Урок информатики.
Учитель: Литовская М.П.
Класс: 9
Тема урока: «Одномерные массивы».
Тип урока: изучения нового материала.
Цель урока:
Образовательная: Создание условий для формирования представлений об обработке одномерных массивов;
Развивающая: формирование умения описывать массив, выделять элементы массивы и обрабатывать одномерные массивы на Паскале.
Воспитательная: воспитание информационной культуры, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, стремления к получению новых знаний;
Задачи урока:
1. Повторить особенности работы с циклами.
2. Познакомить уч-ся с понятием «массивы», «одномерные массивы», описание, заполнение, ввод и вывод массива.
3. Научить уч-ся формировать массивы в программах; применять их при составлении программ
Оборудование: Компьютерный класс.
Ход урока
1. Организационный момент. (3 минуты)
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха.
1. За сколькими зайцами не угонишься? (за двумя);
2. Какая лапа собаке ни к чему? (пятая);
3. Золотой серп в черном небе? (месяц);
4. Сколько букв в русском алфавите? (33);
5. Пол твоего соседа по парте? (муж/ жен);
6. Какой сегодня месяц? (февраль);
7. Какое сегодня число? ( 19 )
Молодцы ребята, записываем дату урока
2. Актуализация знаний. ( 5 минут)
Опрос по пройденной теме:
1. Что такое – цикл?
2. Перечислите известные вам циклы?
3. Как записывается оператор - цикла с предусловием?
4. Как он работает?
5. Как записывается оператор – цикла с параметром?
6. Как он работает?
7. С помощью какого цикла можно решить задачу?
3. Изучение нового материала (19 минут)
Слайд №1
Ребята, а вам приходилось когда-нибудь встречаться понятием «Массив», на каком-либо предмете или жизни вы встречали это слово?
А сегодня на уроке, мы узнаем как связанно понятие «Массив» с предметом информатика.
В своей деятельности при решении многих практических задач, человек обрабатывает большое количество однотипных данных. Например: списки учеников или при составлении прогноза погоды. Для хранения этих данных в компьютере пришлось бы вводить большое количество переменных, что привело бы к громоздкости программ при их обработке, эта проблема была решена путем введения специальных типов данных – массивов.
Слайд №2
Массив – это совокупность конечного числа данных одного типа.
В программировании массив – это последовательность однотипных элементов, имеющих общее имя, причем каждый элемент этой последовательности определяется порядковым номером (индексом) элемента.
Где:
Элемент массива - это определенная переменная, входящая в массив.
Индекс элемента массива – это порядковый номер элемента массива, записывается в квадратных скобках.
Слайд №3
Виды массивов: Одномерные (один индекс), двумерные (два индекса) и т.д.
Массивы, обращение, к элементам которого осуществляется при помощи только одного индекса называют одномерным, соответственно два индекса двумерный. Мы с вами будем рассматривать только одномерные массивы.
Слайд №4
Прежде чем как перейти к изучению массивов, мы должны поменять, для чего они нужны. Давайте сейчас немного вернемся в реальную жизнь и посмотрим вот такой вот пример: если взять любой банк, то там есть, например вот такой вот шкаф и в нем хранят кучу различных папок, предположим, что это шкаф для хранения договоров и если кому-то из сотрудников банка понадобиться договор, по работе с юридическими или физическими лицами, сотрудник всегда знает, что этот договор лежит в шкафчике под названием «Договора». Достаточно подойти к нему и найти необходимую папку с нужным договором. Все это экономит время и такая схема очень удобна, и в любом языке программирования есть её аналог.
Слайд №5
Обращение к элементу массива:
Обращение к конкретному элементу массива осуществляется при помощи указания имени массива и индекса этого элемента в квадратных скобках.
А [4]:=64
Слайд №6
Вот эта запись:
ü А [15] – пятнадцать элементов массива А;
ü D [12] ,
ü РC [64],
В качестве индексов массива. Нужно использовать переменные целого типа . Это свойство дает возможность обрабатывать массивы в циклах, в которых индекс массива , является одновременно и счетчиком массива.
Слайд №7
Массив в Паскале описывается так:
Var имя_массива: array[НИ..КИ] оf тип_данных;
Здесь:
Имя массива – индификатор, по которому в дальнейшем можно обратиться к массиву.
НИ – начальный индекс, не должен быть больше конечного индекса.
КИ – конечный индекс, не должен быть меньше начального индекса.
Тип данных - Тип данных, который будет изменять все элементы массива.
[НИ..КИ] – количество элементов.
Слайд №8
Описание массива
Var a: array [1..10] of Integer;
Чтобы найти количество элементов массива или размер, нужно от конечного индекса отнять начальный индекс и +1 , это и будет размер массива.
[1..5], [10..100], [-10..10]
Слайд №9
Приведем пример:
Например: перед нами имеется описания 3 массивов:
Var
A: array[1..30] of integer;
T: array [1..31] of real;
K: array [1..25] of integer;
Var A: array [1..10] of Integer;
Здесь описан массив А из 10 целочисленных значений. При выполнении этого оператора в памяти компьютера будет выделено место для хранения 10-ти целочисленных переменных. Обратите внимание, что указания диапазона изменения индекса используется знак (..).
Слайд №10
Задание:
1. Как описать массив D, состоящий из 12 элементов целого типа, нумерация начинается с 1
Var D: array[1..12] of integer;
2. Массив К, состоящий из 102 элементов вещественного типа, нумерация начинается с 1
Var K: array[1..102] of real;
Слайд №11
Заполнение массива
Существует 3 основных способа заполнения массива: с клавиатуры, с помощью оператора присваивания, с помощью формулы.
1 способ с клавиатуры :
for i:=1 to 10 do readln (a[i]);
2 способ с помощью оператора присваивания:
For I:= 1 to 10 do A[i]:= random(101);
Слайд №12
Заполнение массива случайным образом, для этого нам понадобиться некоторые функции.
1. Random – функция, результатом которой является случайное действительное число в интервале от 0 до 1.
2. Randomize – процедура, которая изменяет базу генератора случайных чисел, эта функция позволяет каждый раз генерировать числа по разному.
Слайд №11
3 способ с помощью формулы:
Ввод элементов массива с помощью вычисления элементов по формуле y=2x2.
for i:=1 to 10 do a[i]:=2*i*i;
Слайд №13
Вывод массива
Во многих случаях бывает полезно вывести значение элементов массива на экран. Так, если значение массива генерировалось случайным образом, то необходимо знать, каков исходный массив. Так же нужно знать, каким стал массив после обработки.
Мы рассмотрим 2 способа вывода массива
1. Значение элементов массива можно вывести в строку, разделив их пробелами.
For i:=1 to 10 do write(a[i],’ ‘);
2. Вывод массива с комментариями:
For i:=1 to 10 do writeLn (‘a[‘,I, ‘]=’,a[i]);
Если вы хотите вывести массив в строку, то для вывода используется оператор write, если в столбец, то – writeLn.
Слайд №14
1. Заполнить массив 10 случайными числами в интервале [0..100] и вывести на экран компьютера в столбик.
Program Mas 1;
Var R: array[1..10] of integer; {описание массива R}
i: integer; {описание массива R}
Begin
For i:=1 to 10 do R[i]:= random (101); {Ввод элемента массива}
For i:=1 to 10 do writeln (R [1]); {Ввод элементов массива в столбик}
End.
Слайд №15
2. Заполнить массив 5 целыми числами с клавиатуры и вывести их в строку в обратном порядке.
Program Mas2:
Var R: array [1..5] of integer; {описание массива R}
i: integer; {описание индекса массиваR}
Begin
For i:=1 to 5 do read (R[i]);{ввод элемента массива}
For i:=5 downto 1 do write(R[i]:4); {Ввод элемента массива в строку}
End.
3. Закрепление учебного материала (3 мин)
Слайд №16 Обобщим!
ü Массив – это совокупность конечного числа данных одного типа.
ü Массив должен быть объявлен в разделе объявления переменных;
ü Доступ к элементу массива осуществляется путем указания имени массива и индекса (номера элемента);
ü Для ввода, вывода элементов массива удобно применять команды цикла.
4. Компьютерный практикум (10 мин)
Практическая работа на ПК задания «Одномерные массивы».
1. Заполнить массив 10 случайными числами в интервале [0..21] и вывести на экран компьютера в столбик.
2. Заполнить массив 10 целыми числами с клавиатуры и вывести их в строку в обратном порядке.
5. Итог урока (2 – 3 минуты)
1. Наш урок заканчивается, чему он вас научил?
2. Какая цель у нас была поставлена в начале урока?
3. Удалось ли нам достичь поставленной цели?
4. Вам было легко или были трудности?
5. Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
6. Какое задание было самым интересным и почему?
7. Остались ли у вас ко мне вопросы?
6. Постановка Д/З. (1-2 минуты)
Вопросы и задания П. 4.7-4.7.2. Ответить на вопросы: № 1-4.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.