Цель:
формирование и развитие способностей учащихся необходимых для выполнения творческой деятельности.
У педагога, использующего ТРИЗ, дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление
ТРИЗ
Сценаристам и писателям технологии Развития Творческого Воображения (РТВ — раздел ТРИЗ) помогут развить сюжеты произведений, придумать неординарные фантастические объекты
«Не мыслям надо учить, а мыслить». И. Кант.
Наиболее четко и коротко идеал системы образования XXI века можно сформулировать следующим образом: «В основе преподавания будет лежать обучение мышлению".
Важнейший момент в этом учебном процессе - переход к осознанному овладению мыслительными приемами и операциями.
Выполнение анализа по определенным правилам позволяет сформировать навыки такого умения и затем по аналогии использовать их при анализе любых ситуаций и объектов.
Особенность ТРИЗ-педагогики заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыследеятельности, то есть работает на повышение культуры мышления.
ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.
Основа ТРИЗ – это функционально-системный подход. Выявляя причинно-следственные связи и обнаруживая скрытые зависимости, системный подход выступает в качестве инструмента для анализа ситуаций и объектов, а также дает возможность организовать информацию и делать выводы.
СобытияУстройство конструктора
«было» (первое состояние объекта);
«стало» (второе состояние объекта);
«что изменилось» (указывается имя признака и направление изменения значений).
Конструктор будет иметь вид:
Было | Стало | Изменилось |
Инструмент - эффект
Мы применили к словам инструмент «Х» и получили следующие результаты:
для слова «лесной» - «-н-»;
для слова: «ключик», - «-ик-»;
для слова «учительница», - «-ниц-».
Вероятно, Вы догадались, что инструмент «Х» «достает» из слова его первый суффикс.
Модель “Элемент – имя признака – значение признака” для конструирования лексического значения знакомых слов
Например: школа, парта, учебник. Для этого учащимся предлагалось ответить на вопросы: «
К какому классу предметов относится?
Из какого материала «предмет» сделан?
Для чего служит?».
Учащиеся записали: «Школа – здание из кирпича, дерева, бетона, место, где учатся», «парта – предмет мебели, сделан из дерева, за ней сидят в школе», «учебник – книга, по которой учатся в школе». Полученные характеристики предметов сравнивались с лексическим значением слова в толковом словаре. Также предлагалось лексическое значение слова, составленное по этим же вопросам, а учащимся необходимо было отгадать слово.
«Метод маленьких человечков».
Объяснять внутреннее строение тел и их свойства можно так:
«Тела, окружающие нас состоят из человечков, но они очень малы и мы их не можем увидеть. Маленькие человечки – молекулы, из которых состоят вещества. Они постоянно движутся. В твердом теле человечков очень много, они держатся за руки и стоят близко друг к другу, в жидкостях человечки стоят свободнее и между ними могут «пройти» другие человечки, а в газах расстояние между человечками самое большое. Передача «информации» быстрее всего происходит в твердом теле, затем в жидкостях, медленнее всего в газах».
Свойства твердых тел, жидкостей и газов моделировали сами дети. Они показывали, нагревание железа, воды и воздуха; передачу звука и запахов. Учащиеся самостоятельно ответили на вопросы: «Почему сквозь твердое тело нельзя провести руку, а сквозь жидкое можно? Почему жидкость принимает форму сосуда? Почему запах от духов распространяется по всей комнате?»
Системный лифт
При знакомстве с Солнечной системой (3 класс) очень пригодился системный лифт. На примере лифта мы актуализировали необходимые знания и перешли к изучению нового материала:
«Класс → первый этаж → школа → улица
Садовая → Челябинская область→ город Кыштым→ Северо-Западный федеральный округ → Российская Федерация → материк Евразия → Северное полушарие → планета Земля → Солнечная система → галактика Млечный путь → Вселенная».
Модель “Создай паспорт” для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература).
Обязательно создаем паспорт литературного героя. Например, вот такой паспорт можно создать, изучая произведение П.П. Ершова «Конек-Горбунок»:
Имя – Иван
Автор (создатель) – П.П. Ершов
Прописка – русская сказка «Конек-Горбунок»
Где живет – в град-столице
Кем служит – конюхом у царя
Особые приметы – смелый, хитрый, любопытный, выполняет все приказания царя, не прилагая особых усилий (помогает ему во всем конек Горбунок)
Опорные слова для паспорта выбираются самими школьниками
Было | Стало | Что изменилось | Виновник |
125 | 148 | 1) Число увеличилось на 23 | «+» (операция сложения) |
2) Число увеличилось в 148/125 раза | «*» (операция умножения) |
В математике речь всегда идет о каких-то преобразованиях. Преобразование производится с помощью оператора. Таким оператором может
Фрагмент урока «Правописание мягкого знака на конце имен существительных»
(использование да-нетки для формирования темы урока, повторения пройденного материала)
1. Стадия вызова:
Творчество -
такая деятельность людей, которая приводит к получению нового и оригинального продукта.
Проблема:
недостаточно самостоятельности при выполнении заданий дома.
низкий уровень творческого мышления, творческого воображения
Задачи
1. развитие творческого мышления учащихся 2. усвоение технологий общения, взаимоотношений и проектирования творческой деятельности;
Творческие способности –
Компоненты творческих способностей младших школьников:
творческое мышление
творческое воображение
методы организации творческой деятельности
Спишите, заменяя выделенные слова синонимами
В сентябре у нас стоит хорошая погода. Дождливых дней почти не бывает.Весело светит солнце. Золотом горят деревья. Казалось, что они собираются на весёлое торжество и надевают свои наряды. В воздухе ощущается какая-то особая, бодрящая свежесть.
Слова для справок: ненастные, прекрасный, радостно, праздник, чувствуется.
Закончите предложения
Ребята были в лесу. Вдруг слы… во… ёлочки кто-то … . Там … !Напала Жучка на …. . Да не тут … ! Наколола она нос и … .
Исправьте предложения:
Ёж смотался в клубок.
Я уже ездил на самолёте.
Мы готовились встречать пернатых птиц.
Речка замёрзла льдом.
Меня пробудил мой папа.
Вставьте словарные слова
Не велик . . . , да краснеет нос.
. . . любит чистоту.
Чужбина — калина, родина — . . .
. . . человек добро помнит.
мороз
Посуда
. . . . . .
. . . . . .
малина .
Русский
Вставить прилагательные
Незаметно прошло (жаркое) лето. По небу поплыли (серые) тучи. Как сквозь сито, засеял из них (холодный) дождь. На поверхности луж плавают(разноцветные) листья. В кустах готовится к зиме (колючий) ежик. Он натаскал в ямку траву, листья, мох, устроил себе (теплое) гнездо. Ветер шуршит (сухими) листьями. Всю землю скоро покроет (белый) снег.
Что на что похоже?
настольная лампа на
тыква на ...
арбуз на …
люстра на ...
утюг на …
зонтик
Солнце
мяч
шапку – шляпку
пароход
Чем мечтают стать некоторые предметы?
веник мечтает стать ...
мыльный пузырь ...
перышко ...
огородное чучело ...
снежная баба ...
Игра «Сочините последнюю строчку в стихотворении»
Сел на ветку снегирек.
Брызнул дождик - он промок,
Ветерок, подуй слегка,
(Обсуши нам …
Синквейн
Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в котором человек высказывает свое отношение к чему-либо, кому-либо.
Синквейн требует синтеза информации и материала в кратких выражениях
Эти 5 строк сочиняют по особым правилам, в строгом порядке.
1 строка - ключевое слово, определяющее синквейн.
2 строка – два прилагательных, характеризующие данное понятие.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
5 строка- обычно одно слово, вывод, в котором человек выражает свои чувства связанные с данным понятием
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.