Доброта спасёт мир.
Оценка 5

Доброта спасёт мир.

Оценка 5
docx
СCУЗ, ВУЗ
20.11.2019
Доброта спасёт мир.
Статья-размышление о работе современного педагога. Гуманности образования и воспитания личности.
ДОБРОТА СПАСЁТ МИР..docx

ДОБРОТА СПАСЁТ МИР.

 

Прикоснись ко мне добротой,

И болезни смоет волной,

И печаль обойдёт стороной

Озарится душа красотой…

 

На земле существуют два мира: мир добра и мир зла. Добро и зло творить

во власти всех людей. Но зло творится без труда. Добро творить трудней! От нас с Вами зависит, чего же будет больше… Я люблю жизнь такой, как она есть… Я живу потому, что люблю жить, люблю дни и ночи, люблю борьбу и люблю смотреть, как растёт человек, как он борется с природой, в том числе и со своей собственной природой. Мне это нравится…

Я стараюсь увидеть прелесть сегодняшнего и завтрашнего дня и жить этой прелестью. В этом и заключается мудрость жизни и, если хотите, её цель. Только один человек видит прелесть жизни в куске хлеба, может быть вине, а другой находит более сложные и богатые прелести – в сотворении любви, мира, добра, красоты, семьи, работы, борьбы, в росте личности.

Фундамент, на котором строится мир личности, должен быть кем-то заложен. И к закладке такого фундамента – основы не одного, а тысяч и миллионов детский сознаний – причастен каждый из нас.

Хочу приоткрыть немного занавес. К началу 2019 года доля инвалидов составила 8,1% от общего населения России, или 11,947 млн человек, в том чи-сле 5,6% — дети-инвалиды. По данным Росстата, ежегодно детская инвалид-ность растет на 18 тыс. человек. Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/society/20/09/2019/5d836e2a9a794741bd7bec2f 

На территории Пензенской области проживали на момент 01.01.2018г.: количество населения – 1341526, из них 4 тыс. 50 детей-инвалидов. Это составляет 0,30 – количество детей на душу населения. Многие дети-инвалиды являются детьми с ограниченными возможностями здоровья, но и не все дети с ОВЗ являются инвалидами…

В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. За последнее время: 20-25 лет число таких учащихся только в начальной школе выросло в 2-2,5 раза (30% и более). Наиболее многочисленную группу риска составляют школьники с так называемой задержкой психического развития (ЗПР), которые относятся к детям с ОВЗ, неуклонно стремительными темпами растёт количество детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Кто же они дети с ограниченными возможностями здоровья? Это дети-инвалиды и дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств. Это дети, которые имеют состояние здоровья, которое препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети-инвалиды либо дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающихся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Группа школьников с ОВЗ неоднородна. Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ велик в группе в целом и в каждой входящей в неё категории. Но всех их отличают особенности психофизического развития, которые заключаются, в общем – периоды их развития не совпадают с периодами развития других детей; отмечается отставание в развитии…, причём диспропорциональность развития. Это заключается в том, что одна сфера может быть развита до таланта, в то время как другие остаются неразвитыми вовсе. Ян Амос Коменский задаёт вопрос и сам отвечает на него: «Возникает вопрос: можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания? – Отвечаю: из человеческого образования нельзя исключить никого, кроме нечеловека».

Раньше таких детей обучали в специализированных учреждениях. В последнее время (с 2016г. введено ФГОС) появилось новое направление в обучении таких детей – это инклюзивное образование. Фр. inclusif – включающий в себя, лат. include – заключаю, включаю. Это когда процесс развития общего образования подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечит доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Многие принципы инклюзивного образования соотносятся с принципами гуманной педагогики:

- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

- каждый человек способен чувствовать и думать;

- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

- все люди нуждаются друг в друге;

- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

- для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

- разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Основными принципами организации инклюзивного обучения и воспитания являются:

-комплексный подход к диагностике и коррекционно-развивающей помощи детям;

-учёт общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей;

-модификация учебных планов и программ для детей с ОВЗ;

-дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их здоровья, способов адаптации, ориентации, социализации;

Получение детьми с ОВЗ качественного профессионального образования является одним из основных условий их успешной социализации, эффективной самореализацией в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

 Сухомлинский В. А. писал в отношении всех детей: «Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания. В наших школах не должно быть несчастных детей – детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться».

Согласна с В. Ключевским: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь...».

«Любовь учителя к детям рождается в горении, в борьбе за человека, нередко – в муках. Было бы наивно представлять себе дело так, что все дети, которых приводят в школу, – красивые розы; и учителю не остаётся ничего, лишь только любоваться ими. Есть розы, а есть и чертополох. Сколько приносят дети с собой уродливого, сколько бывает такого, когда сердце детское – как гнойник, как язва, корни которой уходят в глубину тех дней, когда перед ребёнком только открылось оконце в мир. Бывает, смотрят на тебя не чистые, честные, откровенные, а наглые, лицемерные глаза. Разве можно это все любить? Я люблю ребенка не таким, какой он есть, а таким, каким он должен быть. И когда удаётся очистить сердце детское от гнойника и язв, когда в глазах ребёнка сияет одухотворенность красотой, а не блуждает лицемерная усмешка, я люблю этого настоящего человека, ибо в нем — частица моей души». В.А.Сухомлинский.

При работе с детьми ОВЗ включаю дополнительное образование, библиотечно-информационное обслуживание, социокультурную реабилитацию, творческое развитие, организацию досуга, психологическую помощь, помощь семье. Дети под моим руководством участвуют в различных проектах, конкурсах, концертах.

Вы вправе спросить: Почему своё выступление я назвала «Доброта спасёт мир»?

Вместе С ДОБРОТОЙ  И  ПОНИМАНИЕМ отношусь К ДЕТЯМ С ОВЗ. В сердцах всех детей воспитываю уважение, принятие и понимание многообразия мира, чувства доброты и понимания!!!

Мы разные – но мы дружим! Хотя мальчик ходит на костылях, а девочка как обычно, так как мы привыкли.

«Вороны чёрные и только одна белая, но им хорошо вместе. Они весело танцуют и поют, и совсем неважно – кто и какого цвета».

Что такое же такое добро, доброта? Дети трактуют «Добро» – как всё положительное, хорошее, полезное.

Доброта по С. Ожегову – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Качества по Ожегову: Добродушный. Доброжелательный. Добронравный. Добропорядочный. Добросердечный. Добросовестный

 

 

Для меня ясно одно: научить доброте нельзя. Научить можно формулам, а сотворение добра – это работа без формул. Нельзя сделать из зерна колос. А вот создать условия, при которых из зерна вырастет колос, можно. То же и с добрым настроем жизни. Нельзя с помощью какого-то алгоритма заставить человека творить добро, быть счастливым. Но создать климат, благоприятный для появления ростков добра, можно. Это и есть то, что я называю «климатом доброты», «доброй атмосферой».

В чём суть такого климата? Насколько мне известно, в общении. В человеческом общении. Но в общении не со всяким человеком, а с позитивным, добрым. Доброта заразительна. Нередко думают, что доброта рождается с человеком, заложена в его генах. Не согласна. Доброта – прижизненное образование, результат уникального сочетания внешних воздействий и собственной активности ребёнка, в котором незначительную роль играет наследственность. 

По словам А.С. Макаренко: «Вера в лучшее в человеке – ведущее начало педагогики»

Это призвание А.С. Макаренко особенно важно сейчас, когда испытывается дефицит доброты, сочувствия, сострадания, когда агрессивный индивидуализм с ухмылкой повторяет: мало, чтобы мне было хорошо, надо, чтобы другому было плохо…  «Когда вы видите перед собой воспитанника – мальчика или девочку, – вы должны уметь проектировать больше, чем кажется для глаза, и это всегда правильно. Как хороший охотник, давая выстрел по движущейся цели, берёт далеко вперёд, так и педагог в своём воспитательном деле должен брать далеко вперёд, много требовать от человека и страшно уважать его, хотя по внешним признакам, может быть, этот человек и не заслуживает уважения».

В своих трудах, и в практической работе Макаренко не раз подчёркивал: не вина, а беда «трудного» ребёнка в том, что он вор, хулиган, дебошир, что он плохо воспитан. Причина – социальные условия, окружающие его взрослые, среда. «Я был свидетелем, – писал Антон Семёнович, – многочисленных случаев, когда тяжелейшие мальчишки, которых выгоняли из всех школ, считали дезорганизаторами, поставленные в условия нормального педагогического общества буквально на другой день становились хорошими, очень талантливыми, способными идти вперёд», творить добро.

Формула Макаренко: как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему. В Макаренковском принципе взаимного уважения и требовательности главную роль играет уважение.

Без такого подхода к детям невозможен истинный гуманизм, уважение к достоинству человека, его духовным началам и перспективам.

Как учитель-логопед, работая с разными детьми, я много уделяю внимания воспитанию у детей духовно-нравственных качеств, чувства толерантности по отношению к ближним.

Обратите внимание, уже в древности при создании азбуки, как назывались буквы. Если их поставить в определённом порядке получается: Люди  земли, живите, думайте  и  творите  добро!

ДЕТИ – это ЦВЕТЫ НАШЕЙ ЖИЗНИ.

Садовникам души садов

Дай сил надежды не терять

И помнить средь дневных трудов,

В ночной тиши не забывать:

Во тьме рождается росток,

Но нужен свет, чтоб цвел цветок.

Дж. Элиум и Д. Элиум

Этот цветок родился, чтоб цвести.

Элис Волкер

Именно учитель воспитывает душу ребёнка, вкладывает в неё всё прекрасное и доброе. К сожалению, не знаю авторов данных строк, заимствованных с просторов интернета, но так хочется их привести в заключение своей статьи:

Поделись своей добротой!

Не стой в сторонке равнодушно

Когда у кого-то беда.

Рваться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если когда-то кому-то

Поможет твоя доброта,

Улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

 

Всё в наших руках!

Учить детей сегодня трудно

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю Вам, чтоб дети  в Вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья Вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

 

 

учитель-логопед МБОУ многопрофильный лицей с. Малая Сердоба

О.К. АВЕРИНА

 

 

Доброта спасёт мир.

Доброта спасёт мир.

Доброта спасёт мир.

Доброта спасёт мир.

Доброта спасёт мир.

Доброта спасёт мир.

Доброта спасёт мир.

Доброта спасёт мир.

Доброта спасёт мир.

Доброта спасёт мир.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2019