"Доброта в каждом сердце" методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
Оценка 4.9

"Доброта в каждом сердце" методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Оценка 4.9
doc
18.05.2020
"Доброта в каждом сердце" методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
Краснояроваkonkursy_professionalnogo_masterstva_dlya_uchiteley_i_vospitateley_0.doc

 

Красноярова Ю.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию

 в подготовительной к школе группе

«Доброта в каждом сердце»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   

                                                                           

 


 

Программное содержание:

- Формировать у детей моральные представления, уважительное отношение друг к другу;

- Развивать способность увидеть и оценить нравственную ситуацию в поступках сказочных героев, используя  понятия  «добро» и «зло», эмоциональную отзывчивость;

- Воспитывать осознанное отношение к социальным нормам поведения;

- Способствовать созданию положительного климата в группе между детьми;

- Обогащать словарный запас детей словами: «Добро», «Доброжелательный», «Любовь», «Труд», «Зло».

Предварительная работа:

- беседы о добре и зле, просмотр видеофильмов, заучивание стихотворений, чтение литературных  произведений.

Оборудование и материалы:

Аудиозапись, фломастеры на каждого ребенка, мультимедийное оборудование, изготовленные из бумаги: цветы, бабочки, облака, рисунок дерева исполнения желаний, яблоки из цветной бумаги, листочки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Поэтому духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач дошкольного образования.

ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно – нравственного воспитания дошкольников. Так как одной из задач стандарта является: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе  правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Поэтому, в дошкольном  учреждении  большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию и развитию детей.

Формы  работы  с  детьми по духовно-нравственному воспитанию

-Чтение народных и авторских сказок, литературных произведений.

Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребенка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития  личности надо включать детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам  сказок, рассказов, организуются выставки детских работ.

-Беседа

Беседуя с детьми, мы побуждаем их думать и говорить. Задавая  им два – три вопроса даем ребятам высказаться .Это позволяет педагогам понять, о чем дети думают. что знают из личного опыта. Таким образом с помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.

-Знакомство с традиционными обрядовыми праздниками

Обрядовые праздники тесно связанны с трудом и с различными сторонами общественной жизни человека. Народная мудрость, заключенная в этих праздниках, сохраненная в веках, должна быть передана детям.

-Знакомство с народным искусством

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

   -Просмотр видеофильмов и мультфильмов о добре.

 -Экскурсии на природу

 -Формирование бережного отношения к труду людей разных профессий.

«Все начинается с детства» - действительно, задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства - это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев.

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Ход.

Воспитатель:  Здравствуйте, ребята! А давайте поздороваемся друг с другом. Для этого приготовьте свои руки, свои улыбки!

Попробуем мысленно нарисовать картину. (Выполняют движения по тексту)

Здравствуй, солнце золотое, (рисуют круг)

Здравствуй небо голубое, (ладонями гладят небо)

Здравствуй легкий ветерок, (качают руками)

Здравствуй маленький дубок! (изображают росток)

Мы живем в одном краю, в России, (разводят широко руки)

Всех я Вас приветствую! (хлопают)

Надо мною небо, (руки поднимают вверх)

А внизу Земля – (руки опускают вниз, топают)

Мир такой огромный, (разводят широко руки)

А посередине – Я! (ладони прижимают к груди)

Воспитатель: Замечательно, как тепло мы поздоровались. Я рада Вас видеть в хорошем настроении, здоровыми и готовыми потрудиться, чтобы хорошему и полезному в жизни научиться!

 (Дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о добре. Послушайте одну историю. Это было очень давно…

Один человек долго путешествовал и неожиданно попал в волшебный сад. Он проделал длинный путь и очень устал. Завидев уютное местечко, в тени развесистого дерева, странник решил немного вздремнуть. Из всех деревьев, растущих в саду, он выбрал самое необычное – дерево исполнения желаний. Под кроной этого дерева сбывались все мечты. Но человек этого не знал! Представим, что дерево было вот таким.

(Воспитатель обращает внимание детей на экран)

Воспитатель: Давайте представим себя под этим волшебным деревом исполнения желаний. Закройте глаза, прислушайтесь к себе, к своему сердцу, послушайте его, оно вам всегда подскажет самый правильный ответ. Мысленно досчитайте до 5 и скажите, какую заветную добрую мечту вы хотели бы осуществить прямо сейчас? (Ответы детей)

Воспитатель:  Спасибо, что поделились своими мыслями. А сейчас вернёмся к человеку. Первое, что он пожелал, была еда и питьё, ведь он очень проголодался!

А после захотел крепко поспать.

Пусть символом обозначения ЕДЫ, ВОДЫ И ОТДЫХА для человека будет яблоко жёлтого цвета, я прикреплю его к дереву (на доску вешает ЖЁЛТОЕ ЯБЛОКО).

Воспитатель: Дальше наступила ночь, ему стало страшно, да и скучновато одному сидеть под деревом. Пусть яблоко зеленого цвета станет обозначением ЗАЩИТЫ и ВЕСЕЛЬЯ для человека, прикрепим его к дереву (на доску вешает ЗЕЛЁНОЕ ЯБЛОКО).

Воспитатель: Вы знаете, вдруг желания человека почему-то закончились, а мысли совсем запутались. Ребята, давайте ему поможем понять, что важно на самом деле!

Скажите, достаточно в жизни только есть, пить, отдыхать и веселиться?

В чём мы ещё очень нуждаемся? Что нам ещё надо? Для чего мы пришли в этот мир? (ответы детей)

(Дети по очереди вешают на дерево листочки, на которых написаны слова: дружба, помощь, забота, защита, любовь, труд).

Воспитатель: Ребята! Какое прекрасное получилось у нас дерево! Вы очень помогли человеку. Вы объяснили, что важно! Ведь у каждого человека в жизни свой путь.

Слушайте себя, своё сердце, свои мысли, будьте вежливыми, честными, добрыми.

Звучит песенка кота Леопольда «Если добрым быть…»

Воспитатель:  Посмотрите, у вас на столах лежат рисунки с изображением пустыни, возьмите фломастеры и нарисуйте маленькие семечки (дети садятся за столы). Скажите, как ласково называют вас ваши близкие? А как вы обращаетесь к ним? Что вы при этом чувствуете? (ответы детей). Хорошее отношение к человеку- это начало доброты. Поэтому вы сейчас повернитесь друг к другу, назовите своего соседа по имени с доброй интонацией, улыбнитесь! Ребята, если семечко посадили в песок, что нужно, чтобы оно проросло? (ответы детей). Наша доброта- это словно влага и тепло для всех растений. Давайте, постучим тихонько по столу пальчиками, как - будто идет дождь и поливает ваши зёрнышки. Давайте нарисуем, маленькие росточки - наши семечки начали расти!

Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Закончи предложение». Я буду начинать предложение, а вы продолжайте:

- Я обижаюсь на друга, когда…. (он дерется)

- Я сержусь на друга, когда….

- Я радуюсь с другом, когда(нам  весело)

- Я грущу, когда (друг уезжает)

- Я доволен другом…

- Я радуюсь за друга, когда...(ему хорошо)

- Я помогаю другу, когда…. (он не может одеться)

- Я люблю друга за то, (что он мой друг)

- Я забочусь о друге, когда… (он болеет)

- Добрый человек всегда…

- Злой человек…

- Если ты добрый, то ты не будешь…

- Я хочу быть добрым, потому что…(ответы детей)

Воспитатель: Ребята, добрые люди не ждут награду за свою доброту, а делают добрые дела по зову сердца, просто не могут по-другому. Они счастливы тогда, когда близким и окружающим   людям хорошо (обращает внимание детей на экран, где изображены  ситуации  с примерами плохих и хороших поступков детей).

Какого человека мы назовем добрым? (ответы детей). Добрый - это тот, кто не обижает младших, помогает взрослым, заботится о природе и сохраняет её. Он всегда придет на помощь. А что такое доброта? (ответы детей). Это - помощь людям, животным, растениям. Подумайте ребята, о ком или о чем можно сказать «добрый»? (вечер, путь, рассказ, поступок, человек). Воспитатель читает стихотворение:

За что мы говорим "Спасибо".

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы

Кому сказали сколько раз.

Нам желают. - Доброго пути!

Будет легче ехать и идти.

Приведет конечно. Добрый путь

Тоже к доброму. Чему-нибудь.

Добрым быть совсем не просто.

Не зависит доброта от роста.

Доброте все люди рады,

И взамен она не требует награды.

Доброта живет на свете

Только в добром сердце дети.

Воспитатель: Ребята, послушаем ещё стихи о доброте! (приглашает детей, которые заранее выучили стихи).

1 ребенок

  Добрым быть совсем не просто

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета

Доброта не пряник, не конфета.

Доброта с годами не стареет

И от холода согреет!

Надо только добрым быть

Если доброта, как солнце светит

Радуются взрослые и дети.

2 ребенок

Я слабым помогать готов

Попавшим вдруг в беду.

Всегда приветлив и здоров

И правду говорю.

Не жадничаю никогда

Жалею я других,

Ошибки всем прощу всегда,

Забуду я о них.

С улыбкой я всегда дружу

Всегда гостям я рад.

Я дружбой верной дорожу,

Люблю я всех ребят.

Воспитатель: - А теперь я предлагаю вам поиграть.  Игра называется «Собери пословицу». Внимание на экран. Пословица - это народная мудрость, совет всем людям. Пословицы рассыпались на слова.

- Ссора до добра не доводит;

- Делу время - потехе час;

- Добрые слова дороже богатства;

- Мир не без добрых людей;

- Друзья познаются в беде;

Воспитатель:  Пора нам немного отдохнуть!

Физкультминутка «В саду добра»

Воспитатель:  Представьте  пожалуйста, что мы попали в сад Добра. Пройдёмся по этому саду и представим, что мы - деревья, растущие в саду. Я буду называть дела, которые совершают ребята. Если вы одобряете поведение детей, то поднимаете руки вверх. Дерево радуется, шелестит листочками. Если вам не нравится поведение ребят, то опускаете руки вниз. Дерево огорчается, веточки плачут.

- поздороваться при встрече

- уступить место в автобусе пожилому человеку

-жаловаться на всех подряд

- смастерить скворечник

- перебивать взрослых, которые разговаривают

- приготовить маме подарок на 8 Марта

- помочь полить летом грядку на огороде

- сорить, мусорить

- помочь другу

-пропустить девочку вперед

-не здороваться при встрече

-навести порядок

-драться

-мириться

Воспитатель:  Мы с правились с нашей задачей, молодцы!

 Издавна люди стремились к добру и ненавидели. Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки

Все вы любите сказки. И одной из главных тем народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои.

Посмотрите на сказочных героев и попробуйте определить, кто из них несёт добро, а кто – зло (обращает внимание на экран).

1.Баба Яга - колдует, варит зелье, насылает на людей болезни, смерть, ест, жарит в печи.
2.Иванушка царевич, дурачок. Спасает, выручает.

3.Леший – хозяин леса. Заманивает в лес, чтобы заблудились, погибли.
4. Герда – преодолевает трудности, чтобы спасти Кая. 

5. Снежная Королева – холодная, бездушная, обманом увозит Кая.

6. Кощей Бессмертный – злой, ворует красавиц, принуждает выйти замуж.

7. Фея – добрая, помогает, выручает из беды, награждает.

8. Кикимора болотная – из болота громко кричит о помощи, заманивает в болото. Оборачивается девушкой, зовёт на помощь, заманивает путников в топь.

9.Золушка трудолюбивая, добрая, вежливая.

10.Змей Горыныч крадёт красавиц, сжигает всё живое.

Вы увидели много героев сказок, отличали добро от зла. Так скажите, что же такое «добро»? (дети отвечают).

Воспитатель обобщает ответы детей: «Добро – это всё хорошее, полезное, красивое. Оно соединяет, роднит, дружба, счастье, радость улыбки, хорошие поступки». Сказки учат думать, видеть добро, зло и размышлять над своими поступками. Ребята, добро бывает разное. Какое? (ответы и рассуждения детей детей). 

Добро можно услышать – это музыка, стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое нельзя потрогать, его нельзя увидеть, услышать, но его должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду. 

Что такое зло? (дети отвечают). 

Зло – это вред, боль, страдание, обида, грубость, драки, злые слова, плохие поступки. Оно разъединяет, разрушает дружбу.

Сказки помогают нам понять, что такое добро и зло.

Игра «Сказка».

Воспитатель:  Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка,  Карабас- Барабас,  Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-яга, Золушка, Буратино, Лиса Алиса, Морозко, Мальвина).

- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей). 

Сказки многому учат тех, кто умеет размышлять над прочитанным. Ведь мало уметь читать, надо уметь думать. 

В жизни и в сказках волшебные слова помогают людям делать добро и бороться со злом. Какие еще вы знаете волшебные слова?

Одно такое слово спряталось в кроссворде. Ответы на вопросы кроссворда – это имена добрых сказочных героев. Отгадайте, кто они и прочитайте доброе слово. Слова в кроссворде – отгадки на загадки о сказочных героях:

1.За новыми мозгами

Он в город шёл с друзьями.

Преграды не страшили.

Бесстрашным был … (Страшила)

 

2.Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

И однажды бегемота 

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор…….(Айболит

 

3.Работать умела красиво и ловко,

В деле любом проявляла сноровку.

Хлебы пекла, стирала, ткала,

Шила рубашки, узор вышивала,

Лебедью белой в танце плыла.

      Кто мастерица эта была? ( Василиса  - Премудрая)

 

4.Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной

Мальчик – луковка знаком.

Очень просто и недлинно

Он зовется…..(Чиполлино)

 

5.Он и весел, и не злобен,

Этот милый  чудачок.

С ним хозяин – мальчик Робин

И приятель Пятачок

Для него прогулка – праздник,

И на мед особый нюх.

Этот плюшевый проказник

Медвежонок… ( Винни- Пух)

 

6.Он дружок зверям и детям,

Он – живое существо.

Но таких на белом свете

Больше нет ни одного.

      Потому что он не птица,

Не котенок, не щенок.

Не волчонок, не сурок.

Но заснята на кино,

И известна всем давно

Эта милая мордашка.

Он зовется… (Чебурашка)

 

7.Всех он любит неизменно,

Кто б к нему не приходил.

Догадались? Это Гена.

Это Гена….(Крокодил)

 

На экране  разгадывается кроссворд. Получается слово «СПАСИБО» 

Воспитатель: На нашей планете Земля будет всегда царить мир, если будет много добрых, справедливых, честных людей.

Что вам понравилось на нашем занятии? Что нового вы узнали? Воспитатель предлагает детям дополнить рисунок «дерево исполнения желаний» заранее изготовленными облаками, цветочками и бабочками.


Красноярова Ю.П.

Красноярова Ю.П.

Программное содержание: - Формировать у детей моральные представления, уважительное отношение друг к другу; -

Программное содержание: - Формировать у детей моральные представления, уважительное отношение друг к другу; -

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов

Все начинается с детства» - действительно, задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства - это и дрожание кружев с молодых листьев…

Все начинается с детства» - действительно, задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства - это и дрожание кружев с молодых листьев…

Ход. Воспитатель : Здравствуйте, ребята!

Ход. Воспитатель : Здравствуйте, ребята!

ЗАЩИТЫ и ВЕСЕЛЬЯ для человека, прикрепим его к дереву ( на доску вешает

ЗАЩИТЫ и ВЕСЕЛЬЯ для человека, прикрепим его к дереву ( на доску вешает

Какого человека мы назовем добрым? (ответы детей)

Какого человека мы назовем добрым? (ответы детей)

Я дружбой верной дорожу, Люблю я всех ребят

Я дружбой верной дорожу, Люблю я всех ребят

Снежная Королева – холодная, бездушная, обманом увозит

Снежная Королева – холодная, бездушная, обманом увозит

Лечит он больных зверей. И однажды бегемота

Лечит он больных зверей. И однажды бегемота

На экране разгадывается кроссворд

На экране разгадывается кроссворд
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.05.2020