Классный час "Доброта творит чудеса"
Цель: Довести до сознания детей, что доброта – одно из лучших
качеств человека.
Задачи:
· Расширить знания школьников о доброте, её роли в жизни каждого человека;
· мотивировать детей на добрые поступки, на создание проекта «Аллея Доброты»
· способствовать расширению кругозора детей;
· развивать речь, память, мышление; умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки;
· воспитывать доброжелательность;
· формировать положительную эмоциональную настроенность, жизнерадостность, активность ребёнка.
Тип внеклассного занятия: проблемно-диалогический
Ход мероприятия
1.Орг. момент (слайд1)
- Ребята, посмотрите, пожалуйста на экран и рассмотрите фотографии.
2. Актуализация знаний учащихся.
(Звучит песня о доброте. Музыка Игоря Лученка « Только надо, надо добрым быть» в это время на экране показаны фотографии, где: спасают черепаху, собаку, дельфина, переводят через дорогу бабушку.)
- Итак, какие фотографии вы увидели? (слайд)
- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на классном часе? (Ответы детей)
- Правильно! Сегодня мы поговорим с вами о качестве, без которого человек не может называться человеком.
Ученик Слово это серьёзное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нём забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нём стремленье
На помощь прийти
вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живёт
И о боли других
Позабыть не даёт.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.
Учитель: Как вы думаете, какие вопросы мы должны с вами затронуть на сегодняшнем классном часе? (Ответы детей)
Слово учителя: Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу. Даже вежливость и та иногда не сближает, а разъединяет их.
Тема нашего занятия «Доброта творит чудеса» (4 слайд )
- Так что же такое доброта? (ответы детей)
- Кто знает где можно узнать лексическое значение данного слова?
Существует словарь Сергея Ивановича Ожегова. Называется «Толковый словарь русского языка». Здесь собраны краткие толкования, объяснения значения слов. Так вот, в словаре Ожегова (показ словаря), доброта определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро – всё положительное, хорошее, полезное. (5 слайд)
ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ «ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА»
Ребята, как вы думаете, где живёт доброта? (ответы детей)
Ученик В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?
Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.
Добрые сердца – это сады.
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
Сегодня мы с вами попробуем создать «Сад Доброты». Для этого потребуется ваша доброта, любовь, доверие. Вместе, дружно, дерево за деревом, мы посадим этот сад.
3.Дерево первое «Пословицы о добре»
Существует множество пословиц и поговорок о добре. Я попрошу вас выполнить задание - собрать пословицу и попытаться объяснить её значение. (6 Слайд)
(Учитель раздает на парты разрезанные пословицы, дети сидят в двух группах)
Добро помни, а зло забывай.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Худо тому, кто добра не делает никому
В ком добра нет, в том и правды мало.
Дети отвечают и проверяют себя на экране
(7 лайд )
А какие пословицы вы приготовили? (Дети называют заученные пословицы и объясняют некоторые)
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Злой не верит, что есть добрый.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Доброго чтут, а злого не жалуют.
Учись доброму, худое на ум не пойдёт.
Добра желаешь, добро и делай.
Добро поощряй, а зло порицай.
Сделаешь худо, не жди добра.
Добро творить – себя веселить.
Делать добро спеши.
С добрым жить хорошо.
Добрый человек добру и учит.
- Молодцы! Хорошо поработали с пословицами и посадили первое дерево
4.Дерево второе «Добрые герои»
-Мы уже отметили, что у русского народа есть множество пословиц о добре и доброте .
Но тема добра и зла нашла свое отражение и в сказках. Я предлагаю сыграть с вами в
игру «Сказка». (8 слайд)
Вам нужно угадать сказочных героев, которые делали добрые дела.
1) - Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто
ношу ей пирожки. (Красная Шапочка)
2) - Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне
Пришлось сражаться с Людоедом. (Кот в сапогах)
3) -Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину
аленького цветочка. (Настенька) (8слайд щелч.)
4) -Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка)
5.Физминутка
Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если
добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой –закрывайте лицо ладошками.
(Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-
Барабас, Васелиса Прекрасная, Леший, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Конек – горбунок, водяной, Баба-яга, Золушка, Морозко, Змей Горыныч, Мальвина, Алеша Попович)
- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)
- В человеке от рождения заложено стремление к прекрасному – Правде, Добру, Красоте. Вывод: добрых героев больше, чем злых. Посадили второе дерево
(9слайд пустой)
6.Дерево третье «Волшебные слова»
Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Быть вежливым к окружающим – это тоже доброта.
Предлагаю вспомнить вежливые слова. Вам было дано творческое задание «Найти четверостишие, в которых используются «волшебные слова»» Мы хотели бы вас послушать.
Ученик 1.
"Добрый день!"
- Добрый день! - тебе сказали.
- Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали -
Теплоты и доброты.
Ученик 2.
"Здравствуйте!"
- Здравствуйте! - ты скажешь человеку.
- Здравствуй! - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Ученик 3.
"Спасибо!"
За что мы говорим "спасибо"?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы -
Кому сказали? Сколько раз?
Ученик 4.
"Будьте добры..."
Будьте добры, -
Это я говорю по секрету.
Будьте добры, -
И не ждите за это конфету.
Будьте добры, -
Без игры и во время игры.
Если сумеете,
Будьте скорее добры.
Ученик 5.
"Доброго пути".
Нам желают:
- Доброго пути!
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно,
Добрый путь
Тоже к доброму
Чему-нибудь.
Ученик 6.
"Пожалуйста".
Отменить, что ли, слово "пожалуйста"?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без "пожалуйста"
Нам становится неуютно.
Ученик 7.
"Простите".
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать.
Но если я все же забуду -
Простите, я больше не буду.
Учитель. – Какие еще волшебные слова вы знаете? (10 слайд)
Спасибо. Пожалуйста. Будьте любезны. Вежливые слова, Волшебные слова Добрые слова - это цветы человеческой души и не скупитесь раздавать эти прекрасные цветы окружающим.
Молодцы, ребята! Посадили следующее дерево. (11 слайд пустой)
7.Дерево четвёртое «Правила доброты»
Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты?
Давайте посмотрим сценку из известного вам произведения.
Сценка.
Действующие лица: Незнайка, Пилюлькин, Пончик, Сиропчик, Кнопка.
Незнайка: Ты, Пилюлькин, всё трудишься, всё другим помогаешь, а тебе никто
помочь не хочет. Давай я потолку тебе лекарство.
Пилюлькин: Пожалуйста. Это очень хорошо, что ты хочешь мне помочь. Мы все
должны помогать друг другу.
(Подходят Сиропчик и Пончик)
Пончик: Смотри, Незнайка тоже решил стать доктором. Вот будет потеха,
когда он начнёт лечить всех.
Сиропчик: Нет, он, наверное, решил подлизаться к Пилюлькину, чтобы тот не
давал ему касторки.
Незнайка: (замахивается и начинает драться) Молчи, а то вот
как дам ступкой.
Пилюлькин: Стой! Стой!
Незнайка: Ах, ты, Сироп, противный! Я тебе ещё покажу. Какое доброе дело
пропало даром!
Автор: Незнайка и Кнопка стали думать, почему всё так вышло.
Кнопка: А, может быть ты не бескорыстно совершал эти
поступки, а ради выгоды?
Незнайка: Как это – бескорыстно? Растеряйке шапку помог найти. Моя шапка,
что ли? Пилюлькину ландыши собирал. Какая мне выгода от этих ландышей?
Кнопка: А для чего ты их собирал?
Незнайка: Будто не понимаешь. Сама ведь сказала: если совершу три добрых
дела, то получу волшебную палочку.
Кнопка: Вот видишь – а говоришь бескорыстно.
Незнайка: А для чего же я, по-твоему, должен совершать добрые поступки?
Кнопка: Ты должен совершать их просто так, из хороших побуждений.
Учитель: Какое правило доброты вы услышали сейчас? (добрые дела надо совершать просто так)
Давайте попробуем составить правила доброты (12слайд)
(На доске появляются отпечатанные правила)
· Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
· Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.
· Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.
· Делать добро для близких и друзей.
· Не завидовать.
· Не вредничать.
· Не грубить.
Давайте ещё раз зачитаем наши правила (учитель читает правила, прикрепляет дерево) (13 слайд пустой)
8.Дерево пятое «Добрые поступки»
Легко или трудно быть добрым?(ответы детей)
Ученик: Добрым быть совсем-совсем не
просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
Я вам предлагаю рассказать, какие добрые поступки вы совершили вчера и сегодня. (Дети называют)
-Ребята, давайте вспомним какие добрые поступки мы совершили всей начальной школой в прошлом году?(14 , 15 Слайды )
Молодцы! Сажаем следующее дерево.(Слайд 16)
-Ребята, а как вы думаете, могут ли в одном человеке уживаться и
добро, и зло?
-Нет, не может. Как не может быть одновременно в одном кувшине сладкая и
горькая вода. «Каждый кувшин изливает то, что содержит». Если сердце наполнено
добром, то и изливается добро, и наоборот.
Весы
- Как вы думаете, чего же на Земле всё-таки больше: добра или зла? Может быть
нам помогут в этом весы? На одну чашу весов мы будем класть «зло» ( листочки с
надписями: Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь, Лень)
- А что нужно сделать, чтобы победить зло?
-Нужно, чтобы чаша весов с «добром» перевесила. А это зависит от каждого из
нас. Давайте на вторую чашу положим по капельке добрых дел, которые каждый из
вас сделал в своей жизни.
( Дети подходят к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашу свою
«капельку» (бусинку). Вскоре чаша «добра» перевешивает чашу «зла».)
- Вот видите, ребята, как можно победить зло. Добрыми поступками, делами. Так и
в жизни: капельки добра, сливаясь,превращаются в ручеёк, ручейки-в
реку, реки-в море добра.
Хорошо, когда человек после себя оставляет добрый след.
Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в
огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее.
Ребята, а что мы вместе могли бы сделать, чтобы запомнить тему нашего сегодняшнего урока? Чтобы оставить после себя добрый след?
- Посмотрите, мы посадили сад Доброты. А можем ли мы на самом деле вырастить сад Доброты? (Сад у нас уже есть, а вот аллею можно)
Значит надо сделать проект под названием «Аллея Доброты»» (17 слайд )
-Кто будет выполнять проект? Давайте распределим обязанности. (17 слайд )
Задачи
· 1) Найти место, где будет посажена аллея
· 2) Выполнить макет готового продукта
· 3)Подумать, где будем брать саженцы, кто нам в этом поможет.
· 4)Узнать, когда и как лучше посадить деревья
· 5)Оформить проект
Для чего мы будем делать этот проект? Цель проекта? (17 слайд )
Цель. Помнить, что в каждом человеке живет доброта, оставить добрый след после себя
9.«Ласковое солнышко» (18 слайд пустой)
В нашем саду светит солнце. Это символ доброты, но оно какое-то холодное.
Давайте каждый лучик обозначим сопутствующим качеством доброго человека.
1.Милосердный.
2. Нежный.
3. Мудрый.
4. Бескорыстный.
5.Благодарный
6. Честный.
7. Чуткий.
8. Вежливый.
9. Уважительный.
- Вы берете лучик читаете качество доброго человека и мы крепим на доску.
Посмотрите, что у нас получилось. Кого же мы называем добрым человеком?
А под конец нашего классного часа я хотела бы вам прочитать одну известную, восточную притчу: (19 слайд)
“Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее. Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?”
Как вы думаете, как ответил мудрец?
Но мудрец ответил: “Все в твоих руках…”
Как вы думаете, почему так ответил мудрец?
- Действительно все в наших руках. Добро сотворенное нашими руками принесет чудо.
10. Обобщение и рефлексия.
- Ребята, давайте вспомним, какие вопросы вы ставили в начале нашего занятия? (20 слайд) За каждый ответ я хочу подарить цветок доброты, который будет вам помогать дарить людям радость.
- Так что такое доброта?
- Нужна ли людям доброта?
-Ребята, я хочу поставить еще один вопрос. Какие чудеса может творить доброта?
Молодцы! Спасибо, хорошо поработали. Давайте поделимся своей добротой и подарим нашим гостям цветок доброты.(Учащиеся дарят цветы)
- А теперь улыбнемся друг другу, постараемся быть добрыми и будем помнить: (Слайд 21) ДОБРОТА ТВОРИТ ЧУДЕСА!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.