Формирование фонетико–фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ОНР посредством
использования компьютерных игр.
Правильная речь - это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, один из показателей готовности к школьному обучению.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой, фонематически чёткой речи - одна из главных задач в общей системе обучения ребёнка родному языку.
Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.
Основные задачи развития фонематических процессов:
– умение выделять звук в чужой и собственной речи;
– формирование фонематических противопоставлений;
– выработка у детей умения дифференцировать фонемы на слух;
– выработка у детей умения дифференцировать фонемы в собственной речи;
– формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза;
– развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков.
Игра - эта деятельность познавательная, она представляет собой своеобразную практическую форму размышления ребенка об окружающей его природе и социальной действительности. Компьютерные игры - новый вид развивающего обучения.
Многие методики, успешно использовавшиеся ранее, теперь положены на компьютерную основу и получили как бы второе развитие. С точки зрения специалиста, это возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить знания и умения, которыми он владеет.
Компьютерные игры представляют собой полезный и эффективный инструмент в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста. Они помогают улучшить речевые навыки, повышают мотивацию к занятиям и создают возможности для индивидуализации процесса обучения. Однако важно помнить о необходимости контроля со стороны специалиста, а также о том, что компьютерные игры должны использоваться в комплексе с традиционными методами коррекции.
В современном мире компьютерные технологии стали неотъемлемой частью жизни детей, включая образовательную сферу. Использование компьютерных игр в логопедической практике открывает новые возможности для коррекции речевых нарушений у детей старшего возраста. Включение таких игр в логопедические занятия способствует мотивации детей, повышению их интереса к занятиям и улучшению результатов.
Значение компьютерных игр в логопедии.
Компьютерные игры могут быть эффективным инструментом в логопедической работе. Они создают интерактивную среду, где дети могут тренировать речевые навыки, занимаясь самостоятельно или под руководством учителя – логопеда. Особенно это актуально для детей старшего возраста, которые уже знакомы с технологиями и могут проявлять интерес к игровому процессу.
Преимущества использования компьютерных игр:
1. Повышение мотивации. Компьютерные игры привлекают детей благодаря их увлекательности и соревновательному процессу. Процесс обучения становится менее формальным и больше напоминает игру, что снимает стресс и напряжение у ребенка.
2. Индивидуализация обучения. Игры можно адаптировать под уровень развития ребенка, что позволяет учитывать его индивидуальные особенности и темпы обучения.
3. Регулярная обратная связь. В компьютерных играх ребенок получает мгновенную обратную связь о правильности выполнения задания, что помогает ему корректировать ошибки в реальном времени.
4. Развитие когнитивных навыков. В процессе игровых заданий дети не только улучшают речевые навыки, но и развивают внимание, память, логическое мышление и другие когнитивные функции.
Существует несколько типов игр, которые могут быть полезны на логопедических занятиях с детьми старшего возраста:
1. Игры для тренировки фонематического слуха. Дети учатся различать и правильно произносить звуки, что особенно полезно при коррекции дислалии, дисграфии и дислексии. Игры, направленные на различие звуков и их ассоциацию с визуальными образами, могут помочь ребенку быстрее освоить правильную артикуляцию.
2. Игры для развития лексико – грамматического строя речи. Данные игры помогают расширять словарный запас, улучшать грамматические навыки и структуру высказываний. В них ребенок решает задачи по подбору правильных слов, составлению предложений и даже текстов, что способствует развитию связной речи.
3. Игры для улучшения артикуляции и произношения. Эти игры позволяют ребенку наблюдать за правильной артикуляцией звуков и повторять ее. Часто в таких играх используется возможность записи голоса, что позволяет ребенку самостоятельно оценивать свое произношение и сравнивать его с эталонным.
4. Игры для развития связной речи. В этих играх дети учатся составлять рассказы, описывать события или предметы. Это помогает улучшить навыки последовательного изложения мыслей и развивает коммуникативные умения.
Психологический комфорт ребенка на занятиях играет важную роль в успехе коррекции. Компьютерные игры создают дружелюбную и ненавязчивую атмосферу, где ребенок может чувствовать себя успешным и уверенным. Это снижает тревожность и способствует более эффективному усвоению материала.
Однако важно помнить о возможных рисках чрезмерного использования компьютерных технологий. Важно сохранять баланс между традиционными методами работы и новыми технологиями, чтобы не перегружать ребенка и не снижать его мотивацию к взаимодействию в реальном мире.
Некоторые задачи компьютерных логопедических игр для дошкольников:
· первое знакомство ребёнка с компьютером и информационными технологиями;
· совершенствование ВПФ: внимания, памяти, мышления;
· закрепление навыков ориентации в пространстве;
· развитие просодики: дыхания, слитности, ритма, высоты и тембра;
· развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков;
· развитие фонетической стороны речи;
· развитие словаря по разным лексическим темам и развитие связной речи;
· знакомство с изображением, названием букв; обучение чтению.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.