« Возможности использования ЭОР в образовательном процессе». XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Куранова_ЭОР.docx
« Возможности использования ЭОР в образовательном процессе».
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный
ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в
информационной культуре — он должен стать координатором
информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть
современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы
общаться на одном языке с ребёнком.
Одной из основных частей информатизации образования, особенно в
условиях внедрения Федеральных образовательных стандартов, является
использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Для
школы это означает смену приоритетов в расстановке целей
образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе должна
стать готовность детей к овладению современными компьютерными
технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью
информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей
возникает необходимость применения в практике работы учителя
разных стратегий обучения школьников и, в первую очередь,
использование информационнокоммуникационных технологий в
учебновоспитательном процессе.
Сегодня в традиционную схему «учитель—ученик—учебник» вводится
новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение.
Что мы знаем про ЭОРы?
Электронный образовательный ресурс– это образовательный ресурс,
представленный в электронноцифровой форме и включающий в себя
структуру, предметное содержание и данные о них. Электронный
образовательный ресурс может включать в себя данные, информацию,
программное обеспечение, необходимые для его использования в
процессе обучения. По характеру представления информации подразделяет ЭОР на
мультимедийные, программные продукты, изобразительные, аудио,
текстовые, электронные аналоги печатных изданий. Все многообразие
ЭОР условно можно подразделить на информационные источники и
информационные инструменты.
Информационный источник – это обобщающее понятие, описывающее
различные виды информационных объектов. С точки зрения использования в
учебном процессе важно различать простые информационные источники
(звук, изображение, текст, видеоматериалы, модели) и комплексные,
содержащие простые информационные источники, связанные гиперссылками
(например, мультимедиа энциклопедии). Среди информационных источников
могут быть выделены (по цели создания): общекультурные информационные
источники (ресурсы), существующие независимо от учебного процесса
(культурное и историческое наследие, природные объекты и явления);
педагогические информационные источники (ресурсы, разработанные
специально для целей учебного процесса).
Информационный инструмент учебной деятельности – это программный
продукт, позволяющий учащемуся или учителю производить активные
действия над информационным источниками (объектами), создавать их,
менять, связывать, передавать и т.д. Среди информационных инструментов
можно выделить:
• общепользовательские инструменты, используемые учителями и учащимися
(веббраузер, почтовая программаклиент; программ просмотра графических
изображений; программа воспроизведения мультимедийных файлов;
текстовый редактор; редактор векторной графики; редактор растровой
графики; редактор фотографий; редактор мультимедийных презентаций;
редактор видеомонтажа и пр.);
• специализированные образовательные инструменты, используемые учителями и учащимися (интегрированная конструктивная творческая среда,
включающая инструментарий для визуального программирования; тренажер
обучения клавиатурному письму; тренажер формирования навыков
грамотного письма; тренажер вычислительных навыков; редактор
визуализации и анализа хронологической информации; инструмент для
организации проектной деятельности; инструмент фиксации и визуализации
данных комплекта цифровых датчиков, используемых в общем образовании;
среды для программирования управляемых устройств, используемых в общем
образовании и пр.);
• инструменты организации образовательного процесса, используемые
учителями (электронный журнал; инструмент подготовки заданий для
учащихся; инструмент управления компьютерами учащихся; система
организации управления информационным образовательным пространством;
инструмент организации и проведения урока, согласованный с электронным
журналом; инструмент организации контроля за результатами обучения;
инструмент дистанционной поддержки образовательного процесса и пр.).
Выделив в отдельные категории общекультурные источники и
общепользовательские инструменты, все прочие ЭОР отнесем к категории
педагогических электронных образовательных ресурсов (рис.1).
На основании вышеизложенного в категории педагогических ЭОР выделим
электронные учебные издания; все прочие педагогические ЭОР отнесем к
категории электронных учебных материалов.
Рис.1. Типология ЭОР Современные ЭОР должны удовлетворять следующим
требованиям:
Облачные версии ЭОР для планшетов и смартфонов для любой ОС от
MS, Apple, Google, Linux;
100% мультимедийность озвученные видео и слайд фильмы,
анимация, графика;
Насыщенная деятельностная интерактивность;
Большой объем учебного материала, который, благодаря мультимедиа
легко усваивается;
Текстовые версии расшифровки ЭОР в формате PDF;
Только такие ЭОР могут рассматриваться, как перспективные для
современной школы!
Зачем нужно применение ЭОР учителю?
экономия времени на уроке;
глубина погружения в материал;
повышенная мотивация обучения;
возможность одновременного использования аудио, видео,
мультимедиа материалов;
привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить,
рассуждать.
Что дает ЭОР ученику?
содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика;
делает занятия интересными и развивает мотивацию.
учащиеся начинают работать более творчески и становятся
уверенными в себе.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать
их более интересными, продуманными, мобильными. Используется
практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу
энциклопедий, репродукций, аудиосопровождения — всё это уже заранее
готово и содержатся на маленьком компактдиске. Уроки с использованием
ЭОР особенно актуальны в сельской школе. Здесь нет такого наглядного и лабораторного оборудования, которое имеется в большинстве городских
школ, нет возможности вывести школьников на экскурсии, поэтому очень
важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного
иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только
зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится
яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Мультимедийное сопровождение на различных уроках в
школе
позволяет перейти от объяснительноиллюстрированного способа обучения к
деятельностному, что особенно важно в условиях внедрения ФГОС. С
применением ЭОР ребёнок становится активным субъектом учебной
деятельности. Считаю, что это способствует осознанному усвоению знаний
учащимися.
Уроки с использованием ЭОР – это один из самых важных результатов
инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете
можно применить компьютерные технологии. Педагогу необходимо найти ту
грань, которая позволит сделать урок понастоящему развивающим и
познавательным. Использование ЭОР позволяет осуществить задуманное,
сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных
методов. Использование компьютерных технологий в процессе обучения
влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует
значительному повышению качества образования.
В.Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет
развития, нет прогресса». Слова эти сказаны очень давно. Тогда о
компьютерных технологиях никто и не помышлял. Но, мне кажется, эти слова
о нём, о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд,
который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в
практике своей работы.
Минимальная оснащённость кабинетов, из оборудования на уроке –
тексты, учебник, тетрадь, в лучшем случае, разрезные карточки для индивидуальной работы, часто старенькие репродукции или иллюстрационный
материал к художественным произведениям. Как это знакомо? Теперь на
уроках многих учителей это картина из прошлого. В настоящее время на
помощь учителю пришли ЭОР, которые дают возможность оживить урок,
вызвать интерес к предмету, лучше усвоить материал.
Чтобы организовать качественное использование ЭОР на уроке
в области
достаточную подготовку
необходимо
учителю иметь
использования средств ИКТ, а также должную мотивацию по переводу
учебного процесса на современный уровень.
Подготовка учителей нашей школы в этой области складывалась из
нескольких этапов:
1.
Овладение
компьютером на
уровне
пользователя
(самообразование).
2.
Прохождение курсовой подготовки в области информационно
коммуникативных технологий (лучше все же в очной форме, а не
дистанционно).
3.
Обучение использованию сети Интернет в учебном процессе
(теоретическая подготовка). Изучение специальной литературы.
И ещё, нашими учителями очень часто становились ученики. Не
секрет, что они сегодня компетентнее во многих вопросах, касающихся
компьютерной техники. Мы учились вместе – учили друг друга!
Своими целями при обучении различным предметам мы сделали:
1.
2.
3.
урокам.
Повышение мотивации обучения.
Развитие познавательной активности учащихся.
Стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке у
Задачи:
Воспитывать у учащихся познавательную активность через умение
работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера
и Интернета.
Вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать
главное, а затем использовать на уроке. ИКТ.
Повышать эффективность урока, развивая мотивацию, применяя
Постепенно переходить от объяснительноиллюстрированного
способа обучения к деятельностному.
ЭОР не только облегчают доступ к информации, открывают
возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и
дифференциации, но и позволяют поновому, на более современном уровне
организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы
активным и равноправным его членом.
Внедрение ЭОР на уроках в нашей школе позволяют реализовать
идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери
рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы,
как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более
ярким и увлекательным. Именно электоронные образовательные ресурсы
позволяют нам вместе с учениками погрузиться в другой мир, учебные
процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает
достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий
для работы по осмыслению изучаемого материала.
В своих презентациях к урокам мы используем разнообразные формы
наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов, предлагаем ученикам
некоторые из них дополнить или создать одну из недостающих частей, давая
тем самым целевую установку в начале урока. Построение схем, таблиц в
презентациях позволяет экономить время, более эстетично оформлять
учебный материал. Задания с последующей проверкой и самопроверкой
активизируют внимание обучающихся, формируют орфографическую и
пунктуационную зоркость.
Использование кроссвордов (иногда их
придумывают
ученики сами и предлагают использовать на уроке),
иллюстраций, рисунков, занимательных и обучающих тестов, воспитывают
интерес к уроку, делают урок интереснее. Очень часто в уроки вставляются видеоролики из электронных
учебников, музыкальные произведения, созданные на слова стихотворений
поэтов, творчество которых изучается. Особо мне бы хотелось остановиться
на использовании ЭОР на уроках литературного чтения .
Не секрет, что в наше время ученики не очень любят читать. Как же
познакомить их с содержанием программных произведений? Здесь приходят
на помощь диски с записями мультфильмов и фильмов по мотивам различных
художественных произведений. Конечно, на уроке нет времени посмотреть
фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды всё же можно использовать и
сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ
литературного произведения даже слабоуспевающих учеников, а ещё
заинтересовать им ребят, предложив фильм для домашнего просмотра.
Хочется сказать и о трудностях, которые имеются в нашей школе
при внедрении ЭОР в учебный процесс:
1.
Недостаточная материальная база (мало компьютерной
техники, она требует ремонта, а средств на это нет).
2.
В начальной школе имеется всего один интерактивный
комплект для внедрения ЭОР, но этого не достаточно при внедрении
ФГОС НОО.
Также в работе иногда допускаются ошибки при использовании
ИКТ:
занятиях
Недостаточная методическая подготовленность педагога
Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на
Бесплановость, случайность применения ИКТ
Перегруженность занятия демонстрацией Многие думают, что готовиться к урокам с использованием ЭОР легче.
Тот, кто добросовестно подходит к подготовке к уроку, кому не безразлично,
с какими знаниями и каким настроение учащиеся покинут урок, тот скажет,
что на подготовку к уроку с использованием ЭОР затрачивается больше
времени, чем к обычному уроку.
В заключении хочу отметить, что использование ЭОР на каждом уроке,
конечно, не реально, да и не нужно. Компьютер не может заменить учителя и
учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с
имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами.
Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно,
уместно и интересно.
Современный педагог обязательно должен научиться работать с
новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из
главнейших прав ученика – право на качественное образование.
Девизом каждого учителя сегодня пусть станут слова Эмиля Золя,
касающиеся всех сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни – это
постоянное стремление вперёд…»
ДОКЛАД
ДОКЛАД
ДОКЛАД
ДОКЛАД
ДОКЛАД
ДОКЛАД
ДОКЛАД
ДОКЛАД
ДОКЛАД
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.