ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ № 37 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
«ДЛЯ ВЕЛИКОГО УМА МЕЛОЧЕЙ НЕ СУЩЕСТВУЕТ…»
ПО СТРАНИЦАМ ДЕТЕКТИВОВ АРТУРА КОНАН ДОЙЛА
(ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ДЛЯ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ)
Подготовила:
учитель русского языка и литературы Семёнова Маргарита Александровна
ДОНЕЦК 2019
Тема «Для великого ума мелочей не существует…». По страницам детективов Артура Конан Дойла
Подтема. Знакомство с творчеством мастера детективного жанра и его знаменитым сыщиком Шерлоком Холмсом.
Тип урока: интегрированный (литература, английский язык), урок формирования новых знаний
Форма урока: урок-путешествие
Цели урока:
личностная
Ø содействовать осознанию практической значимости учебного материала
метапредметные
Ø создать условия для развития общекультурного кругозора, коммуникативных способностей;
Ø умения выбирать языковые средства для успешного решения речевой задачи
предметные
Ø формирование представлений о литературном жанре;
Ø познакомить с творчеством писателя-юбиляра;
Ø выяснить особенности интриги в детективном произведении;
Ø умение работы с текстом литературного произведения;
Ø умение использовать разные источники информации, в том числе электронные словари и энциклопедии, для поиска необходимой информации
Задачи урока:
образовательные
Ø активизация знаний о литературном жанре;
Ø формировать умения выразительного чтения;
Ø совершенствовать навыки текстологического анализа произведения;
Ø формировать умения понимать английскую речь на слух в типичных ситуациях сфер общения
развивающие
Ø развивать воображение, логическое мышление;
Ø развивать навыки выразительного чтения
воспитательные
Ø прививать интерес к чтению;
Ø расширять культуру речи;
Ø прививать чувства справедливости;
Ø воспитывать веру в лучшие качества человека, ценить добро;
Ø формировать уважительное отношение к литературному наследию других стран;
Ø воспитывать культуру общения
Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:
Личностные
Ø формировать положительное отношение к культуре других стран
познавательные
Ø совершенствовать коммуникативно-речевое развитие учащихся;
Ø совершенствовать восприятие новых терминов и понятий в литературе
коммуникативные
Ø умение работать в паре и группе;
Ø умение слушать и слышать;
Ø умение согласовывать действия
регулятивные
Ø формулирование темы урока;
Ø постановка целей и планирование деятельности
метапредметные
Ø научиться структурировать учебный материал;
Ø выделять главное и второстепенное в предложенном метериале
Оборудование:
Ø портреты А. Конан Дойла,
Ø выставка книг писателя и дисков с фильмами-экранизациями,
Ø иллюстрации к произведениям,
Ø раздаточный материал (карточки, таблицы),
Ø материалы электронной энциклопедии Wikipedia,
Ø DVD диск из серии «Золотой глобус» (фрагменты «Музеи Лондона», «Шотландия»),
Ø текст рассказов «Голубой карбункул», «Пестрая лента» и повести «Собака Баскервилей»,
Ø презентация, музыкальное сопровождение (песенка гениального сыщика из м/ф «По следам бременских музыкантов» и увертюра В. Дашкевича к т/ф «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»),
Ø Английский язык, 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций
/(Ю. Е. Ваулина, Д.Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс). – 7-е издание – М.: Express Publishing. Просвещение, 2016.
Ход урока
Большое сердце, большого роста и с большой
душой человек.
Джером К. Джером
Никакие детективы не могут сравниться в популярности с детективами Конан Дойла, и следует знать, что он заслужил популярность уже только за то, что придумал Шерлока Холмса.
С. Моэм
I. Организационный момент
Мотивация учебной деятельности
На демонстрационном столе находятся предметы (можно использовать картинки с изображением этих предметов, см.приложение): пинцет, перчатки, лупа, шкатулка с камнями, украшениями, скрипка, шляпа, предметы, которые используются в игре крокет, курительная трубка, газета «Таймс» (на английском языке).
Слово учителя.
1) Найдите связь между предметами, которые находятся на демонстрационном столе и нашим уроком?
2) О ком и о чем мы будем сегодня говорить?
(Ответы учащихся. Отвечая, ребята берут необходимые предметы и распределяются в группы: 1 – теоретики, 2 – аналитики, 3 – журналисты английской газеты. Каждая из групп заранее получила задание, связанное с уроком)
3) Звучит увертюра к т/ф «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»
Сегодня на уроке мы поговорим о детективе как о полноправном литературном жанре. Кто был его основоположником? Почему в основе его лежит занимательная интрига? Задание с множеством неизвестных…
II. Целеполагание. Тема, цели урока (формулируют учащиеся). Работа с эпиграфом (см. приложение – презентация)
III. Работа над темой. Формирование новых знаний. Поиск путей решения поставленных задач
1) Слово учителя. На уроке присутствуют корреспонденты школьной газеты «Английский мост». Они читали произведения на языке оригинала. Читатель верит в реальное существование некоторых героев. К таким персонажам и относятся Шерлок Холмс и доктор Ватсон. (Звучит песенка гениального сыщика из м/ф «По следам бременских музыкантов»). И на уроке мы узнаем много интересных фактов из жизни создателя этого популярного детективного дуэта, поговорим об интриге, которая лежит в основе произведения, об особенностях детективного жанра, научимся применять знаменитый метод дедукции и анализировать литературное произведение. В этом нам помогут разобраться теоретики и аналитики (перед каждой группой поставлены определенные задачи, выдан определенный материал, которым ребята пользуются на уроке)
2) Группа теоретики. Вы, наверное, догадались, что сегодня мы говорим о детективной литературе. Детектив – слово заимствованное. Что же оно обозначает ? В этом нам поможет электронная энциклопедия. Детектив (от лат. detectio «раскрытие», англ. detect «открывать, обнаруживать»; detective «сыщик») — преимущественно литературный и кинематографический жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Обычно в качестве такого происшествия выступает преступление, и детектив описывает его расследование и определение виновных, в таком случае конфликт строится на столкновении справедливости с беззаконием, завершающемся победой справедливости.
Словарная работа (на доске)
Детективная |
вид художественной литературы, в которой усложненный сюжет обычно построен или на логическом раскрытии загадочного преступления, или на детальном выяснении таинственных и странных обстоятельств, связанных с судьбами героев |
Интеллект |
ум, умственные способности |
Интрига |
развитие основного действия в произведении |
Дедукция |
метод мышления, при котором частное положение путем выводится из общего, вывод по правилам логики |
Сюжет |
Система событий, раскрывающая характеры персонажей |
Что вам известно о детективе? Назовите его признаки.
Ответы учащихся
3) Слово учителя. Занимательная интрига в детективном произведении, как правило, начинается с факта фиксации преступления. Дальнейшее развитие сюжета - это восстановление картины его совершения с помощью четкой логики, догадок, предположений. Итак, в детективном произведении, кроме лиц, которые раскрывают запутанные тайны, должен быть и сам преступник, борьба между добром и злом. А сюжет строится так, чтобы читатель все время находился в напряжении, до конца не разгадал тайну.
4) Группа теоретиков. Детектив как литературное произведение имеет древние корни. Отголоски находим еще в мифах. В средние века преступление трактовали как грехопадение. И лишь Артур Конан Дойл одним из первых понял, что основой детективного произведения должна стать занимательная интрига.
5) Слово учителя. Множество авторов работало в этом жанре: Джеймс Хедли Чейз, Агата Кристи, Гилберт Честертон, Эдгар По. Кто же является основоположником этого жанра? (Ответ учащихся. Эдгар Алан По). Конан Дойл считал его своим учителем. Сегодня мы поговорим о мастере детективного жанра, писателе-юбиляре 2019 года Артуре Конан Дойле, чьими произведениями до сих пор зачитывается не одно поколение читателей.
6) Группа теоретиков (рассказ о писателе сопровождается презентацией) Из всех детей миссис Мери Дойл самым любимым был Артур, родившийся 22 мая 1859 года. Мать души в нем не чаяла, и он отвечал ей тем же. Учился будущий писатель сначала в подготовительной школе при крупном католическом колледже Стонихерст. Эти годы он считал самыми счастливыми. По окончании колледжа Конан Дойл получил диплом и предложение поехать за границу, в Западную Австрию, чтобы продолжить учебу там. Артур задумывается о карьере корабельного врача. На китобойном судне он отправляется в Арктику, а затем – к берегам Африки. В этот же период Артур пробует свои силы в литературе: один короткий рассказ «Тайна Боскомской долины» был напечатан, и ему выплатили небольшой гонорар. В 1881 году Конан Дойл заканчивает свое медицинское образование и начинает врачебную практику, обосновываясь в Лондоне. Медицинская практика не приносила ему дохода. С утра до вечера он сидел дома в ожидании пациентов. Чтобы чем-то заполнить свой вынужденный досуг, Конан Дойл начал писать для журналов очерки. Но и они не имели успеха. Однажды Артур вспомнил своего университетского преподавателя Джозефа Белла, который поражал студентов наблюдательностью, логикой мышления, четкостью суждений. Вот его-то Конан Дойл и сделал героем одного из собственных детективных произведений. Только имя ему дал другое – Шерлок Холмс. С тех пор писатель пользуется заслуженной славой, а его герой – любовью читателей всего мира. Вашему вниманию предлагаем фрагмент «Музеи Лондона» из серии «Золотой глобус»)
7) Слово учителя. Итак, что же вы запомнили из услышанного?
8) Группа журналистов берет интервью у читателей (вопросы могут звучать на двух языках: английском и русском)
1 Артур Конан Дойл родился в … в 1859 году |
|||
2 Кем был Артур Конан Дойл по образованию? |
|||
3 В какую европейскую страну он отправляется по окончании колледжа? |
|||
4 С чего начинается его литературная деятельность? |
|||
5 Кто явился прообразом знаменитого детектива? |
|||
6 Кого Артур Конан Дойл cчитал своим литературным учителем? |
|||
|
(Ответы: 1 a, 2 в, 3 в, 4 а, 5 в, 6 б- проецируются на мультимедийную доску)
9) Слово учителя. Основываясь на всем услышанном, давайте познакомимся со знаменитым сыщиком. Вы прочитали рассказы «Голубой карбункул», «Пестрая лента» и повесть «Собака Баскервилей» дома и попробуйте ответить на такие вопросы:
Ø Что было для вас особенно интересным и необычным в этих произведениях?
Ø Чем обратил на себя внимание Шерлок Холмс? Каким вы его представляете?
Ø Умение делать выводы на основе множества мимолетных наблюдений Холмс называл «дедуктивным методом». Какие наблюдения и выводы удивили вас?
Ответы учащихся подтверждаются отрывками из произведений, звучат на русском и английском языках.
10) Группа аналитиков. Пользуясь излюбленным метом сыщика Шерлока Холмса, мы попробовали расшифровать записку- криптограмму и узнали, какие произведения Артура Конан Дойла наиболее популярны среди читателей.
1 |
81 62 11 32 |
1 |
83 61 33 44 13 61 63 |
2 |
41 72 42 43 21 72 22 |
2 |
32 11 13 21 43 62 32 43 42 |
3 |
82 61 23 33 13 11 84 |
3 |
42 61 62 33 11 |
4 |
23 72 21 11 32 11 |
4 |
21 11 23 32 61 13 31 12 42 61 22 |
5 |
23 72 74 81 |
5 |
13 44 71 12 63 |
Ключ к криптограмме:
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 2 3 4 |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
З |
И |
Й |
К |
Л |
М |
Н |
О |
П |
|
Р |
С |
Т |
У |
Ф |
Х |
Ц |
Ч |
|
Ш |
Щ |
Ъ |
Ы |
Ь |
Э |
Ю |
Я |
(Ответы: «Знак четырех», «Голубой карбункул», «Пестрая лента», «Собака Баскервилей», «Союз рыжих».)
11) Группа журналистов английского издания. The chief editor of our school newspaper «English Bridge» has prepared a cryptogram in English.
The key to the cryptogram:
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 2 3 4 |
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
H |
I |
J |
K |
L |
M |
N |
O |
P |
|
Q |
R |
S |
T |
U |
V |
W |
X |
|
Y |
Z |
|
|
|
|
|
|
1 |
43 81 51 81 72 53 62 41 72 61 43 81 51 21 11 33 32 51 23 63 12 42 42 51 33 |
2 |
43 81 51 11 41 61 51 62 43 53 23 51 72 61 43 81 51 33 82 51 31 32 42 51 41 21 11 62 41 |
3 |
43 81 51 11 41 63 51 62 43 53 23 51 72 61 43 81 51 21 42 53 51 31 11 23 21 53 62 31 42 51 |
4 |
43 81 51 33 12 71 62 72 61 43 81 51 61 72 53 23 |
5 |
43 81 51 11 41 63 51 62 43 53 23 51 72 61 43 81 51 23 51 41 81 51 11 41 51 41 42 51 11 71 53 51 |
Check your answers with the help of these pictures.
The Hound of the Baskervilles. Holmes, Helen Stoner and Watson. The Adventure of the Speckled Band.
James Ryder imploring Holmes for mercy. |
The Sign of the Four. |
IV. Закрепление. Путешествие по детективным произведениям Артура Конан Дойла
Слово учителя. Беседа с учащимися.
Ø Давайте вспомним, что такое рассказ.
Ответы учащихся. (Рассказ – это малая форма повествовательной литературы, в которой дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя. Кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц – особенность этой жанровой формы. Часто повествование идет от первого лица.)
Ø От имени кого ведется повествование в рассказе «Голубой карбункул»?
Ø Что вы можете рассказать об этом человеке? (Рассказы о Шерлоке Холмсе ведутся от первого лица – доктора Ватсона. Он в течение многих лет дружил с детективом, наблюдал, как тот великолепно раскрывал самые запутанные преступления, а иногда даже помогал ему в этом.)
Ø Какова тема рассказа «Голубой карбункул»? (Пропажа драгоценного камня)
Ø Расскажите об особенностях композиции произведения элементы композиции:
· завязка сюжета;
· развитие действия;
· кульминация (наивысшая точка в развитии сюжета);
· развязка сюжета.
Ø Каким образом шляпа попала к сыщику?
Ø Что смог рассказать Холмс об обладателе этой шляпы? Какой метод использует для этого детектив?
Ø Почему посыльный Питерсон пришел с гусем и шляпой именно к Холмсу? Какую ошеломляющую новость он принес?
Ø Что было известно Ватсону и Холмсу о драгоценном камне?
Ø Зачем Шерлок Холмс хотел знать, каким образом голубой карбункул попал в зоб гуся?
Задания для группы аналитиков.
Ø Составьте цепочку событий, используя текст рассказа.
Ø Можно ли считать, какой - то эпизод лишним в повествовании? Почему?
Ø Заполните таблицу, подобрав цитаты из рассказов «Пестрая лента», «Голубой карбункул» и повести «Собака Баскервилей» (выполняют учащиеся трех групп попарно, рассказ для каждой группы определяется набором тех предметов, которые были выбраны изначально):
Система образов в рассказе/повести |
цитата |
|
|
|
|
|
|
|
|
Каждая группа представляет выбранное произведение (дает комментарий, используя таблицу, предмет и текст произведения)
Ø К каким же выводам приходит сыщик? Почему Холмс отпускает преступника, не передает его в руки правосудия (в каком произведении такая развязка)?
Ø Каков финал «Собаки Баскервилей» и «Пестрой ленты»?
Физкультминутка
V. Рефлексия
Корреспондент газеты «Английский мост»
Члены клуба «English Bridge» подготовили материалы о жизни и творчестве Конан Дойла, используя справочную литературу, в том числе электронные словари и энциклопедии.
The chairman of the Discussion Club “English Bridge”. Arthur Conan Doyle was a Scottish physician and writer, most noted for his stories about the detective Sherlock Holmes. These stories are generally considered a major innovation in the field of crime fiction.
Vocabulary.
Работа с электронным словарѐм ABBYY Lingo x3.Ink.-(словарь живого языка) и материалами электронной энциклопедии Википедия. [http://www.google.com.ua/search?q=ABBYY+Lingo+x3.Ink]
1. You use descent [dɪsent]̱ to talk about a person's family background, for example their nationality or social status. Syn: origin, ancestry
2. née [neɪ͟ ] (also nee) You use née after a married woman's name and before you mention the surname she had before she got married. Syn: born
3. Jesuit [ʤezju̱ ɪt] Иезуитский. [http://ru.wikipedia.org/wiki/Иезуиты]
Иезуи́ты -официальное название «Общество Иисуса»— монашеский орден Римско-католической церкви. Иезуиты занимались наукой, образованием. Члены Общества Иисуса наряду с тремя традиционными обетами (бедности, послушания и целомудрия) дают и четвѐртый — безусловного подчинения папе римскому.
4. feature [fi:͟ tʃə(r)], v. If someone or something features in something such as a show, exhibition or magazine, story, they are an important part of it.
5. to abandon, v.- Syn: give up, stop.
6. significant, adj.- Syn: notable, worthy of attention, remarkable.
Корреспондент газеты «Английский мост». Sir Arthur Ignatius Conan Doyle was born on 22 May 1859 in Edinburgh to a father of Irish descent, Charles Altamont Doyle, and an Irish mother, née Mary Foley.
Корреспондент газеты «Английский мост».
Ø We found some information about Edinburgh. It is the heart and the ancient capital of Scotland and one of the most beautiful cities in Europe. Scotland is the land of mountains, lakes and romantic castles.
Ø There are many interesting places and things in Edinburgh. The Forth Bridge is on the main road to the Highlands, an area of outstanding beauty, with a romantic past, and it is home of wildlife of all kinds.
Ø I think that the beautiful nature of Scotland and Edinburgh influenced Conan Doyle greatly.
Рассказ корреспондентов газеты «Английский мост» сопровождается видеофрагментами. (DVD диск из серии «Золотой глобус» (фрагмент «Шотландия») и материалами из учебника.
Корреспондент газеты «Английский мост»
Ø Conan Doyle was sent to the Roman Catholic Jesuit preparatory school at the age of 9. He then went on to Stonyhurst College and left school in 1875. From 1876 to 1881, he studied medicine at the University of Edinburgh and received a medical degree. While studying, he also began writing short stories; his first published story appeared in Chambers's Edinburgh Journal before he was 20.
Ø Conan Doyle set up an independent medical practice but it was not very successful; while waiting for patients, he began writing stories. His first significant work appeared in 1887 and featured the first appearance of Sherlock Holmes. So in 1890 he abandoned his medical practice and devoted his time to writing.
Ø It’s time to relax. Listen to the funny story about Conan Doyle and a taxicab driver; make up dialogues and roleplay them.
Once a French taxicab driver had driven Sir Conan Doyle from the station to a hotel. The driver decided to play a joke on him. When the driver received his fare he said:‖Merci, Mr. Conan Doyle.‖ ―Why, how do you know my name?‖ asked Sir Arthur. ―Well, Sir, I have seen in the papers that you were coming from the South of France to Paris. Your general appearance told me that you were English; your hair had been clearly cut by a barber of the south of France. I put these indications together and guessed at once that it was you.‖ That is very remarkable. Have you other evidence to go upon?‖
―Well‖, said the driver, ―there was also the fact that your name was on your
Speaking and writing. Pair work. Make up a dialogue between Conan Doyle and the cab taxi driver and role play it. Here is an example:
Cab taxi driver: Conan Doyle: |
Hello, Sir, can I help you? Yes, sure. Take me to the hotel, please. |
Oh, yes, Sir, with pleasure! ****** |
***** Thank you. Here is the fare. |
Merci, Mr. Conan Doyle. Why, how do you know my name? |
Well, Sir, I have seen in the papers that It’s very interesting. Go on! you were coming from the south of France to Paris. |
Your general appearance told me that Did it? you were English. |
Besides, your hair had been clearly cut You are very attentive, I should say! by a barber of the south of France. |
I put these indications together and Great! You have no other evidence to go guessed at once that it was you. upon? |
Well, there was also the fact that your You are really a great detective! name was on your luggage. |
Answer the questions: (orally or in a written form) What country did Conan Doyle live?
Ø Was he a famous writer or a traveller?
Ø What was Sherlock Holmes?
Ø Where had a French taxicab driver driven Sir Conan Doyle from the station?
Ø The driver decided to play a joke on him, didn’t he?
Ø Did the cabman know who Conan Doyle was?
Ø How did he know that?
Корреспондент газеты «Английский мост». All his life Conan Doyle liked sports; he skied, played golf and went in for boxing. He played football as a goalkeeper and was a keen cricketer. He was also an occasional bowler.
VI. Итог урока.
Беседа с учащимися
- Каким методом известен Шерлок Холмс?
(Он известен “дедуктивным методом”: от общего к частному)
- Какие особенности рассказов о Шерлоке Холмсе вы подметили?
Возможные ответы учащихся:
· Шерлок Холм часто просит посетителей повторить свою историю во второй раз, якобы для доктора Ватсона, но на самом деле, чтобы ещё раз внимательно присмотреться к деталям дела.
· Преступник, не подозревая о том, что его обнаружили, сам приходит к Шерлоку Холмсу по его просьбе, содержащейся в посланной записке.
· Холмс на основе наблюдательности, внимании к детали составляет портрет преступника ещё до встречи с ним.
- Каким мы видим Шерлока Холмса. Согласны ли вы с мнением, что он не человек, а “машина”?
Возможные ответы учащихся:
· Он умеет видеть и наблюдать и делать правильные выводы из подмеченных им житейских мелочей. Холмс не только расследует преступления, но помогает попавшим в беду.
· Нельзя согласиться с тем, что он “машина” Предельная сосредоточенность необходима в его работе. А его портрет достаточно “живой”, особенно, когда он идёт по горячему следу.
(«Люди, знающие его как бесстрастного мыслителя с Бейкер-стрит ни за что бы не узнали его... лицо его покрывалось румянцем... из-под бровей стальным блеском сверкали глаза... губы плотно сжимались, на мускулистой шее вздувались вены...»)
- Чему учат нас произведения Артура Конан Дойла? В чем их эстетическая ценность? (Свой ответ соотнесите с темой и эпиграфами к уроку)
Домашнее задание (по выбору учащихся):
· составить синквейн к одному из произведений А.Конан Дойла,
· составить кроссворд (на русском или английском языке) к одному из произведений, зашифрованных в криптограмме;
· написать эссе на тему «Человек – сам творец своей славы», используя материал этого урока,
· подготовить проект по творчеству Конан Дойла и оформить постер для газеты «Английский мост».
Заключительное слово учителя. Многие дела Шерлока Холмса были связаны с людьми, для которых нормой жизни стали ложь, подлость, предательство, коварство и лицемерие, однако, узнав историю несчастного Джеймса Райдера (рассказ «Голубой карбункул»), поддавшегося случайному соблазну, знаменитый сыщик отпустил его. Тюрьма, по мнению Шерлока Холмса, сделала бы из этого человека законченного негодяя, но, отпустив его на свободу, сыщик дает ему шанс исправиться. Он уверен, что жизнь преподнесла этому человеку хороший урок, и он никогда больше не повторит подобной ошибки.
Как видим, дело оказалось не слишком сложным, как и другие раскрытые преступления, но для Шерлока Холмса, по его же словам, «… разрешение … загадки - само по себе награда…» А мы, читатели, познакомились с очередной увлекательной историей и ещѐ раз удивились проницательному уму знаменитого сыщика, его доброте и чувству справедливости.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дойл Артур Конан. Записки о Шерлоке Холмсе: Перевод с англ. – Мн.: Маст.літ, 1984.
2. Дойл Артур Конан. Рассказы. Пёстрая лента: Перевод с англ. – М.: Худож.лит.,1975.
3. Дойл Артур Конан. Собака Баскервилей: Перевод с англ. – М.: Худож.лит.,1974.
4. Дойл Артур Конан. Краткая литературная энциклопедия — М.: Советская энциклопедия, 1962. — Т. 2.
5. Щербак Н. Секреты Шерлока Холмса // Конан Дойл, 2015.
6. Английский язык, 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций/
(Ю. Е. Ваулина, Д.Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс). – 7-е издание – М.: Express Publishing. Просвещение, 2016.
7. http://en.wikipedia.org/wiki/Arthur_Conan_Doyle
8. http://www.google.com.ua/search?q=ABBYY+Lingo+x3.Ink
9. http://nacekomie.ru/forum/viewtopic.php?f=169&t=128&start=560
10. https://www.youtube.com/watch?v=LZWCM5_p5Co
<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q4239850"></a>
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.