Подростковый возраст – это период, когда происходит бурные физические и психические изменения да еще, если они осложнены трудными жизненными ситуациями по той или иной причине. Что такое подросток, требующий особого контроля? Всех детей группы «риска» сегодня мы охватить не можем, мы работаем с детьми с отклонением в поведении, т.е. с признаками дезадаптации, которые, прежде всего, нуждаются в социально-педагогической поддержке.
На таких детей и заводится «Дневник педагогических наблюдений» и регулярно заполняется, а иногда и вместе с учеником. Он поможет лучше узнать ученика, особенно его сильные и слабые стороны.
«Дневник педагогических наблюдений»
Подростковый возраст – это период, когда происходит бурные
физические и психические изменения да еще, если они осложнены
трудными жизненными ситуациями по той или иной причине. Что такое
подросток, требующий особого контроля?
Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от
24.07.1998 г. принимает за основу термит «дети в трудной жизненной
ситуации», т.е. дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена,
дети, которые не могут преодолеть трудности самостоятельно, не может
преодолеть их и его семья. Поэтому такие дети и есть дети «риска», дети,
нуждающиеся в социальнопедагогической поддержке.
Всех детей группы «риска» сегодня мы охватить не можем, мы работаем
с детьми с отклонением в поведении, т.е. с признаками дезадаптации,
которые,
нуждаются в социальнопедагогической
поддержке.
прежде всего,
На таких детей и заводится «Дневник педагогических наблюдений» и
регулярно заполняется, а иногда и вместе с учеником. Он поможет лучше
узнать ученика, особенно его сильные и слабые стороны.
Цель:
деятельности учащихся
формированию личности.
организация профилактической,
социальнозначимой
и работа по укреплению, развитию и
Ведется «Дневник педагогических наблюдений» регулярно и переходит
с учащимся из класса в класс.
СОДЕРЖАНИЕ ДНЕВНИКА
1. Титульный лист (обложка).
2. Содержание:
I раздел «Информационный лист» (информация о владельце);
II раздел «Педагогико – психологическая характеристика на учащегося»
(характеристики на учащегося);
III раздел «Учебная деятельность» (творческие работы, направления
активности);
IV раздел « Индивидуальная работа с учащимся» (план работы, акты, полезная
информация).
Раздел I. Информационный лист.
Данные учащегося.
В этом разделе помещается информация, помогающая социальному
педагогу и классному руководителю проанализировать личные данные
учащегося.Раздел II. Педагогико – психологическая характеристика на
учащегося.
Характеристика на учащегося.
В этом разделе помещаются характеристики на ученика составленные
классным руководителем и психологом школы. Информация, помогающая
проанализировать ученика его характер, способности; результаты
психологической диагностики.
Раздел III. Учебная деятельность.
Наблюдение за учебной деятельностью.
В данный разделе помещаются результаты наблюдений и учет
успеваемости и посещаемости учащегося; а также описание основных форм
и направлений его учебной и творческой активности. Материалы,
представленные в данном разделе, дают широкое представление о
динамике учебной активности ученика.
Раздел IV. Индивидуальная работа.
Содержание работы.
В этом разделе помещен план и содержание работы с учащимся и его
семьей.Содержание
Стр.
Раздел I. «Информационный лист»
Включает в себя личные данные учащегося
Состав семьи
Данные о родителях
Раздел II. «Педагогико – психологическая характеристика на учащегося»
Общие сведения об учащемся
Направленность личности учащегося
Волевые качества учащегося
Эмоциональная сторона характера
Особенности умственного развития учащегося
Характеристика на учащегося составленная учителем
Раздел II I. «Учебная деятельность»
Учебная деятельность
Оказание помощи в учебе со стороны родителей
Учет посещаемости и успеваемости
Ежедневное наблюдение
Ведомость успеваемости и посещаемости по четвертям
Любимые школьные предметы
Раздел I V. «Индивидуальная работа»
План работы с учащимся
План работы с семьей
Акты обследования жилищно бытовых условий жизни семьи
учащегосяИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ
1. ФИО ученика (цы) ______________________________________________________________
2. Класс _______________
3. Дата (число, месяц, год) и место рождения__________________________________________
4. Домашний адрес, домашний телефон, код подъезда _________________________________
5. Семья ребенка:
Мать______________________________________________________________________
(ФИО, место работы, контактный телефон, образование)
Отец ______________________________________________________________________
Взрослые, реально занимающиеся воспитанием ребенка:
(ФИО, место работы, контактный телефон, образование)
Состав семьи, её структура:_______________________________________________________
Жилищнобытовые условия ______________________________________________________
Взаимоотношения в семье ________________________________________________________
Наличие отклонений от норм поведения в семье _____________________________________
Культурный уровень семьи _______________________________________________________
Воспитательный потенциал семьи _________________________________________________
6. Группа здоровья ребенка, заболевания: _____________________________________________
7. Характер ребёнка _______________________________________________________________
8. Качества личности (положительные, отрицательные) _________________________________
9. Положение ребенка в коллективе__________________________________________________
10. Учебная деятельность:
успеваемость ___________________________________________________________________
уровень знаний _________________________________________________________________
мотивация обучения _____________________________________________________________
посещаемость уроков____________________________________________________________
способности к обучению _________________________________________________________
познавательный интерес _________________________________________________________
11. Трудовая деятельность:
наличие трудовых навыков _______________________________________________________
предпочитаемые виды труда ______________________________________________________
участие в трудовых делах ________________________________________________________
12. Внеурочная деятельность. Личный вклад в жизнь класса, школы _______________________
13. Круг общения (ФИ друзей):в школе __________________________________________________________________________
вне школы _______________________________________________________________________
14. Относится ли к «группе риска» (с какого года)? _____________________________________
15. Состоит ли на внутришкольном учете (дата постановки на учет, причина) _______________
16. Состоял ли на внутришкольном учете (дата снятия с учета) ___________________________
17. Состоит ли в районной Комиссии по делам несовершеннолетних (дата постановки, причина)
______________________________________________________________________
18. Состоял ли на учете в районной Комиссии по делам несовершеннолетних (дата снятия с
учета) ________________________________________________________________________
19. Вызов на Совет по профилактике правонарушений (дата, причина)_____________________
20. Вызов на комиссию по делам несовершеннолетних (дата, причина)_____________________
______________________________ _________________
(ФИО классного руководителя) (подпись)
______________________
(год оформления карты)ПЕДАГОГИКО – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.Общие сведения об учащемся:
Физическое развитие, состояние здоровья, в частности нервной системы. Условия
жизни и быт в семье, взаимоотношения членов семьи, отношение к учащемуся у
семье. Выявление тех сторон семейного воспитания и быта, которые выясняет
особенность личности учащегося. Наиболее существенные факты из биографии
учащегося.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
__________________________
2. Направленность личности учащегося:
а) общественное лицо школьника, его стремление и идеалы.
б) интересы и склонности учащегося.
в) отношение учащегося к коллективу и самому себе.
г) отношение учащегося к учению и самому себе.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
__________________________
3. Волевые качества учащегося.
Целеустремленность, активность, инициативность. Настойчивость, как относится
встречающимся трудностям, как их преодолевает. Дисциплинированность и степень
ее сознательности.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
__________________________4. Эмоциональная сторона характера:
Уровень эмоциональной возбудимости учащегося, сила и глубина эмоционального
переживания, устойчивость чувств. Какое настроение преобладает: живость или
вялость, быстрота или медлительность, темперамент.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
__________________________5. Особенности умственного развития учащегося.
Как учится, понимает материал, излагаемый на уроках. Проявляет
самостоятельность, критичность в суждениях и выводах. Умеет ли правильно
выражать свои мысли в устойчивой письменной форме.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
ХАРАКТЕРИСТИКА НА УЧЕНИКА
МП
Директор _______________ (ФИО)
Кл. руководитель_________________(ФИО)ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ
1. Какое положение занимает учащийся в коллективе?
(лидер, популярный, приятный, непопулярный, изолированный, отверженный)
2. Как относится учащийся к мнению коллектива, требованиям, критическим
замечаниям?
(благожелательно, серьёзно, болезненно, равнодушно, враждебно)
3. Стиль отношений со сверстниками (спокойнодоброжелательный; агрессивный;
неустойчивый; обособленный)
4. Пользуется ли авторитетом в коллективе?
(у большинства мальчиков, только у девочек, у небольшой группы, не
пользуется
авторитетом)
5. Имеет ли друзей? (только в своем классе, вне класса, и в классе и вне класса,
сверстников, старше себя, младше себя, ни с кем не дружит)
6. В качестве кого участвует в школьных мероприятиях?
(инициатор, организатор, активный участник, пассивный исполнитель,
дезорганизатор, не участвует)
7. Как выполняет общественные поручения? (с удовольствием, хорошо,
удовлетворительно,
плохо, уклоняется от поручений)
8. С кем чаще всего бывают конфликты? (с одноклассниками, учащимися других
классов, учителями, родителями и родственниками)УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Мнение
ученика
Мнение
родителей
Мнение
учителя
Параметры
Предметы,
изучаемый с
удовольствием
Предметы,
вызывающие
трудности
Предметы, которые
хотели бы изучать
дополнительно
ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ В УЧЕБЕ СО СТОРОНЫ
РОДИТЕЛЕЙ
Параметры
Мнение ученика
Мнение
родителей
Полностью самостоятелен
Оказывается
эпизодическая
Помощь (указать, по
каким)
Оказывается постоянная
помощьУЧЕТ ПОСЕЩАЕМОСТИ И УСПЕВАЕМОСТИ
Предмет
математика
чтение
38
3 3
Сентябрь
1015
1722
2 3 н 3
2 н н 3
ЕЖЕДНЕВНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
2429
4 2 н н 3
Например:
№
п/
п
1
2
Например:
Дата
5.09.08 Пришел в школу
Наблюдение
с
невыученными уроками по
математике.
Меры, результат
Сообщение
родителям
записку.
через
ВЕДОМОСТЬ УСПЕВАЕМОСТИ И ПОСЕЩАЕМОСТИ
ПО ЧЕТВЕРТЯМ
1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
предмет
успев пропуск
успев пропус
успев пропуск
и
26
26
3
3
математ
ика
русский
язык
и
ки
0
0
4
4
успев
пропус
ки
3
4
16
16
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
за поведением учащегося за ________ месяц.
Дата
Проблема
Принятые мерыКАРТА НАБЛЮДЕНИЙ.№ Содержание наблюдений
Не
Иногд
а
Часто
н
а
б
л
ю
д
а
е
т
с
я
1
Учебная деятельность:
ﺻ равнодушие;
ﺻ нежелание учиться;
ﺻ низкая успеваемость;
ﺻ затруднение в освоении
учебных программ;
ﺻ систематическая
неуспеваемость по одному
или нескольким предметам.
Взаимоотношения со сверстниками.
2
Положение в классе:
ﺻ изоляция;
ﺻ противопоставление себя
ﺻ положение вожака микро
коллективу;
группы, состоящих из
трудных учащихся.
Отношение к другим детям:
слабыми и младшими;
ﺻ жестокое обращение со
ﺻ пренебрежительное отношение
ﺻ принадлежность к различным
к сверстникам;
молодежным группам.
3
Взаимоотношения со взрослыми.
С учителями:
ﺻ конфликтный характер
взаимоотношений с одним
или несколькими учителями;
ﺻ грубость;
ﺻ бестактность;
ﺻ ложь.
С родителями:
ﺻ конфликтный характер;
ﺻ ложь;4
Проведение свободного времени:
ﺻ не занимается в кружках и
секциях;
ﺻ проводит свободное время вне
дома (с друзьями на улице);
ﺻ употребляет спиртные напитки;
ﺻ курит;
ﺻ зарабатывает себе на жизнь;
5
Отношения к труду, профессиональная
ориентация.
Выбор профессии (для
старшеклассников):
ﺻ незнание своих возможностей и
способностей;
ﺻ профессиональная
неопределенность;
ﺻ неразвитость тех четырёх
личности, которые необходимы
для выбранной профессии.
ﺻ
Отношения к труду:
ﺻ отрицательные отношения
ﺻ невыполнения трудовых
обязанностей в школе и дома;
ﺻ недобросовестное отношение6
Поведение и поступки.
В школе:
ﺻ прогулы;
ﺻ нарушения требований
школьной дисциплины;
ﺻ нецензурная брань;
ﺻ жаргонная речь;
ﺻ порча школьного имущества;
ﺻ срыв уроков;
ﺻ драки.
В семье:
ﺻ побеги из дома;
ﺻ невыполнение домашних
обязанностей;
Противоправные поступки:
ﺻ бродяжничество;
ﺻ попрошайничество;
ﺻ азартные игры;
ﺻ употребление наркотиков;
ﺻ проституция;
ﺻ воровство;
ﺻ вымогательство;
ﺻ порча имущества;
ﺻ нанесение телесных
повреждений (драка).Дата
Содержание работы
Результат
ПЛАН РАБОТЫ С УЧАЩИМСЯ
Карта эмоционального состояния учащегося в школе
Факторная структура настроения
доминирующее
психическое
противоположное
психическое
состояние
состояние
весело
грустно
интересно
неинтересно
волнение
спокойствие
пассивность
активность
усталостьбодрость
радость
огорчение
раздражение
равнодушие
депрессия
вдохновение
Самое интересное в школе _____________________________________
Самое неинтересное в школе ___________________________________
Ситуация вызывающая беспокойство _____________________________Директор школы
(ФИО)
_______________
Утверждаю
АКТ
обследования жилищнобытовых и семейных условий
от "____" _____________ 200 _ года.
несовершеннолетней
________________________________________________
Дата рождения
____________________________________________________
Проживающего по адресу___________________________________________
В присутствии ____________________________________________________
Проведено обследование жилищнобытовых и семейных условий
подростка.
Время проведения обследования: с_____ час ____ мин. до ____ час ___ мин
Обследованием
установлено,
что
семья
состоит
из
______________________
Мать_____________________________________________________________
_________________________________________________________________
Отец_____________________________________________________________
_________________________________________________________________
и занимался_______________________________________________________Заключение
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Обследование произведено в присутствии
_________________________________________________________________
Подписи
ПЛАН РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ УЧАЩЕГОСЯ
Дата
Проблема семьи
Что сделано
РезультатДиректор школы
Утверждаю
______________
(ФИО)
Акт обследования
социально–бытовых условий жизни семьи
от «____» _____________ 200 _ года.
Мы, нижеподписавшиеся, члены комиссии в составе:
1. _________________________________________
2. _________________________________________
3. Социальный педагог ФИО
составили настоящий акт в том, что провели обследование социально
бытовых условий жизни семьи.
1. Семья ________________________________
2. Место жительства:
a) по прописке _____________________________________________
(постоянно, временно – нужное подчеркнуть)
b) фактически _____________________________________________
c) другие варианты регистрационного учета ______________________________________________________________________________
d) не
состоит
учете
на
_______________________________________
3. Социальный статус семьи:
(многодетная; приемная; студенческая; семья, где проживают
родители (один из родителей) инвалиды 1 и 2 группы; семья, где
родители
(один из родителей)
несовершеннолетние;
семья,
воспитывающая ребенка–инвалида; семья беженцев или вынужденных
переселенцев; семья, где родители (один из родителей),безработные
(состоят на учете в Центре занятости); семья, где родители (один из
родителей) с алкогольной зависимостью; семья, где родители (один из
родителей) с наркотической зависимостью.)
(подчеркнуть соответствующие варианты)
4. Благосостояние семьи:
(мобильный телефон; автомашина, иные транспортные средства;
земельный участок, дача; гараж, погреб; холодильник; швейная машина;
стиральная машина; телевизор; видео техника, аудио техника,
компьютер, телефон, музыкальные инструменты; сельскохозяйственные
машины с мотором, библиотека ( более 50 книг).
(подчеркнуть имеющееся имущество)
5. Характеристика жилого помещения:
(квартира улучшенной планировки, экспериментальная квартира,
«Хрущевка», «Брежневка», полнометражная, квартира малосемейного
типа со всеми удобствами, квартира малосемейного типа с частичными
удобствами, комната в коммунальной квартире, частный дом с
частичными удобствами или без удобств, частный дом со всеми
удобствами, ветхое жильё, число комнат в квартире (в доме) _______ ).
(подчеркнуть соответствующие варианты)6. Статус жилья:
(принадлежит Вашей семье на правах собственности
(приватизировано или приобретено); является собственностью Ваших
родственников; находится в муниципальной собственности (не
приватизировано);
принадлежит ведомству,
предприятию;
Вами
снимается).
(подчеркнуть соответствующие варианты)
7. Размеры жилой площади, приходящейся на 1 члена Вашей семьи
(меньше 7 м; 79 м; свыше 12 м)
a) Наличие отдельной комнаты для детей
(Да, Нет)
8. Санитарная культура.
(чистота помещения, наличие насекомых (блох, мух, тараканов и
т. п.), свежесть воздуха, воздушно–тепловой режим, периодичность
уборки помещения, наличие чистой одежды у детей, смены постельного
белья и т. п.).
(подчеркнуть соответствующие варианты)
9. Экономическое положение семьи.
Указать основные источники доходов вашей семьи.
(подчеркнуть соответствующие варианты)
a) Заработная плата членов семьи
Отца (до 3 000 руб.; 3 0005 000 руб.; свыше 6 000 руб.)
Матери (до 3 000 руб.; 3 0005 000 руб.; свыше 6 000 руб.)
b) Пенсии (по возрасту, по потери кормильца, по инвалидности)
_________________________________________________________
c) Государственное ежемесячное пособие на ребенка, пособие по
безработице; денежные выплаты (по опеке, приемной семье). Стипендии,
алименты, другое (что именно)______________________________________________________
d) Дополнительные источники:
(разовые приработки, разовые работы, постоянная дополнительная
работа, доходы от подсобного хозяйства (садовоогородных участков
(площадь участка ______, разведение птиц, скота и т. п.),
______________________________________________________________
материальная помощь родственников, доходы от сдачи имущества в
аренду, другие ____________________________ , никаких источников
дохода не имеем).
e) Оцените уровень ежемесячного среднего дохода Вашей семьи.
(за последние 3 месяца, т.е. сколько денежных средств приходится на
одного члена семьи. Для этого суммируйте зарплату, премии, прибыли,
пенсии, пособия, материальную помощь, случайные заработки и другие
денежные поступления, затем полученную сумму разделите на
количество членов в Вашей семье).
(до 300 руб., от 300 до 400 руб., от 500 руб. до 700 руб., от 700 руб. до 100
руб.,100 руб. до 1500 руб., от 2 000 руб. до 2 500 руб., от 3 000 руб. до 3
500 руб., от 4 000 руб. до 4 500 руб., свыше 5 руб.)
10.
(какими льготами пользуется данная семья и на какую сумму в месяц,
Реализация социальных льгот.
подчеркнуть соответствующие варианты)
жилищно–коммунальными льготами _______________________________ ;
льготами по оплате за содержание детей в ДОУ
_____________________;
бесплатным школьным питанием __________________________________;
бесплатными лекарственными средствами __________________________;
льготами за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой
____.Трудности и проблемы, которые волнуют семью.
11.
(неудовлетворительное материальное положение (увеличение денежных
доходов семьи); трудоустройство, смена работы, страх потерять работу;
плохие жилищные условия (решение жилищного вопроса, смена
жительства); проблема воспитания и образования детей; состояние
здоровья детей; состояние здоровья взрослых членов семьи; наркомания
членов семьи; алкоголизм членов семьи; личная безопасность семьи;
отсутствие взаимопонимания в семье; предстоящие крупные расходы,
приобретения).
12.
(материальная, решение жилищных проблем, медицинская, юридическая,
Виды помощи, необходимые семье.
социально–педагогическая, психолого–педагогическая, решение вопроса
трудоустройства).
13.
Заключение комиссии ___________________________________
«____» ____________ 200__ г. Подписи членов комиссии
( дата заполнения) ____________ / ФИО /