ДОКЛАД
Оценка 4.7

ДОКЛАД

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
информатика +1
Взрослым
06.09.2018
ДОКЛАД
« Возможности использования ЭОР в образовательном процессе». XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Куранова_ЭОР.docx
« Возможности использования ЭОР в образовательном процессе».        XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок  живёт   в  мире  электронной  культуры.  Меняется  и  роль  учителя   в информационной   культуре   —   он   должен   стать   координатором информационного   потока.   Следовательно,   учителю   необходимо   владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.      Одной из основных частей информатизации образования, особенно в условиях   внедрения   Федеральных   образовательных   стандартов,     является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Для     школы   это   означает   смену   приоритетов   в   расстановке  целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе должна стать   готовность   детей   к   овладению   современными   компьютерными технологиями   и   способность   актуализировать   полученную   с   их   помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает   необходимость   применения   в   практике   работы   учителя разных стратегий обучения  школьников и, в первую очередь, использование информационно­коммуникационных технологий в учебно­воспитательном процессе. Сегодня в традиционную схему «учитель—ученик—учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение. Что мы знаем про ЭОРы?    Электронный образовательный ресурс– это образовательный ресурс,  представленный в электронно­цифровой форме и включающий в себя  структуру, предметное содержание и данные о них. Электронный  образовательный ресурс может включать в себя данные, информацию,  программное обеспечение, необходимые для его использования в  процессе обучения. По характеру представления информации  подразделяет ЭОР на  мультимедийные, программные продукты, изобразительные, аудио,  текстовые, электронные аналоги печатных изданий. Все многообразие  ЭОР условно можно подразделить на информационные источники и  информационные инструменты. Информационный источник – это обобщающее понятие, описывающее  различные виды информационных объектов. С точки зрения использования в  учебном процессе важно различать простые информационные источники  (звук, изображение, текст, видеоматериалы, модели) и комплексные,  содержащие простые информационные источники, связанные гиперссылками  (например, мультимедиа энциклопедии). Среди информационных источников  могут быть выделены (по цели создания): общекультурные информационные  источники (ресурсы), существующие независимо от учебного процесса  (культурное и историческое наследие, природные объекты и явления);  педагогические информационные источники (ресурсы, разработанные  специально для целей учебного процесса). Информационный инструмент учебной деятельности – это программный  продукт, позволяющий учащемуся или учителю производить активные  действия над информационным источниками (объектами), создавать их,  менять, связывать, передавать и т.д.  Среди информационных инструментов  можно выделить: • общепользовательские инструменты, используемые учителями и учащимися   (веб­браузер, почтовая программа­клиент; программ просмотра графических  изображений; программа воспроизведения мультимедийных файлов;  текстовый редактор; редактор векторной графики; редактор растровой  графики; редактор фотографий; редактор мультимедийных презентаций;  редактор видеомонтажа и пр.); • специализированные образовательные инструменты, используемые учителями и учащимися (интегрированная конструктивная творческая среда,  включающая инструментарий для визуального программирования; тренажер  обучения клавиатурному письму; тренажер формирования навыков  грамотного письма; тренажер вычислительных навыков; редактор  визуализации и анализа хронологической информации; инструмент для  организации проектной деятельности; инструмент фиксации и визуализации  данных комплекта цифровых датчиков, используемых в общем образовании;  среды для программирования управляемых устройств, используемых в общем  образовании и пр.); • инструменты организации образовательного процесса, используемые  учителями (электронный журнал; инструмент подготовки заданий для  учащихся; инструмент управления компьютерами учащихся; система  организации управления информационным образовательным пространством;  инструмент организации и проведения урока, согласованный с электронным  журналом; инструмент организации контроля за результатами обучения;  инструмент дистанционной поддержки образовательного процесса и пр.). Выделив в отдельные категории общекультурные источники и  общепользовательские инструменты, все прочие ЭОР отнесем к категории  педагогических электронных образовательных ресурсов (рис.1). На основании вышеизложенного в категории педагогических ЭОР выделим  электронные учебные издания; все прочие педагогические ЭОР отнесем к  категории электронных учебных материалов. Рис.1. Типология ЭОР Современные ЭОР должны удовлетворять следующим  требованиям: ­ Облачные версии ЭОР для планшетов и смартфонов для любой ОС от  MS, Apple, Google, Linux; ­ 100% мультимедийность ­ озвученные видео­ и слайд фильмы,  анимация, графика; ­ Насыщенная деятельностная интерактивность; ­ Большой объем учебного материала, который, благодаря мультимедиа  легко усваивается; ­ Текстовые версии расшифровки ЭОР в формате PDF; Только такие ЭОР могут рассматриваться, как перспективные для  современной школы! Зачем нужно применение ЭОР учителю?  экономия времени на уроке;  глубина погружения в материал;   повышенная мотивация обучения;   возможность одновременного использования аудио­, видео­,  мультимедиа­ материалов;  привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить,  рассуждать.  Что дает ЭОР ученику?   содействует росту успеваемости учащихся по предмету;    позволяет учащимся проявить себя в новой роли;   формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;   способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика;   делает занятия интересными и развивает мотивацию.  учащиеся начинают работать более творчески и становятся  уверенными в себе. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать  их более интересными, продуманными, мобильными. Используется  практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу  энциклопедий, репродукций, аудио­сопровождения — всё это уже заранее  готово и содержатся на маленьком компакт­диске. Уроки с использованием  ЭОР  особенно актуальны в сельской  школе. Здесь нет такого наглядного и лабораторного оборудования, которое имеется в большинстве городских  школ, нет возможности вывести школьников на экскурсии, поэтому очень  важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного  иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только  зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.  Мультимедийное   сопровождение   на   различных   уроках   в     школе позволяет перейти от объяснительно­иллюстрированного способа обучения к деятельностному,   что   особенно   важно   в   условиях   внедрения   ФГОС.   С применением   ЭОР       ребёнок   становится   активным   субъектом   учебной деятельности. Считаю, что это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.  Уроки с использованием ЭОР – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Педагогу необходимо найти ту грань,   которая   позволит   сделать   урок   по­настоящему   развивающим   и познавательным.   Использование   ЭОР   позволяет     осуществить   задуманное, сделать  урок   более  результативным,  чем   при  использовании   традиционных методов.   Использование   компьютерных   технологий   в процессе   обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.      В.Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития,   нет   прогресса».   Слова   эти   сказаны   очень   давно.   Тогда   о компьютерных технологиях никто и не помышлял. Но, мне кажется, эти слова о   нём,   о   современном   учителе,   об   учителе,   который   стремится   вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять  в практике своей работы.      Минимальная оснащённость кабинетов, из оборудования на уроке – тексты,   учебник,   тетрадь,   в   лучшем   случае,   разрезные   карточки   для индивидуальной работы, часто старенькие репродукции или иллюстрационный материал   к   художественным   произведениям.   Как   это   знакомо?   Теперь   на уроках   многих   учителей   это   картина   из   прошлого.   В   настоящее   время   на помощь   учителю   пришли   ЭОР,   которые   дают   возможность   оживить   урок, вызвать интерес к предмету, лучше усвоить материал.         Чтобы   организовать   качественное   использование   ЭОР     на   уроке   в   области   достаточную   подготовку   необходимо     учителю   иметь   использования   средств   ИКТ,   а   также   должную   мотивацию     по   переводу учебного процесса на современный уровень.    Подготовка учителей нашей школы   в этой области складывалась из нескольких этапов: 1. Овладение   компьютером   на   уровне   пользователя (самообразование). 2. Прохождение   курсовой   подготовки   в   области   информационно ­коммуникативных   технологий   (лучше   все   же   в   очной     форме,   а     не дистанционно). 3. Обучение   использованию   сети   Интернет   в   учебном   процессе (теоретическая подготовка). Изучение специальной литературы.    И  ещё,    нашими  учителями  очень  часто  становились   ученики.   Не секрет,   что   они   сегодня     компетентнее   во   многих   вопросах,   касающихся компьютерной техники. Мы учились вместе – учили друг друга!  Своими целями при обучении различным предметам  мы  сделали: 1. 2. 3. урокам. Повышение мотивации обучения. Развитие познавательной активности учащихся. Стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке у Задачи: Воспитывать у учащихся познавательную активность через умение  работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и Интернета.  Вырабатывать   умение   самостоятельно   анализировать,   отбирать главное, а затем использовать на уроке. ИКТ.    Повышать эффективность урока, развивая мотивацию, применяя Постепенно   переходить     от   объяснительно­иллюстрированного способа обучения к деятельностному.   ЭОР       не   только   облегчают   доступ   к   информации,   открывают возможности     вариативной   учебной   деятельности,   её   индивидуализации   и дифференциации, но и позволяют по­новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом.       Внедрение ЭОР на уроках в нашей школе    позволяют  реализовать идею   развивающего     обучения,   повысить   темп   урока,   сократить   потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким   и   увлекательным.     Именно   электоронные   образовательные   ресурсы позволяют нам   вместе с   учениками   погрузиться в другой мир, учебные процессы   другими   глазами,   стать   их   участниками.   Компьютер   обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению изучаемого материала.     В своих презентациях к урокам мы  используем разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов, предлагаем ученикам некоторые из них дополнить или  создать одну из недостающих частей, давая тем самым целевую установку в начале урока.   Построение схем,   таблиц в презентациях     позволяет   экономить   время,   более   эстетично   оформлять учебный   материал.   Задания   с   последующей   проверкой   и   самопроверкой активизируют   внимание   обучающихся,     формируют   орфографическую   и пунктуационную   зоркость.   Использование   кроссвордов   (иногда   их придумывают     ученики   сами   и   предлагают   использовать   на   уроке), иллюстраций,   рисунков,   занимательных   и   обучающих   тестов,   воспитывают интерес к уроку, делают урок  интереснее. Очень  часто   в    уроки       вставляются   видеоролики   из   электронных учебников,   музыкальные   произведения,   созданные   на   слова   стихотворений поэтов, творчество которых изучается. Особо мне бы хотелось остановиться на использовании ЭОР на уроках литературного чтения .     Не секрет, что в наше время ученики не очень любят читать. Как же познакомить их с содержанием  программных произведений? Здесь приходят на помощь диски с записями мультфильмов и фильмов по  мотивам различных художественных произведений. Конечно, на уроке нет времени посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды всё же можно использовать  и сопоставить   с   авторским   текстом,   тем   самым   включить   в   анализ литературного   произведения   даже   слабоуспевающих   учеников,   а   ещё заинтересовать им ребят, предложив фильм для домашнего просмотра. Хочется  сказать и о трудностях, которые имеются в нашей школе при внедрении ЭОР в учебный процесс: 1. Недостаточная   материальная   база   (мало   компьютерной техники, она требует ремонта, а средств на это нет). 2. В   начальной   школе   имеется   всего   один   интерактивный комплект для внедрения ЭОР, но этого не достаточно при внедрении ФГОС НОО.  Также в работе иногда допускаются ошибки при использовании  ИКТ:    занятиях   Недостаточная методическая подготовленность педагога Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на  Бесплановость, случайность применения ИКТ Перегруженность занятия демонстрацией Многие думают, что готовиться к урокам с использованием ЭОР легче. Тот, кто добросовестно подходит к подготовке к уроку, кому не безразлично, с какими знаниями и каким настроение учащиеся покинут урок, тот скажет, что   на   подготовку   к   уроку   с   использованием   ЭОР   затрачивается   больше времени, чем к обычному уроку.  В заключении хочу отметить, что использование ЭОР  на каждом уроке, конечно, не реально, да и не нужно.  Компьютер не может заменить учителя и учебник,  поэтому   эти  технологии   необходимо  использовать   в  комплексе   с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно.             Современный   педагог   обязательно   должен   научиться   работать   с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование.      Девизом каждого учителя сегодня  пусть станут  слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…»

ДОКЛАД

ДОКЛАД

ДОКЛАД

ДОКЛАД

ДОКЛАД

ДОКЛАД

ДОКЛАД

ДОКЛАД

ДОКЛАД

ДОКЛАД

ДОКЛАД

ДОКЛАД

ДОКЛАД

ДОКЛАД

ДОКЛАД

ДОКЛАД

ДОКЛАД

ДОКЛАД