Доклад «Формы и методы патриотического воспитания дошкольников»
Подготовила: Сироткина Н.А.
Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания.
Что же такое патриотическое воспитание?
Патриотизм – любовь к семье, дому, родным местам, Родине, гордость за свой народ, толерантное отношение к другим людям, желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Это реализуется во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.
В дошкольных учреждениях используются различные формы работы с детьми по патриотическому воспитанию.
1. Самое первое и необходимое условие – организация соответствующей развивающей среды. Это оформление «патриотического» уголка, который оснащен различными наглядными материалами – символикой, гимном, животным и растительным миром, национальными праздниками, обычаями, достопримечательностями нашей страны и малой родины;
2. Ознакомление детей с государственными праздниками, оно должно носить комплексный характер.
3. В игровой форме, поскольку игра является главным видом деятельности дошкольника, например, в сюжетно ролевых играх, таких как «Военный госпиталь», «Мы танкисты», в дидактических играх, которые используются, например, для ознакомления детей во время изучения темы Защитников Отечества.
4. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду на участке детского сада, расчистка построек от снега, уборка опавшей листвы в осенний период, полив растений летом.
5. Планируются тематические занятия. Отдельные темы приурочиваются к конкретным событиям и праздникам, например:
- наши защитники в феврале, перед днем защитников Отечества;
- наши мамы и бабушки в марте и в ноябре (День Матери); и т. д, обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.
6. Проводятся беседы с детьми, о дружбе, о вежливости, о семье, о Родине, рассматриваются иллюстрации с детьми по темам. Планируются этические беседы, чтение художественной литературы, сказок, заучивание стихотворений, потешек, пословиц и поговорок. Во многих сказках, рассказах есть нравственные ценности: добро, дружба, взаимопомощь, трудолюбие, которые способствуют развитию личности в духе патриотизма.
7. Приобщение к народным праздникам и традициям. Участвуя в народных праздниках: «Масленица», «Пасха», дети много узнают о русских обычаях и традициях.
Также успешное решение задач патриотического воспитания возможно при условии взаимодействия с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, общение. Положительные эмоции и совместная деятельность сближают взрослых и детей. Взаимодействие с семьями воспитанников осуществляются с помощью:
• организации совместных выставок детских рисунков, фотографий;
• привлечение родителей к участию в праздниках, конкурсах;
• подготовка наглядного материала для родителей в виде папок-передвижек, информационных стендов;
• участие родителей в мероприятиях по уборке и благоустройству участка.
Немного о работе по этой теме в нашей группе:
С целью формирования у детей представлений об истории России, а также с целью расширения представления детей о народах населяющих Россию, в нашей группе были проведены мероприятия, где дети познакомились с историей возникновения праздника «День народного единства», подвигами наших предков во имя независимости. Дети посмотрели презентацию, говорили об истории праздника, о том, что означает «народное единство», кто такие Минин и Пожарский.
Накануне 80-летия снятия блокады Ленинграда, мы с ребятами провели беседу о жизни жителей осажденного города, оформили выставку рисунков, посвященную этому скорбному событию.
Ребятам наглядно показали (видео-слайды) и рассказали о блокаде Ленинграда, о «Дороге жизни», о том, как жили и выживали люди в это страшное время. Воспитанники узнали, что символом блокады был хлеб, желанный и недоступный для умирающих от голода людей, о хлебных карточках. Детям раздали маленькие кусочки хлеба, которые на протяжении многих блокадных дней были единственным источником силы и надежды. Все это произвело на детей неизгладимое впечатление, каждый ребенок почувствовал волнение и трепет от той информации, которую узнал в этот день. Дети почтили память погибших минутой молчания.
Праздник 23 февраля в детском саду – хороший повод для воспитания у дошкольников чувства патриотизма, формирования у детей гордости за славных защитников Отечества. И в нашей группе 20 февраля прошел праздник «Сказочные герои на страже Родины».
Дети вместе с папами, дедушками и братишками, а также сказочными героями Иванушкой и Карлсоном участвовали в забавных эстафетах, конкурсах, показали себя сильными, смелыми, умелыми и с восторгом наблюдали за соревнованиями своих пап.
22 июня – одна из самых скорбных дат. Это день начала Великой Отечественной войны. В нашей группе прошел День памяти и скорби, посвященный началу Великой Отечественной войны. Детям был показан видеофильм «22 июня – День памяти, день скорби». В конце мероприятия всех погибших в годы войны дети почтили минутой молчания.
В прошлом году мы посетили мемориал «Воинской славы» и памятник погибшему солдату и присоединились к онлайн-акции "За жизнь! За Родину! За Победу!" (рисунки на асфальте).
Мы стараемся участвовать во всех конкурсах и соревнованиях (н. «Пейзажи родного края», «Мы рисуем День Победы»), участвовали в выставке детских поздравительных открыток к 23 февраля, а также принимали участие в доброй акции «Письмо солдату» с поздравлениями с наступающим Новым Годом.
В настоящее время работа по патриотическому воспитанию
актуальна и мы будем продолжать прививать детям нравственно –патриотические
чувства. Очень хочется, чтобы в семьях наших воспитанников взрослые говорили о
подвигах наших солдат в годы ВОВ и в наше время, о героических событиях, читали
детям книги о войне.
Кто—то из мудрецов сказал однажды: «Ребенок не
простой сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.