Доклад для семинара. Краткая характеристика диагноза F83.

  • docx
  • 21.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Краткая характеристика диагноза F83.docx

                   Краткая характеристика диагноза.

  Смешанные специфические расстройства развития F83.

Это плохо определенная, недостаточно разработанная (но необходимая) остаточная группа расстройств, при которых есть смешение специфических расстройств развития речи, школьных навыков и/или двигательных функций, но нет значительного преобладания ни одного из них, чтобы установить первичный диагноз. Общим для этих специфических расстройств развития является сочетание с некоторой степенью общего нарушения когнитивных функций, и эта смешанная категория может использоваться только тогда, когда есть значительное совпадение специфических расстройств. Эта плохо определяемая и недостаточно чётко очерченная в МКБ (международная классификация болезней)-10 диагностическая рубрика по клиническим описаниям приближается к широко использовавшейся и продолжающей использоваться в отечественной психиатрии диагностической категории «задержка психического развития» с выделением её дизонтогенетических и энцефалопатических форм.

Задержка психического развития у детей:

Задержка психического развития – комплекс негрубых нарушений развития моторной, познавательной, эмоционально-волевой сфер, речи, с тенденцией к их компенсации. По МКБ-10 шифр ЗПР- F 83.

Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории.

 Кроме того, различают первичную и вторичную задержку психического развития:

·          

o    Среди причин первичных ЗПР церебрально-органического генеза наиболее распространенными являются гипоксические, травматические, инфекционные, токсические и другие факторы, влияющие на развивающийся мозг ребенка в перинатальном периоде (родовая травма, асфиксия, ранние инфекции, недоношенность, некоторые наследственные заболевания и др.).

o    Вторичная ЗПР возникает на фоне неповрежденного головного мозга при острых соматических и хронических заболеваниях, врожденных пороках сердца,  других внутренних органов, при отдельных формах наследственной патологии обмена веществ, педагогической и социальной запущенности в острой психотравмирующей ситуации.

Эпидемиология

Наиболее часто задержка психического развития диагностируется или в первые годы жизни или в 6-7 лет, когда при проведении  психолого-педагогического скрининга перед поступлением в школу, где обнаруживается недостаточность высших психических функций. отечественные психиатры приводят среди учащихся начальных классов такую статистику: 4,6-5,8% детей с задержкой психического развития

У детей данной категории отмечают в 1 очередь:

-недостаточную готовность к школе (интеллектуальную, эмоциональную, социальную).

Трудности, которые могут испытывать эти дети в процессе обучения, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции,  самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью, так и недоразвитием отдельных психических процессов – восприятия, памяти, мышления, негрубыми нарушениями речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности.

Выделяют 4 основных типа ЗПР:

ЗПР конституционального происхождения – при этом виде задержки психического развития  эмоционально-волевая сфера ребенка находится на более раннем этапе физического и психического становления. Наблюдается преобладание игровой мотивации поведения, поверхность представлений, легкая внушаемость.  Трудности в обучении и школьной адаптации связаны, прежде всего с незрелостью эмоционально-волевой сферы.

ЗПР соматогенного происхождения – причинами данного типа задержки являются различные хронические заболевания, инфекции, детские неврозы, врожденные и приобретенные пороки развития внутренних органов. Детям присуща боязливость, стеснительность, неуверенность в себе. Эти дети нуждаются в санаторном лечении, дальнейшее развитие детей зависит от состояния их здоровья.

ЗПР психогенного характера – центральным ядром данной формы задержки является семейное неблагополучие (неполная или асоциальная семья, различного рода психические травмы и т.д.) или неблагоприятные условия воспитания,  например: гиперопека или депривация (отчуждение) родителей.

ЗПР церебрально-органического генеза – этот тип встречается чаще других. Обладает  стойкостью выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере так и в познавательной деятельности. Преобладает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы. На этот вид ЗПР могут оказать свое патологическое влияние токсикозы беременности, инфекционные заболевания, травмы, резус - конфликты, дети характеризуются эмоционально-волевой незрелостью.

Причины и патогенез

В генезе указанных расстройств ведущую роль отводят биологическим факторам, в том числе наследственной предрасположенности и негрубым тканевым повреждениям мозговых структур в результате экзогенно-органических воздействий с последующим нарушением формирования межанализаторных связей. Социальные факторы, такие как дефицит информации, связанный с низким уровнем семьи, безнадзорность, усугубляют проявления смешанного расстройства развития. Патогенез изучен недостаточно. Предполагают, что в одних случаях преобладает механизм задержки созревания и функциональной незрелости соответствующих мозговых структур, в других - механизм выпадения структурных и функциональных элементов, обеспечивающих более высокий уровень интеллектуального развития.

Симптомы

Клиническая картина носит полиморфный характер, включает как признаки лёгкого общего психического недоразвития, так и в различных сочетаниях специфические расстройства развития речи, школьных навыков. Дислексии - нарушения чтения, дисграфии - различные виды нарушения письма, в том числе орфографической дисграфии, проявляющейся в неспособности логически употреблять и контролировать на письме хорошо усвоенные правила орфографии, дискалькулии - расстройства счёта. При энцефалопатических формах указанные расстройства сочетаются с различной осложняющей симптоматикой (психопато-подобными, неврозоподобными расстройствами, явлениями церебральной астении др.).

Характерные признаки ЗПР

·         Ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире;

·         Низкий уровень познавательной активности;

·         Низкая способность к приему и переработке информации;

·         Недостаточная сформированность произвольного внимания, памяти и др. высших функций;

·         Наглядно – действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно – образное и словесно – логическое;

·         Отставание в развитии речи;

·         Недостаточность развития тонкой моторики;

Категории детей с ЗПР

·         Замедленность становления эмоционально – личностных характеристик и произвольной регуляции поведения;

·         Задержанное развитие различных сторон познавательной деятельности;

·         Двигательная расторможенность (гиперактивность);

·         Незрелость эмоционально–волевой сферы;

·         Несформированность интегративной деятельности головного мозга;

Особенности диагностики детей с ЗПР

·         Быстро утомляются, не усваивают данный объем работы, занижен уровень работоспособности;

·         Трудно принимать, обрабатывать, анализировать информацию;

·         Трудности при мыслительной деятельности;

·         Трудности с общепринятыми формами поведения;

·         Трудно организовать свою деятельность;

Общие направления работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеющими диагноз F – 83

Направления работы:

Диагностико – консультативное;

Физкультурно – оздоровительное;

Воспитательно – образовательное;

Коррекционно – развивающее;

Социально –педагогическое

Диагностико – консультативное:

Изучение особенностей психического развития ребенка;

Выявление уровня обученности;

Психолого – педагогическое наблюдение и изучение динамики развития познавательной деятельности и эмоционально – волевой сферы;

Физкультурно – оздоровительное:

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья;

Медицинский контроль и профилактика заболеваний;

Специально организованная работа по физическому воспитанию, формированию двигательных навыков у детей;

Воспитательно – образовательное:

Социально – нравственное развитие;

Познавательное развитие;

Развитие речи и коммуникативных способностей;

Эстетическое развитие;

Социально – педагогическое:

Взаимодействие с семьей и детьми;

Привлечение родителей к активному сотрудничеству;

Коллективные формы взаимодействия;

Индивидуальные формы работы с семьей;

Коррекционно – развивающее: (Приложение 1)

Формирование психологического базиса для развития высших психических функций;

Развитие и коррекция недостатков эмоционально – волевой сферы;

Развитие познавательной деятельности;

Развитие речи, коммуникативной деятельности;

Формирование ведущих видов деятельности.

Лечение

Дети с данной формой расстройств должны находиться под наблюдением детского психиатра. Это необходимо не только для проведения адекватного медикаментозного лечения, психотерапии, но и решения совместно с психологами и дефектологами вопроса о форме обучения. Дети с задержкой психического развития традиционно в нашей стране обучаются в специализированных классах коррекции с облегченной программой в общеобразовательных школах. Перевод в школу VIII вида (вспомогательную) осуществляют в тех случаях, если уровень общего психического недоразвития соответствует умственной отсталости.

Прогноз

При отчётливой тенденции к уменьшению расстройств с возрастом более низкий уровень когнитивной продуктивности сохраняется в подростковом возрасте и в течение всей взрослой жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                  Подготовила :  Н.И.Сарахман

                                                                                                            логопед-дефектолог

                                                                                   МОУ «ШКОЛА № 24 ГОРОДА ТОРЕЗА»

Посмотрите также