Тип урока: ознакомление с новым материалом, урок-исследование.
Цели:
• выявить на основе практической работы свойства льда и снега;
• сформировать представление о том, что снег и лёд – это замёрзшая вода;
• развивать наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы;
• воспитывать культуру общения (работа в парах, в группах) в атмосфере сотрудничества и доброжелательности.
Оборудование:
• для учителя: компьютер с программами: Power Point, презентация «Откуда берутся снег и лёд», интерактивная доска.
В 1 тысячелетии до н. э. на территории Кубани проживали
многочисленные племена меотов. Часть племён вели кочевой
образ жизни, разводя табуны лошадей, отары овец, стада
крупного рогатого скота, передвигаясь с места на место в поисках
новых пастбищ. В кургане у аула Уляп вместе с вождём было
погребено около 500 лошадей.
Но основную массу населения составляли земледельцы. Они
жили осёдло в небольших посёлках, расположенных у рек и
лиманов. Особенно густо было заселено правобережье реки
Кубань. Река, с её крупными берегами давала защиту от
нападения врагов. Со стороны поля посёлки окружали земляными валами и
рвами. По валу возводили крепостные стены построенные из двух рядов плетня с
насыпанной между ними землёй. Домики меотов были маленькие, глинобитные,
крытые соломой и камышом.
Вставали с первыми лучами солнца, в поле выезжали пахари, пастухи гнали в
стада овец и коров, к реке спускались рыбаки.
Пахали деревянным плугом при помощи волов, сеяли пшеницу, ячмень, просо.
Мололи каменными ручными мельницами. Из зёрен
изготовляли муку и крупы.
Занимались ремёслами: гончары с раннего утра
начинали топить печи для обжига посуды.
Изготовляли кувшины различной величины и
формы, миски, бокалы, чаши, кружки, вазочки и
другое. Расписывали красками. Были и другие
ремесленники: металлурги, кузнецы, литейщики, плотники, столяры, каменщики,
оружейники, кожевники, сапожники, косторезы, ювелиры. В каждом доме был
ткацкий станок.
Наряду с ремеслом важное значение имела торговля.Иногда к посёлку приплывали большие гребные суда, гружённые различными
товарами. Всё население спешило на место торгов. Боспорские купцы выгружали
на берег дорогие разноцветные ткани, золотые украшения и бусы, шлемы и
панцири и другое. Жители посёлка предлагали в обмен кожи и меха, хлеб, рыбу и
«живой товар». Это были рабы – взятые в плен, в рабство. Во главе дружины
становится военачальник. Прежнее равенство в племени исчезает, появляются
знатные и богатые семьи. Вождей хоронят в больших курганах с пышным
обрядом погребения. Они по обычаям убивали своих слуг, жен, рабов, скот и
хоронили в могиле со своим владыкой. В могилу также помещали сосуды с пищей
и питьем и личные вещи покойного: воину – оружие, женщинам – украшения.
Поселившиеся в Закубанье меоты заложили основы формирования адыго
кабардинских народов Северного Кавказа в эпоху средних веков.
Закрепление по вопросам:
1. В какое время проживали на
Кубани меотские племена?
2. Чем они занимались?
3. Особенности похорон меотов.
4. Какие народности
сформировались на основе
меотских племен?Захоронение меота.