Для психолога

  • docx
  • 13.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 4.docx

Тема 15. Итоговые рекомендации по приему ребенка в семью.

Принять ребенка, оставшегося без родителей или без их попечения, - дело чрезвычайно важное с позиции истинных человеческих ценностей и почетное с точки зрения социальной значимости. "Сирота в дом - счастье в дом", "Помочь сироте, что к богу прикоснуться" - гласит народная мудрость. Но прием ребенка - это только первый шаг на дороге Вашей с ним совместной жизни. Воспитать ребенка - непростой труд. Особенно ребенка, который уже имел опыт сиротства, пережил горе, утраты, а нередко пренебрежение и насилие, утратил доверие к миру. Для этого нужны специальные знания, умения, глубокое понимание того, что происходит с семьей и ребенком. Наше 1-е занятие посвящено обсуждению проблем, которые встают перед принимающей семьей, и тем особым умениям, которыми важно овладеть родителям и другим членам семьи, чтобы прием действительно принес "счастье в дом".

ЧТО МОЖЕТ ДАТЬ РЕБЕНКУ, ОСТАВШЕМУСЯ БЕЗ РОДИТЕЛЕЙ ИЛИ БЕЗ ИХ ПОПЕЧЕНИЯ, ПРИНИМАЮЩАЯ СЕМЬЯ.

У Андерсена есть сказка "Девочка со спичками". Маленькую сиротку нашли зимой замершей на мосту. В руках она сжимала пустую коробку, а вокруг валялись обожженные спички. Девочка потеряла последнего близкого человека - свою бабушку. Целую ночь она зажигала спички, и в их свете ей чудилась умершая бабушка. Но закончились спички, и бабушка исчезла. Холод заморозил душу и тело девочки.

Страшно подумать, сколько детей, замерзающих пусть не физически, а душевно от отсутствия семьи, любви и привязанности, ждут семью, которая приняла бы их, согрела их души, помогла справиться с этой нелегкой для них жизнью.

Воспитание приемного ребенка в семье - дело чрезвычайно важное с позиции истинных человеческих ценностей, почетное с точки зрения социальной значимости и трудное исходя из сложности соединения ребенка, чья судьба нередко искалечена, и семьи, которая привыкла жить по своим нормам и правилам, в новое единое целое - принимающую семью.

Что может быть хуже для ребенка, чем остаться без семьи, которая заботится о нем, защищает его, дает свою любовь, принятие, учит доверять самому себе и другим? Сиротство - тяжелый жребий, который накладывает отпечаток на всю жизнь ребенка и нередко сбрасывает его на социальное дно. Мир для такого ребенка превращается в пустыню, где нет никого, кто мог бы его вовремя поддержать и помочь. "Самое страшное, - писал Ф. М. Достоевский, - когда человеку некуда пойти".

Впервые заговорили о том, что ребенок не может нормально жить и развиваться вне семьи, относительно недавно, во время Второй мировой войны.

Шла война. Группа психологов под руководством А. Фрейд работала в приютах и детских домах и пыталась помочь детям справиться с болью потери семьи и одиночеством. Но их усилия зачастую были напрасны. Дети страдали, плохо развивались и даже умирали, но не от того, что голодали или за ними плохо ухаживали, а потому, что рядом с ними не было любящего взрослого.

Пленка, на которой были засняты малыши, пустым взглядом смотрящие в камеру, потрясла мир. Психологи пришли к пониманию, что только присутствие матери или другого любящего взрослого стимулирует развитие ребенка и делает его активным в изучении окружающего мира. Это присутствие позволяет ребенку чувствовать себя в безопасности. Ребенок познает мир с помощью собственного тела. Сначала он его "облизывает", "ощупывает", "проползает". Но "начальной точкой" познания является для него мать или, как мы уже говорили, другой любящий взрослый. Он может осваивать все новые и новые горизонты, если, обернувшись, видит улыбающееся лицо ЛЮБИМОГО ЧЕЛОВЕКА.

В любом сиротском учреждении, каким бы хорошим оно ни было, много детей и много взрослых, но ребенок тотально одинок и покинут. Взрослые, воспитатели детского дома, не в состоянии позволить себе выделять одного ребенка: они должны заботиться обо всех. В противном случае остальные будут чувствовать себя обиженными и брошенными. Взрослые приходят и уходят, увольняются и поступают на работу. Они живут своей жизнью, непостоянны, к ним опасно привыкать, привязываться, с ними страшно строить близкие отношения. Ребенку снова и снова приходится переживать боль разлуки и утраты. В результате у него начинает нарушаться способность к привязанности. Страх боли от новой потери, неумение поддерживать близкие отношения остаются с ним надолго, нередко на всю жизнь, и не дают возможности построить свою семью, воспитать собственных детей. К сожалению, выпускники детских домов нередко отказываются от собственных детей и отдают их на воспитание в сиротские учреждения.

Воспитываясь в учреждении и не имея возможности участвовать в жизни семьи, пусть даже неродной, ребенок не знает элементарных вещей. Например, что чай сначала заваривают, а только потом разливают по чашкам, что куртка соседа - это его куртка, а не общая, что человек живет не затем, чтобы стать источником неприятностей, что взрослый нужен не только для того, чтобы у него что-нибудь выпросить. Ребенок привыкает, что в его жизни от него ничего не зависит, и нередко ощущает себя беспомощным маленьким неудачником. У него появляется убежденность, что у него "все равно ничего не получится", что его "нельзя любить". Поэтому он и не пытается справиться там, где смог бы. При этом окружающие приклеивают к нему обидную кличку "детдомовец". И на вопрос: "Кто ты?" он начинает отвечать: "Никто, детдомовец".

Подобная представление о себе начинает делить мир вокруг него на две части: "мы - детдомовцы", и все остальные - "они", "враждебно настроенные против нас". У ребенка быстро формируется комплекс неполноценности. Он начинает ощущать себя Гадким утенком, "инаким", изгоем, что затрудняет его путь в достойные члены общества.

Но безвыходных ситуаций не бывает. Как показывает мировой опыт, выходом является воспитание ребенка в ПРИНИМАЮЩЕЙ СЕМЬЕ. Только в близких отношениях с членами семьи ребенок сможет восстановить утерянные им когда-то чувства привязанности и любви, преодолеть состояние одиночества и беспомощности, научиться строить отношения и овладеть теми умениями и социальными навыками, которые помогут ему стать эффективным членом общества. ПРИНИМАЮЩАЯ семья способна дать ребенку "путевку в жизнь".

Наш опыт и результаты специальных исследований доказали, что жизнь в замещающей семье положительно влияет на развитие ребенка-сироты. В условиях семьи у детей происходит скачок в интеллектуальном развитии. Они начинают ощущать себя более эмоционально благополучными, начинают себя лучше вести, лучше учиться, лучше говорить, становятся более успешными.

Действительно, воспитание ребенка в замещающей семье содержит намного больше возможностей для его развития, чем воспитание в детском доме или другом сиротском учреждении.

Но воспитывать сироту, конечно, не легкий труд. Необходимо терпение, понимание. Вспомните, как Гадкий утенок, попав, наконец, в семью к хорошим людям, испугался и стал вести себя так, что в результате его выгнали из дома.

Самому ребенку трудно бывает справиться с собой. Необходимо знать, как ему помочь, и уметь это сделать. Очень важно, чтобы каждый член семьи независимо от возраста помог бы ребенку почувствовать себя своим в семье. Погода в доме с приемом ребенка должна становиться все более солнечной и ясной. Вы можете дать друг другу так много счастья, поддержки и любви, что это поможет разрешить вам и ребенку многие трудности и проблемы!

 

СЕМЬЯ, принимающая ребенка, берет на себя ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕГО БЕЗОПАСНЫМИ, ЭМОЦИОНАЛЬНО ТЕПЛЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ.

СЕМЬЯ ЖИВЕТ ПО СВОИМ ПРАВИЛАМ, В НЕЙ СУЩЕСВУЮТ СВОИ ОТНОШЕНИЯ, ПРИВЫЧНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ, ВЫХОДА ИЗ СТРЕССА. ПРИЕМ РЕБЕНКА В СЕМЬЮ, КАК И ЕГО РОЖДЕНИЕ, ИЗМЕНЯЕТ СИТУАЦИЮ. Поэтому членам семьи необходимы НОВЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ даже, если ЭТОТ РЕБЕНОК В СЕМЬЕ НЕ ПЕРВЫЙ. 

 

ПОЧЕМУ ДЕТЕЙ ПРИНИМАЮТ В СЕМЬЮ НА ВОСПИТАНИЕ.

Если вы решили принять ребенка в семью, то ответьте себе на вопрос: зачем Вы это делаете? Внимательнейшим образом проанализируйте свои побуждения, определите, что вами движет и в какой степени, полностью ли Вашим является такое решение. Бывали случаи, когда путем приема люди пытались решить собственные проблемы, самоутвердиться, спастись от скуки, заработать деньги. Кто-то прибегал к приему в надежде стать "не хуже других", обеспечить себя под старость заботой благодарных детей или даже поправить свое жилищное положение. Но ребенок - это личность, он не может быть средством в решении чужих проблем, ни психологических, ни материальных. Решать свои проблемы за его счет - аморально. Прием ребенка в семью должно быть только взаимовыгодным и обязательно продиктованный желанием помочь ребенку, лишенному родительской заботы.

Нередко можно слышать, что появление ребенка может помочь сохранить распадающуюся семью. Это миф. Теплый семейный климат, готовность членов семьи поддержать друг друга в трудные моменты - едва ли не главные факторы для успешного приема; ведь вместе с ребенком в семью придет не только радость, но и тревоги, хлопоты, моральные и физические нагрузки. Семейная жизнь, давшая трещины, может от этих дополнительных нагрузок разлететься вдребезги.

Довольно часто родители, пережившие утрату, считают, что приемный ребенок может заменить погибшего. Как не жаль, но это не так. Каждый ребенок - это отдельная личность и не может повторить кого-либо, ни полностью, ни частично. В такой ситуации должно пройти какое-то время, чтобы пережить утрату, переболеть, успокоиться, а главное - нужно понять, что это будет другой ребенок, другая жизнь.

Не стоит действовать скоропалительно, находясь под впечатлением от увиденных в детском доме детей, только из жалости. Трезвый расчет не помешает. Задумайтесь о возможностях и ресурсах своего здоровья, о том, кто сможет вас поддержать в трудный момент.

 Вы принимаете ребенка в семью, поэтому очень важно, чтобы Вы все вместе старались справиться с теми проблемами, которые обязательно возникнут во время приема. Постарайтесь решить максимум своих проблем до, а не после приема.

Успех зависит от готовности принять ребенка таким, какой он есть: с его достоинствами, недостатками, характером, непростым прошлым и правом быть самим собой. Надо развивать лучшее, что заложено природой в каждом ребенке, а не тратить силы на борьбу с негативными чертами.

Оцените свою готовность достойно встретить традиционную настороженность окружающих, а иной раз и неприятие, пересуды соседей. Не забудьте посоветоваться со своими близкими и узнать, как те относятся к вашему решению. Важно, чтобы они поддержали эту идею.

Задумайтесь, сможете ли вы принять личностные особенности ребенка. Справитесь ли вы со своими амбициями, если ребенок не сможет усвоить все ваши правила и быстро приноровиться к сложившемуся у вас жизненному укладу? Сумеете ли отказаться от желания немедленно отдать его назад, перевоспитать и сделать из него "нормального ребенка"? Сможете ли не фиксироваться на отдельных негативных моментах, не "застревать" на мелочах, приписывая генам возникающие проблемы, а преодолевать свои страхи, не поддаваясь общественному мнению?

Ответы на эти вопросы либо придадут вам уверенности в правильности принимаемого решения, либо, наоборот, помогут от него вовремя отказаться.

 

Подготовка семей ведется на нескольких уровнях, выявляется возможность кандидатов быть приемными родителями.

 Все кандидаты, особенно из сельских районов, очень волнуются при встрече. Поэтому специалист начинает свою работу с того, что дает семье возможность освоиться, осмотреться, успокоиться, почувствовать себя более уверенно. Психолог старается убедить сразу - супруги должны знать, что задача специалистов - не отказать, а помочь в решении вопроса об усыновлении. Все вопросы будут решаться совместно, только на доверии.

В работе используются такие критерии и методы как беседа, анкетирование, психологическое тестирование, некоторые техники семейного консультирования (техники рефлексивного общения, активного слушания, рефлексирование переживаний и чувств клиента), элементы игровой, семейной психотерапии.

 Строить беседу помогает карта первичной консультации кандидатов на усыновление, опекунство или создание приемной семьи, разработанная специалистами Центра. Она включает в себя несколько блоков, характеризующих семью с разных сторон - социальный (сведения о кандидатах, их условиях жизни), психодиагностический блок (использование тестов), рекомендации и выводы.

 Естественно, во время встречи ничего не записывается, кроме первичных данных (Ф.И.О., возраст, адрес, телефон), чтобы получился живой, доверительный разговор.

 Позднее, при повторной встрече, с кандидатами проводится индивидуальное интервью, по которому складывается портрет кандидата в родители. Обязательно выясняются и проверяются следующие критерии: возраст, семейное положение, жилищные условия, профессия и род занятий, информация о членах семьи, информация об образе жизни, выясняются пожелания по полу и возрасту ребенка, отношение членов семьи к принятию ребенка, выясняется предпочтительный вид воспитания (опека, патронатный воспитатель, приемный родитель), каковы будут отношения к кровным родственникам ребенка.

 Одновременно необходимо выяснить такие вопросы как истинная мотивация кандидата и его ожидания, серьезность намерений и степень его готовности к приему ребенка в семью, характер и личностные особенности потенциального родителя (гибкость, терпение, готовность к сотрудничеству в органами опеки) и пр.

 Один из наиболее сложных моментов в работе с семьей – выявление сознательных и бессознательных мотивов усыновления. Для бездетных пар это удовлетворение естественной потребности - иметь ребенка, создать полноценную семью.

 Возможно, это желание заполнить пустоту (смерть кого-то из близких), желание под старость иметь опору и родного человека рядом. У кого-то это стремление при помощи ребенка укрепить распавшуюся семью, самоутвердиться и изменить отношение с окружающими, изменить имущественное и жилищное положение (имущественный интерес), религиозная направленность и т.д.

 Специалисты должен рассмотреть правильность мотивов решения. Иногда к приходят отчаявшиеся супруги, прошедшие не одну программу дорогостоящего лечения от бесплодия, решившиеся на искусственное оплодотворение и не получившие положительного эффекта. У таких пар заложено чувство неполноценности, прежде всего, они нуждаются в коррекции ложного чувства неполноценности, вины за себя. Затем необходимо принятие новой программы – программы усыновления. Мы убеждены, что наш путь прибавления семьи не самый плохой, а, возможно самый правильный для данной семьи.

 Следует отметить наличие некой особенности, требующей изучения. Известны случаи, когда при усыновлении ребенка происходит внутренняя перестройка организма, всплеск физиологии, психики, если можно так сказать, – в семье появляется свой ребенок.

 Когда обращаются семейные пары, имеющие детей, тем более необходимо выяснить мотивы их поступка. В одних случаях это желание реализовать себя еще раз в качестве родителя, высокий воспитательский, педагогический потенциал, желание иметь девочку (если в семье мальчик) и наоборот, иногда это попытка решить проблемы взаимоотношений с родными детьми за счет приемного.

 Опыт работы подсказывает, что если в семье есть дети, именно они помогают понять мотивы усыновления, а, возможно, вскрыть проблемы семьи. Бывают обращения после семейной трагедии – смерти ребенка. Иногда семьи приходят сразу после несчастья, в состоянии явного открытого горя, с неадекватными желаниями, поступками. В таких случаях проводится психокоррекционнаяработа, предлагается отложить на время решение вопроса. По истечении времени мы находим общий язык с супругами – в семью помещается ребенок противоположного пола. Приходят супруги, обиженные собственными детьми, одинокие в душе, ждущие благодарности от приемного ребенка за то, что его возьмут в семью. В этом случае смеем предположить, что с приемным ребенком они тоже не найдут понимания. В последнее время чаще стал звучать как один из компонентов, а иногда, как и главный мотив – религиозный. Один, сам по себе, он не является правильным, но его можно рассматривать как дополнение к другим. В целом это направленность требует глубокого изучения и проработки.

 Группа риска – одинокие женщины (мужчины). К сожалению, иной раз женщина – не чаша, полная любви к ребенку, а разбитые надежды, попытка таким образом стать как все, не понимая, что надломленная жизнью женщина не сможет дать ребенку чувство любви и защищенности. В этой ситуации необходима коррекционная работа, направленная на изменение отношения женщины к самой себе и окружающим, наработки позитивного отношения к жизни.

 Есть и сильные, уверенные в себе женщины, которые, создавая семью посредством ребенка, представляют этого самого ребенка, как некий недостающий элемент или компонент в композиции жизни. Статистика: за 5 лет работы в Центр обратились 65 одиноких женщин, в 31 случае они стали любящими, понимающими, познавшими счастье материнства мамами.

 

Правильно выявленный мотив помогает правильно оценить ситуацию и дать рекомендации семье.

 В процессе работы с семьей необходимо учитывать ряд нюансов:

Семейный стаж (учет кризисных периодов семейной жизни).

Возраст кандидатов (предполагает определенный возраст ребенка)

Образовательный уровень (большое значение в вопросах воспитания ребенка играет общая осведомленность в вопросах педагогики, медицины, психологии)

Умение быстро перестраиваться

Желание самообразования

Информация о родительской семье (место, которое каждый из супругов занимает среди братьев и сестер, для прогноза предполагаемого стиля поведения с учетом факторов сегодняшнего социального окружения – составляется генограмма семьи, определяется комплементарность брака, кто в семье занимает лидирующие позиции)

Стиль воспитания в родительской семье.

Ценностные ориентации супругов и еще многое другое.

 

Большую информацию о взаимоотношениях в семье, т.е. гармоничности семейных отношений можно получить, наблюдая поведение супругов: кто первый зашел, начал разговор, как и куда сели супруги, жесты, мимика и т.д. В беседе с семьей психолог старается почувствовать их «изюминку», их интересы, тогда общение проходит намного легче и эффективнее.

 Среди вопросов, задаваемых при встрече, есть вопрос об опыте воспитания детей. В случае, если есть сомнения в педагогических возможностях семьи, предлагается поработать с педагогическими ситуациями.

 Имеются трудности с разрешением вопроса о тайне усыновления. Кандидатам известно, что тайна усыновления охраняется законом, т.е. биологические родители не должны знать, в какую семью усыновлен ребенок. Все так же понимают, что от соседей, родных, знакомых утаить это трудно. Со временем встает другой вопрос – говорить или не говорить ребенку о том, что он усыновлен? Нужно ли скрывать от ребенка правду о его происхождении?

 В период подготовки усыновителей этот вопрос обязательно обсуждается с будущими родителями. Принимается во внимание мотивы усыновления, возраст ребенка, возраст родителей, место их проживания и многое другое. Одни не видят в этом никакой проблемы, говорят так: «Скрывать нет смысла. У нас поселок маленький, уже все знают, куда и зачем мы поехали». Другие категоричны: «Никто не должен знать. Ребенку ничего не скажем, зачем его травмировать». Третьи сомневаются в принятом решении, просят совета.

 Принимая во внимания такие разные мнения, будем очень осторожны в суждениях на эту тему. Все зависит от решения родителей.

 

Чем больше получено информации о семье, тем легче делать вывод об ее особенностях, составить психологический портрет, выявить воспитательный потенциал – дать прогноз на психологическую совместимость с ребенком.

 Исходя из того, на каком этапе готовности находится семья, важную роль играет психокоррекционная работа. Кратко отметим некоторые, часто встречающие семейные проблемы, требующие коррекции. Зачастую кандидаты не представляют, какие трудности их ожидают. Уже с первых встреч появляется необходимость коррекции нереальных ожиданий.

Возрастная психокоррекция, т.е. возраст кандидатов предполагает и определенный возраст ребенка, тогда успешнее и эффективнее пойдет процесс адаптации и воспитания.

Психоккорекция нужна тогда, когда супруги приходят в состоянии не пережитого, острого горя. В большинстве случаях их желание не соответствует реальной действительности, они не осознают поспешности этого шага.

Одинокая женщина встает на учет с целью усыновления, например, двоих детей.

 

Позитивное отношении семьи к вопросу об усыновлении, желание исправить ситуацию, помогает совместно выработать тактику коррекционной работы. Здесь используются техники семейного консультирования. Коррекционной работа – это неоднократное проговаривание травмирующих ситуаций, реконструкция отношений, поведения, желаний, поддержка «я» в человеке (хочу, могу и сделаю). Стандартных решений в работе нет. Очень важен индивидуальный подход и творчество.

 

Диагностические мероприятия также направлены на решение профессиональных задач:

Получение «психологического портрета» семьи.

Выявление качеств кандидата, существенных для «воспитательного потенциала».

Получение прогноза стиля взаимоотношений с ребенком, создания прочных родительско-детских отношений.

Исключение отказа усыновителей, опекунов от взятых на воспитание детей.

Определение у супругов психопатологического профиля.

 

Анализируя информацию, можно получить ответы на вопросы:

Какой человек может взять на воспитание ребенка, будет ли он хорошим родителем.

Является ли эта семья конструктивной по отношению к ребенку, что она из себя представляет.

Воспитание ребенка - это цель, или средство личной реализации.

 

Диагностика на этом этапе работы носит экспертный характер, что ведет к актуализации психологических защит и, как следствие, испытуемые выдают желаемый результат, который не обязательно отражает ту реальность, в которой они живут. Работа будет эффективнее, если совмещать проективные методики с опросниками.

 Следующий момент, с которым приходится постоянно сталкиваться на консультации – недостаточность знаний кандидатами особенностей ребенка из детского дома. Большинство представляют розовеньких, пухленьких, улыбающихся грудничков, постарше – милых, с бантиками (галстучками) детей, обязательно вежливых, умеющих говорить «здравствуйте» и «спасибо». Кандидаты, конечно, понимают, каковы причины сиротства, но не предполагают, как отражается на развитии ребенка отсутствие родителей. Поэтому, специалисты центров усыновления должны сказать о том, что большинство детей, которые испытали отлучение от матери до двухлетнего возраста, в более старшем возрасте переходят в разряд «трудных», но с этим можно справиться, если знать, что может быть.

 Характерные, повторяющиеся ситуации при помещении ребенка в семью, позволяют говорить о «синдроме отторжения» или в другом варианте «синдром приемного ребенка». В общих чертах, это последствия эмоциональной травмы, сниженная самооценка, потеря чувства защищенности, трудности в общении, как со сверстниками, так и со взрослыми, беспомощность, плохая успеваемость и т.д.

 Приемные родители не предполагают, как будет вести себя ребенок, попадая в новые условия.

 Обнаруживая ограниченные знания об особенностях развития ребенка в разные возрастные периоды, не зная особенностей психофизического развития вообще, родители часто теряются и не видят выхода из затруднительной ситуации, предлагая ребенку вместо мудрого совета и решения вопроса только доброе отношение и любовь (хотя и это не мало). В связи с этим в программу подготовки к родительству, которая создана с учетом опыта многих регионов и имеющегося родительского опыта, включается разработка «Адаптация ребенка в приемной семье».

 Тема «Яблоня от яблони» также часто волнует родителей. По научному – наследственный фактор. Необходимо правильно относиться к этой проблеме. Никто не отрицает, что наследственность есть, она обязана быть. Если рассматривать с философской точки зрения, вспомнить родословную не очень просто, еще не известно какая у большинства из нас наследственность. Важно спокойно принять тот факт, что наследственность (имеется в виду неблагополучная) останется нереализованной при положительном социальном окружении, если ребенок не будет испытывать частые эмоциональные стрессы и перегрузки. Многое зависит от того, кто рядом. В связи с этим, родителям предлагаются методические материалы на эту тему.

 Обсуждаются медицинские проблемы детей. Не секрет, что в детских домах и домах ребенка здоровых детей практически нет. Надо быть готовыми при необходимости проводить обследование и лечение ребенка, организовывать правильное питание, режим, занятия спортом. Немаловажно и то, что сам ребенок «здоровеет», ощутив поддержку, внимание и любовь со стороны приемных родителей и на этом фоне происходит частичная компенсация нарушений психического и физического развития.

 На весь процесс подготовки необходимо использовать несколько встреч. К сожалению, по многим причинам это не всегда удается. Учитывая удаленность некоторых районов республики, невозможность выезда на длительный период времени, нежелание руководителей отпускать работника, приходится решать вопросы не так последовательно и планомерно, как хотелось бы. В связи с этим специалисты Центра:

 - поддерживают тесную связь со специалистами по охране прав детей, которые готовят пакет документов кандидатам, дают первичную информацию, посещают семью до и после помещения ребенка;

 - консультируют приемных родителей по телефону;

 - предлагают методички, педагогическую, психологическую, специальную литературу.

 

В случае успешного решения всех вопросов ведется беседа о конкретном ребенке (по анкете). Это характеристика, данные о биологических родителях, родственниках, здоровье ребенка, его местонахождении и т.д.

 Акцентируется внимание кандидатов на то, что беседа будет продолжаться с руководителем учреждения, где находится ребенок, с психологом, медицинским работником, воспитателем, чтобы будущие родители имели полную информацию о ребенке.

 Итогом работы является выдача направления на знакомство с конкретным ребенком – официального документа, на основании которого родители посещают детский дом и общаются с ребенком. Полагаю, что очень важно дать напутствие взволнованными супругам (попробуйте встать на их место) и обязательно пригласить после знакомства с ребенком встретиться еще раз – разобраться в тех вопросах, которые возникают после встречи.

 Специалисты - психологи знают о том, что идеальных семей нет и, исходя из особенностей семьи, определения факторов обуславливающих потенциальные трудности усыновления (опеки), строят свою работу.

 

Многие приемные семьи, взявшие детей на воспитание, все-таки не имеют необходимого педагогического опыта, хотя имеют опыт общения с детьми родственников или знакомых. Совершенно очевидно, что приемный ребенок, отличается от родительского.

 У детей зачастую наблюдается отставание в развитии. Они не имеют позитивного опыта проживания семьи. Наблюдается социокультурная депривация.

 У родителей в процессе воспитания детей возникают проблемы психологической направленности. Вдруг откуда-то зарождается межличностный конфликт, происходит искажение детско-родительских отношений, возникает непонимание или негативное отношение к ребенку.

 Испытывая трудности, семьи обращаются за психологической помощью уже после приема детей в семью. Проблемы случаются очень разные, поэтому перед тем, как устроить того или иного ребенка в семью, с родителями проводят дополнительные беседы. И все равно родители обращаются с просьбами о помощи, потому что бывают разные ситуации: отягощенная наследственность, дисгармоничность развития, нарушение познавательной и эмоциональной сферы, детская тревожность, вопросы выявления индивидуальных особенностей,темпераментальные особенности, выбор жизненного и профессионального пути, неврозы, неуспеваемость, трудности в обучении, поведенческие расстройства, трудности общения со взрослыми и со сверстниками, конфликтность, агрессивность, ранние сексуальные проблемы, задержка психического развития и т.д.

 

Можно отметить, что воспитание ребенка вне семьи часто сопровождается (90%) нарушениями социального, физического, психического развития. Только в семье ребенок получит поддержку и полноценное развитие, видя пример семейных отношений, сможет в дальнейшем создать полноценную семью.

 

Итак, ребенок, до вчерашнего дня «ничейный», обретает любящих родителей, бабушек, дедушек, других родственников, которые зачастую не представляют себе, с каким трудностями им придется сталкиваться.

 Задача специалистов, которые готовят родителей к этому шагу – не напугать родителей, а научить правильно реагировать на ситуацию, быть готовыми к ней, постигать науку родительства. Зачастую ситуации и соответственно совет и рекомендации педагогов и психологов взяты из практического опыта приемных семей.

 

Знакомство с ребенком в детском доме

 Этапы знакомства с ребенком можно разделить на две части:

Заочное знакомство с ребенком

 На этом этапе каждый специалист, работавший с ребенком, предоставляет кандидату всю имеющуюся у него информацию. Рассказ о ребенке сопровождается показом фотографий. Кандидату нужно обеспечить все условия для возможности принятия взвешенного решения. Очень важно не утаивать и не приукрашивать информацию, но и слишком не драматизировать ее.

 Социальный педагог - наиболее компетентный человек во всем, что касается биографии и социально-юридических дел ребенка. Он знакомит кандидата с личным делом и юридическим статусом ребенка, рассказывает все, что на данный момент известно об истории его жизни, о наличии или отсутствии у него родственников и возможности контактов с ними.

 Психолог рассказывает о психологических особенностях ребенка, о том, как его прошлый травматический опыт может проявляться в поведении, предлагает конкретные рекомендации.

 Детский врач рассказывает о состоянии здоровья ребенка и дает конкретные рекомендации по лечению, питанию, гигиене и т.д.

 Воспитатели, которые наблюдали этого ребенка в условиях детского дома, рассказывают о характере ребенка и особенностях его поведения.

 Педагоги, учителя, дефектологи, логопеды, педагоги дополнительного образования рассказывают об особенностях развития ребенка, его способностях, увлечениях, отношениях со сверстниками и взрослыми. Кандидату необходимо предоставить время для обдумывания полученной информации и принятия решения. Кандидат обычно советуется со своими членами семьи, близкими друзьями. Не следует торопить его с ответом, поскольку для принятия решения разным людям требуется разное время.

 После получения и обдумывания информации кандидат имеет право на отказ. Если вся полученная информация о ребенке приемлема для кандидата, начинается очное знакомство с ребенком.

Очное знакомство с ребенком

 Нет стандартной процедуры очного знакомства с ребенком. Этот процесс индивидуален и требует творческого подхода. Многое зависит от возраста и характера как ребенка, так и кандидата. Обычно, если ребенку не требуется срочного помещения в семью, этот процесс занимает достаточно длительное время, так как ребенку и кандидату необходимо присмотреться друг к другу, пообщаться.

 Будущие родители должны знать, что дети ведут себя по-разному. Это зависит от возраста и особенностей нервной системы. Рекомендуем обязательно побеседовать со специалистами детского учреждения, как можно больше узнать о ребенке, записать всю необходимую информацию с тем, чтобы в первое время новым родителям легче было общаться с сыном или дочкой.

 Иногда родители теряются, не знают, как начать общение, как познакомиться, о чем говорить и тогда сами дети приходят к ним на помощь.

 В иных случаях помогают игрушки, книги, совместная прогулка, сладости. Возможна организация знакомства в естественной обстановке, в группе с другими детьми. Многие приемные мамы и папы говорят о своих ощущениях, отмечали, что сердце подсказало «своего» ребенка.

 Родителям приемных детей потребуется много усилий, чтобы создать полноценную, счастливую семью. Не стоит ждать результатов сразу, нужно терпение и время. Чем больше вкладывать в воспитание ребенка сейчас, тем легче будет в будущем.

Кому нельзя отдавать детей

 Наряду с требованиями Семейного кодекса к кандидатам на усыновление, патронатным воспитателям, опекунам, при их отборе, оценке учитываются многие факторы как объективные, так и субъективные. Конечно, в первую очередь важно, когда люди сами приходят с четкой целью усыновить или воспитывать сироту, при этом у них «правильная» мотивация.

 Те, кто никогда не получит ребенка это люди, которые имеют собственные проблемы, которые классифицируются как объективные:

 а) проблемы с алкоголем или наркотиками;

 б) психическое нездоровье;

 в) серьезные соматические заболевания, в соответствии с медицинской формой, утвержденной Министерством здравоохранения;

 г) криминальное прошлое и настоящее;

 д) отсутствие российского гражданства или соответствующей прописки;

 е) недостаточная жилплощадь (для ребенка необходимо отдельное спальное место и место для занятий);

 ж) несогласие одного из членов семьи, проживающих вместе с кандидатом.

 

Также учитываются и субъективные критерии, к ним относятся следующие ограничения:

 а) особенности личности и характера кандидата (ярко проявляющиеся: недостаточная гибкость, отсутствие рефлексии, агрессивность и другие личностные проблемы);

 б) проблемы семьи (явные неудачи в воспитании собственных детей, серьезные проблемы в супружеских отношениях или в отношениях с другими, совместно живущими родственниками и т.д.);

 в) неготовность к сотрудничеству со специалистами учреждения;

 г) неопределенная, расплывчатая и негативная мотивация.

 

Сейчас во многих регионах России практически в каждом городе и при большинстве детских домой действуют центры по усыновлению, опеке и попечительства, во многих детских домах есть «Школы приемных родителей», куда пары, осознавшие необходимость иметь ребенка приходят несколько месяцев и готовятся стать полноценными родителями. Примеров этому великое множество. Пройдя обучение в таких центрах и школах, новоявленные родители становятся более подготовленными к трудностям и испытаниям, которые их ждут, сюда они всегда смогут прийти и проконсультироваться со специалистами: педагогами, психологами, юристами.

 

Если вы решились взять ребенка в свою семью, будьте готовы предоставить в органы опеки следующие документы:

ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УСЫНОВЛЕНИЯ

 1. Заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителем.

 2. Краткая автобиография.

 3. Справка с места работы с указанием должности и заработной платы, либо копия декларации о доходах.

 4. Копия финансового лицевого счета.

 5. Если жильё муниципальное - Выписка из домовой (поквартирной) книги. Если жильё приватизировано, то документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение, обычно это Свидетельство о регистрации права собственности.

 6. Справка органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

 

7. Медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в установленной форме (форма №164/у-96).

 8. Копия свидетельства о браке. Если усыновитель в браке не состоит, предоставляется его копия свидетельства о рождении.

 9. При усыновлении ребенка одним из супругов - заявление с выражением согласия другого супруга на усыновление. Согласие супруга может быть вписано в заявление усыновителя. Если супруги фактически прекратили семейные отношения, требуется документ, подтверждающий, что они не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно (при невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты).

 При усыновлении ребёнка возраста 10 лет и старше необходимо его согласие на усыновление и изменение личных данных (имени, фамилии, отчества, места рождения) согласие ребёнка получается усыновителями и визируется органом опеки, если ребёнок проживал в семье усыновителя, например, был до этого на опеке, является падчерицей/пасынком усыновителю. Если ребёнок проживает в учреждении, то получение такого разрешения не входит в компетенцию усыновителя и занимаются этим органы опеки и государственный опекун ребёнка (например, директор детского дома).

 Никакие другие документы органы опеки требовать с усыновителей права не имеют т.к. этот список дан в пункте 6 Постановления Правительства от 29 марта 2000г. РФ №275 и не подлежит расширительному толкованию, при необходимости органы опеки могут и обязаны САМОСТОЯТЕЛЬНО запрашивать нужные им инстанции.

 Суд при наличии оснований может потребовать предоставить иные документы.

Документы на ребенка, получаемые усыновителем:

 Эти документы усыновителю передаёт администрация учреждения, в котором находится ребёнок или органы опеки по месту его пребывания.

 1. Свидетельство о рождении.

 2. Медицинское заключение на ребёнка, оформляющегося на усыновление, форма 160/у

 3. Справка о состоянии здоровья матери и течении родов.

 4. Сведения о родителях, подтверждающие возможность усыновления. Это могут быть:

 5. Заявление родителей ребёнка с выражением согласия на усыновление;

 6. Решение суда о лишении родительских прав родителей, признании их недееспособными;

 7. Копия свидетельства о смерти родителя или решение суда об объявлении умершим;

 8. Справка о розыске родителей;

 9. Акт о подкидывании;

 10. Если мать одиночка то справка из ЗАГСа, что у ребёнка единственный родитель, а отец записан со слов матери.

 11. Заявление с выражением согласия на усыновление от ребенка, достигшего 10-ти лет.

 12. Документы о закреплении жилплощади за ребёнком, наличия доли собственности на жильё: копия финансово-лицевого счета, выписка из домовой книги, договор о купле-продаже, дарения, другие документы.

 13. Опись имущества, принадлежащего ребёнку и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность.