить свои знания.)

II. Актуализация опорных знаний

Учитель географии.

Ни один географический объект не может быть изображен на карте или плане в натуральную величину.

Слайд № 3

Что же такое масштаб? Существует несколько определений масштаба. Какое определение дается в нашем учебнике? (Масштаб – это степень уменьшения земной поверхности на плоскости по отношению к реальным размерам.

Учитель математики.

А какое определение масштаба мы с вами знаем? (Отношение  длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности в действительности как называют масштабом.)

А что показывает масштаб? (Масштаб показывает, во сколько раз расстояние на плане или карте  меньше,  чем расстояние на местности.)

Слайд № 4,5.

Поскольку масштаб это отношение, вспомним, что называют отношением двух чисел (величин)?

Что показывает отношение двух чисел?

Найдите  отношение: 1см к 30 м  Ответ:1:3000

                                       1см к 70 км Ответ:1:7000000

                                       1см к 53 см   Ответ: 1:53

Что означают эти отношения?

Слайд № 6,7.

Блиц опрос.

1.      Расстояние между городами  А и В на карте изображено отрезком в 100 раз меньше, чем на местности. Каков масштаб карты?   Ответ:  1:100

2.      Масштаб карты 1:5000.Во сколько раз расстояние на местности больше отрезка, изображающего это расстояние  на карте? Ответ- в 5000 раз

3.      Масштаб карты 1:400 000. Отрезком какой длины обозначается на ней расстояние 4км.

Ответ: 1 см

4.      Масштаб карты  1:20 000 000. Каково расстояние между двумя пунктами, если  на карте оно изображено отрезком 4 см. Ответ- 800 км.

5.      10 см на карте соответствует 10 км на местности . Определите масштаб карты.

 Ответ:  1:100 000

Учитель географии: Какие виды масштабов мы знаем? ( Именованный, численный и линейный.)

А теперь применим теоретические знания на практике.

Перевести:

Вспомним как записывается, что показывает и для чего используется каждый вид масштаба.

Тестовые задания

1. Численный масштаб в именованный:

1)  1 : 2 000

2) 1 : 15 000 000

3) 1 : 750 000

4)  1 : 10 000

2. Именованный масштаб в численный:

1) в 1 см – 30 км

2) в 1 см – 500 м

3) в 1см – 10 м

4) в 1 см – 750 км

3.Какой из масштабов крупнее?

1) 1 : 25

2) 1 : 300

3) 1 : 50 000

4. В каком из масштабов карта более подробна?

1) 1 : 300

2) 1 : 3000

3) 1 : 30 000

III. Физкультминутка. (музыкальная)

IV. Решение задач.

Учитель математики.

Клоун решил найти отношение массы мышки к массе слона. Мышка весит 50 граммов, а слон – 5 тонн.  «Составим отношение 50 : 5», - сказал клоун. – «Мышка в 10 раз тяжелее слона». Прав ли клоун?

Ответ: Нет, не прав. Ведь клоун использовал величины, выраженные в разных измерениях. Надо делать так:  5 т = 5 000 000 г ;    50 : 5 000 000 = 1 : 100 000.

Учитель географии: А теперь попробуем применить ваши знания по данной теме для решения практических задач.

Работа в группах:

Задача 1. Пользуясь картой масштабом 1:12 250 000, найдите расстояние (по прямой) между Астаной и Павлодаром на местности.

Задача 2. Найти масштаб карты, если расстояние от Астаны до Павлодара (по прямой) на местности составляет 445.3 км .

 

Один учащийся из группы рассказывает о решении задач.

 

IV. Подведение итога урока.

Учитель математики.

Да, на этом уроке мы познакомились только с одной областью применения масштаба, а именно, при изображении участков земли на карте. На практике приходится выполнять изображения очень крупных деталей.(например, машины, деталей самолета, корабля) и очень маленьких (модель атома, деталей часового механизма и др.).

Поэтому, при вычерчивании, изображения больших деталей уменьшают, а маленьких – увеличивают. Для этого тоже применяют масштаб. Об этом подробнее будете говорить на уроках черчения.

V. Рефлексия.

Учитель географии.

  1. Просьба ответить на следующие вопросы:

·              Что нового вы узнали сегодня

·              На какие вопросы получили ответы?

·              Какие новые вопросы появились?

·              Какие виды заданий вызвали затруднения?

·              Какие моменты урока вас обрадовали или огорчили?

  1. Выполнить следующие упражнения.
    1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.  У каждого на парте есть смайлик, но у смайлика нет настроения. Ваша задача нарисовать настроение смайлику и потом его прикрепить.

 

Учитель математики Я надеюсь, сегодняшний урок помог вам открыть неизвестное в известном ранее понятии “масштаб”. Об умном человеке говорят: “масштабно мыслит”. Будем этому учиться! 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест

1. Численный масштаб в именованный:

1)  1 : 2 000

2) 1 : 15 000 000

3) 1 : 750 000

4)  1 : 10 000

2. Именованный масштаб в численный:

1) в 1 см – 30 км

2) в 1 см – 500 м

3) в 1см – 10 м

4) в 1 см – 750 км

3.Какой из масштабов крупнее?

1) 1 : 25

2) 1 : 300

3) 1 : 50 000

4. В каком из масштабов карта более подробна?

1) 1 : 300

2) 1 : 3000

3) 1 : 30 000

 

Задача 1. Клоун решил найти отношение массы мышки к массе слона. Мышка весит 50 граммов, а слон – 5 тонн.  «Составим отношение 50 : 5», - сказал клоун. – «Мышка в 10 раз тяжелее слона». Прав ли клоун?

 

Задача 2 . Пользуясь картой масштабом 1:12 250 000, найдите расстояние (по прямой) между Астаной и Павлодаром на местности.

 

Тест

1. Численный масштаб в именованный:

1)  1 : 2 000

2) 1 : 15 000 000

3) 1 : 750 000

4)  1 : 10 000

2. Именованный масштаб в численный:

1) в 1 см – 30 км

2) в 1 см – 500 м

3) в 1см – 10 м

4) в 1 см – 750 км

3.Какой из масштабов крупнее?

1) 1 : 25

2) 1 : 300

3) 1 : 50 000

4. В каком из масштабов карта более подробна?

1) 1 : 300

2) 1 : 3000

3) 1 : 30 000

 

Задача 1. Клоун решил найти отношение массы мышки к массе слона. Мышка весит 50 граммов, а слон – 5 тонн.  «Составим отношение 50 : 5», - сказал клоун. – «Мышка в 10 раз тяжелее слона». Прав ли клоун?

 

Задача. Найти масштаб карты, если расстояние от Астаны до Павлодара (по прямой) на местности составляет 445.3 км .

 


 

Конспект урока географии и математики с использованием информационно-коммуникационных технологий

Конспект урока географии и математики с использованием информационно-коммуникационных технологий

Друг и брат- масштаб для карты

Друг и брат- масштаб для карты

Именованный масштаб в численный: 1) в 1 см – 30 км 2) в 1 см – 500 м 3) в 1см – 10 м 4)…

Именованный масштаб в численный: 1) в 1 см – 30 км 2) в 1 см – 500 м 3) в 1см – 10 м 4)…

Выполнить следующие упражнения

Выполнить следующие упражнения

Какой из масштабов крупнее? 1) 1 : 25 2) 1 : 300 3) 1 : 50 000 4

Какой из масштабов крупнее? 1) 1 : 25 2) 1 : 300 3) 1 : 50 000 4
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2024