Доклад "Формирование фонетико-фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ОНР посредством компьютерных игр.

  • docx
  • 06.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Использование комп. игр в логопедии.docx

 

Формирование фонетико–фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ОНР посредством

использования компьютерных игр.

 

          Правильная речь - это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, один из показателей готовности к школьному обучению.

          Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой, фонематически чёткой речи - одна из главных задач в общей системе обучения ребёнка родному языку.

        Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.

 

Основные задачи развития фонематических процессов:

 

                –  умение выделять звук в чужой и собственной речи;

                –  формирование фонематических противопоставлений;

                –  выработка у детей умения дифференцировать фонемы на слух;

                –  выработка у детей умения дифференцировать фонемы в собственной речи;

                –  формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза;

                –  развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков.

 

         Игра - эта деятельность познавательная, она представляет собой своеобразную практическую форму размышления ребенка об окружающей его природе и социальной действительности. Компьютерные игры - новый вид развивающего обучения.

         Многие методики, успешно использовавшиеся ранее, теперь положены на компьютерную основу и получили как бы второе развитие. С точки зрения специалиста, это возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить знания и умения, которыми он владеет.

         Компьютерные игры представляют собой полезный и эффективный инструмент в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста. Они помогают улучшить речевые навыки, повышают мотивацию к занятиям и создают возможности для индивидуализации процесса обучения. Однако важно помнить о необходимости контроля со стороны специалиста, а также о том, что компьютерные игры должны использоваться в комплексе с традиционными методами коррекции.

          В современном мире компьютерные технологии стали неотъемлемой частью жизни детей, включая образовательную сферу. Использование компьютерных игр в логопедической практике открывает новые возможности для коррекции речевых нарушений у детей старшего возраста. Включение таких игр в логопедические занятия способствует мотивации детей, повышению их интереса к занятиям и улучшению результатов.

Значение компьютерных игр в логопедии.

         Компьютерные игры могут быть эффективным инструментом в логопедической работе. Они создают интерактивную среду, где дети могут тренировать речевые навыки, занимаясь самостоятельно или под руководством учителя – логопеда. Особенно это актуально для детей старшего возраста, которые уже знакомы с технологиями и могут проявлять интерес к игровому процессу.

Преимущества использования компьютерных игр:

1. Повышение мотивации. Компьютерные игры привлекают детей благодаря их увлекательности и соревновательному процессу. Процесс обучения становится менее формальным и больше напоминает игру, что снимает стресс и напряжение у ребенка.

2. Индивидуализация обучения. Игры можно адаптировать под уровень развития ребенка, что позволяет учитывать его индивидуальные особенности и темпы обучения.

3. Регулярная обратная связь. В компьютерных играх ребенок получает мгновенную обратную связь о правильности выполнения задания, что помогает ему корректировать ошибки в реальном времени.

4. Развитие когнитивных навыков. В процессе игровых заданий дети не только улучшают речевые навыки, но и развивают внимание, память, логическое мышление и другие когнитивные функции.

Существует несколько типов игр, которые могут быть полезны на логопедических занятиях с детьми старшего возраста:

1. Игры для тренировки фонематического слуха. Дети учатся различать и правильно произносить звуки, что особенно полезно при коррекции дислалии, дисграфии и дислексии. Игры, направленные на различие звуков и их ассоциацию с визуальными образами, могут помочь ребенку быстрее освоить правильную артикуляцию.

2. Игры для развития лексико – грамматического строя речи. Данные игры помогают расширять словарный запас, улучшать грамматические навыки и структуру высказываний. В них ребенок решает задачи по подбору правильных слов, составлению предложений и даже текстов, что способствует развитию связной речи.

3. Игры для улучшения артикуляции и произношения. Эти игры позволяют ребенку наблюдать за правильной артикуляцией звуков и повторять ее. Часто в таких играх используется возможность записи голоса, что позволяет ребенку самостоятельно оценивать свое произношение и сравнивать его с эталонным.

4. Игры для развития связной речи. В этих играх дети учатся составлять рассказы, описывать события или предметы. Это помогает улучшить навыки последовательного изложения мыслей и развивает коммуникативные умения.

          Психологический комфорт ребенка на занятиях играет важную роль в успехе коррекции. Компьютерные игры создают дружелюбную и ненавязчивую атмосферу, где ребенок может чувствовать себя успешным и уверенным. Это снижает тревожность и способствует более эффективному усвоению материала.

         Однако важно помнить о возможных рисках чрезмерного использования компьютерных технологий. Важно сохранять баланс между традиционными методами работы и новыми технологиями, чтобы не перегружать ребенка и не снижать его мотивацию к взаимодействию в реальном мире.

Направления коррекционной работы с использованием ИКТКомпьютерные игры в логопедии – это не только детское развлечение. Они помогают решить ряд важных задач:

  • улучшение координации движений и состояние мелкой моторики;
  • тренировка ориентирования в пространстве;
  • коррекция речи;
  • увеличение словарного запаса;
  • тренировка ВПФ (высших психических функций);
  • обучение ребенка пользованию компьютером.

             Некоторые задачи компьютерных логопедических игр для дошкольников:

·              первое знакомство ребёнка с компьютером и информационными технологиями; 

·              совершенствование ВПФ: внимания, памяти, мышления; 

·              закрепление навыков ориентации в пространстве; 

·              развитие просодики: дыхания, слитности, ритма, высоты и тембра; 

·              развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков; 

·              развитие фонетической стороны речи; 

·              развитие словаря по разным лексическим темам и развитие связной речи; 

·              знакомство с изображением, названием букв; обучение чтению.