Дневник социальной практики
Содержание
Введение. 3
Основная часть. 5
I. Творческое задание. 5
1) Наблюдение за социально-полезной деятельностью обучающихся. 5
2)Составление эссе о целях и задачах воспитания и социализации обучающихся в образовательной организации. 6
II.Проект. 6
2)Разработка социального проекта для обучающихся. 6
3)Реализация социального проекта с последующим самоанализом. 8
Заключение. 13
Современная ситуация такова, что обострение социально - нравственных проблем жизни, как отдельного человека, так и социума в целом, привело к переориентации школы на чистое обучение. «Современный школьник много знает, но абстрактно, много умеет, но только теоретически».
В связи с этим необходимо дать всем обучающимся общеобразовательной школы знания и базовые навыки в областях, обеспечивающих активную социальную адаптацию. Облегчение социализации в рыночной среде (освоение основных социальных навыков, практических умений) должно осуществляться через формирование ценностей, а именно: ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества, всю эту работу следует начинать с начальных классов.
В Концепции модернизации содержания общего образования предлагается «использовать в образовательном процессе различные формы социальных практик как одного из основных средств, способствующих самоопределению школьника и приобретению им социальных компетенций».
Цель социальный практики: научиться создавать обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, по обеспечению охраны их жизни и здоровья, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде, чтобы обеспечить разностороннее развитие личности каждого ребенка, необходимы усилия всего общества, всех государственных и общественных структур; познакомиться с профессиональными функциями социального педагога.
Задачи практики:
1. Познакомиться с категориями детей «группы риска» школьной и социальной дезадаптации (дети-инвалиды, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-правонарушители и др.), нуждающихся в социально-педагогической помощи.
2. Научиться наблюдать за социально- прлезной деятельностью обучающихся.
3. Научиться составлять эссе о целях и задачах воспитания и социализации обучающихся в образовательной организации
4. Научиться применять индивидуальный подход к решению проблем каждого ребенка.
5. Научиться проектировать социально-педагогическую работу с младшими школьниками.
6. Реализовать социальный проект с младшими школьниками с последующим самоанализом
7. Познакомиться с этическими правилами взаимоотношений социального педагога с ребенком и научиться устанавливать такие отношения.
8. Совершенствовать диагностические, аналитические,
организаторские и коммуникативные умения будущих социальных педагогов, их
профессионально значимые личностные качества.
Во время педагогической практики работала помощником социального педагога в начальной школе, выполняла функции социального педагога под руководством заместителя директора школы по воспитательной работе, и учителя начальных классов.
Самообслуживание, самостоятельность трудовое воспитание
Культурно-гигиенические навыки
У младших школьников сформированы привычка следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; они умеют чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки. Умеют следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком.
У обучающихся начальных классов усовершенствована культура еды: умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); дети умеют есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.
Самообслуживание
Младшие школьники умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), умеют самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, умеют самостоятельно раскладывать подготовленные материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы.
Общественно-полезный труд
Младшие школьники имеют положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения. У них сформированы необходимые умения и навыки в разных видах труда, воспитана самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца.
Обучающиеся знакомы с наиболее экономными приемами работы, умеют оценивать результат своей работы (с помощью взрослого).
У детей сформированы навыки учебной деятельности.
Дети умеют помогать взрослым поддерживать порядок в кабинете, приучены добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды.
Труд в природе
Дети привлекаются к помощи взрослым и посильному труду в природе: осенью — к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы; зимой — к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов, к созданию фигур и построек из снега; весной — к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады; летом — к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб.
Формирование у детей социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе.
Проблема, на решение которой направлен проект.
Наше будущее зависит от сегодняшних школьников, от их физического и нравственного здоровья. Но за годы учёбы в школе здоровье многих детей ухудшается. По ряду показателей сформировались негативные тенденции: увеличивается количество детей, имеющих хронические заболевания. Вызывают обеспокоенность детский алкоголизм и наркомания, а также большое число курящих школьников. Вовлечение учащихся в реализацию проекта поможет правильно решить проблему свободного времени, сформировать негативное отношение к вредным привычкам и осознать ответственность за собственное здоровье.
Программа проекта должна сориентировать ребенка на формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков культуры здоровья, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Цель проекта: пропаганда здорового образа жизни, воспитание и формирование ответственного отношения к сохранению здоровья как наиважнейшей ценности человека.
Задачи проекта:
1. Формирование потребности в здоровом образе жизни и ответственности за свое здоровье;
2. Пропагандировать здоровый образ жизни на примере лучших учащихся школы и их достижений в различных областях учёбы, творчества и спорта.
3. Формировать у учащихся устойчиво-негативное отношение к табаку, алкоголю, наркотическим веществам.
4. Создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую эмоциональный настрой учащихся и условия для организации двигательной активности.
5. Воспитывать культуру обмена мнениями, развивать навыки упорядоченного, структурированного мышления.
6. Воспитывать потребность детей в ежедневном выполнении правил личной гигиены.
7. Формировать представления о красоте природного мира, о положительном и отрицательном влиянии воздействия человека на атмосферу земли.
8. Воспитывать гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Для реализации проекта были проведены следующие мероприятия:
1. Проведение анкетирования среди обучающихся по теме «Что вы знаете о здоровом образе жизни»
2. Онлайн- дискуссия за круглым столом по теме «Правильное питание»
3. Лекторий для родителей по теме «Здоровый образ жизни в семье»
4.Конкурс плакатов «Умей сказать «НЕТ»»
5. Практическое занятие «Окажи первую помощь»
В течение учебного года обучающиеся принимали участие в реализации социально-значимого проекта «Мы за здоровый образ жизни!». Работа проводилась во внеурочное время, в часы проведения кружковой работы.
В ходе выполнения проекта, была достигнута цель – пропаганда здорового образа жизни, воспитание и формирование ответственного отношения к сохранению здоровья как наиважнейшей ценности человека.
Для достижения данной цели были выполнены следующие задачи:
1. Формирование потребности в здоровом образе жизни и ответственности за свое здоровье.
2. Пропагандировать здоровый образ жизни на примере лучших учащихся школы и их достижений в различных областях учёбы, творчества и спорта.
3. Формировать у учащихся устойчиво-негативное отношение к табаку, алкоголю, наркотическим веществам.
4. Создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую эмоциональный настрой учащихся и условия для организации двигательной активности.
5. Воспитывать культуру обмена мнениями, развивать навыки упорядоченного, структурированного мышления.
6. Воспитывать потребность детей в ежедневном выполнении правил личной гигиены.
7. Формировать представления о красоте природного мира, о положительном и отрицательном влиянии воздействия человека на атмосферу земли.
8. Воспитывать гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Положительные последствия проекта выражается в том, что дети учатся быстрее приспосабливаться к новым жизненным условиям, легче вживаются в современный мир, у них прививается интерес к результатам обучения, включаются в поиск истины, учатся сотрудничать.
Отрицательные последствия реализованного проекта можно заметить в том, что появляются проблемы в вопросах перегрузки обучающихся, проблемы мониторинга, личностные интересы, появляются трудности в создании успешно действующих групп.
При реализации проекта создается рабочая и праздничная атмосфера, которая способствует улучшению взаимоотношений между детьми, между взрослыми и детьми.
В ходе реализации проекта научились сформировать поле совместной деятельности родителей и детей. Научились организовать праздник, способствующий развитию положительной эмоционально – волевой сферы ребенка, совместной творческой деятельности с родителями, сверстниками и педагогами. Сумели вызвать интерес у родителей к занятиям своих детей через проведение совместных мероприятий.
Проект предполагает активную позицию педагогов и родителей, направленных на воспитание детей. Праздничное совместное мероприятие создаёт доверительные отношения между учащимися, родителями и педагогами, объединяет их в одну команду, воспитывает потребность делиться друг с другом своими проблемами, неудачами и решать их.
Стирается грань между взрослыми и детьми, все это дает на длительное время положительные эмоции, заряд энергии и праздник для души. Проект работает в настоящее время, и получил положительные отклики родителей.
После завершения проекта обучающиеся смогли:
Ø назвать полезные продукты питания;
Ø показать, как правильно сидеть за рабочим местом;
Ø измерить самостоятельно артериальное давление;
Ø назвать заповеди здоровья;
Ø назвать врачей-специалистов лечащие те или иные заболевания;
Ø назвать пословицы, загадки, сказки и стихи о ЗОЖ;
Ø приобрели навыки группового взаимодействия, умение работать в коллективе;
Ø приобрели способности, знания и умения, позволяющие осмыслить свое место в мире, выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий;
«Десять заповедей здоровья, или Рецепт долголетия»
• Режим дня
• Ежедневная утренняя зарядка
• Здоровое питание
• Прогулки на свежем воздухе
• Полноценный сон
• Занятия спортом
• Одежда по сезону
• Меньше стрессов, больше юмора
• Жить в мире и согласии со своей семьей
• Долой вредные привычки
Учитывая актуальность направления, данный проект мы будем продолжать и расширять.
В период прохождения практики я изучила основную документацию по социально- педагогической деятельности в начальной школе. Изучила факторы и условия формирования положительных мотивов основных видов деятельности детей; формы и методы организации творческого досуга детей; особенности социально-педагогических технологий и механизмы их реализации; этические правила и нормы взаимоотношений социального педагога и ребенка.
Практика дала возможность научиться планировать собственную деятельность; выделять условия, необходимые для решения проблем и развития ребенка; владеть индивидуальным подходом к ребенку; педагогически осмысливать поведение ребенка, ставить педагогические задачи и добиваться их решения; выявлять нереализованные положительные возможности в ребенке; анализировать конкретную социальную ситуацию и видеть свою роль в решении проблемы ребенка; организовывать педагогически целесообразную деятельность в социуме, педагогически управлять и корректировать социальную ситуацию развития детей; организовывать коллективную творческую деятельность детей; анализировать и оценивать собственную деятельность.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.