Тема: Развитие познавательных интересов у младших школьников

  • Педсоветы
  • docx
  • 02.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Современному обществу необходимы активные, инициативные граждане, способные самостоятельно искать знания и применять их на практике. Формирование устойчивого интереса к познанию начинается именно в начальной школе, где закладываются основы восприятия мира, желание узнавать новое и способность мыслить творчески.
Иконка файла материала Отчёт по самообразованию учителя начальных классов.docx

Отчёт по самообразованию учителя начальных классов

Тема: Развитие познавательных интересов у младших школьников

Современному обществу необходимы активные, инициативные граждане, способные самостоятельно искать знания и применять их на практике. Формирование устойчивого интереса к познанию начинается именно в начальной школе, где закладываются основы восприятия мира, желание узнавать новое и способность мыслить творчески.

Для успешного развития ребёнка важно создать условия, способствующие развитию познавательной активности, заинтересованности учебным материалом и окружающими явлениями природы и социума.

 

Цель исследования:

Разработать систему мероприятий, направленных на развитие познавательного интереса младших школьников, обеспечивающих повышение уровня мотивации к обучению и расширению кругозора учащихся.

 

Основные направления работы:

1.     Создание условий для исследовательской деятельности: организация проектной деятельности, экскурсий, лабораторных занятий, участие детей в кружковой работе, посещение музеев и театров.

2.     Использование игровых методов обучения: применение развивающих игр, викторин, конкурсов, соревнований, дидактических заданий, позволяющих детям активно включаться в процесс познания.

3.     Интеграция образовательных областей: привлечение родителей, педагогов дополнительного образования, создание межпредметных связей, использование внеклассных форм работы.

4.     Индивидуализация образовательного процесса: дифференцированный подход к каждому ученику, учет индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей каждого ребенка.

5.     Формирование положительной самооценки учеников: поддержка успехов детей, поощрение самостоятельности, инициативы, творческих способностей.

Результаты проведённой работы:

За прошедший учебный год были проведены мероприятия, направленные на формирование устойчивых познавательных мотиваций у учащихся младшего школьного возраста:

-Мероприятия и формы организации учебного процесса:

-Организация классных часов («Мир вокруг нас», «Что мы знаем о природе?»).

-Проведение тематических уроков математики, русского языка, чтения («Путешествие в страну Знаний»).

-Участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

-Экскурсии в музеи и выставки города.

-Организация научно-практической конференции среди учащихся начальной школы.

-Создание детских клубов любителей книг, краеведения, экологического воспитания.

Методы диагностики результатов:

Использовались методы наблюдения, анкетирования, тестирования, собеседования, анализа продуктов творческой деятельности учащихся.

Анализ показал следующее:

-Повышение учебной мотивации и качества усвоения материала.

-Увеличение числа активных участников школьных мероприятий.

-Улучшение коммуникативных навыков и социальной адаптации обучающихся.

-Рост удовлетворенности родителей уровнем образовательной среды класса.

Выводы и рекомендации:

Самообразование педагога позволило существенно повысить эффективность учебно-воспитательного процесса в классе. Важно продолжать работу над развитием познавательных интересов, применяя разнообразные подходы и средства формирования активной жизненной позиции у подрастающего поколения.

Для дальнейшего совершенствования целесообразно расширение спектра используемых технологий, сотрудничество с родителями и образовательными учреждениями района, углубление интеграции учебных предметов и внедрение новых интерактивных методик обучения.

Отчет подготовлен учителем начальных классов Глушенко Т.А. на основании проведенного опыта и наблюдений за деятельностью учащихся.