Тема: «Формирование УУД на уроках литературного чтения в начальной школе.»

  • Педсоветы
  • docx
  • 08.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Что же такое УУД? И какова роль учителя?
Иконка файла материала УУД-Мастер-класс.docx

ГБОУ «Седовская школа

 Новоазовского  м.о.»

 

 

 

 

Тема:

«Формирование УУД на уроках литературного чтения в начальной школе.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила  

учитель начальных классов

Чекунаева Е.Г.

-Добрый день, уважаемые коллеги!

- Нашу встречу мне бы хотелось начать с высказывания Джон Дьюи

 « Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у детей завтра».

 - Действительно, в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»

Нам много говорили о ФГОСах
Но что такое? С чем его едят?
Не знал никто
. 
Известно было только, что ФГОСы
Нужны для наших маленьких ребят.

Пришел сентябрь, программы нам спустили
Пришлось теперь вдвойне пугаться нам.
ФГОСы есть, программы утвердили 

Но как преподавать, не говорят. 
Помучившись, немного поразмыслив 
Мы дружно все на курсы подались
Надеясь хоть немного научиться
Вести уроки, современным быть.
Но что такое значит современным?
А это означает, что теперь
Работать мы должны не так, как прежде
Традиционный вид теперь тупик для всех.
Теперь нам надо мыслить креативно
Поставить знак «Равно» учитель – ученик 

Учить нам надо так, чтоб было видно:
Добытчик знаний он! А ты – лишь проводник!
Не должен ученик теперь стесняться
Любую мысль свою преподносить,
И нам порой не надо удивляться
Когда мы в спор вступаем с ним.
Уметь он должен доказать иное-
Коль не согласен он с тобой.
Уметь учитывать и мнение другое
Ведь с обществом считаться должен он.
В конечном счете, получить должны мы
Людей, способных сразу ко всему: 

Петь, танцевать, решать глобальные проблемы
Не обращаясь ни к кому.

 

 

Современная школа значительно изменилась за последние десятилетия и стремительно продолжает меняться, пытается попасть в ногу со временем. Сегодня важно не столько вооружить ученика большим объемом предметных знаний, сколько сформировать у него универсальные способы действий. Именно универсальные способы действий помогут современному школьнику развиваться и самосовершенствоваться в постоянно меняющемся обществе. 

Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности читателя, помогающий сориентироваться нашим детям в огромном количестве книг, произведений, авторских имен. Естественно, каждый урок должен быть интересным, логичным, стройным, познавательным, деятельностным.

Что же такое УУД? И какова роль учителя?    

В своей работе для формирования универсальных учебных действий использую современные образовательные технологии, педагогические методы и приёмы. Остановлюсь на некоторых из них.

Личностные УУД:

1) умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

Для того, чтобы ребенку было легче разобраться в своих впечатлениях и чувствах я использую на уроках следующие виды заданий, формирующие личностные УУД: 

- «Расскажи, что ты чувствуешь?» (умение сопереживать героям произведений);

- «Для чего писатель рассказал эту историю? В чем мудрость (мораль) произведения?» (умения понимать контекстную речь)

- Представьте себя в роли героя и расскажите о своем путешествии. Не забудьте передать чувства и переживания, которые вы испытали (умение осуществлять личностную рефлексию, погружение во внутренний мир персонажа )

- Инсценирование, чтение по ролям (отождествление себя с персонажем, передача эмоций, интонацией, мимикой, жестами);

- Составление характеристики героев, отношение автора и читателя к ним.

Методический прием для формирования личностных УУД «Эмпатия»-«Если бы я был на месте героя …»децентрация на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиции,взглядов, мнений.

В процессе формирования УУД школьник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, самостоятельно найти ответ на множество интересующих вопросов, почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, учителем. Дети рассуждают, строят предположения, сами ставят перед собой задачи, ищут пути их решения, оценивают себя и других. 

 

Регулятивные УУД:

1) умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Все это направлено на формирование регулятивных УУД:

– «Что тебе надо было сделать? Что удалось, а что не получилось? Оцени свою работу» (формирование способности к самооценке, умение оценивать работу с помощью различных знаковых символов)

– «С чего все начиналось? Как, по-твоему, развернутся события дальше и чем они закончатся?» (проективное мышление по структурированию событий)

– «Прочитай заголовок следующего произведения. Подумай, о ком оно, страшное или нет, сказка или рассказ?» «Что мы будем делать сегодня на уроке?» (умение прогнозировать);

– «Читай внимательно», «Найди, исправь ошибки и прочитай правильно. Какие ошибки при чтении допустил одноклассник?» (формирование способности к контролю, самоконтролю и коррекции)

Методические приемы для формирования регулятивных действий на уроках литературного чтения

Приём «Рюкзак»(можно назвать любым словом «Корзина», «Мешочек»)

Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".

Пример.

я научился составлять план текста

я разобрался в такой-то теме

Дети учатся высказывать и оспаривать свое мнение, сотрудничать, анализировать и оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей. При этом взрослый – не «учитель – наставник», а равноправный партнёр, что позволяет ребёнку проявлять самостоятельность, собственную исследовательскую активность. На уроках царит атмосфера сотрудничества и дружелюбия. В этом помогают задания, направленные на формирование коммуникативных УУД такие, как:

Коммуникативные УУД:

1) умение слушать и понимать других;

2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре, в группах.

Рассмотрим упражнения, формирующие коммуникативные УУД:

– устный рассказ о героях, о личных впечатлениях по прочитанному (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами);

– пересказ (подробный, выборочный, творческий, краткий), чтение наизусть, словесное иллюстрирование (формирование навыка монологического высказывания);

– беседы, обсуждение творческих работ, защита творческих проектов (умение выражать и отстаивать свою точку зрения);

– викторины, интеллектуальные командные игры, творческие конкурсы, работа в группах, чтение по ролям (умение владеть диалогической речью, идти на компромисс, выслушивать и уважать точку зрения других).

Методические приемы для формирования коммуникативных действий на уроках литературного чтения

Игра «Карусель», когда учащиеся произвольно делятся на группы по 4 человека. Каждая группа пишет на листке один вопрос по теме, листки передаются соседям, которые отвечают на полученный вопрос и формулируют следующий. Так продолжается до тех пор, пока листочки не вернутся к хозяевам. Данная дидактическая игра позволяет решить сразу несколько задач: повторить изученную тему, развить речь школьников, дать возможность работать в группе, приспосабливаясь, друг к другу и избегая конфликтов.

Приём «Вопрос к тексту»( у меня«Наблюдашки и размышлизмы» )

Универсальный приём, работающий на повышение интереса к учебному материалу.

Формирует:

умение содержательно формулировать вопросы;

умение оценивать границы своих знаний.

Перед изучением учебного текста ставится задача: составить к тексту список вопросов. Список можно ограничить. Например, 3 репродуктивных вопроса и 3 расширяющих или развивающих.

Каждый урок должен быть интересным. Ведь ребенка необходимо «зарядить» познавательным интересом, дать особый стимул к чтению. Систематичное использование на уроках развивающих и творческих заданий, информационно-коммуникационных технологий делает работу более наглядной, живой, интересной для детей, формирует познавательные УУД:

Познавательные УУД:

1) умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) умение представлять информацию в виде схемы;

3) умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) умение ориентироваться на развороте учебника;

7) умение находить ответы на вопросы в иллюстрации

Как организовать деятельность учащихся?

– выделение главного, составление «цепочек последовательностей», поиск информации в различных источниках, ориентирование в книге (общеучебные умения);

– характеристика и сравнение персонажей и произведений, выполнение заданий творческого характера (анаграммы, ребусы, игры со словами);

– установление причинно-следственных связей, анализ, синтез, обобщение, классификация (умение выполнять логические операции).

Приём «Паспорт литературного героя»

Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану

Пример. Может быть использован для создания характеристик: на литературном чтении – героев литературных произведений;

 

Прием моделирования

Позволяет включить каждого ребенка в активную читательскую деятельность и каждому ученику работать в соответствии со своими возможностями. Прием реализуется через упражнения.

·         расположи модели по порядку,

·         определи, какую структурную часть сказки прочитал товарищ,

·         прочти сказку и нарисуй к каждой части соответствующую модель,

·         прочитай сказку, определи, какая часть отсутствует, сочини её сам,

·         какие части сказки совпадают,

·         нарисуй иллюстрацию к данной части сказки,

·         составь несколько вопросов для самых внимательных читателей в предложенной части сказки,

·         соотнеси иллюстрации с моделями,

·         перескажи предложенную часть,

·         соотнеси план пересказа с моделями,

·         определи, из какой части сказки взяты строки,

·         соответствует ли отрывок сказки данной модели.

·         разложи модели по тексту произведения;

найди ошибку в наложении моделей на текст;

Закончить выступление хочется словами К.Д. Ушинского: «Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело».


        Мастер – класс

«Формирование универсальных учебных действий

на уроках литературного чтения в начальной школе»

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приемами методами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами и методами  работы по формированию УУД на уроках в начальной школе;  предлагаемые на занятиях приёмы работ  можно применять на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС.

Задачи:

·         раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приемами методами  работы по формированию УУД;

·         показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

Материально-техническое и методическое обеспечение:  «Доводящие карточки», карточки для взаимообмена заданиями, учебники литературного чтения 2 класс Л.Ф.Климанова УМК «Школа России» 2 часть.

План проведения мастер- класса:

Предполагаемый результат: участники мастер-класса научатся применять предложенные приёмы и методы на своих уроках для формировании УУД , обсудят возможности их  применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Ход проведения мастер-класса

I . Постановка проблемы

Педагог должен научить детей владеть учебными понятиями, находить способ решения проблемы, планировать и контролировать свои учебные действия, уметь сотрудничать и много другое. То есть, формировать личность способную к дальнейшему самоопределению и самореализации.

 Возникает закономерный вопрос, что является основным средством формирования УУД?

(Задания, методы, приёмы, технологии, которые учитель предъявляет учащимся на уроке.)

И сегодня я хочу ими поделиться.

II. Представление педагогического опыта.

Проведём работу на примере рассказа Ю. Ермолаева «Два пирожных» (учебники).

Откройте учебники на странице  85 (закладка) и прочитайте вслух этот рассказ.

1. Методика доводящих карточек.

Какую первую задачу ставит перед собой учитель, после того как ученики прочитали текст?

(Узнать, как они поняли его содержание).

И для этого учитель может использовать методику «Доводящих карточек». Эта методика взята мною из технологии взаимообучения, одной из задач,  которой является формирование у учащихся желания прийти на помощь товарищу, поделиться своими знаниями  с другими. Эффективность усвоения знаний достигает высокого уровня только тогда, когда человек обучает других,  тому чему научился сам или применяет свои знания на практике. 

 

 

   Методика «Доводящих карточек» предназначена для организации пониманий учащимися учебного текста. Её цель - концентрировать внимание ученика на определённом учебном материале.

    Работа проводится в парах. ( Учитель составляет два варианта карточек, на которых написаны вопросы и для проверки в скобках даны ответы к ним. Вопросы должны быть такими, чтобы ответы на них приводили к пониманию текста.

После того, как дети прочитают текст, по команде учителя они начинают задавать по очереди вопросы друг другу. Первым задаёт вопрос тот ученик, у которого карточка под номером 1.

- Попробуем поработать по этим карточкам. (Приложение 1.)

Карточка №1

Методика «Доводящие карточки»

Карточка №1.

Вопрос

Ответ

1. О чём попросила мама дочек?

(Вымыть посуду)

3. Кто из девочек пошёл на кухню помогать маме?

(Оля)

5. Кто из девочек был старше?

(Наташа)

7. Чем были вымазаны губы Оли, когда она вернулась из кухни?

(кремом)

9.Кто велел Оле съесть два пирожных?

    Почему?

(Мама. Она сказала, что пирожные могут испортиться, пока Наташа вернётся из Африки)

Карточка №1

Методика «Доводящие карточки»

Карточка №2.

Вопрос

Ответ

2. Чем были заняты девочки?

(Наташа читала книгу о путешествиях, а

Оля лепила из пластилина булочки и крендельки.)

4. Что сказала Наташа вдогонку Оле?

(Сейчас приду, только главу дочитаю)

6. Что ответила Наташа, когда Оля за ней вернулась в комнату?

(Меня здесь нет, я путешествую)

8. За кого Оля съела второе пирожное?

(За Наташу)

9.За что мама наказала Наташу?

(За то, что Наташа не помогла им с Олей мыть посуду)

 

 

2. Методика «Обмен заданиями».

Ещё одна методика,  взятая мной из технологии «Взаимообучения» называется «Обмен заданиями». Ученикам раздаются карточки с заданиями. В данном случае их четыре. (Приложение 2.)

 

                                             Задание №1                            Карточка №2.

1. Назови положительного героя.

2. Где или с кем живёт герой?

3. Чем занимается герой?

4. Объясни, почему ты его выбрал?

 

                                             Задание №2                                    Карточка №2

1. Назови отрицательного героя.

2. Где или с кем живёт герой?

3. Чем занимается герой?

4. Объясни,  почему ты его выбрал?

                                 Задание №3                       Карточка №2

1. Назови нейтрального героя.

2. Где или с кем живёт герой?

3. Чем занимается герой?

4. Объясни,  почему ты его выбрал?

                                          Задание №4                   Карточка №2

1. Назови героя - помощника.

2. Где или с кем живёт герой?

3. Чем занимается герой?

4. Объясни,  почему ты его выбрал?

 

 

  Сначала дети работают в парах. Выслушивают друг друга, контролируют и корректируют ответы.

   - Итак, договоритесь, кто из вас начнёт первым. Выполните задания, которые даны в карточках. У вас 2 минуты.

   - Поменяйтесь карточками. Теперь, ученики сидящие слева поменяйтесь местами. Расскажите по очереди друг другу ответы на свои задания. Поменяйтесь заданиями. Вернитесь на свои места. Расскажите друг другу ответы на свои задания.

     В итоге ученик сначала воспринимает материал на слух, контролирует правильность воспринимаемого материала, а потом его воспроизводит. Такое обсуждение информации обеспечивает более прочное усвоение материала.

    Какие УУД мы формируем используя методику доводящих карточек и «Обмен заданиями»?

(Коммуникативные УУД:

1) учатся слушать и понимать других;

2) учатся строить речевое высказывание;

3) учатся оформлять свои мысли в устной форме;

4) учатся работать в паре.)

3. Приём «Ромашка Блума».

    В том потоке информации, в котором живём, необходимо научить детей анализировать эту информацию, уметь выразить своё отношение к ней, отвергать ненужную, т.е. формулировать вопросы и находить на них ответы.

   Такую задачу ставит технология развития критического мышления. И один из её приёмов «Ромашка Блума» 

    Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопросов.

1. Простые вопросы – начинаются со слов «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?», «Как?».

- Задайте простые вопросы по тексту и ответьте на них.

2. Интерпретационные (объясняющие) вопросы начинаются со слов «Почему?».

- Задайте объясняющие вопросы.

3. Оценочные вопросы. Задавая их, используем слова: «Почему…хорошо, а …. плохо?», «Чем ….отличается от …?», «Кто из героев поступил хорошо, а кто плохо?», т.е. оцениваем те или иные события поступки, сравниваем.

- Задайте оценочные вопросы.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопросов чаще всего содержит частицу «бы», элементы предположения, прогноза: «Что изменилось бы…», «Что будет, если….».

- Задайте творческие вопросы.

5. Уточняющие вопросы обычно начинаются со слов «Ты так считаешь?», «Если я правильно понял, то… «. Их задают с целью что-то уточнить.

6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Начинают их со слов: «Как можно применить?», «Что можно сделать из…?», « Как бы ты поступил на месте….?».

«Ромашку» можно использовать на стадии «Вызова», тогда ученики сначала задают вопросы, а потом ищут на них ответы, или на стадии «Рефлексии» для обобщения полученных знаний.

 

4. Приём «Угадай вопрос».

Учить детей слушать и слышать, общаться, развивать речь, активизировать мыслительную деятельность очень важно. В этом нам поможет приём «Угадай вопрос».

Ученику, вышедшему к доске,  даётся карточка с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Остальным нужно догадаться, каким был вопрос.  (Приложение №3). 



Карточка №3.

Приём «Угадай вопрос».

1. Как зовут главных героев рассказа?

2. Кто из девочек был старше Оля или Наташа?

3. Кто из девочек пошёл на кухню помогать маме?

4. Как мама наказала Наташу?

 

 Один из педагогов выходит к доске и выполняет задание.

5. Приём «Пропущенный вопрос».

     У детей карточки с заданием (Приложение №4):

 «Вставь пропущенный вопрос».

Карточка №4.

Приём «Пропущенный вопрос».

1. О чём попросила мама девочек?

2.

3. Хотелось ли им мыть посуду?

4.

5. Что пообещала Наташа?

6.

7. Почему Оля съела Наташино пирожное?

 

Дети должны прочитать все вопросы, восстановить  последовательность событий в рассказе и записать вопрос, который пропустил учитель.

- Выполните это задание.

- Проверяем. Прочитайте,  что у вас получилось. 

- Поменяйтесь карточками и проверьте своего напарника.

Уважаемые коллеги, какие же УУД формируют три предыдущих приёма?

(Познавательные: 

-умение устанавливать логическую причинно – следственную связь событий;

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-  умение оформлять свои мысли в устной форме;

- умение работать в паре.

 Регулятивные:

- умение адекватно оценивать себя и других.

6.Приём «Шесть шляп» (Эдвард Де Боно).

 На стадии рефлексии предлагаю использовать приём «Шесть шляп». Это адаптированная методика развития  параллельного мышления британского психолога Эдварда Де Боно.

Цвет каждой шляпы имеет своё значение. И в соответствии со значение цвета ребёнок получает своё задание. 

  • Красная шляпа (чувства) – что вы чувствуете по отношению к герою.
  • Жёлтая шляпа (оптимизм) – что хорошего можно взять из произведения для себя.
  • Чёрная шляпа ( критик)  - что плохого в поступках героев.
  • Синяя шляпа (управление, размышление) - дайте совет герою или читателю.
  • Белая шляпа ( учёный)   -    чему следует поучиться у героя.
  • Зелёная шляпа (творчество)  - продолжите рассказ.

- Наденьте шляпы и выполните задания.

Регулятивные: 

- умение структурировать информацию

Коммуникативные:

 - умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-  умение оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные УУД:

 учатся выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

 учатся оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

III. Заключительная часть.

Представленные приёмы и методы можно использовать и на других уроках, изменяя задания. В каждой развивающей технологии таких приёмов очень много. Главное – эти приёмы и методы очень эффективны, потому что не только ученики могут достигать высоких результатов в своём развитии, но и мы педагоги, стараясь сделать наш урок максимально развивающим, совершенствуемся и растём профессионально.

    Желаю нам всем творческих успехов в Новом году. И никогда не забывать о самых важных вещах в нашей жизни… о семье, здоровье, друзьях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Два пирожных» Ю. Ермолаев

https://i0.wp.com/900igr.net/datai/literatura/Oseeva/0007-013-JU.Ermolaev-Dva-pirozhnykh.jpgМама вошла в комнату и сказала:

— Помогите-ка мне, дочки, вымыть посуду.

В это время старшая сестра Наташа читала книгу о путешествиях по Африке, а младшая, Оля, лепила из пластилина булочки и крендельки. Помогать маме им, конечно, не хотелось. Но Оля решила так: сначала помогу, а потом весь вечер лепить буду. И пошла в кухню.

— Я тоже сейчас приду, только главу дочитаю, — сказала ей вдогонку Наташа и добавила:

— Такая интересная книга, прямо не оторвёшься!

Немного погодя Оля вернулась в комнату за Наташей:

— Что же ты не идёшь, мы с мамой уже почти всю посуду перемыли.

А меня здесь нет, — не отрываясь от книги, проговорила Наташа. – Я путешествую сейчас в долине реки Конго. Вокруг меня пальмы, тропические лианы, попугаи. – И она перевернула страницу.

Постояла Оля около сестры, вздохнула и опять ушла на кухню одна. Минут через двадцать она принесла чистые тарелки, убрала в буфет и принялась за лепку.

— Ну вот я и дома, — закрывая книгу, проговорила Наташа и вдруг рассмеялась.

– Чем это ты губы вымазала?

— Кремом, —  похвасталась Оля. – Я два пирожных съела. Одно за себя, а другое за тебя.

— Зачем же за меня? – нахмурилась Наташа.

— Мама велела. Она сказала, что ещё неизвестно, когда ты вернёшься из Африки: Африка – то далеко, а пирожное с кремом может испортиться.



 


 

Скачано с www.znanio.ru