ДОБРОТА СПАСЁТ МИР.
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной
Озарится душа красотой…
На земле существуют два мира: мир добра и мир зла. Добро и зло творить
во власти всех людей. Но зло творится без труда. Добро творить трудней! От нас с Вами зависит, чего же будет больше… Я люблю жизнь такой, как она есть… Я живу потому, что люблю жить, люблю дни и ночи, люблю борьбу и люблю смотреть, как растёт человек, как он борется с природой, в том числе и со своей собственной природой. Мне это нравится…
Я стараюсь увидеть прелесть сегодняшнего и завтрашнего дня и жить этой прелестью. В этом и заключается мудрость жизни и, если хотите, её цель. Только один человек видит прелесть жизни в куске хлеба, может быть вине, а другой находит более сложные и богатые прелести – в сотворении любви, мира, добра, красоты, семьи, работы, борьбы, в росте личности.
Фундамент, на котором строится мир личности, должен быть кем-то заложен. И к закладке такого фундамента – основы не одного, а тысяч и миллионов детский сознаний – причастен каждый из нас.
Хочу
приоткрыть немного занавес. К началу 2019 года доля инвалидов составила 8,1% от
общего населения России, или 11,947 млн человек, в том чи-сле 5,6% —
дети-инвалиды. По данным Росстата, ежегодно детская инвалид-ность растет на 18
тыс. человек. Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/society/20/09/2019/5d836e2a9a794741bd7bec2f
На территории Пензенской области проживали на момент 01.01.2018г.: количество населения – 1341526, из них 4 тыс. 50 детей-инвалидов. Это составляет 0,30 – количество детей на душу населения. Многие дети-инвалиды являются детьми с ограниченными возможностями здоровья, но и не все дети с ОВЗ являются инвалидами…
В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. За последнее время: 20-25 лет число таких учащихся только в начальной школе выросло в 2-2,5 раза (30% и более). Наиболее многочисленную группу риска составляют школьники с так называемой задержкой психического развития (ЗПР), которые относятся к детям с ОВЗ, неуклонно стремительными темпами растёт количество детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Кто же они дети с ограниченными возможностями здоровья? Это дети-инвалиды и дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств. Это дети, которые имеют состояние здоровья, которое препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети-инвалиды либо дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающихся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Группа школьников с ОВЗ неоднородна. Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ велик в группе в целом и в каждой входящей в неё категории. Но всех их отличают особенности психофизического развития, которые заключаются, в общем – периоды их развития не совпадают с периодами развития других детей; отмечается отставание в развитии…, причём диспропорциональность развития. Это заключается в том, что одна сфера может быть развита до таланта, в то время как другие остаются неразвитыми вовсе. Ян Амос Коменский задаёт вопрос и сам отвечает на него: «Возникает вопрос: можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания? – Отвечаю: из человеческого образования нельзя исключить никого, кроме нечеловека».
Раньше таких детей обучали в специализированных учреждениях. В последнее время (с 2016г. введено ФГОС) появилось новое направление в обучении таких детей – это инклюзивное образование. Фр. inclusif – включающий в себя, лат. include – заключаю, включаю. Это когда процесс развития общего образования подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечит доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Многие принципы инклюзивного образования соотносятся с принципами гуманной педагогики:
- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- каждый человек способен чувствовать и думать;
- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- все люди нуждаются друг в друге;
- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Основными принципами организации инклюзивного обучения и воспитания являются:
-комплексный подход к диагностике и коррекционно-развивающей помощи детям;
-учёт общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей;
-модификация учебных планов и программ для детей с ОВЗ;
-дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их здоровья, способов адаптации, ориентации, социализации;
Получение детьми с ОВЗ качественного профессионального образования является одним из основных условий их успешной социализации, эффективной самореализацией в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Сухомлинский В. А. писал в отношении всех детей: «Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания. В наших школах не должно быть несчастных детей – детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться».
Согласна с В. Ключевским: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь...».
«Любовь учителя к детям рождается в горении, в борьбе за человека, нередко – в муках. Было бы наивно представлять себе дело так, что все дети, которых приводят в школу, – красивые розы; и учителю не остаётся ничего, лишь только любоваться ими. Есть розы, а есть и чертополох. Сколько приносят дети с собой уродливого, сколько бывает такого, когда сердце детское – как гнойник, как язва, корни которой уходят в глубину тех дней, когда перед ребёнком только открылось оконце в мир. Бывает, смотрят на тебя не чистые, честные, откровенные, а наглые, лицемерные глаза. Разве можно это все любить? Я люблю ребенка не таким, какой он есть, а таким, каким он должен быть. И когда удаётся очистить сердце детское от гнойника и язв, когда в глазах ребёнка сияет одухотворенность красотой, а не блуждает лицемерная усмешка, я люблю этого настоящего человека, ибо в нем — частица моей души». В.А.Сухомлинский.
При работе с детьми ОВЗ включаю дополнительное образование, библиотечно-информационное обслуживание, социокультурную реабилитацию, творческое развитие, организацию досуга, психологическую помощь, помощь семье. Дети под моим руководством участвуют в различных проектах, конкурсах, концертах.
Вы вправе спросить: Почему своё выступление я назвала «Доброта спасёт мир»?
Вместе С ДОБРОТОЙ И ПОНИМАНИЕМ отношусь К ДЕТЯМ С ОВЗ. В сердцах всех детей воспитываю уважение, принятие и понимание многообразия мира, чувства доброты и понимания!!!
Мы разные – но мы дружим! Хотя мальчик ходит на костылях, а девочка как обычно, так как мы привыкли.
«Вороны чёрные и только одна белая, но им хорошо вместе. Они весело танцуют и поют, и совсем неважно – кто и какого цвета».
Что такое же такое добро, доброта? Дети трактуют «Добро» – как всё положительное, хорошее, полезное.
Доброта по С. Ожегову – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Качества по Ожегову: Добродушный. Доброжелательный. Добронравный. Добропорядочный. Добросердечный. Добросовестный
Для меня ясно одно: научить доброте нельзя. Научить можно формулам, а сотворение добра – это работа без формул. Нельзя сделать из зерна колос. А вот создать условия, при которых из зерна вырастет колос, можно. То же и с добрым настроем жизни. Нельзя с помощью какого-то алгоритма заставить человека творить добро, быть счастливым. Но создать климат, благоприятный для появления ростков добра, можно. Это и есть то, что я называю «климатом доброты», «доброй атмосферой».
В чём суть такого климата? Насколько мне известно, в общении. В человеческом общении. Но в общении не со всяким человеком, а с позитивным, добрым. Доброта заразительна. Нередко думают, что доброта рождается с человеком, заложена в его генах. Не согласна. Доброта – прижизненное образование, результат уникального сочетания внешних воздействий и собственной активности ребёнка, в котором незначительную роль играет наследственность.
По словам А.С. Макаренко: «Вера в лучшее в человеке – ведущее начало педагогики»
Это призвание А.С. Макаренко особенно важно сейчас, когда испытывается дефицит доброты, сочувствия, сострадания, когда агрессивный индивидуализм с ухмылкой повторяет: мало, чтобы мне было хорошо, надо, чтобы другому было плохо… «Когда вы видите перед собой воспитанника – мальчика или девочку, – вы должны уметь проектировать больше, чем кажется для глаза, и это всегда правильно. Как хороший охотник, давая выстрел по движущейся цели, берёт далеко вперёд, так и педагог в своём воспитательном деле должен брать далеко вперёд, много требовать от человека и страшно уважать его, хотя по внешним признакам, может быть, этот человек и не заслуживает уважения».
В своих трудах, и в практической работе Макаренко не раз подчёркивал: не вина, а беда «трудного» ребёнка в том, что он вор, хулиган, дебошир, что он плохо воспитан. Причина – социальные условия, окружающие его взрослые, среда. «Я был свидетелем, – писал Антон Семёнович, – многочисленных случаев, когда тяжелейшие мальчишки, которых выгоняли из всех школ, считали дезорганизаторами, поставленные в условия нормального педагогического общества буквально на другой день становились хорошими, очень талантливыми, способными идти вперёд», творить добро.
Формула Макаренко: как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему. В Макаренковском принципе взаимного уважения и требовательности главную роль играет уважение.
Без такого подхода к детям невозможен истинный гуманизм, уважение к достоинству человека, его духовным началам и перспективам.
Как учитель-логопед, работая с разными детьми, я много уделяю внимания воспитанию у детей духовно-нравственных качеств, чувства толерантности по отношению к ближним.
Обратите внимание, уже в древности при создании азбуки, как назывались буквы. Если их поставить в определённом порядке получается: Люди земли, живите, думайте и творите добро!
ДЕТИ – это ЦВЕТЫ НАШЕЙ ЖИЗНИ.
Садовникам души садов
Дай сил надежды не терять
И помнить средь дневных трудов,
В ночной тиши не забывать:
Во тьме рождается росток,
Но нужен свет, чтоб цвел цветок.
Дж. Элиум и Д. Элиум
Этот цветок родился, чтоб цвести.
Элис Волкер
Именно учитель воспитывает душу ребёнка, вкладывает в неё всё прекрасное и доброе. К сожалению, не знаю авторов данных строк, заимствованных с просторов интернета, но так хочется их привести в заключение своей статьи:
Поделись своей добротой!
Не стой в сторонке равнодушно
Когда у кого-то беда.
Рваться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если когда-то кому-то
Поможет твоя доброта,
Улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
Всё в наших руках!
Учить детей сегодня трудно
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю Вам, чтоб дети в Вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья Вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
учитель-логопед МБОУ многопрофильный лицей с. Малая Сердоба
О.К. АВЕРИНА
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.