Выступление на районном семинаре учителей.
Формы и методы педагогического сотрудничества на уроках химии и биологии как ресурс формирования ключевых компетенций в условиях введения ФГОС
Приготовил учитель химии- биологии высшей категории Меджидов А.А.
2019г
1.ДОКЛАД
" Формы и методы педагогического сотрудничества на уроках химии и биологии как ресурс формирования ключевых компетенций в условиях введения ФГОС"
"Как цветок поворачивается к солнцу, так и ребенок поворачивается к тому, от кого исходит свет, тепло и добрый интерес. Быть таким человеком - профессиональная обязанность педагога." В. Караковский
Сотрудничество-это участие в каком-л. общем деле, совместные действия, деятельность, работа в каком-л. учреждении.
. Как целостная технология педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительного инструментария; ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу "Концепции среднего образования Российской федерации". Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа "проникающую" технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их составная часть.
Основные идеи педагогики сотрудничества:
· учение без принуждения
· набор ключевых слов, опорной схемы,
· идея опережения
· идея крупных блоков
· идея свободы выбора
· идея диалогического размышления
· идея интеллектуального фона класса
· идея совместной деятельности учителей и учеников
· идея самоанализа.
· коллективное творческое воспитание.
· творческое самоуправление.
Педагогика сотрудничества имеет следующие классификационные характеристики:
· по уровню применения - общепедагогическая технология;
· по философской основе - гуманистическая;
· по основному фактору развития - комплексная биосоцио- и психогенная;
· по концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная поэтапная интериоризация;
· по ориентации на личностные структуры - всесторонне гармоничная;
· по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;
· по типу управления: система малых групп;
· по организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная;
· по подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная;
· по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая;
· по категории обучаемых - массовая. Целевые ориентации педагогики сотрудничества;
· переход от педагогики требовании к педагогике отношений;
· гуманно-личностный подход к ребенку;
единство обучения и воспитания.
В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления:
1.Гуманно-личностный подход к ребенку.
Цель школы - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. Гуманно-личностный подход объединяет следующие идеи:
· новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;
· гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;
· отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;
· новую трактовку индивидуального подхода;
· формирование положительной Я-концепции, т.е. системы осознанных и неосознанных представлений личности о самом себе, на основе которых она строит свое поведение.
2.Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
Открываются новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов "чему" и "как" учить детей; содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы; обучение ведется обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; интеграция, вариативность; используется положительная стимуляция
3.Концепция воспитания.
Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, согласно которым развивается воспитание в современной школе:
· превращение школы Знания в школу Воспитания;
· постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;
· гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
· развитие творческих способностей ребенка;
· возрождение русских национальных и культурных традиций;
· сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
· постановка трудной цели.
4.Педагогизация окружающей среды.
Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности. Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение. Результаты определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияние на общественные и государственные институты защиты детства.
2.Применение форм и методов педагогического сотрудничества на уроках химии и биологии.
Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного Схема учебного сотрудничества заключена в том, что дети непосредственно взаимодействуют друг с другом, а учитель, оставаясь центральной фигурой обучения, специально организуют их сотрудничество.
Данные изменения возможны, если применять следующие формы и методы организации учебно – воспитательной работы.
Примеры сотрудничества на уроках химии и биологии.
1.Пример сотрудничества "Ученик-ученик".Метод « Учимся вместе»
(идея диалогического размышления)
Класс разбивается на группы по 3 человека. Каждая группа получает одно задание, которое является подзаданием большой темы; в результате работы отдельных групп и всех групп вместе, в целом достигается изучение нового материала.
Например урок биологии в 10 классе "Фотосинтез".
Задание для 1 группы"Что такое фотосинтез и какое значение он имеет".
Задание для 2 группы "Биохимические процессы происходящие в световую фазу".
Задание для 3 группы "Биохимические процессы происходящие в темновую фазу".
(Вопросы распечатаны на листочках)
2.Пример сотрудничества "Ученик-ученик".Метод «Пила»
( идея диалогического размышления)
Например: урок по химии в 9 классе: "Химические свойства металлов".
Класс разбивается на 4 группы из 3 человек.
В каждую группу даются одни и те же вопросы, распределяются между учениками.
Затем ученики с1 вопросом встречаются проверяют друг у друга ответы, дополняют.
Ученики со 2 вопросом встречаются проверяют друг у друга ответы, дополняют.
Ученики с3 вопросом встречаются проверяют друг у друга ответы, дополняют.
В итоге в каждой группе каждый ученик раскрывает свой вопрос( с использованием дополнений полученных при сговоре) . Получается целостное изучение новой темы.
1 вопрос: "Как взаимодействуют металлы с кислотами"
2 вопрос: "Как взаимодействуют металлы с солями"
3 вопрос: "Как взаимодействуют металлы с простыми веществами"
(Вопросы распечатаны на листочках)
3.. Пример сотрудничества "Ученик-ученик". Метод « Вертушка»
(идея диалогического размышления)
Например:урок биологии в 9 классе "Развитие жизни в палеозойскую и мезозойскую эру"(вертушка, вопросы с номерами)
На вертушку( как в "Поле чудес")на каждый сектор ложатся вопросы с номерами. Каждый ученик по очереди крутит вертушку , и проверят ученика с выпавшим вопросом , оценивает его..
Использование это метода эффективно применять при проверке домашней работы. Ребятам «по вертушке» предлагается проверить домашнее задание, раздаются номера ученикам и соответственно положены в сектора номера, кто крутит проверяет ученика с выпавшим на секторе номером. Если у кого- то выявляется ошибка, ее можно исправить только после того как ученик поймет, почему он ее допустил. Затем группа может сложить вместе свои тетради, подписав «проверено». Это значит, что все согласны с решением. Учитель, проверив одну тетрадь, оценивает всю группу.
4. Пример сотрудничества "Учитель-ученик". Использование многовариантных заданий
(идея интеллектуального фона класса)
Задания:
1.По теме «Химический элемент. Химическая формула» 8кл. Назовите элементы составляющие формулу. Прочитайте формулу.
2. По теме. «Атомы и молекулы» 8 кл. Назовите сколько атомов в одной молекуле. Сколько молекул. Сколько атомов в данном числе молекул.
3. По теме «Классы неорганических веществ» 8 кл.Назовите вещество. К какому классу неорганических веществ оно относится.
4. По теме «Электролитическая диссоциация» 9кл. Напишите реакции диссоциации веществ.
Вариант №1 a) 4 H 2SO4 b) 2 NaOH c) 3 Ba 3(PO 4)2 |
Вариант №2 a) 4 H 2CO3 b) 3 Ba(OH)2 c) 2 K 3PO4 |
Вариант №3 a) 3 H 3PO4 b) 5 KOH c) 4 Al 2(SO4)3 |
Вариант №4 a) 6 HNO3 b) 4 Ca(OH)2 c) 3 Pb(NO 3)2
|
Вариант №5 a) 4 LiOH b) 3 H 2SO3 c) 2 Cu (NO3)2 |
Вариант №6 a) 5NaOH b) 4 H 2S c) 3 Fe 2(SO4)3 |
5.Пример сотрудничества "Учитель-ученик".
(идея самоанализа)
Учитель решает все задания, а ученик использует для проверки готовые ответы, оценивает сам себя, учитель повторно проверяет объективность оценки на первых этапах , потом отношения выстраиваются на доверии.
1.Химия 9 класс.Тема:"Алюминий"-карточки-раскладки "Генетическая связь алюминия" с самоанализом.
Вариант-1
Осуществите превращение. Al-----Al2O3------AlCl3------Al(OH)3------Al2O3
|
Вариант-2
Осуществите превращение. Al2O3-----Al-----Al2(SO4)3-----Al(OH)3------Al2O3 |
Вариант-3
Осуществите превращение. AlCl3-----Al(OH)3---Al2O3--- Al------Na(Al(OH)4) |
|
|
|
|
|
Самоанализ В-№1 1) 4Al + 3O2 = 2Al2O3 2) Al2O3 + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2O 3) AlCl3 + 3KOH = Al(OH)3 + 3KCl 4) 2Al(OH)3 = Al2O3+ 3H2O
|
Самоанализ В -№2 1) 2 Al2O3 +3C = 4Al + 3CO2 2) 2Al + 3H2SO4= Al2(SO4)3 + 3H2 3) Al2(SO4)3 + 6KOH = 2Al(OH)3 + 3K2SO4 1) 2Al(OH)3 = Al2O3+ 3H2O
|
Самоанализ В-№3 1) AlCl3 + 3KOH = Al(OH)3 + 3KCl 2) 2Al(OH)3 = Al2O3+ 3H2O 3) 2 Al2O3 +3C = 4Al + 3CO2 4)2Al+2NaOH+6H2O = 2Na(Al(OH)3 +3H2
|
|
6. Пример сотрудничества "Учитель-ученик". Дидактическая игра "Пирамидка"
( идея учения без принуждения)
По желанию выбирают шаблон "кирпичик".Выдается соответствующее задание .Слушают и оценивают друг друга все учащиеся.
Шаблоны
"Пирамидка"
|
|||
Например урок зоологии в 7 классе тема:"Рыбы"
«Расскажи мне , расскажи…» Расскажите об особенностях костных и двоякодышащих рыб.
|
«Что это такое?» Имеет 5 отделов, хорошо защищен , контролирует работу всего организма.
|
«Найди соответствие» 1)Жабры: дыхание = почки:------ 2)Чешуя : защищает = мышцы: ----- 3)Глаз : хрусталик = сердце: ------
|
«ДА – нет» 1)Рыбы имеют позвоночник 2)Рыбы теплокровные животные 3)У рыб трехкамерное сердце 4)Развитие происходит в воде 5) Развитие с превращением.
|
«Третий лишний» 1)акула, скат, сом, манта. 2)Жаберные дуги, жаберные лепестки, трахеи 3)Двухкамерное сердце, легкое, плавательный пузырь.
|
«Что на таблице?» Составьте рассказ о данном животном.
|
7.Пример сотрудничества "Учитель-ученик" Зачет по "Индивидуальным листам".
Дифференцированный подход
( идея свободы выбора)
Например урок-зачет по химии в 10 классе "Кислородосодержащие соединения".
Зачетный лист ученика 10 класса: Лаврова Сергея Вариант-1 |
|||
Вид задания |
Задание |
Выполнение задания |
Баллы. |
№1 Номенклатура. |
|
|
|
№2 Изомерия |
|
|
|
№3 Химические свойства |
|
|
|
№4 Генетическая связь |
|
|
|
№5 Качественная реакция |
|
|
|
№6 Дайте определение понятию |
|
|
|
№7 Творческое задание Информационный материал |
|
|
|
2) Многовариантные дифференцированные задания к зачету.
Вариант-1 (1-уровень сложности) |
||
Задание №1 |
Напишите структурные формулы |
1) гексаналь 2)пропановая кислота 3)пентанол-1 |
Задание №2 |
Составьте изомеры |
С4Н10О , С5Н10О2 , С6Н12О |
Задание №3 |
Допишите реакции |
СН3-СН2-СН2 -СН2 -СНО+ Н2 = СН3-СН2-СООН+КОН = С2Н5ОН +Na= |
Задание №4 |
Генетическая связь |
С3Н8---С3Н6----С3Н7ОН---С2Н5-СНО --- --С2Н5-СООН |
Задание №5 |
Качественная реакция |
На одноатомные спирты |
Задание №6 |
Дайте определение понятию |
Реакция гидратации |
Задание №7 |
Расскажите о кислородосодержащем веществе |
|
8. Пример сотрудничества "Учитель-ученик".
Дифференцированный подход в процессе обучения
( идея свободы выбора)
Например: фрагмент урока химии в 8 классе "Химические свойства воды"
Задание 1.Составьте схему.
-На магнитной доске, составьте данную в учебнике схему с помощью карточек:
|
||||||||||
|
||||||||||
|
|
|
Задание 2 Выберите сами задание своего уровня.
-Выполните дифференцированное задание на цветных карточках. Допишите реакции (карандашом), расставьте коэффициенты, укажите тип химической реакции.(Каждому ученику выдается по 4 карточке разного цвета ,только разного уровня сложности, в соответствии способностей обучающихся)
Задание 3.Подведите итоги.
-Прикрепите свою карточку на магнитную доску в соответствии с типом реакции.
(Схема на магнитной доске, укажет ошибки , каждый тип реакции напечатан на карточке определенного цвета.)Анализ результатов.
9.Пример сотрудничества "Учитель-ученик"Поисково- эвристический урок
( идея интеллектуального фона класса)
Например: Химия 10 класс "Глюкоза".Элемент урока- лабораторная работа.
Вопрос:
- Чем по составу является глюкоза?
Лабораторная работа .
Тема:« Определение качественного состава глюкозы"
Оборудование:этанол, медная проволочка, спиртовка, глюкоза, нитрат серебра,сульфат меди , гидроксид натрия,металлический магний,пробирки
Ход работы.
1.Является ли глюкоза одноатомным спиртом?
1)Растворите глюкозу в воде.
2)Проведите качественную реакцию на одноатомные спирты.
(Прокалить медную проволоку и опустить в раствор. (Т.Б.)
3).Запишите реакцию, если идет:
4) Сделайте вывод.
Вывод 1:
2.Является ли глюкоза альдегидом?
1)Проведите качественную реакцию на альдегидную группу.
(К раствору глюкозы приливают аммиачного раствора нитрата серебра и нагревают пробирку. Т.Б.)
2)Запишите реакцию.
Вывод 2 :
3.Является ли глюкоза карбоновой кислотой?
1)Проведите качественную реакцию на карбоновые кислоты
(К раствору глюкозы добавим опилок магния)
Вывод 3:
3.Является ли глюкоза многоатомным спиртом?
1)Проведите качественную реакцию на многоатомные спирты
(К раствору глюкозы прильем свежеприготовленный раствот гидроксида меди и добавим щелочи)
2) Запишите реакцию
Вывод 4:
4. Сделайте общий вывод.
10. Пример сотрудничества "Учитель-ученик" Прием «Мудрая сова» с опорным конспектом( идея интеллектуального фона класса)Каждая группа, работая с одним и тем же учебным тестом, и опорным конспектом выполняет определенное задание. Именно технология группового обучения направлена максимально на развитие коммуникативных свойств личности: у учащихся появляются навыки общения, риторически грамотность, возрастает самоуважение. Каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию от своих сверстников. Ученик, рассматривая одну и туже проблему, смотрит на нее своими глазами и глазами других ребят.
Например опорный конспект по биологии 10 класса "Гипотезы происхождения жизни
Дополнительный материал
Приемы, которые способствуют укреплению сотрудничества:
1. Этика вербального обращения к ученику:этим приемом возбуждается и укрепляется радостное ожидание, предвкушение удовольствия. « Давай подумаем вместе…», «Может быть, сделаем так?» В этих словах заложено участие педагога, а в словах «мне интересно…», « Я хочу знать…» проявляется авторитарный стиль общения, что неприемлемо при организации взаимоотношений сотрудничества.
2. Стимулирующее общение, вызывающее радость ученика:данный прием воспитывает любовь и доверие человека к человеку; тональность произнесения фраз должна быть располагающей, доброжелательной, уважительной, выражающей восхищение.
3. Дорисовывание:независимо от того, как учение ведет себя на конкретном уроке, учитель « накладывает» на него «краски», веря в то, что учение настроено на совершенствование. «Ребята, сегодня у нас радостное событие! Алена, за которую все переживали, выполнила все задания без ошибок. Давайте поздравим ее с успехом и будем ждать большего!» Взгляд ребенка в этот момент просит: накладывай на меня «краски», и я стану таким.
4. Приобщение детей к плану урока:ученики сами должны задать тон уроку, стать единомышленниками учителя, чувствовать себя хозяевами урока и осознавать исключительную роль в его творении.
5. Доверие ученику:обращаясь к ученику словами: « Только ты это сможешь сделать», «Это очень трудное дело, поэтому добровольцы вперед!» учитель показывает, что он доверяет ученику. Работая в группе, школьник научится вступать во взаимодействие с людьми, учитывая не только свои интересы, но и интересы других, понимать собеседника, активно высказываться, самостоятельно принимать решения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.