Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПОСРЕДСТВОМ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ."
Оценка 4.9

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПОСРЕДСТВОМ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ."

Оценка 4.9
doc
01.12.2024
Доклад  "ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПОСРЕДСТВОМ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ  У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ."
Статья Богдановой Ирины Игоревны..doc

Богданова Ирина Игоревна,

учитель истории, КОУ «школа-интернат №19»

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПОСРЕДСТВОМ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ  У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

  Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность исследовать основы изучаемого материала.
Питер Клайн

В современных условиях модернизации российского образования особую актуальность в изучении такого предмета, как история, приобрело проблемное обучение. Дело в том, что с развитием рыночных отношений в нашей стране все структуры общества в той или иной мере переходят с режима функционирования (что в большей степени было характерно для советского периода) на режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определёнными способностями, которые в психологии принято называть рефлексивными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личностной), а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей (противоречий). Эти способности являются одними из базовых для современной личности. Лекциями и рассказами они не передаются. Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном материале. Этим требованиям сегодня в наибольшей степени соответствует проблемное обучение.

Другим важным фактором, определяющим актуальность данного обучения, является то, что концентрическая структура изучения истории в школьном курсе требует отхода от дублирования материала, изучавшегося в среднем звене, следовательно, событийно-хронологический подход в методике преподавания должен смениться проблемно-хронологическим.

В нашей стране разработкой тех или иных аспектов проблемного обучения занимались и занимаются сегодня многие учёные и практики: М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, В.Т. Кудрявцев, Н.Г. Дайри и мн. др. Концептуальная основа всего проблемного обучения основана на психологической теории мышления, выдвинутой С.Л. Рубинштейном, согласно которой вовлечённость личности в мыслительный процесс определяется противоречием. В контексте современной отечественной дидактики проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. Оно направлено на формирование познавательной самостоятельности учащихся, развитие их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей. В то время как традиционное обучение направлено на усвоение результатов научного познания.

Используя проблемный метод в своей работе,  учитываю готовность учащихся каждого класса к восприятию проблемного материала: общий уровень знаний, настроенность на урок, опыт применения проблемного обучения в данном классе. Для оптимизации проблемного обучения необходима вариативность, т. е. выбор такого варианта проблемного подхода к изучению материала, который в наибольшей мере отвечает уровню данного класса. В классе с высоким уровнем мотивации учащихся после изложения факта можно ставить проблемы одну за другой, в классе со слабой мотивацией можно объяснить материал самой и в конце провести опрос проблемного характера.

При объяснении нового материала использую две формы проблемного обучения - проблемное изложение и поисковую беседу. В ходе проблемного изложения проблему ставит и решает учитель. Не просто излагаю материал, а размышляю, рассматриваю возможные подходы и пути решения. Учащиеся следят за логикой рассуждения, анализом, глубже усваивают материал. Проблемное изложение применяю, когда материал совсем новый и слишком сложный.

Смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь учащихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее системы вопросов. Использую эту форму в тех случаях, когда дети обладают необходимыми знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем.

Приступая к применению метода проблемного обучения в том или ином классе, мы должны быть, уверены, что ученики способны к репродуктивному получению знаний и у них имеется определенный базис. Проблемный метод требует большой затраты времени, и нецелесообразно применять его при проверке домашнего задания. В процессе решения новой проблемы материал предыдущих уроков сам по себе актуализируется.

Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс. Меняется роль учителя. Он — консультант, помощник, наблюдатель, источник информации, координатор. Учитель становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся. Безусловно, если решение проблемной задачи на каком-то этапе зашло в тупик, учитель может и должен направить ребят в нужное русло.

Если самостоятельное решение проблемы строится на основе изложения учителя, то такое изложение не должно включать личного мнения учителя. Именно тогда этот метод будет активизировать самостоятельную работу детей. Решение проблемной задачи может осуществляться с помощью учебного фильма, медиапособий и т.п. Знания, полученные в результате решения проблемной задачи, твердо усваиваются, так как дети добывали их самостоятельно, а не получали в готовом виде. Проблемный материал развивает способность к анализу, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, т.е. вести дискуссию.

Проблемное обучение поддерживает интерес учащихся к истории как к предмету и к истории как к науке. Создавая на уроках истории проблемные ситуации, используя другие способы проблемного обучения, учитель может выйти за пределы минимального образовательного стандарта и научить школьников применять творческие методы исследовательского характера (определение причин по следствиям, реконструкция целого по частям и наоборот и т.п.).

В заключение хочется сказать, что успех использования проблемного метода во многом зависит от заинтересованной позиции педагога и высокой внутренней мотивации учащихся. В процессе использования проблемного обучения происходит и усвоение материала, и развитие мыслительной деятельности. Считаем, что главным результатом использования технологии проблемного обучения является то, что выпускник школы ориентируется в современных ценностях, обретает опыт творческой деятельности, что он готов к межличностному и межкультурному сотрудничеству

Литература

1.     Бестужев – Лада И.В. Творческая лаборатория школьника на уроке истории// Преподавание истории в школе. – 2004. - № 5.

2.     Дайри Н.Г. Проблемное обучение в школе. М., 1975 .

3.     Ермаков Д., Петрова Г. Обучение решению проблем // Народное образование. – 2004. - № 9.

4.     Лернер И.Я. Познавательные задачи в обучении истории. М., 1968.

5.     Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе.- М.: Педагогика. 1977.

6.     Холодная М.А. Задачи интеллектуального воспитания учащихся в условиях современной школы /// Сайт проекта «Математика, психология, интеллект», прямая ссылка – http :// fp . nsk . fio . ru

7.     Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика.- М., 1998.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Богданова Ирина Игоревна, учитель истории,

Богданова Ирина Игоревна, учитель истории,

Используя проблемный метод в своей работе, учитываю готовность учащихся каждого класса к восприятию проблемного материала: общий уровень знаний, настроенность на урок, опыт применения проблемного обучения…

Используя проблемный метод в своей работе, учитываю готовность учащихся каждого класса к восприятию проблемного материала: общий уровень знаний, настроенность на урок, опыт применения проблемного обучения…

В процессе использования проблемного обучения происходит и усвоение материала, и развитие мыслительной деятельности

В процессе использования проблемного обучения происходит и усвоение материала, и развитие мыслительной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2024