«Ты что плачешь?» — раздался тонкий голосок, и я увидел маленькую девочку с корзинкой плодов. Тогда я вспомнил совет Пятерки и протянул девочке открытую ладонь.
«Угощайся», — сказала девочка, положив мне в ладонь желтый плод, а сама взяла другой. Плоды были сладкие, и вскоре ее корзинка опустела. Я поблагодарил девочку и спросил, как мне найти озеро. Девочка показала тропинку и вдруг протянула мне пустую корзинку: «Возьми, ведь у вас на берегу нет прутьев, чтобы сплести настоящую корзину».
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ КАМНИ
Однажды Шестерка, гуляя по лесу, попала под дождь. Она решила переждать дождь
под ветвями большой ели и обнаружила там девочку и мальчика. При виде странного
существа мальчик радостно закричал:
— Ура, эта закорючка поможет нам, как помогла мне та, которую я выловил из озера.
— Я вовсе не закорючка, а цифра, и постараюсь помочь вам, если расскажете, что
случилось.
Мальчик начал рассказывать: «Я хотел сплести крепкую корзину и тайком убежал в
лес за ветками. Вскоре я заблудился и заплакал.
«Ты что плачешь?» — раздался тонкий голосок, и я увидел маленькую девочку с
корзинкой плодов. Тогда я вспомнил совет Пятерки и протянул девочке открытую
ладонь.
«Угощайся», — сказала девочка, положив мне в ладонь желтый плод, а сама взяла
другой. Плоды были сладкие, и вскоре ее корзинка опустела. Я поблагодарил девочку
и спросил, как мне найти озеро. Девочка показала тропинку и вдруг протянула мне
пустую корзинку: «Возьми, ведь у вас на берегу нет прутьев, чтобы сплести
настоящую корзину».
На следующий день новой корзиной я наловил много рыбы, а вечером, положив пять
рыбин в корзинку, снова тайком убежал в лес. Я бегал по лесу, пока не услышал
веселый голосок лесной девочки. Тогда я вышел на тропинку и протянул ей рыбу. Она
засмеялась и, взяв корзинку с рыбой, дала мне взамен корзинку
с плодами.
С тех пор наши племена стали меняться друг с другом. На рыбу мы обменивали у
лесных людей огромные крепкие корзины из прутьев. Такими корзинами можно было
наловить много рыбы, они не рвались, как травяные. Однажды старейшина дал мне
корзинку с мелкими камушками и сказал: «Я сложил в эту корзинку столько
камушков, сколько лишней рыбы есть у нас. Отнеси ее лесным людям и спроси, что
они дадут взамен». Вождь лесных людей, увидев корзинку с камнями, решил:
«Озерные люди хотят на нас напасть», — и объявил
им войну».
— Помоги нам объяснить вождю лесных людей, что озерные люди хотели
только обменять рыбу! — попросил мальчик Шестерку, закончив рассказ.
— Нашим объяснениям он не верит, потому что мы дети, — добавила лесная девочка.
— Он, говорит нам, что камни совсем не похожи на рыбу.
Шестерка согласилась помочь и пошла вслед за детьми. Когда они пришли на
большую поляну, два племени уже готовы были начать бой. При появлении детей и
какой-то странной закорючки все замерли. Шестерка положила в ряд шесть камней и
хлопнула в ладоши. Шесть камней тут же превратились в шесть рыбин. Шестерка еще
раз хлопнула в ладоши, и шесть рыбин превратились в шесть плодов.
Люди радостно загомонили. Вождь лесных людей достал из шалаша корзину со
злополучными камушками. Вождь озерных людей велел принести несколько корзин
полных рыбы. Все рыбы были разложены на поляне, и возле каждой вожди положили
по камушку. Затем лесные люди положили возле каждого камушка по плоду.
«Вы видите, камни нужны не только для войны»? — радостно закричали
мальчик и девочка, а Шестерка незаметно скрылась.Вечером в Книге Совета цифры записали: «Сегодня первобытные люди научились
считать с помощью камней».
:::
Вопросы и задания к сказке:
• Почему древние племена часто воевали друг с другом?
• Как бы вы помирили два племени?
• Почему в древние времена при строительстве больших зданий, крепостей, храмов,
их стены иногда рушились?
• Перечислите, что люди смогли изобрести и построить, благодаря умению считать и
появлению машин для счета.
• Какие первые предметы легче всего считать маленькому ребенку?
• Что изменилось в жизни людей, после того как они научились считать?
• Представьте, что все приборы, с помощью которых человек считает, исчезнут.
Расскажите, что изменится тогда в современном мире.
Сценка «Научи людей считать»
:::
Поделите детей на группы. Каждая группа — это племя. Один человек в
группе — старейшина. В сценке люди племени рассказывают, что им необходимо
посчитать, например: рыбу, оленей, плоды. Старейшина учит их считать с помощью
каких-либо подручных средств.
Игра «Царица Математики»
:::
На полу чертится круг диаметром три метра. Один из детей — царица Математики —
встает в центр круга. Дети бегают внутри круга и за его пределами. По команде
педагога все замирают. Царица Математики бросает мяч одному из тех, кто оказался
в круге. Он должен ударить мячом о пол столько раз, сколько детей находится за
пределами круга. Затем игра повторяется с новой царицей.
Рисунок «Люди учатся считать»
Нарисуйте, как Шестерка учила людей считать.
:::
:::
Задание на дом
Посчитайте дома свои вещи с помощью подручных средств: камушков, бусинок,
узелков и т.д.
:::Работа по домашнему заданию
Дети рассказывают, как они посчитали свои вещи. Затем все обсуждают, какой способ
самый быстрый и удобный.