ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ
Преподобный
Серафим, в миру Прохор Мошнин,
родился 19 июля 1754 года. Родители преподобного, Исидор и Агафия Мошнины, были
жителями Курска. Исидор был купцом и брал подряды на строительство зданий, а в
конце жизни начал постройку Сергиево - Казанского собора в Курске, но скончался
до завершения работ. Младший сын Прохор остался на попечении матери,
воспитавшей в сыне глубокую веру. После смерти мужа Агафия Мошнина,
продолжавшая постройку собора, взяла однажды туда с собой Прохора, который,
оступившись, упал с колокольни вниз. Господь сохранил жизнь будущего
светильника Церкви: испуганная мать, спустившись вниз, нашла сына невредимым.
Юный Прохор, обладая прекрасной памятью, вскоре выучился грамоте. Он с детства
любил посещать церковные службы и читать своим сверстникам Священное Писание и
Жития святых, но больше всего любил молиться или читать Святое Евангелие в уединении.
Как-то Прохор тяжело заболел, жизнь его была в опасности. Во сне мальчик увидел
Божию Матерь, обещавшую посетить и исцелить его. Вскоре через двор усадьбы
Мошниных прошел крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы; мать
вынесла Прохора на руках, и он приложился к святой иконе, после чего стал
быстро поправляться.
Еще в юности у Прохора
созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая
мать не препятствовала этому и благословила его на иноческий путь распятием,
которое преподобный всю жизнь носил на груди. Прохор с паломниками отправился
пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам. Схимонах старец
Досифей, которого посетил Прохор, благословил его идти в Саровскую пустынь и
спасаться там. Вернувшись ненадолго в родительский дом, Прохор навсегда
простился с матерью и родными. 20 ноября 1778 года он пришел в Саров, где
настоятелем тогда был мудрый старец, отец Пахомий. Он ласково принял юношу и
назначил ему в духовники старца Иосифа. Под его руководством Прохор проходил
многие послушания в монастыре: был келейником старца, трудился в хлебни,
просфорне и столярне, нес обязанности пономаря, и все исполнял с ревностью и
усердием, служа, как бы, Самому Господу.
Уже в эти годы Прохор, по примеру других монахов, удалявшихся
в лес для молитвы, испросил благословение старца в свободное время тоже уходить
в лес, где в полном одиночестве творил Иисусову молитву. Через два года
послушник Прохор заболел водянкой, тело его распухло, он испытывал тяжкие
страдания. Наставник, отец Иосиф, и другие старцы, любившие Прохора, ухаживали
за ним. Болезнь длилась около трех лет, и ни разу никто не услышал от него
слова ропота. Старцы, опасаясь за жизнь больного, хотели вызвать к нему врача,
однако Прохор просил этого не делать, сказав отцу Пахомию: "Я предал себя,
отче святый, Истинному Врачу душ и телес - Господу нашему Иисусу Христу и
Пречистой Его Матери...", и желал, чтобы его причастили Святых Таин. Тогда
же Прохору было видение: в несказанном свете явилась Матерь Божия в
сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Указав рукой на
больного, Пресвятая Дева сказала Иоанну: "Сей - от рода нашего".
Затем она коснулась жезлом бока больного, и тотчас жидкость, наполнявшая тело,
стала вытекать через образовавшееся отверстие, и он быстро поправился. Вскоре
на месте явления Божией Матери была построена больничная церковь, один из
приделов которой был освящен во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.
Престол для придела преподобный Серафим соорудил своими руками из кипарисового
дерева и всегда приобщался Святых Таин в этой церкви. Пробыв восемь лет
послушником в Саровской обители, Прохор принял иноческий постриг с именем
Серафим, столь хорошо выражавшим его пламенную любовь к Господу и стремление ревностно
Ему служить. Через год Серафим был посвящен в сан иеродиакона. Горя духом, он
ежедневно служил в храме, непрестанно совершая молитвы и после службы. Господь
сподобил преподобного благодатных видений во время церковных служб:
неоднократно он видел святых Ангелов, служащих братии. После видений
преподобный усилил подвиги: днем он трудился в обители, а ночи проводил в
молитве в лесной пустынной келии.
В 1793 году, в возрасте 39
лет, преподобный Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и продолжал служение
в храме. После смерти настоятеля, отца Пахомия, преподобный Серафим, имея его
предсмертное благословение на новый подвиг пустынножительство, взял также
благословение у нового настоятеля, отца Исаии, и ушел в пустынную келию в
нескольких километрах от монастыря, в глухом лесу. Здесь стал он предаваться
уединенным молитвам, приходя в обитель лишь в субботу, перед всенощной и,
возвращаясь к себе в келию после литургии, за которой причащался Святых Таин.
Преподобный
проводил жизнь в суровых подвигах. Свое келейное молитвенное правило он
совершал по уставу древних пустынных обителей; со Святым Евангелием никогда не
расставался, прочитывая в течение недели весь Новый Завет, читал также
святоотеческие и Богослужебные книги. Преподобный выучил наизусть много
церковных песнопений и воспевал их в часы работы в лесу. Около келии он развел
огород и устроил пчельник. Сам себе добывая пропитание, преподобный держал
очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу совершенно
воздерживался от пищи. В первую неделю Святой Четыредесятницы он не принимал
пищи до субботы, когда причащался Святых Таин. Святой старец в уединении
настолько иногда погружался во внутреннюю сердечную молитву, что подолгу
оставался неподвижным, ничего не слыша и не видя вокруг.
В летнюю жару преподобный собирал на болоте мох для удобрения
огорода; комары нещадно жалили его, но он благодушно терпел это страдание,
говоря: "Страсти истребляются страданием и скорбью, или произвольными, или
посылаемыми Промыслом". Около трех лет преподобный питался только одной
травой снитью, которая росла вокруг его келии. К нему все чаще стали приходить,
кроме братии, миряне - за советом и благословением. Это нарушало его уединение.
Испросив благословение настоятеля, преподобный преградил к себе доступ
женщинам, а затем и всем остальным, получив знамение, что Господь одобряет его
мысль о полном безмолвии. По молитве преподобного, дорогу в его пустынную келию
преградили огромные сучья вековых сосен. Теперь только птицы, слетавшиеся во множестве
к преподобному, и дикие звери посещали его. Преподобный из рук кормил медведя
хлебом, когда из монастыря приносили ему хлеб.
Каждую ночь
он поднимался на огромный камень в лесу и молился с воздетыми руками, взывая:
"Боже, милостив буди мне грешному". Днем же он молился в келии, также
на камне, который принес из леса, сходя с него только для краткого отдыха и
подкрепления тела скудной пищей. Так молился преподобный 1000 дней и ночей.
Как-то к
святому, работавшему на огороде, пришли разбойники и стали требовать от него
деньги. Святой, опустив топор на землю, сказал: "Делайте, что вам
надобно". Разбойники стали бить преподобного, обухом проломили голову,
сломали несколько ребер, потом, связав его, хотели бросить в реку, но сначала
обыскали келию в поисках денег. Все сокрушив в келии и ничего не найдя в ней,
кроме иконы и нескольких картофелин, они ушли.
Наутро с
великим трудом преподобный добрел до обители. Братия ужаснулись, увидев
израненного подвижника. Восемь суток пролежал преподобный, страдая от ран; к
нему были вызваны врачи, удивившиеся тому, что Серафим после таких побоев
остался жив.
После этого случая
преподобному Серафиму пришлось провести около пяти месяцев в обители, а затем
он опять ушел в пустынную келию. Оставшись навсегда согбенным, преподобный
ходил, опираясь на посох или топорик, однако своих обидчиков простил и просил
не наказывать. После смерти настоятеля отца Исаии, бывшего с юности
преподобного его другом, он взял на себя подвиг молчальничества, совершенно
отрекаясь от всех житейских помыслов для чистейшего предстояния Богу в
непрестанной молитве. Если святому в лесу встречался человек, он падал ниц и не
вставал, пока прохожий не удалялся. В таком безмолвии старец провел около трех
лет, перестав даже посещать обитель в воскресные дни.
Плодом
молчания явилось для преподобного Серафима стяжание мира души и радости о
Святом Духе. Великий подвижник так впоследствии говорил одному из монахов
монастыря: "...радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ
спасутся около тебя".
Новый
настоятель, отец Нифонт, и старшая братия обители предложили отцу Серафиму или
по-прежнему приходить в монастырь по воскресеньям для участия в богослужении и
причащения в обители Святых Таин, или вернуться в обитель. Преподобный избрал
последнее, так как ему стало трудно ходить из пустыни в монастырь. Весной 1810
года он возвратился в обитель после 15 лет пребывания в пустыни. Не прерывая
молчания, он к этому подвигу прибавил еще и затвор и, никуда не выходя и никого
у себя не принимая, непрестанно находился в молитве и Богомыслии. В затворе
преподобный Серафим приобрел высокую душевную чистоту и сподобился от Бога
особых благодатных даров прозорливости и чудотворения.
25 ноября 1825 года Матерь
Божия вместе с празднуемыми в этот день двумя святителями явилась в сонном
видении старцу и повелела ему выйти из затвора и принимать у себя немощные
души человеческие, требующие наставления, утешения, руководства и исцеления.
Благословившись у настоятеля на изменение образа жизни, преподобный открыл
двери своей келии для всех.
Старец видел
сердца людей, и он, как духовный врач, исцелял душевные и телесные болезни
молитвой к Богу и благодатным словом. Старец стал посещать свою пустынную келию
и родник, называемый Богословским, около которого ему выстроили маленькую
келейку. Выходя из келии, старец всегда нес за плечами котомку с камнями. На
вопрос, зачем он это делает, святой смиренно отвечал: "Томлю томящего
меня".
В последний
период земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о своем любимом
детище - Дивеевской женской обители. Еще в сане иеродиакона он сопровождал
покойного настоятеля отца Пахомия в Дивеевскую общину к настоятельнице монахине
Александре, великой подвижнице, и тогда отец Пахомий благословил преподобного
всегда заботиться о "Дивеевских сиротах". Он был подлинным отцом для
сестер, обращавшихся к нему во всех своих духовных и житейских затруднениях.
Все знали и
чтили преподобного Серафима как великого подвижника и чудотворца.
За год и
десять месяцев до своей кончины, в праздник Благовещения, преподобный Серафим
еще раз сподобился явления Царицы Небесной в сопровождении Крестителя Господня
Иоанна, апостола Иоанна Богослова и двенадцати дев, святых мучениц и
преподобных. Пресвятая Дева долго беседовала с преподобным, поручая ему
Дивеевских сестер. Закончив беседу, Она сказала ему:
"Скоро, любимиче Мой, будешь с нами". При этом явлении, при дивном
посещении Богоматери, присутствовала одна Дивеевская старица, по молитве за нее
преподобного.
В последний
год жизни преподобный Серафим стал заметно слабеть и говорил многим о близкой
кончине. В это время его часто видели у гроба, стоявшего в сенях его келии и
приготовленного им для себя. Преподобный сам указал место, где следовало
похоронить его, - близ алтаря Успенского собора. 1 января 1833 года преподобный
Серафим в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к
литургии и причастился Святых Таин, после чего благословил братию и простился,
сказав: "Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы
готовятся".
Второго
января келейник преподобного, отец Павел, в шестом часу утра вышел из своей
келии, направляясь в церковь, и почувствовал запах гари, исходивший из келии
преподобного; в келии святого всегда горели свечи, и он говорил: "Пока я
жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром".
Когда двери открыли, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам
преподобный стоял на коленях перед иконой Божией Матери в молитвенном
положении, но уже бездыханный. Его чистая душа во время молитвы была взята
Ангелами и взлетела к Престолу Бога Вседержителя, верным рабом и служителем,
которого преподобный Серафим был всю жизнь.
Он был причислен к лику святых через 70 лет после кончины.
Чин канонизации совершен был в Сарове при большом стечении народа и в
присутствии царя Николая II. Мощи его были открыты для поклонения в Саровской
пустыни.
В 20-х годах
обитель закрыли, а мощи были вывезены в Ардатов, где и исчезли. Только в 1991
году они были обнаружены в фондах Государственного музея
истории религии, расположенного в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Летом 1991
года они были доставлены крестным ходом на Нижегородскую землю в Серафимо -
Дивеевский монастырь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.